Главная --> Публикации --> Котлован дороже денег Торговля работает, жилье отдыхает Что выгоднее получить: социальное жилье или субсидию Чигиринский зовет соперников застраивать зарядье вместе Пакет законов по рынку жилья откроет государству тайны граждан

“Система из городского бюджета профинансирована только на 20%, а разработчики докладывают, что ее выполнение составило 60%, — взял слово Юрий Лужков, передает "Интерфакс". — Что это, героизм исполнителей, за который нужно немедленно представлять их к государственным наградам, или показ того, что программа выполняется в хаотическом характере?” Столичный градоначальник считает, что речь идет “о жлобстве тех, кто берется за исполнение программы, это перебор взятых на себя обязательств и он не обоснован”.

Столичный мэр раскритиковал исполнение городской программы “Электронная Москва”. На заседании правительства Москвы Лужков отверг представленный проект мероприятий по программе на 2005 г. и дал месяц на его переписывание.
На заседании правительства во вторник первым “Электронную Москву” раскритиковал вице-мэр Валерий Шанцев. Он рассказал, передает “Росбалт”, что в 2003-2004 гг. городской бюджет выделил на программу лишь 1,5 млрд руб. из запланированных 7,5 млрд руб., а внебюджетные инвестиции составили 2,4 млрд руб. при 10,6 млрд руб., предусмотренных в программе.

На заседании раскритикованный мэром проект представлял гендиректор специально созданного для реализации программы ОАО “Электронная Москва” Юрий Припачкин. Он считает критику несправедливой — по его словам, в рамках “Электронной Москвы” уже прошло более 50 конкурсов и отлажена система их проведения. “Мы просили увеличить бюджеты программы, ведь идет ее недофинансирование, — говорит он, — а для создания новой отрасли нужно в нее вкладывать деньги опережающими темпами”. А недовольство Валерия Шанцева Юрий Припачкин объясняет тем, что “Электронная Москва” объединила все финансирование различных городских IT-программ — в том числе и ранее подконтрольных вице-мэру.

Мэр заявил, согласно “Интерфаксу”, что работы по “Электронной Москве” ведутся на бесконкурсной основе, разработчики программы разместили заказы в компаниях “Мостелеком” и “Комкор”. Проект постановления правительства по плану мероприятий программы на 2005 г. мэр категорически отказался принимать и поручил его переработать и вынести на повторное обсуждение через месяц.

Гендиректор “Мостелекома” Александр Махонов сказал “Ведомостям”, что его компания до сих пор вообще не ведет никаких работ по “Электронной Москве”. А “УСП Компьюлинк” принимает участие в программе, сказал “Ведомостям” президент компании Михаил Лящ. По его словам, “Компьюлинк” и другие компании участвовали в конкурсах и конкуренция за победу в них была нешуточная. Критика столичных властей исполнения “Электронной Москвы” вызывает у Ляща недоумение, ведь программу и все мероприятия утверждало само московское правительство. Но участник рынка на условиях анонимности считает, что конкуренция в рамках программы была только по созданию информационных систем — а заказчиков по крупным инфраструктурным проектам выбирали безальтернативно.
Бюджет “Электронной Москвы”, рассчитанной на 2003–2007 гг., составляет около 60 млрд руб., из них 20 млрд руб. – из госбюджета, остальные деньги – из внебюджетных источников. “Электронная Москва” задумывалась как амбициозная программа, призванная объединить все разрозненные столичные программы информатизации.
АФК “Система” решила расширить свое девелоперское подразделение “Система-ГАЛС”, присоединив к нему крупную столичную строительную компанию “СУИхолдинг”. Часть менеджеров “СУИхолдинга” уже работает в “Системе”, но акции строительной компании “Система” купит лишь через год.

Первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк пояснил “Ведомостям”, что ни о каком пересмотре “Электронной Москвы” речи не идет. “Нужно просто сосредоточиться в 2005 г. на том, чтобы обеспечить конкретные результаты в рамках работ по программе”, — пояснил он.

“СУИхолдинг” основан в 1988 г., помимо строительства и реконструкции оказывает услуги в области управления строительными проектами. Выполнял функции заказчика и генподрядчика при строительстве офиса “Газпрома” на ул. Наметкина, построил для газового монополиста образовательный центр и жилой комплекс. Среди реализованных проектов также Центр православного наследия, жилые дома по индивидуальным проектам, административные здания. Основным владельцем “СУИхолдинга” участники строительного рынка Москвы называют ее президента Азария Лапидуса. Финансовые показатели компания не раскрывает.

Созданная в 1990 г. компания “Система-ГАЛС” управляет активами АФК “Система” в области строительства и других бизнесов, связанных с недвижимостью. Построила офисный комплекс “Галс-Тауэр”, московскую штаб-квартиру концерна “ДаймлерКрайслер” и др. Собирается реконструировать гостиницу “Пекин” и соседние здания, строить офисный центр для компании Siemens, сейчас реконструирует пятиэтажки в нескольких кварталах Кунцева. В прошлом году недвижимость принесла “Системе” около $27 млн прибыли.

Руководитель одной из столичных строительных компаний, знакомый с деталями соглашения, говорит, что в течение года весь менеджмент и сотрудники “СУИхолдинга” будут работать в “Системе-ГАЛС”. “У "СУИхолдинга" мощности загружены не полностью, а у "Системы-ГАЛС" достаточный административный ресурс, но есть определенные сложности с реализацией проектов, поэтому логично, что они объединились”, — говорит он и добавляет, что через год АФК примет окончательное решение — будет выкуплен контрольный пакет партнера или компании разойдутся. “Система-ГАЛС” давно не может начать несколько громких и уже анонсированных проектов — например, реконструкцию гостиницы “Пекин” и “Детского мира” на Лубянке и строительство здания Siemens, напоминает другой крупный девелопер. По его данным, именно этими проектами и займется “СУИхолдинг”.

Как стало известно “Ведомостям”, АФК “Система” уже начала присоединение “СУИхолдинга”, но сделка займет не меньше года. Сейчас речь идет об “объединении менеджерских усилий и строительных мощностей”, сообщил “Ведомостям” сотрудник АФК “Система”. По его словам, по завершении сделки “Система”, скорее всего, получит полный контроль над “СУИхолдингом”. То, что компании уже “работают вместе”, подтвердил и президент “СУИхолдинга” Азарий Лапидус. “Мы приглашены в компанию заниматься вопросами структурирования службы заказчика и сейчас вместе с коллегами участвуем в написании стратегии развития “Системы-ГАЛС”, — говорит он. Лапидус уже назначен заместителем председателя совета директоров АФК “Система”, сообщила пресс-служба АФК. Назначение связано с планами расширения строительного подразделения АФК, говорят в пресс-службе.

Помимо интеллектуального потенциала компании, который получила “Система”, ей еще придется заняться масштабным проектом, от участия в котором она недавно сама отказалась, — реконструкцией Большого театра. Контракт стоимостью $430 млн “СУИхолдинг” выиграл в феврале этого года. Источник в “Системе” рассказал, что в тендере на реконструкцию АФК решила не участвовать, сочтя экономику этого проекта “очень напряженной”.

Опрошенные “Ведомостями” участники рынка обращают внимание на то, что “Система-ГАЛС” усиливает свое строительное направление перед началом проекта “Большой Сити” (застройка территорий вокруг делового центра “Москва-Сити” оценивается в $100 млрд, управляющей компанией этого проекта станет “дочка” “Системы-ГАЛС”). “Идет нормальный процесс — укрупнение рынка. В данном случае это расширение возможностей компаний в плане кадров и клиентуры”, — говорит гендиректор “Декра Групп” Тигран Алексанян. Алексей Добашин, генеральный директор концерна “Крост”, считает, что “Система” фактически покупает готовый бизнес — компанию, имеющую грамотных управленцев, заказы и подрядные мощности. Компания становится вертикально-интегрированной, что позволит максимально сократить издержки, неизбежно возникающие при работе с подрядчиками, считает Алексей Кожевников, вице-президент группы VMP Corp.

С 1994 г. в России действует запрет на приватизацию аэродромов (включая взлетно-посадочные полосы и стоянки самолетов). Несмотря на запрет, государство финансировало эти объекты очень скудно. Поэтому с середины 1990-х они передавались в пользование операторам аэропортов, которые и вкладывались в аэродромы.

В споре о том, на каких условиях отдать в управление аэродромы, скоро может быть поставлена точка. Минтранс согласился с идеей Росимущества сдавать эти объекты в аренду. Управляющие аэропортов и эксперты рады такому решению, ведь принятие закона о концессиях пока под вопросом.

Еще в марте вице-премьер Алексей Жуков поручил Минтрансу и Минэкономразвития урегулировать вопрос управления аэродромами. Минтранс должен согласовать мнения всех заинтересованных министерств до конца июня.

Решить проблему с правовым статусом этого имущества чиновники пытаются уже не первый год. Первый и единственный в столичном регионе договор аренды аэродрома заключила в 1998 г. группа Ист Лайн, управляющая Домодедово. Правда, вскоре после его заключения чиновники заговорили, что в договоре предусмотрены слишком низкие арендные ставки (3 млн руб. в год) и слишком долгий срок аренды (75 лет). В феврале Росимущество добилось расторжения договора через суд. А на прошлой неделе стало известно, что пострадало и Шереметьево: налоговые службы предъявили ему претензии на $10 млн. Чиновники решили, что аэропорт занизил налогооблагаемую базу, учтя в своих затратах расходы на содержание взлетно-посадочных полос, принадлежащих государству.

Росимуществу всегда больше нравился вариант с заключением договоров аренды об этом месяц назад в интервью Ведомостям говорил руководитель ведомства Валерий Назаров. Он прогнозировал, что до конца апреля Росимущество определится с арендными ставками и предварительным проектом типового договора. Правда, пока эта работа не завершена, сказал 3 мая чиновник Росимущества.

До недавнего времени Минэкономразвития и Минтранс предлагали передавать имущество аэропортов, не подлежащих приватизации, в концессии. Но пока реализовать эту идею невозможно. Госдума планировала рассмотреть законопроект о концессиях во втором чтении 11 мая, но вряд ли он будет включен в повестку дня, отмечает председатель думского комитета по экономической политике Валерий Драганов. Государственно-правовое управление президента написало на законопроект отрицательное заключение, и стороны до сих пор не пришли к компромиссу. Депутаты считают, что список объектов, которые можно передавать в концессии, слишком узок. А кремлевские юристы что слишком широк. Драганов надеется, что компромисс будет найден и уже в мае законопроект будет принят во втором чтении.

Менеджеры аэропортов хотят, чтобы министерства приняли хоть какое-нибудь решение. Нас устроит любая схема, поскольку из-за неопределенности у нас слишком много проблем, заявил Ведомостям один из менеджеров Шереметьево. В крайнем случае, ошибки будем исправлять потом. Первый заместитель гендиректора Внуково Виталий Ванцев считает аренду предпочтительным вариантом, потому что у него пока нет альтернативы. Начальник аналитического отдела ИК Проспект Наталья Одинцова считает, что разрешение сдавать имущество в аренду стало бы хорошей новостью для управляющих аэропортов, ведь перспективы закона о концессиях до сих пор неясны. В первом чтении он был принят девять лет назад, и неизвестно, сколько времени понадобится для второго этапа.
Телекоммуникационная компания Vessolink приступает к строительству элитного жилого комплекса на Остоженке, на месте бывшей ткацкой фабрики и теннисных кортов, принадлежавших спорткомплексу "Чайка". Стоимость 70 тыс. кв. м, которые компания намерена возвести на этом месте, оценивается примерно в $0,5 млрд.

Но позиция Назарова, похоже, восторжествует. Для передачи аэропортов в концессию пока нет законодательной базы, признает директор департамента Минтранса Александр Тихонов. Даже если закон о концессиях будет принят в ближайшее время, все равно потребуется принять еще несколько нормативных актов, чтобы он реально заработал, объясняет чиновник. А пока нет законодательства, имущество аэропортов, не подлежащее приватизации, можно сдавать в аренду по временным правилам, но на общих принципах, добавляет директор департамента инфраструктуры Минтранса Олег Шахов. В договоры аренды можно включать пункт, что он прекращает действие, как только заработает система концессий. Минэкономразвития против аренды тоже не будет возражать. У нас около 700 взлетно-посадочных полос, а в концессию возьмут не больше 15, убежден начальник департамента МЭРТ Игорь Гречухин. Остальные просто не заинтересуют инвесторов.

Распоряжение о реабилитации территории ГЭП "Текстиль" и строительстве здесь жилья было подписано правительством Москвы еще 11 февраля 2005 года (№161-РП). Предполагается, что выход на площадку и закладка котлована должны состояться в июне 2005 года, а окончание строительства запланировано на 2007-й. В соответствии с постановлением инвестором по данному участку выступает ЗАО "Инпромтекс", однако, как удалось узнать "Бизнесу", за строительством нового дома на Пречистенской набережной стоит Vessolink. Президент Vessolink Олег Бадера подтвердил "Бизнесу", что его компания имеет отношение к строительству этого дома, но подробности проекта освещать отказался.

Жилой комплекс будет построен на месте бывшей производственной территории ГЭП "Текстиль" на участке в 1,3 га, ограниченном Турчаниновым, Хилковым и Коробейниковым переулками и Пречистенской набережной. В данный момент снос фабрики и теннисных кортов на этом участке завершен, осуществляется перенос коммуникаций. Ожидается, что общая площадь комплекса, пока не имеющего своего названия, составит более 71 тыс. кв. м (надземная часть - более 41,5 тыс. кв. м, около 30 тыс. кв. м - подземная часть).

Тем не менее "Бизнесу" удалось узнать, что на второй части участка по Коробейникову переулку будет построен дом переменной этажности (3-8, а по слухам, и 10 этажей) с подземной трехуровневой парковкой на 850 машино-мест. Предполагается, что площадь квартир будет составлять от 65-80 до 280-330 кв. м. По словам Виктора Лабусова, президента инвестиционно-финансовой группы "Инфайком" (партнер Vessolink по данному проекту), работы по проектированию дома возложены на архитектора Владимира Колосницына и мастерскую "Моспроект-2". Строительные работы в соответствии с результатами предварительного тендера будут поручены итальянской строительной фирме "Кодест", построившей в этом районе дома по Капранову переулку, Малому Левшинскому и др. "Сейчас проводятся переговоры с рядом крупных банков, пожелавших стать инвесторами данного проекта",- сообщил Виктор Лабусов.

В данный момент на территории бывшей ткацкой фабрики по Коробейникову переулку, владение 1/2 уже ведется строительство одного элитного комплекса общей площадью 35 тыс. кв. м. Осуществляет его компания Rose Group, ранее известная как MCD-Group,- фирма, построившая основную долю элитного жилья на Остоженке. По словам Алексея Сидорова, заместителя генерального директора компании Kirsanova Realty, компания Rose Group вела переговоры с инвестором соседнего участка (то есть с Vessolink.- "Бизнес") о его покупке, но они закончились ничем. Риэлтеры пеняют на существующие в контракте обязательства перед бывшими владельцами участка, в число которых входят федеральные органы, в том числе МВД, владевшее отдельными зданиями на участке. Как удалось узнать в компании Kirsanova Realty, участок по Коробейникову переулку имеет и другие проблемы. Так, на месте кортов, где предполагается возвести пятиэтажное здание, грунт, по данным риэлтеров, не совсем пригоден для строительства.
В компании Knight Frank, разработавшей маркетинговую концепцию комплекса для Vessolink, заметили, что из-за сложностей с грунтом под кортами и оформлением оставшейся разрешительной документации инвестор на площадку действительно пока не вышел, а информация об объекте пока не разглашается.



Главная --> Публикации