Главная --> Публикации --> Арендная плата за участки будет повышена Олимпийские объекты пройдут экогосэкспертизу по схеме "одного окна" Ноу-хау для тц: безопасность как концепция Малоэтажные смотрины: предложения эконом-класса растут в окрестностях ленинградского шоссе Москва — налево, москва — направо

В четверг прошло третье заседание инвестиционно-строительного клуба, организованного Ассоциаций строителей России (АСР) совместно с Ассоциацией региональных банков (АРБ).

В четверг прошло третье заседание инвестиционно-строительного клуба. Банкиры и девелоперы обсудили перспективы инвестиционного сотрудничества, а также поговорили о роли государства в развитие рынка доступного жилья. По мнению участников заседания, одной из наиболее перспективных форм реализации жилищных программ является ГЧП, так как государство предоставляя девелоперам определенные преференции, может требовать снижения цен на недвижимость.

Строители подписали соглашение с Единой Россией
Создание государственно-частных партнерств в строительстве, поможет снизить цены на жилье В ходе заседания были подписаны два важных для строительной отрасли соглашения.


В нем приняли участие топ-менеджеры строительных организаций из многих регионов России, а также представители ряда банков. Гостями заседания стали заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Государственной думы РФ Александр Коган и президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИК) Елена Николаева.

Второе соглашение было подписано между АСР и Национальным агентством развития малоэтажного и коттеджного строительства. Оно направлено на расширение сотрудничества между бизнесом и правительством в рамках реализации проектов малоэтажного и коттеджного строительства в России.

Первое из них - отраслевое соглашение в области строительства и строительных материалов - было заключено между партией Единой Россией, Деловой Россией, АСР и представителями строительных компаний. Как считает Александр Коган, подписание этого соглашения должно способствовать развитию рынка недвижимости в России.

Банкиры готовят рынок строительных проектов
По образному сравнению Владимира Гамзы, сегодня банки и строители ходят по разные стороны улицы: Задача инвестиционно-строительного клуба состоит в том, чтобы сделать это движение совместным.


В то же время, как отмечали участники заседания, для развития строительной отрасли в России мало одних соглашений. Нужны деньги. Именно вопросам поиска инвестиций было посвящено выступление вице-президента АРБ Владимира Гамзы.

Он пояснил, что уже сегодня банкиры готовы оценивать строительные проекты с точки зрения инвестиционной привлекательности. Мы готовы собирать пул из 3-5 перспективных проектов для проведения роуд-шоу для привлечения того или другого источника финансирования, - сказал вице-президент АРБ.

По мнению банкира, этому может помочь формирование в России организованного рынка инвестиционных строительных проектов. Он рассказал, что уже намечена программа по построению такого рынка. В первую очередь нам нужно разработать стандарты инвестиционных проектов, - сказал Владимир Гамза.

Однако, продолжил банкир, ни один даже очень крупный игрок рынка недвижимости, если он занимается исключительно девелоперскими проектами, не может позволить себе самостоятельно финансировать строительство. Это возможно только в том случае, когда девелоперский бизнес является для компании побочным, - уверен Владимир Гамза.

Владимир Гамза согласен, что идеальным источником финансирования новых девелоперских проектов для любой компании являются собственные средства. Это позволяет ей не только сохранять полный контроль над строительством, но и приносит самые высокие доходы.

К примеру, как рассказал Владимир Гамза, банковские кредиты до сих пор являются одним из наиболее выгодных инвестиционных инструментов, не смотря на высокие процентные ставки. В то же время российская действительность такова, что большое число девелоперских компаний не могут рассчитывать на привлечение кредитов, так как практически не имеют имущества и не могут предоставить банкам залог.

Поэтому, продолжил банкир, возвращая участников заседания к действительности, строителям приходится привлекать инвестиции со стороны. В настоящее время существует несколько схем привлечение инвестиций в девелоперские проекты. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы.

В качестве примера он привел опыт ЮграИнвестСтройПроект. Учредителем компании является Ханты-Мансийский Негосударственный пенсионный фонд, а в реализацию ее жилищных проектов в ХАМО вкладывают средства ИК Ренессанс Капитал и НПФ ГАЗФОНД.

Бюджет поселит молодые семьи в новостройки
В то же время, как заметил финансовый директор ЗАО ЮграИнвестСтройПроект Дмитрий Иноземцев не обязательно идти за инвестициями в банки. Ищите длинные деньги инвестиционных фондов, в том числе негосударственных пенсионных фондов, - сказал он, выступая на заседании.

Участники заседания инвестиционно-строительного клуба отметили, что,действительно, в тех регионах, где власти оказывают девелоперам поддержку, развитие отрасли идет более высокими темпами. Особенно хорошо это заметно в сегменте малоэтажного строительства.

Кроме того, как рассказал Дмитрий Иноземцев, в ХМАО нашли еще один источник дополнительный финансирования строительства. Девелоперы добились принятие регионального закона, согласно которому бюджетные субсидии молодым семьям на покупку жилья можно вкладывать только в новостройки. Таким образом, за счет бюджета идет стимулирование строительства в регионе, - похвастался Дмитрий Иноземцев.

Депутат отметил, что в 2007 году индивидуальными застройщиками было построено 42, 64% от общего объема ввода жилья (в 2006 году - 39,5%). В дальнейшем эта цифра будет расти. В разработанной партией Единая Россия программе Свой дом поставлена цель - довести к 2010 году долю малоэтажного домостроения до 50%, - подчеркнул Александр Коган.

Программа Свой дом идет в регионы
Как рассказал Александр Коган, в настоящее время вопросам малоэтажного строительства уделяется большое внимание со стороны государства. Он отметил, что в 2007 году малоэтажные проекты составили 38% всех проектов, победивших в конкурсах на получение госгарантий (в 2006 году 0%).

По данным Александра Когана, сегодня подобные программы приняты в 11 регионах России. В качестве примера он привел Оренбургскую, Ярославскую, Воронежскую и Калужскую области. Кроме того власти шести регионов приняли собственные программы развития малоэтажного строительства в рамках региональных программ Жилище. Еще 40 регионов могут принять такие программы в ближайшее время.

Он считает, что серьезную помощь в реализации поставленной цели должны оказать местные власти. По словам депутата, в рамках программы Свой дом регионам был предложено разработать собственные программы развития малоэтажного домостроения.

Одновременно он сообщил, что в регионах на один рубль, вложенный государством в малоэтажное строительство, бизнес инвестирует 18 рублей. Там, где власть и бизнес нашли общие интересы, там уже видны результаты, - согласился с депутатом президент АСР Николай Кошман.

Депутат уверен, что региональные программы помогают четко распределить обязательства между местными органами власти, инвесторами, застройщиками и ресурсоснабжающими организациями. Там, где они реализуются, заметны более высокие темпы роста жилищного строительства, - сказал Александр Коган.

Он пояснил, что такой преференцией, к примеру, может стать передача застройщику выполнение госзаказа на строительство муниципального жилья или жилья для военных. Кроме того, государство за свой счет может подвести к объекту все коммуникации или бесплатно передать застройщику дополнительный земельный участок под строительство, - продолжил депутат.

Государство обеспечивает низкие цены
При этом Александр Коган уверен, что создание государственно-частных партнерств в строительстве, поможет снизить цены на жилье для россиян, нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не способных приобрести недвижимость по рыночным ценам. Государство может договориться с девелопером о том, что он снизит цены на жилье, скажем, до 22 тыс. рублей за метр в обмен на определенные преференции, - сказал газете ВЗГЛЯД Александр Коган.

Как рассказал директор по развитию УК Ярослав Мудрый Сергей Охов, 400 га земли, на которой реализуется проект, девелопер получил бесплатно. Транспортная инфраструктура района будет простроена за счет средств федеральных программ, а социальная за счет средств соответствующих региональных программ. Даже на инженерные сети девелоперу не надо будет раскошеливаться, их, по словам ярославца, проложат собственники-монополисты в рамках своих инвестиционных программ. По словам Сергея Охова, все это позволило инвесторам снизить цены на жилье в районе с 50 тыс. рублей (цена жилого квадрата в Ярославле) до 22 тыс. рублей.

Строителям подобные предположения кажутся очень заманчивыми. Более того, в настоящее время в Ярославской области реализуется пилотный проект ГЧП в сфере малоэтажного строительства компания Ярослав Мудрый и областное правительство совместно инвестируют строительство района Зеленый бор, расположенный в пригороде Ярославля. В нем будет построено 300 индивидуальных жилых домов и до 500 таунхаусов площадью 100-120 кв. метров, а также создана необходимая социальная инфраструктура для проживания 10 тыс. человек.

По мнению Владимира Пономарева, таким регулятором цен станет государство, когда возьмет на себя часть расходов на строительство. В этом случае оно выступит рыночным инвестором, который сможет потребовать от застройщиков снижения стоимости жилья, - уверен вице-президент АСР. Это позволит довести цену одного квадратного метра жилой недвижимости в большинстве регионов России до 22 тыс. рублей.

Государство может регулировать цены
Как считает вице-президент АРС Владимир Пономарев опыт Ярослава Мудрого можно будет использовать по всей России. В настоящее время не больше 20% россиян могут позволить себе приобретение жилой недвижимости по рыночным ценам. Остальная часть населения нуждается в адресном регулировании цен, - сказал он газете ВЗГЛЯД.

Он уверен, что если в ближайшее время государство не исправит ситуацию, цены вырастут еще больше, и строительный рынок России ждет коллапс.

В то же время, не останутся в накладе и строители. В настоящее время порядка 50% стоимости возведения объектов недвижимости приходится на оплату технических условий, то есть доступу к подключению инженерных сетей. Если раньше мы платили за подключение 2-3 млн рублей, то с 1 июня эти цифры возросли в 20-50 и более раз, - рассказал газете ВЗГЛЯД гендиректор СК Столица Абдулнасыр Кадыров.

Разработанный во исполнение указа нового президента РФ, законопроект предусматривает создание некоммерческой организации - Фонда содействия жилищному строительству. В нем будут аккумулироваться земельные участки, изъятые у федеральных ведомств. Речь идет о землях, находящихся сейчас в ведении Минсельхоза, Российской академии наук и созданных ими учреждений, которые практически не используются. По оценке Минрегиона, это до 1 млн га по стране. Интересно, что земель Минобороны процедуры изъятия не коснутся. Опередив руководство государством, военные успели создать две организации (одна из них - Спецстрой), которые займутся комплексным развитием территорий, находящихся в управлении Минобороны.

В то же время, как отметил Александр Коган, в рамках ГЧП по реализации строительных проектов государство готово брать на себя обязательства по подключению к инженерным сетям, как это произошло в Ярославле. То есть, затраты девелоперов сократятся как минимум в два раза, и снижение цен на жилье, построенное в рамках ГЧП, до 22 тыс рублей вряд ли серьезно отразиться на их доходах.
Законодательство для наращивания жилищного строительства дорабатывается стахановскими темпами. Менее двух месяцев назад одним из первых своих указов Дмитрий Медведев распорядился прекратить все операции с федеральными землями. А в минувшую пятницу депутаты Госдумы приняли законопроект О содействии развитию жилищного строительства в третьем чтении. Судя по рвению народных избранников, через неделю страна может получить закон, который уже осенью, возможно, принесет первые плоды - конкретные федеральные земельные участки, розданные региональным властям для строительства на них жилья.

Неделю назад анонимный источник в правительстве сообщил одному из информагентств, что распределять неэффективно используемые земли для целей жилищного строительства станет правительственная комиссия, которую возглавит первый вице-премьер Игорь Шувалов, курирующий в правительстве РФ имущественные вопросы. Впрочем, как сказано в законопроекте, решение о создании, порядке работы и составе межведомственного коллегиального органа (скорее всего, речь идет о правительственной комиссии. - Газета) правительство РФ должно принять до 1 октября текущего года. До этой же даты федеральные чиновники должны определить параметры имущественного взноса, наполнить фонд землями и денежными средствами для наращивания потенциала жилищного строительства.

Изъятые земли, как предполагается, на средства фонда будут снабжены проектами комплексного развития и переданы властям субъектов РФ. Те в свою очередь организуют распределение между арендаторами, как сказано в законопроекте, преимущественно через аукционы. Cрок управления субъектами РФ федеральными землями установлен в три года, по истечении которых у нерадивых губернаторов земли будут отобраны и, скорее всего, выставлены на аукционы.

Амбициозные планы столичных властей по расширению линий метрополитена до подмосковных окраин известны давно. Метро вот-вот дойдет до таких населенных пунктов, как Солнцево, Мякинино, Новокосино и Жулебино, расположенных за пределами МКАД. Решается вопрос о строительстве линии легкого метро в Мытищи. Всего к 2015 году в строй собираются ввести 60 км линий метрополитена. Если же федеральные власти согласятся финансировать столичную подземку на паритетных основаниях, то это количество может увеличиться как минимум вдвое. В настоящее время линии столичного метро составляют ни много ни мало 298 километров, благодаря этому подземка способна перевозить в будни более 9 миллионов пассажиров. Однако в комфорте московское метро может перевозить лишь 7 миллионов человек, и уже сегодня линии переполнены. Как ни печально, строительство и реконструкция метро не успевает за приростом населения и расширением города. По признанию начальника столичной подземки Дмитрия Гаева, для сохранения нормального режима работы и снижения нагрузки на него до 2015 года необходимо построить дополнительно примерно половину существующей длины. Речь идет о 130 дополнительных километров линий столичной подземки. Похоже, вся надежда на федеральный центр.

На должность руководителя фонда рассматривается кандидатура Александра Бравермана, президента Российской ассоциации маркетинга, главы комиссии по развитию рынка доступного жилья при президентском совете по нацпроектам, экс-главы Минимущества, сыгравшего в 1990-е годы немалую роль в процессе приватизации.

Итак, согласно документу, станция, которая откроется за станцией метрополитена Выхино Таганско-Краснопресненской линии, будет называться Жулебино. Станции на Митинско-Строгинской линии, которые будут открыты за станцией Крылатское, будут носить названия Троице-Лыково и Мякинино. Новые станции появятся и на Люблинско-Дмитровской линии: за станцией Марьина Роща на пересечении Огородного проезда и улицы Руставели откроется станция Бутырская, за ней - станция Фонвизинская. Станция, следующая за Петровско-Разумовской, вблизи платформы Окружной железной дороги, будет называться Окружная. Следующая за ней станция, расположенная на пересечении Дмитровского шоссе и Бескудниковского бульвара, будет носить название Верхние Лихоборы.

Что ж, подмосковные жители уже лелеют надежду пересесть в голубые или серебристые вагончики, тем самым здорово сэкономив время на дорогу до работы и обратно. Но раньше их мечты оставались лишь мечтами. Теперь они получили первое конкретное воплощение. Мэр столицы Юрий Лужков подписал постановление правительства Москвы, утверждающее названия проектируемых станций столичного метрополитена. То есть, теперь мы знаем, о чем мечтаем.

Планируется открыть новые станции на линии метрополитена от делового центра Москва-Сити до станции Савеловская. За станцией Международная на этой ветке откроется станция Шелепиха, затем Пресня вблизи Силикатных проездов. Затем - станция Мневники вблизи пересечения Звенигородского шоссе и улицы Мневники. После нее будет открыта станция Хорошевская, которая станет пересадочной на станцию Полежаевская Таганско-Краснопресненеской линии метро. Затем будут открыты станции Ходынское поле; Петровский парк, которая станет пересадочной на станцию Динамо Замоскворецкой линии метро и Нижняя Масловка - пересадка на Савеловскую. На Замоскворецкой линии на перегоне между станциями Автозаводская и Коломенская появится станция Технопарк.

На Таганско-Краснопресненской линии после станции метро Щукинская будет открыта станция Стадион Спартак. На Бутовской линии откроется станция Лесопарковая. Она будет расположена за станцией Улица Старокачаловская вблизи 34 км МКАД. За ней будет следовать станция Битцевский парк, которая станет пересадочной на станцию Новоясеневская Калужско-Рижской линии. На Калининской линии за станцией Новогиреево будет открыта станция Новокосино. За станцией Кадашевская, расположенной вблизи улицы Волхонка, появится одноименная станция Волхонка. За ней будет следовать станция Плющиха, а следом - Конюшковская, затем - Трехгорка на Мантулинской улице вблизи Трехгорной мануфактуры. За этими станциями откроется станция Деловой центр, которая станет пересадочной на станцию Выставочная Филевской линии метро.

Впрочем, в мэрии поясняют, что хотели бы дать отобранные у действующих станций названия новым, которые будут построены в продолжение линий метро. Битцевский парк вскоре появится на продлении Бутовской линии, а Деловой центр в середине комплекса Москва-сити на проектируемой Солнцевской линии. Но если так, то к Деловому центру москвичи хотя бы не успели привыкнуть /станция открылась только в 2005 году/, а до Битцевского парка они ездят уже 18 лет. Не логичнее ли было придумать для еще неоткрытых станций новые названия, не сбивая с толку пассажиров? К тому же, Новоясеневская, следующая за Ясенево отнюдь не облегчает ориентирование.

Кроме того, московский мэр славится любовью к переименованию уже существующих станций. Недавно он подписал постановление, согласно которому через год две станции московского метро переименуют. При этом если раньше речь шла о том, чтобы за счет переименований возвращать исторические названия или избавляться от проклятого советского наследия, то теперь причина или хоть какой бы то ни было повод для переименования вообще не указывается. Многие думают, что московские чиновники просто одержимы желанием унифицировать все подряд. На сей раз мэрия хочет переименовать станцию Битцевский парк Калужско-Рижской линии и станцию Деловой Центр Филевской линии. Первый станет Новоясеневской, второй Выставочной. Оба новых имени действительно навевают мысль о желании сделать все названия похожими одно на другое. Что ж, к тому факту, что в московском метро по 2 Арбатских и Смоленских народ привык давно, хотя особого удобства от этого не испытывает. Единственной отрадой в этом плане было переименование Измайловского парка Арбатского-Покровской линии в Партизанскую. Дело в том, что следом за Измайловским парком шла станция Измайловская. Многие умудрялись их путать. Теперь путаница исключена.

Хотя большинству граждан, в общем-то, все равно, как будут называться станции, и какие орнаменты разместятся на их стенах. Главное, чтобы метро было. И это вполне можно понять.
Только в четырех из семи легендарных сталинских небоскребов имеются жилые квартиры. В рубрике Жилая легенда мы уже рассказывали, как обитатели трех из них защищают родные стены (кстати, находящиеся под охраной государства) от буйных фантазий граждан с деньгами. Высотка у Красных Ворот - единственная пока не посылавшая московским властям сигналов бедствия. Заинтересовавшись этим феноменом, Известия пришли в здание, вставшее больше полувека назад лицом к Садовому кольцу на его пересечении с Каланчевкой - на месте старинного квартала, снесенного заодно с домом, где родился Лермонтов.

Еще один претендент на переименование станция Войковская. Она названа по имени участника расправы над царской семьей Петра Войкова. Православные и монархические организации настаивают на смене этого названия, характеризуя нынешнюю ситуацию, как оскорбление религиозных чувств и наплевательское отношение к русской истории. Возражения, что это обойдется в копеечку, они не приемлют нашлись же деньги на Новоясеневскую и Выставочную. О каких суммах идет речь? По словам Д.Гаева, на смену названия на одной станции метро необходимо порядка 1,5 млн руб. Таким образом, московским властям придется потратить около 3 млн руб. Но с учетом того, что при переименовании хорошо было бы и оформление станции привести в соответствие, суммы могут быть и больше.

Однако к концу 1951-го, когда высотное административно-жилое здание на Садово-Спасской, 21 достроили, из МПС выделилось новое могущественное ведомство - Минтрансстрой, отвечающее за строительство железных дорог, автомагистралей, аэропортов, метро, мостов и т.д. Оно-то и отпраздновало новоселье в высотной части новостройки, став одним из двух столичных ведомств (второе - МИД), прописавшихся в небоскребах. Квартиры в более низких жилых крыльях достались по большей части путейщикам.

На бойком месте
Монументальный дом, вокруг которого днем и ночью движется бесконечный поток машин и такой же плотный людской муравейник (рядом расположены несколько министерств, множество банков, площадь Трех вокзалов), строили как ведомственное здание МПС. Само оно обитало совсем рядом, в знаменитом доме-паровозе.

Перед покупкой высотку тщательно обследовали. Возглавивший группу экспертов Игорь Каспэ, сотрудник одного из НИИ Минтрансстроя, погрузился в дело с головой: рылся в документах, облазил все здание - от подвалов до звезды на шпиле - и даже решил найти тех, кто его строил. Так он узнал то, о чем знали только посвященные.

В 1990-е, после акционирования Минтрансстроя, в здешнем конференц-зале на время поселился удивительный арендатор - первая в России Международная московская валютная биржа. Что вовсе не помешало бывшему министерству, обратившемуся сначала в корпорацию, а из корпорации - в группу компаний Трансстрой, не только усидеть в историческом здании, но и выкупить административную часть высотки у государства и стать ее полновластным

Во-первых, нагрузка от здания приходилась на наклонный эскалаторный ход второго выхода из метро. Во-вторых, этот ход надо было сооружать одновременно с возведением высотной части здания - сроки окончания строительства установили жесткие, и пересматривать их никто не собирался. Но главная головная боль - местные почвы. Фундаменты высотки приходились на 16-метровую толщу водонасыщенных плывунных грунтов, и лишь на 27 метрах начинались плотные юрские глины, лежащие на известняке.

Тайна заморозки и отморозки
Как известно, прямо в высотке был пробит второй выход с построенной еще в 1935 году по проекту архитектора Фомина станции метро Красные Ворота. На этом настоял проектировавший высотку Алексей Душкин - знаменитый архитектор, автор проекта Детского мира и самых удивительных станций столичного метро - Маяковской и Кропоткинской. Дело в том, что ни на Садовом кольце, ни на Каланчевке с их потоками транспорта, пусть и не такими угрожающими, как сегодня, полвека назад не имелось ни одного подземного перехода, отчего люди гибли под колесами. В общем, у Душкина были все основания настаивать на втором выходе из метро - на другую сторону Садового, на Каланчевку. Хотя все риски такого решения были очевидны.

Конечно, такое уже случалось, когда строили метро. Но здесь котлован отрыли в очень ненадежных грунтах, практически в плывунах. К тому же он был огромным - площадью 1200 кв. метров и глубиной 24 метра: для заморозки грунта вокруг фундамента высотного здания пришлось заложить 230 скважин глубиной 27 метров, еще 110 скважин понадобилось для строительства эскалаторного тоннеля.

Эти проблемы пришлось решать способом, при строительстве зданий в Москве ранее не применявшимся, - грунт по периметру стройки решено было заморозить.

Этими отчаянными людьми были Яков Дорман - опытный спец, участвовавший в разработке технологий заморозки грунтов при строительстве московского метро и руководивший отделом спецработ Метростроя, и Виктор Абрамов - главный конструктор высотки. Последнего Игорь Каспэ вообще считает подлинным героем этого строительства. Абрамов стал и главным инженером, и начальником стройки, приняв на себя груз ответственности за неудачу, хотя она грозила ему даже не тюрьмой. Можно представить, скольких бессонных ночей и нервов стоило и это решение, и долгое ожидание, когда же дом наконец выпрямится. Дождались этого только в 1962 году.

Но самое главное - специалисты знали: после оттаивания грунтов высотная часть здания неизбежно должна накрениться, по расчетам - на 16 сантиметров. И потому приняли беспрецедентное и рискованное решение - возводить железобетонный каркас с отклонением в сторону, противоположную ожидаемому после разморозки крену.

Что же касается состояния высотки, то, по его словам, оно оказалось безупречным с точки зрения надежности - прочности, устойчивости, несущей способности. А когда Трансстрой еще и почистил почерневшие от копоти, газов и пыли фасады,высотка засияла и заиграла так, как будто и не прошло полвека с той поры,как в ее высотную административную часть въехали чиновники, а в жилые корпуса - новоселы.

Элитка без излишеств
Все эти удивительные подробности инженер Игорь Каспэ выяснил, встречаясь с участниками строительства, которых ему удалось застать в живых.

Старожилы рассказывают, что в 1950-е именно он спас жильцов от страшной напасти. Тогда в прилегающих к дому кварталах начался большой снос. Когда снесли Домниковку, на высотку напали сначала ядовитые подвальные блохи, а за ними - клопы, вывести которых было невозможно. Войну с кровопийцами возглавил лично академик Келдыш, раздобывший в химических лабораториях Академии наук какие-то особенно убойные средства, которыми и обработали квартиры, после чего зловредные клопы покинули дом навсегда.

Жила здесь, кстати, в основном не творческая элита, заселившаяся в другие дома сталинской высотной серии, а сотрудники МПС и других ведомств, заслуженные учителя-орденоносцы, известные врачи. Только в двух угловых подъездах - с самыми большими, пятикомнатными квартирами - прописались шишки - министры и заместители министров. В одной из таких квартир - общей площадью 100 с лишним метров - обитал сам президент Академии наук Мстислав Келдыш, имя которого знала тогда вся страна.

И все равно здешний уровень быта обитающим в коммуналках москвичам казался недостижимым и завидным. Великолепная дубовая столярка - крепкая, проморенная. Паркет из дуба и ясеня. Высокие потолки с лепниной. Кухни, оснащенные специально разработанной типовой мебелью и мойкой.

В сравнении с другими жилыми высотками эта стала воплощением экономии. Никакой роскоши - гигантских люстр и мозаик в вестибюлях, просторных холлов перед квартирами. Видимо, в пылу борьбы с излишествами, жертвой которой стал впоследствии и спроектировавший дом архитектор Душкин, так и не перевели в камень и не водрузили на фасад шесть скульптур, хотя в гипсе они были уже готовы.

В одном из жилых крыльев открылся свой детский сад. Правда, детсадовцам, как, впрочем, и всем жильцам, дышать воздухом приходилось во внутреннем дворе снасыпной землей, украшенном будками вентшахт метро.

Каждый подъезд имел лифт и мусоропровод, бункеры которого располагались, как и в других сталинках, прямо на кухнях. Идея, конечно, спорная, но проектировщики дома у Красных Ворот имели в виду, что в кухне люди не едят, что для трапез можно использовать просторные гостиные, а это место - чисто производственная зона, предназначенная только для готовки (недаром рядом с кухней в пятикомнатных квартирах размещались маленькие комнатки для домработницы).

Рядом с гаражом шла подземная сквозная кольцевая трасса, по которой свободно передвигались грузовики, собиравшие из подъездов мусор.

Под домом располагался - о, чудо! - подземный гараж. На 29 машин, при том что в доме 274 квартиры. Но в 1950-е никто и не думал, что на исходе века в Москве случится автомобильный бум.

Бомбоубежища сданы внаем
Проектировавшие и строившие эту высотку, как написал в своих мемуарах архитектор Душкин, глубоко погрузились в неизвестное им доселе дело. Например, досконально изучили описание катастроф при пожарах в американских небоскребах. Выяснили, что верхушка знаменитого Эмпайер Стейт Билдинг во время шторма на Гудзоне колеблется с амплитудой в 0,5-0,7 метра.

У каждого подъезда имелось собственное бомбоубежище. Обитатели дома знали, что бункер имелся и под высотной частью дома, а оттуда шли ходы в какие-то секретные здания. По слухам, под высоткой располагался еще и бассейн с запасом питьевой воды, и подвалы с полным автономным обеспечением.

Впрочем, за полвека в доме очень многое изменилось. Его внутренний дворик превратился в территорию детского сада и огорожен забором, у которого дежурит милиционер. А все прочие обитатели дома теперь дышат воздухом в других местах.

Допустимую амплитуду колебания верха 133-метровой высотки у Красных Ворот было решено ограничить 12-15 сантиметрами. А обитатели ее высотной части на самочувствие никогда не жаловались.

Наталья Душкина, профессор МАрхИ, выросшая в доме, спроектированном дедом, мусоропровод тоже заколотила. А вот бункер сохранила, чтобы можно было его раскрыть и показать - как исторический предмет. Во время последнего ремонта отреставрировала оконные рамы, дверные ручки. Образцы всего того, с чем все же пришлось расстаться, например, старого кафеля, бережно хранит, чтобы можно было восстановить. Кстати сказать, стену между комнатой прислуги и кухней в их доме все давно уже сломали, устроив просторные столовые. А в квартире Душкиных - сохранили.

Бомбоубежища сданы внаем. Мусоропроводы в кухнях заколочены. Возможно, это следовало сделать сразу, но кто же знал, что битву с тараканами дом так и не выиграет.

- Люди не понимают, что это мгновенно снижает стоимость их квартир. С годами ценность интерьеров 1950-х годов будет только возрастать, знатоки будут готовы отдать за них любые деньги, - не сомневается Наталья Душкина.

Но таких семей в этом доме осталось немного. Богатая публика, вытесняющая последних из могикан, с историческими интерьерами не церемонится: новые хозяева здешних квартир первым делом выламывают филенчатые двери, дубовые и ясеневые полы, сбивают лепнину.

- Он написал его в 1942-м, когда семья уехала в эвакуацию, а Душкин остался в Москве один строить фортификационные сооружения и станцию метро Автозаводская, - рассказывает внучка об одном из его автопортретов. - Приходил после работы ночью в пустой дом и рисовал.

Впрочем, собственное жилище она пытается сохранить в неприкосновенности вовсе не из этих соображений. Надеется, что переступившему этот порог легче будет понять и ушедшую эпоху, и масштаб живших в ней людей. Охотничье снаряжение ее деда до сих пор висит в холле. Картины на стенах - тоже его. Непонятно, как этот человек, 24 часа в сутки проектировавший и строивший здания, станции метро, вокзалы, многие из которых признаны сегодня памятниками архитектуры, мог оставить после себя еще и столько профессиональной живописи.

Однако в процессе доработки проекта в 1948-1949 гг. в соавторстве с прикрепленным к Душкину архитектором Мезенцевым появились другие варианты - жилые крылья сильно вытянулись по горизонтали, возник даже проект дома-квартала чуть ли не до Орликова переулка. Но в итоге остановились на более компактном варианте.


Шпили добавил Сталин
На состоявшемся в 1947 году закрытом конкурсе на проект административно-жилого высотного здания МПС у Красных Ворот в фавориты выдвинулся проект Алексея Душкина, в то время главного архитектора Центральной архитектурной мастерской МПС. Мощный компактный объем, увенчанный конусообразной главой - в плане высотка вместе с боковыми крыльями имела квадратную форму, - напоминал, с одной стороны, русского богатыря в шлеме, с другой - монументальные американские небоскребы начала века.



Главная --> Публикации