Предотвращающий падение



В этом году исполняется семьдесят лет со дня получения Г.Е. Котельниковым патента на парашют.

Слово «парашют» (буквально «против падения») впервые использовал в сегодняшнем его смысле француз Ленорман, изготовивший и испытавший такое устройство в декабре 1783 года. То была четырехгранная пирамида с подвешенной к ней плетеной корзиной, в которой Ленорман благополучно спустился с крыши обсерватории города Монпелье.

Но сама идея появилась раньше. В XV веке Леонардо да Винчи в кодексе о полете птиц дал эскиз летательной машины — прообраза парашюта. В 1617 году некий Фауст Веранчио из Флоренции издал книгу, в которой поместил рисунок примитивного парашюта-паруса.

С появлением воздушных шаров создание средств спасения с них становится актуальной проблемой. Знаменитый воздухоплаватель Жан-Пьер Бланшар в 1785 году впервые вынужден был применить парашют-корзину, спасший его при аварии. Через 12 лет Жак Гарнерен демонстрировал в парижском парке Монсо аттракцион для публики — показательные прыжки с парашютом мягкой конструкции. Он догадался сделать отверстие в центре купола, что устранило раскачивание при снижении. В таком виде, в основном, парашют дошел и до нашего времени.

В прошлом веке появилось немало воздушных акробатов-парашютистов. Эти отважные люди разъезжали по городам, удивляя всех своими смелыми прыжками с аэростатов. Приезжали они и в Россию. Один из них, Чарльз Леру, впервые продемонстрировал затяжные прыжки.



Рождение авиации обусловило необходимость широкого применения парашютов. Журналы того времени пестрели сообщениями о разбившихся авиаторах. В 1910 году один изобретатель предложил размещать в хвосте самолетов парашют-зонтик, другой задумал расположить смотанный в рулон мягкий парашют снизу фюзеляжа, между колесами. Кстати, именно с таким парашютом впервые в мире покинула самолет женщина. Первой парашютисткой в авиации стала Кайя де-Кастелла, первой в воздухоплавании была Элиза Гарнерен, прыгавшая с воздушных шаров еще в конце XVIII века. В 1912 году парижский портной рансуа Рейхельт сшил себе костюм-парашют и прыгнул в нем с Эйфелевой башни. После того как он разбился насмерть, полиция запретила проводить подобные испытания с этого сооружения.

В 1911 году Боннэ в Париже предложил укладывать футляр с парашютом в хвосте самолета. Парашют соединялся с поясом летчика веревкой. Когда летчик раскрывал футляр, раскрывшийся парашют буквально выдергивал его из самолета. Такая система была весьма неудобна, ненадежна.

Весной 1910 года в Петербурге во время первого Всероссийского праздника воздухоплавания из «Фармана» вывалился и разбился один из пионеров отечественной авиации капитан Мациевич. Среди многочисленных зрителей, ставших свидетелями этого трагического происшествия, был тридцативосьмилетний актер Глеб Евгеньевич Котельников.

«Неужели нельзя было спастись? Ведь есть же парашюты!» — думал Котельников. Эмоциональное воздействие катастрофы оказалось столь высоко, что он с головой ушел в далекую доселе от него проблему и всего через год сконструировал ранцевый парашют РК-1 (русский Котельникова), крепившийся ремнями к спине летчика.

Историческая заслуга Котельникова заключается не в создании принципа — он был известен давно,— а в приспособлении его к реальным условиям авиации, в создании работоспособного и надежного устройства. Он понял, что парашют должен всегда находиться с летчиком. 27 октября 1911 года Котельников подал заявку на свое изобретение. Кстати, во время испытания РК-1 Котельников сделал еще одно изобретение — парашютный тормоз для самолета, сегодня широко используемый на реактивных самолетах.

В июне 1912 года РК-1 был успешно испытан, одобрен, но не выпускался до начала Первой мировой войны. Впрочем, и во время ее было выпущено лишь несколько десятков экземпляров.

Великий князь Александр Михайлович, бывший начальником русских воздушных сил, сказал, что «парашют в авиации — вообще вещь вредная, летчики при малейшей опасности будут прыгать, предоставляя самолеты гибели». Военное ведомство отказалось от котельниковского парашюта.

Лишь после революции парашюты Котельникова стали применяться, а сам автор получил действенную поддержку от государства. В 1923 году он создает грузовой парашют «Авиапочтальон», а в следующем году патентует РК-3 с мягким ранцем (патент № 1607). В 1926 году ЦАГИ рекомендует летчикам-испытателям обязательно брать с собой в полет парашют. Через год М.М. Громов с успехом применяет его, выпрыгнув из попавшего в штопор самолета. Это было первое в СССР вынужденное применение парашюта.

В 1930 году в стране начинается массовое развитие парашютизма, закладываются первые парашютные заводы. С 1932 года началась регистрация всесоюзных парашютных рекордов, а через три года было учреждено звание «Мастер парашютного спорта СССР».

Первыми мастерами спорта стали парашютисты: Л.Г. Минов, Я.Д. Мошковский, Б.Н. Петров, Н.А. Евдокимов и Н.А. Камнева. Сегодня международная авиационная федерация (ФАИ) регистрирует мировые рекорды по 46 видам парашютных прыжков.

Парашют постоянно совершенствуется и сегодня представляет фактически мягкое разрезное крыло, что позволяет спортсмену эффективно управлять им и планировать на большие расстояния от места выброски. Купол имеет различные формы: круга, прямоугольника, полусферы, усеченного конуса площадью от сотой до нескольких тысяч квадратных метров, что позволяет плавно спустить и осветительную ракету, и космический корабль. Натуральный шелк постепенно вытиснился капроном, нейлоном.

На конструкцию парашютов, на его снаряжение, на различные автоматические устройства выданы сотни патентов и авторских свидетельств. Много новых конструкций парашютов создал и реализовал П.И. Гроховский. Широкую также известность, например, получили изобретатели братья Доронины, сконструировавшие устройства, автоматически раскрывавшие купол парашюта через определенное время.



Современные военные самолеты снабжены катапультными креслами со сложными автоматическими парашютными системами. Эти системы позволяют спасти жизнь летчика на любых высотах и скоростях. Десять лет назад парашют впервые стал «работать» и в атмосфере других планет: Марса, Венеры. Жизнь изобретения Котельникова продолжается.