Литература -->  Производство газовых тканей 

[ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Производство газовых тканей, легкие прозрачные ткани, в к-рых основные и уточные нити не прилегают друг к другу вплотную, а разделены между собой равными промежутками, образуя сквозные отверстия. Г. т. вырабатываются из шелка, камвольной шерсти, хл.-бум. пряжи и льна. По способу своего построения Т. т. могут быть подразделены на два вида: 1) ткани с гроденаплевым (полотняным) переплетением и 2) ткани собственно с ажурным. переплетением (см. Ажурные тшни и Бареою).

Г. т. первого вида изготовляются следующим образом. При редком берде, нити основы пробираются по одной в каждый зуб подряд; при частом же берде проработка происходит с пропусками через 1, 2 или 3 зуба, в зависимости от желаемой плотности и, следовательно, размера просвечивающих отверстий по ширине ткани. Что же касается утка, то нити последнего долнсны располагаться друг от друга на таком же расстоянии, как и нити основы. Т. о. от переплетения основных нитей с уточными образуются равномерные просвечивающие отверстия (см. фиг.). К этому виду Г. т. принадлежат ткани следующих наименований: канва, кисея, муслин,марля и нек-рые другие сорта Г. т. При употреблении готовой газовой ткани с такого рода переплетением нити основы и утка могут перемещаться, и, следовательно, отверстия становятся неравномерными. Это явление, в особенности при использовании тканей для технических целей, считается недопустимым.

Г. т. второго вида, с ажурным переплетением, отличаются от Г.т. гроденаплевого переплетения тем, что нити основы попарно сплетают нити утка и взаимно перекрещиваются, при чем нити утка лежат отдельно и прямо (см. Ажурные тшни). Для выработки такого рода Г. т. необходимы две основы-коренная и перевивочная, а также особое устройство ремизного прибора. Шелковые ткани этого рода идут, в частности, в значительном количестве для мельничных сит. В данном случае важно, чтобы величина отверстий оставалась по-


стоянной и перемещение нитей происходило не легко. Это как раз и достигается в газовых тканях второго вида.

Г. т. вырабатываются простые и узорные, в различных комбинациях и расцветках. Пряжа применяется различных №, гл. образом высоких; так для хл.-бум. газа применяются № от 70-го до 120-го. См. Ткани.

Лит.: Technologie d. Textilfasern, hrsg. v. R. Her-zog. B. 2, p. 219, в., 1927. С. Мопчанов.

ГАЗОВЫЕ топки (и печи), топки и печи, в к-рых топливом служит газ. Для газообразного топлива применяют специальную своеобразную конструкцию как топки, так и рабочего пространства печи. В Г. т. можно достигнуть полного горения (см.) с незначительным избытком воздуха, что повьпнает t° горения, усиливает теплопередачу, понижает t° дыма и потерю уносимого им тепла, повышая всем этим использование тепла в печи. Осуществляется это установкой особых газовых горелок (см. Горелки газовые), которые дают возможность горящему газу тесно перемешиваться с воздухом. Но во многих случаях газ успешно сжигается в Г. т. без особых горелок, будучи подводим в сожигательные камеры, раскаленные стены к-рых способствуют моментальному воспламенению газа и полноте его сгорания, в особенности, если нужный для горения воздух предварительно нагревается в каналах, заложенных в толще стены топки, или в особых рекуператорах (см.), нагреваемых дымом. Наконец, газовые печи могут обходиться и без особой топки, когда газ и воздух сильно подогреваются в особых регенераторах (см.) и для горения вводятся в рабочее пространство печи непосредственно. В этом случае совершенное сжигание газа достигается соответственной конструкцией той части печи, в к-рой располагаются каналы, подводящие воздух и газ, надлежащими размерами сечения этих каналов (для достижения желательной скорости газов в них) и, наконец, достаточной продолжительностью пребывания горючей смеси в печи. См. Печи, Мартеновский процесс (там же-техника безопасности). М. Павлов.

ГАЗОВЫЕ ТУРБИНЫ, см. Турбины.

ГАЗОГЕНЕРАТОРЫ, ге не р ат о р ы, или газовики, аппараты для превращения твердого топлива в газообразное, или в т. н.



генераторный газ (см.), широко применяемый для отопления заводских печей, для нужд городского хозяйства (водяной газ), для превращения в механич. энергию (силовой газ) и для других технических целей.


В основе своей Г. представляет собою шахтную топку неполного горения, т.е. такую топку, продуктами горения которой являются горючие газы.В отличие от простой топки, работающей обычно с избытком воздуха, сожигание топлива в Г. ведется при значительно более толстом слое горючего, с недостатком воздуха, т. е. с количеством воздуха, значительно меньшим, чем требуется для полного сгорания топлива. Недостающее же для полного сгорания количество воздуха вводится в то рабочее пространство, в котором производят сожигание генераторного газа по назначению. Воздух, поступающий под колосники Г., называется первичны мвоздухом; поступающий же для сожигания генераторного газа носит название вторичного, или добавочного, воздуха; в зависимости от условий горения, добавочный

воздух подводят с ббльшим или меньшим избытком против теоретич. необходимого для полного сгорания количества. При выработке в Г. обьга-ного паро-воздуш-ного газа первичный воздух составляет ок. Vs* воздушного газа-ок. % теоретически необходимого для полного сгорания количества воздуха.

Среднее положение между газогенератором и простой топкой занимает так называемая полугазовая топка, которая дает газ высокой температуры для непосредственного использования (без подогрева) в рабочем пространстве печи.


Фиг. 2.

В современных конструкциях Г., теоретически говоря, можно сожигать любое твердое топливо, за исключением пылеобразного, применение к-рого в Г. очень затруднительно. Однако экономически выгодной представляется газификация далеко не всех сортов топлива. Наилучшие результаты дает сортированный (промытый и отсеянный) газовый каменный уголь, содержащий высокий % летучих веществ (в среднем 32- 36%) и дающий не сильно спекающийся, легкогорючий (реактивный) кокс. Газификация мелкого и сильно спекающегося угля, с легкоплавкой золой и трудно горящим коксом, вызывает целый ряд неполадок в работе Г. Сожигание тощих, некоксующихся углей, дающих плотный углеродистый остаток малой реактивности, требует принятия специальных мер (повышение t° или давления, или того и другого вместе). В особенности это положение относится к сожиганию антрацита, а также мелочи тощих углей и отбросов топлива. Соясигание низкосортного и малокалорийного топлива (сырые дрова, влажный торф, бурый уголь) представляет также свои трудности, часто сводящие напет все выгоды газификации, т. к. получение хорошего газа из такого топлива становится возможным или после предварительной подготовки топлива (сушка, брикетирование, измельчение) или при последующей обработке полученного генераторного газа (про-мьюка, очистка, осушка, конденсация).

По роду топлива Г. делятся на: 1) коксовые и антрацитовые (тощее топливо); 2) каменноугольные (обычные битуминозные, или курные, угли); 3) буроугольные (рядовой уголь и брикет); 4) торфяные; 5) дровяные


(дрова, измельченное дерево); 6) сланцевые (горючие битуминозные сланцы); 7) Г., работающие на отбросах различных производств. По способу подачи первичного воздуха различают: 1) Г. самодувные и 2) Г., работаю-



щие на дутье, т. е, с принудительной подачей воздуха от вентилятора или парового инжектора (пароструйного аппарата). Способ подвода воздуха влияет не только на возможность увеличения производительности Г., но и на величину положительного давления газа в общем сборном газопроводе


Фиг. 4.

(коллекторе), к-рое определяет технич. возможности безогасного распределения и со-жигания газа. По конструкции отдельных частей различают: Г. с шахтами прямоугольными и Г. с кругльпйи шахтами; Г. с колосниковой решеткой (наклонной, полигональной, корзиночной, горизонтальной) и без колосников; Г. с центральным подводом воздуха и с подводом его по периферии .(фурмой); Г. с выпуском жидкого шлака; Г. с водяным затвором; Г. с вращающимися колосниками и автоматическим выгребом золы; Г. с автоматршеским питанием; Г. с механич. шуровкой и, наконец, вполне механизированные Г. (ан1оматическ. питание, шуровка, выгреб золы). Большинство современных Г. относится к типу Г. с водяным затвором (поддоном) и вращающимися колосниками.

Устройство Г. представлено на фиг. 1. Здесь а-шахта Г., обычно состоящая из цилиндрич. кожуха, склепанного из котельного железа, толщиной в 8-10 мм, и выложенного изнутри огнеупорной (шамотной) кладкой, толщиной в один кирпич (230- 250 мм), с изоляционной прослойкой (25- 40 мм). Нижняя часть шахты иногда бывает пустотелая клепаная, без огнеупорной футеровки, но с водяньпй охлаждением. Шахта покоится на 4 колоннах к, клепаных или литых чугунных. В последнем случае они делаются пустотелыми, и часто через одну из них подводится дутье в поддувало. Наиболее ответственной частью Г. является колосниковая решетка в, укрепленная на дне вращающейся чаши d, служащей водяным .атвором (зольником) Г. По мере вращения поддона зола автоматически выгребается

специальным приспособлением (скребком, сошником) г, поставленным наклонно против движения поддона. При помощи особого винта скребок можно устанавливать глубже или мельче, а соответственно этому будет усиливаться или уменьшаться и выгреб золы. Поддон получает вращение от червяка е и храпового механизма f, приводимого в движение от эксцентрика трансмиссии. Дутье (пар и воздух) входит в поддувало I через отверстие р из воздухопровода и поступает под колосниковую решетку в. Для разобщения поддувала (давление дутья 50-250 мм водяного столба) от наружного


Фиг. 5.

(атмосферного) воздуха служит водяной затвор д-h. Сверху Г. перекрыт сводом из огнеупорного кирпича т, на к-рый устанавливается щуровочная коробка п, служащая для загрузки топлива в Г. В коробке имеется

599994



[ 1 ] 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152