![]() |
![]() ![]() |
Предотвращающий падение![]() В этом году исполняется семьдесят лет со дня получения Г.Е. Котельниковым патента на парашют. Слово «парашют» (буквально «против падения») впервые использовал в сегодняшнем его смысле француз Ленорман, изготовивший и испытавший такое устройство в декабре 1783 года. То была четырехгранная пирамида с подвешенной к ней плетеной корзиной, в которой Ленорман благополучно спустился с крыши обсерватории города Монпелье. Но сама идея появилась раньше. В XV веке Леонардо да Винчи в кодексе о полете птиц дал эскиз летательной машины — прообраза парашюта. В 1617 году некий Фауст Веранчио из Флоренции издал книгу, в которой поместил рисунок примитивного парашюта-паруса. С появлением воздушных шаров создание средств спасения с них становится актуальной проблемой. Знаменитый воздухоплаватель Жан-Пьер Бланшар в 1785 году впервые вынужден был применить парашют-корзину, спасший его при аварии. Через 12 лет Жак Гарнерен демонстрировал в парижском парке Монсо аттракцион для публики — показательные прыжки с парашютом мягкой конструкции. Он догадался сделать отверстие в центре купола, что устранило раскачивание при снижении. В таком виде, в основном, парашют дошел и до нашего времени. В прошлом веке появилось немало воздушных акробатов-парашютистов. Эти отважные люди разъезжали по городам, удивляя всех своими смелыми прыжками с аэростатов. Приезжали они и в Россию. Один из них, Чарльз Леру, впервые продемонстрировал затяжные прыжки. ![]() Рождение авиации обусловило необходимость широкого применения парашютов. Журналы того времени пестрели сообщениями о разбившихся авиаторах. В 1910 году один изобретатель предложил размещать в хвосте самолетов парашют-зонтик, другой задумал расположить смотанный в рулон мягкий парашют снизу фюзеляжа, между колесами. Кстати, именно с таким парашютом впервые в мире покинула самолет женщина. Первой парашютисткой в авиации стала Кайя де-Кастелла, первой в воздухоплавании была Элиза Гарнерен, прыгавшая с воздушных шаров еще в конце XVIII века. В 1912 году парижский портной рансуа Рейхельт сшил себе костюм-парашют и прыгнул в нем с Эйфелевой башни. После того как он разбился насмерть, полиция запретила проводить подобные испытания с этого сооружения. В 1911 году Боннэ в Париже предложил укладывать футляр с парашютом в хвосте самолета. Парашют соединялся с поясом летчика веревкой. Когда летчик раскрывал футляр, раскрывшийся парашют буквально выдергивал его из самолета. Такая система была весьма неудобна, ненадежна. Весной 1910 года в Петербурге во время первого Всероссийского праздника воздухоплавания из «Фармана» вывалился и разбился один из пионеров отечественной авиации капитан Мациевич. Среди многочисленных зрителей, ставших свидетелями этого трагического происшествия, был тридцативосьмилетний актер Глеб Евгеньевич Котельников. «Неужели нельзя было спастись? Ведь есть же парашюты!» — думал Котельников. Эмоциональное воздействие катастрофы оказалось столь высоко, что он с головой ушел в далекую доселе от него проблему и всего через год сконструировал ранцевый парашют РК-1 (русский Котельникова), крепившийся ремнями к спине летчика. Историческая заслуга Котельникова заключается не в создании принципа — он был известен давно,— а в приспособлении его к реальным условиям авиации, в создании работоспособного и надежного устройства. Он понял, что парашют должен всегда находиться с летчиком. 27 октября 1911 года Котельников подал заявку на свое изобретение. Кстати, во время испытания РК-1 Котельников сделал еще одно изобретение — парашютный тормоз для самолета, сегодня широко используемый на реактивных самолетах. В июне 1912 года РК-1 был успешно испытан, одобрен, но не выпускался до начала Первой мировой войны. Впрочем, и во время ее было выпущено лишь несколько десятков экземпляров. Великий князь Александр Михайлович, бывший начальником русских воздушных сил, сказал, что «парашют в авиации — вообще вещь вредная, летчики при малейшей опасности будут прыгать, предоставляя самолеты гибели». Военное ведомство отказалось от котельниковского парашюта. Лишь после революции парашюты Котельникова стали применяться, а сам автор получил действенную поддержку от государства. В 1923 году он создает грузовой парашют «Авиапочтальон», а в следующем году патентует РК-3 с мягким ранцем (патент № 1607). В 1926 году ЦАГИ рекомендует летчикам-испытателям обязательно брать с собой в полет парашют. Через год М.М. Громов с успехом применяет его, выпрыгнув из попавшего в штопор самолета. Это было первое в СССР вынужденное применение парашюта. В 1930 году в стране начинается массовое развитие парашютизма, закладываются первые парашютные заводы. С 1932 года началась регистрация всесоюзных парашютных рекордов, а через три года было учреждено звание «Мастер парашютного спорта СССР». Первыми мастерами спорта стали парашютисты: Л.Г. Минов, Я.Д. Мошковский, Б.Н. Петров, Н.А. Евдокимов и Н.А. Камнева. Сегодня международная авиационная федерация (ФАИ) регистрирует мировые рекорды по 46 видам парашютных прыжков. Парашют постоянно совершенствуется и сегодня представляет фактически мягкое разрезное крыло, что позволяет спортсмену эффективно управлять им и планировать на большие расстояния от места выброски. Купол имеет различные формы: круга, прямоугольника, полусферы, усеченного конуса площадью от сотой до нескольких тысяч квадратных метров, что позволяет плавно спустить и осветительную ракету, и космический корабль. Натуральный шелк постепенно вытиснился капроном, нейлоном. На конструкцию парашютов, на его снаряжение, на различные автоматические устройства выданы сотни патентов и авторских свидетельств. Много новых конструкций парашютов создал и реализовал П.И. Гроховский. Широкую также известность, например, получили изобретатели братья Доронины, сконструировавшие устройства, автоматически раскрывавшие купол парашюта через определенное время. ![]() Современные военные самолеты снабжены катапультными креслами со сложными автоматическими парашютными системами. Эти системы позволяют спасти жизнь летчика на любых высотах и скоростях. Десять лет назад парашют впервые стал «работать» и в атмосфере других планет: Марса, Венеры. Жизнь изобретения Котельникова продолжается. |