Главная --> Публикации --> Casus balticus: кризис от изобилия Арендная плата за участки будет повышена Олимпийские объекты пройдут экогосэкспертизу по схеме "одного окна" Ноу-хау для тц: безопасность как концепция Малоэтажные смотрины: предложения эконом-класса растут в окрестностях ленинградского шоссе

Не строим, а латаем
- Михаил Васильевич, еще Гоголь говорил: в России две беды - дураки и дороги. Неужели со времен классика так и не найдено никаких решений?


Когда в России наконец появятся нормальные дороги, как решить проблему пробок в городах и как с ними борются в развитых странах? Об этом Комсомолке рассказал ученый секретарь Московского автодорожного института, доктор наук Михаил Немчинов.

- Ого! Хороших дорог не увидят даже мои дети?

- Решения есть, другое дело, что строительство ведется не системно: в разных местах прокладываются отдельные кусочки длиной 20 - 50 километров. При том, что стране нужно 1,5 миллиона километров дорог общего пользования. При нынешних темпах строительства для достижения этой цели потребуется 130 - 150 лет.

- А сколько сейчас строится новых дорог?

- Все зависит от стратегии, которую выберет руководство страны. Московский автодорожный институт подготовил концепцию развития сети автомобильных дорог России. По нашим расчетам, страна должна строить до 20 - 25 тысяч километров в год. Это реально: в лучшие годы СССР дорожники сдавали по 10 - 12 тысяч километров. Если дорожная отрасль сможет набрать необходимый темп строительства, то дорожная проблема будет решена через 25 - 30 лет. Я до этого времени не доживу, но дети ваши точно по хорошим дорогам будут ездить.

- Почему же траты на дорожную отрасль растут многократно, а темпы строительства падают?

- В 2007 году - около 500 километров. Причем даже в 2004-м было сдано на 200 километров больше.

Ремонт через год
- В прошлом году Михаил Фрадков, в то время председатель правительства, отчитал министра транспорта Игоря Левитина за то, что выделенные деньги не осваиваются. Дорожная отрасль уже не может переварить инвестиции?


- Дорожники вынуждены в первую очередь латать старые дороги, а потом уже строить новые. Когда СССР разваливался, достраивали запроектированные участки. На содержание существующих трасс средств вообще не оставалось. Но их обязательно нужно ремонтировать раз в три-четыре года. Иначе дорогу придется не просто ремонтировать, а строить заново.

- Как скоро приходится ремонтировать такую зимнюю дорогу?

- Процесс выделения бюджетных денег зарегулирован. Пока средства дойдут до исполнителей, проходит полгода. Деньги у ремонтников появляются лишь в июле - августе. А как до этого момента дорожникам работать? Покупают материалы в долг, на кредиты - каждый начальник крутится как может. А когда бюджетные деньги все-таки приходят, начинается аврал, асфальт кладут и в дождь, и в снег, и в мороз. О каком качестве речь?

Наследство Гитлера до сих пор в строю
- Хорошо, сами не способны строить качественно, давайте доверим строительство иностранцам! Уж они-то всю Россию закатают в асфальт, были бы деньги...


- Бывает, что меньше чем через год. Другая беда - профессиональные кадры в дефиците, работа у них тяжелая. Поэтому набирают в бригады кого попало, в том числе и гастарбайтеров. А им плевать на качество. Бывает, подойду к дорожникам, смотрю, как работают, - ругаться хочется. А скажешь, что неправильно делают, того и смотри накостыляют.

- Может, это отдельный факт, а в Европе-то дороги качественные. Вдруг все-таки стоит позаимствовать какие-то технологии?

- Давайте тогда всю Россию разгоним, а работать в стране будут иностранцы! Все зависит от того, как организовать рабочий процесс. Да и не всегда то, что хорошо в Европе, оправдывает себя в России. У нас же своя специфика! Сдали европейцы участок трассы Москва - Минск. Построили, как в солнечной Италии: в расчете на теплую погоду. А чуть дожди или заморозки - дорога становится скользкой, транспорт бьется.

Все необходимые технологии в России есть. Сейчас ставка в нашей дорожной отрасли сделана на асфальтобетонное покрытие, которое разрушается уже через 5 - 7 лет. В Европе же используют цементобетон, который в 6 - 8 раз долговечнее. В Калининградской области используются дороги из цементобетона, которые были сделаны еще при Гитлере.

- Да не смотрите в рот иностранцам! Дорожникам по всему миру денег не хватает, но в развитых странах мира их вкладывают многократно больше, чем в России. Да и климат у нас подкачал. Проблема даже не в том, что разброс температур нередко от 30 тепла до 30 мороза. В России почвы с повышенной влажностью: вода поднимается вверх через дорожное покрытие, расширяется во время морозов и разрушает его.

- Использовали, но ограниченно. Тридцать лет назад асфальтобетон был более выгоден, чем цементобетон, к тому же в СССР был дефицит цемента. Сейчас этого бояться не стоит. Цементная отрасль на подъеме, а покупка новой дорожной техники окупится за счет более долгого срока эксплуатации дорог.

- А почему же мы не использовали эти технологии раньше?

- Не стоит на них надеяться. Даже в развитых странах мира объем платных дорог не превышает 3 - 5%. Причем на платных дорогах должна быть очень большая интенсивность движения. Для быстрой окупаемости трассы. На Филиппинах, например, сейчас строят платный автобан протяженностью около 200 километров. В сутки по нему будет проходить не меньше 350 тысяч автомобилей. А в России такой интенсивности движения не стоит ждать даже от платной дороги Москва - Питер, которую только собираются строить.

- Спасет ли ситуацию строительство платных дорог?

- Какие регионы уже подошли к дорожному кризису?

Машину сделают дорогим удовольствием

- Звучит как приговор. А как же план Лужкова, о котором он недавно рассказывал премьеру?

- Москва и Питер, хотя и в других городах - и не только миллионниках - проблема пробок выходит на первое место. Причем ни Москва, ни Питер эту проблему не решат, хотя облегчить ее можно.

- В новых столичных районах проблема пробок как-то учитывается?

- От чиновников уже ничего не зависит - раньше надо было думать. В России более плотная застройка, чем в других странах. В Нью-Йорке, например, средняя длина квартала не превышает 100 - 150 метров, поэтому на многих дорогах одностороннее движение. А в России этого обычно делать нельзя - длина квартала 300 - 500 метров. В Москве эту проблему должна была решить сеть дорог - радиальных дорог и хорд - трасс, пересекающих город по секущей, и это в свое время рассматривалось при разработке Генерального плана Москвы. Но место для хорд застроено многоэтажками, сносить их никто не будет.

- Чего же делать-то?!

- Новые районы вызывают новые тромбы в транспортных артериях. Посмотрите на Москву-Сити. Деловой центр еще не застроен, а проехать к нему уже невозможно. И так будет в каждом новом районе. Просто город не рассчитан на все возрастающий объем автомобилистов в Москве.

Личное дело
Михаил НЕМЧИНОВ. Родился в 1937 году в Москве. С 1962-го работает в Московском автодорожном институте (МАДИ). В настоящее время ученый секретарь МАДИ, профессор, доктор технических наук. Лауреат государственной Президентской стипендии выдающимся ученым России (1994 - 1996). Неоднократно отмечался госнаградами и почетными званиями.

- Городским властям придется идти на непопулярные меры. 80% жителей Нью-Йорка не имеют автомобилей, потому что это слишком дорого. Стоянка стоит десять долларов в час, но в городе довольно развита сеть недорогих такси. На центральных трассах города совсем нельзя останавливаться. А вы посмотрите, как паркуют автомобили на Тверской улице, в результате проезжая часть сужается.

Первая десятка
Чтобы облегчить задачу, сразу разобьем города по зонам удаленности от столицы. Первая группа города, примыкающие к МКАД, условно не далее 5-6 км. К ним же традиционно относится город Одинцово, расположенный чуть дальше. По данным ГК Пересвет-Групп, самые дорогие новостройки здесь в Реутове и Красногорске, средняя цена квадратного метра в которых к апрелю составляла $3350 и $3300 соответственно. Середнячки: Видное, Долгопрудный (по $3050), Химки, Мытищи (по $3 тыс.). Самые дешевые города первой линии: Одинцово ($2850), Котельники ($2750), Люберцы ($2700) и Дзержинский ($2525). Наибольший рост по итогам прошлого года (если угодно, инвестиционную привлекательность) показали Котельники с 27,4% роста, а также Красногорск, Мытищи и Химки (18-20%). Реутов дал почти 10%. Хуже всего цены росли в Одинцово, Люберцах, Долгопрудном и Видном (2-6%), а Дзержинский остался при своем. В первом квартале этого года Котельники снова показали рекорд, взлетев на 18,3%, реабилитировались Видное и Долгопрудный с 15%, Красногорск подорожал на 12%, Реутов на 9%, Люберцы на 8%, Химки и Одинцово меньше, чем на 2%, а Мытищи и Дзержинский даже подешевели, соответственно на 1,5% и 3%. Специалисты холдинга МИЭЛЬ выделяют шесть самых дорогих городов первой линии, и располагают их в ценовом порядке следующим образом (цены на апрель): Реутов ($3680), Химки ($3520), Красногорск ($3410), Видное ($3260), Мытищи($3240), Одинцово ($2850). Как видим, общее столичное правило: запад дорого, восток дешево не действует на рынке городской недвижимости уже в ближайшем Подмосковье. Среди самых дорогих Красногорск и Реутов, среди самых дешевых Одинцово и Люберцы.

Только цифры
Более 2,5 миллиона машин находится в пользовании у москвичей. Ежегодно столичный автопарк в среднем увеличивается на 200 тысяч авто.
Как-то незаметно ушли в прошлое разговоры о престижных и непрестижных районах столицы. Москва престижна вся. И дорога: бизнес-класс строится уже в 300 метрах от МКАД, а эконом для москвичей захватывает Подмосковье. От 30 до 40% городской недвижимости Подмосковья покупается понаехавшими из столицы. В этом смысле город и область сливаются, не дожидаясь политических решений. Тем не менее, решение о переезде в Подмосковье дается москвичам с большим трудом. Чуть легче тем, у кого есть дачи. Большинство из них стремится купить квартиру на этом же, родном направлении, не обращая внимания на экологические рейтинги. Куда важнее транспортная доступность. И понятно, что важнейший фактор в нашем случае цена. Средняя цена недвижимости в городах Подмосковья.

Далее везде
Большинство москвичей сегодня уже не воспринимают запредельно далекими города, расположенные и в районе трассы московского малого кольца, она же А-107 или первая бетонка. Впрочем, есть и несколько быстро развивающихся городов, лежащих дальше условного радиуса в 35-45 км, но вполне приемлемых. Мертвая зона, где нет крупных городов, лежит в 55-65 км от МКАД. Собственно, за ней и начинается дальнее Подмосковье рынка городской недвижимости. С точки зрения москвичей. Данные ГК Пересвет-Групп позволяют разбить два десятка городов последнего круга на четыре ценовые группы. Резко подорожал Звенигород ($2550, в прошлом году цены здесь выросли на 28%, а в первом квартале этого года на 50%), а также Истра ($2450, рост прошлого года 51%, первого квартала 14%). Растут, но держатся в рамках $2100-2250 (в порядке удаления от МКАД): Фрязино, Апрелевка, Голицино, Красноармейск, Электросталь, Солнечногорск, Дмитров, Павловский Посад и даже Наро-Фоминск на 55-м км. $1900-2000 за кв.м это цены Климовска, Раменского, Яхромы и Чехова. Самые дешевые города со средней ценой метра в $1650 Электроугли, Ногинск, Бронницы. Помимо Звенигорода и Истры, высокий рост цен продемонстрировали Павловский Посад (27% в прошлом году и 41% в первом квартале этого года), Электросталь (37% и 13%), Солнечногорск (33% и 5%), Дмитров (24% и 12%), Наро-Фоминск (47% и 11%). В целом, заметно, что среднее Подмосковье показывает большую инвестиционную привлекательность, чем первые две линии городов. Однако возможны и неприятности: Электроугли в этом году просели на 1,5%, а Чехов почти на 13%. Если и $1650 слишком дорого, то 50 городами в 50 км от МКАД рынок городской недвижимости Подмосковья не ограничивается. Есть многочисленные поселки (в конце концов, Красково с его многоэтажными микрорайонами тоже пока числится в поселках). Если специальность не позволяет надеяться на работу в области, то многие преимущества городов теряют значение. В небольших рабочих поселках, а также бывших усадьбах совхозов и колхозов квартиры стоят на 10-15% дешевле, чем в их райцентре.

Следующая двадцатка
Вторая линия это города, расположенные на расстоянии до 20 км от МКАД. Данные той же ГК Пересвет-Групп позволяют разбить их на три ценовые группы. Относительно дорогие ($2800-2900): Королев, Щербинка, Юбилейный. Средняя группа ($2300-2550). В порядке удаленности от МКАД это: Балашиха, Лыткарино, Томилино, Железнодорожный, Красково, Лобня, Нахабино, Ивантеевка, Подольск, Пушкино, Троицк, Щелково, Жуковский. Сюда же отнесем и Домодедово с его $227 Самые дешевые города второй линии: Сходня ($2200), Малаховка ($2000) и Дедовск ($1975). Наибольший рост в прошлом году был зафиксирован в Лобне (51%), Щелково (36%), Подольск (30%), Троицк (26%), Железнодорожный (23%), Домодедово (20%). Медленнее всего росли цены в Жуковском и Балашихе (по 7%), Пушкино (4%). Лыткарино показало нулевой рост, а в Щербинке цены упали почти на 9%. Зато в первом квартале этого года Щербинка показала более 34% роста, Сходня 26%, Ивантеевка 23%. Почти не росли цены у прошлогодних чемпионов: Лобни (2%) и Щелково (3%), а также в Балашихе (2%), Томилино и Жуковском (по 5%). А в самом дешевом Дедовске даже упали на 2,5% до нынешних $197 По данным МИЭЛЬ, новосторойки городов второй линии удобно делятся так же на три ценовые группы. Верхняя $2635-299 От самых дорогих к менее дорогим: Королев, Московский, Балашиха, Долгопрудный, Домодедово, Щербинка. Средняя группа $2330-253 Так же в порядке уменьшения средней цены: Троицк, Жуковский, Дедовск, Железнодорожный, Сходня, Ивантеевка, Пушкино. Самые дешевые города: Подольск ($2200), Щелково ($2170), Лыткарино ($2150), Лобня ($2080).

Был бы один дом знали бы, где покупать
Что касается инвестиционной привлекательности жилой недвижимости Подмосковья, то практически любой объект области выгодный для вложений, констатирует руководитель Исследовательского центра компании МИЭЛЬ Новостройки Борис Флексер. Спрос на квартиры в подмосковных городах возрастает с каждым месяцем. Рост идет за счет москвичей, желающих улучшить свои жилищные условия, но не имеющих достаточных средств на покупку квартиры в Москве. В связи с высокой стоимостью земли и отсутствием площадок под строительство доступного жилья, его предложение постоянно сокращается. По словам эксперта, инвестиционную привлекательность районов Подмосковья сегодня формирует степень развития деловых кластеров в непосредственной близости от городов. Комплексное освоение территории коммерческими объектами бизнес-центрами, отелями, логистическими центрами, торгово-развлекательными объектами и сопутствующей инфраструктурой способствует повышению комфорта проживания в районах, а соответственно и востребованности жилья. Жилье рядом с такими районами уже сейчас можно назвать наиболее ликвидным, так как у покупателя появляется возможность не только пользоваться социальными и бытовыми объектами, но также найти работу или вести собственный бизнес в непосредственной близости от дома, - говорит эксперт. Среди наиболее перспективных городов и объектов Б. Флексер называет Химки (мкр. Юбилейный), Долгопрудный (мкр. Центральный), Люберцы, Октябрьский, Котельники. Тем не менее, по объему предложения на первичном рынке выделяются Балашиха, Красногорск и Подольск: в них идут продажи более чем по 30-ти адресам. Одним из перспективных, но в тоже время неоцененных городов Подмосковья я бы назвал Одинцово. Здесь и удачное месторасположение, и престижная имиджевая составляющая западного направления. Хорошо развиты транспортная и городская инфраструктура, - добавляет Флексер. Эксперт отмечает и то важное обстоятельство, что все жилье в Одинцово и прилегающих поселках за исключением микрорайона Дубки применяются монолитно-кирпичные технологии строительства.

Покупая оглядись
Впрочем, Подмосковье быстро развивается, поэтому не спешите выбирать деревню на жительство. Неважно, говорит маркетолог-аналитик КомСтрин Игорь Будинов, -рассматриваете ли вы город как потенциальное место для жительства или для инвестиций. Важно даже обратить внимание не на город в целом, а именно на тот район города, где вы хотите приобрести жилье, так как в любом городе наравне с престижными и удобными районами есть, и районы менее привлекательные, где слабо развита инфраструктура, неблагоприятный вид, а доступность общественным транспортом оставляет желать лучшего. Стоимость в таких районах невысока, но и вряд ли стоит рассчитывать на гарантированную инвестиционную отдачу. И. Будинов обращает внимание инвесторов на города Люберцы и Королев, где жилое строительство совмещается с возведением социальных и коммерческих объектов. Инвестиционно привлекательными выглядят и новые микрорайоны Красногорье, Ярославский и др. Покупать квартиру для постоянного проживания эксперт советует в городах с развитой либо активно развивающей инфраструктурой. Немаловажна развитость социальных учреждений и транспортная доступность, именно в таких городах рост цен на жилье хоть и не самый значительный, но зато наиболее стабильный. Жилье гарантированно будет обеспеченно потребительским интересом даже через значительный период времени. По мнению заместителя коммерческого директора по новостройкам инвестиционно-девелоперской компании Сити-XXI век Дмитрия Дементьева, этим требованиям полностью отвечает жилье в ближайших к столице городах-спутниках. Например, одним из самых инвестиционно привлекательных городов является Видное, расположенное в двух километрах от МКАД. Город отличается хорошей транспортной доступностью, развитой городской инфраструктурой и хорошими современными новостройками с доступными ценами на квартиры, в том числе и за счет небольших площадей, - утверждает эксперт.

Государство не собирается расставаться со своей долей в киноиндустрии. Приватизация госпакетов акций трех старейших кинокомпаний страны - Ленфильма, Мосфильма и Киностудии имени Горького - будет приостановлена. На их базе планируется создание единой госкомпании. Такое решение приняло Росимущество на совещании с участием представителей Роскультуры, минэкономразвития и руководителей киностудий.

И цоколь в придачу
Исполнительный директор компании Blackwood Мария Литинецкая советует приглядеться к таким недооцененным городам рязанского направления, как Раменское (в среднем $2500 за кв. м), Жуковский ($2800 за кв. м), Быково ($2700 за кв. м): Все эти города активно развиваются, а наличие здесь железнодорожной линии существенно облегчает транспортную доступность в часы пик. Кроме того, к этим городам и поселкам примыкает один из крупнейших лесных массивов области, что благоприятно сказывается на экологической ситуации и позволяет застройщикам обеспечить хорошие видовые характеристики квартир. Заместитель директора по инвестициям Вика-девелопмент Алексей Дзебоев среди недооцененных городов отмечает Красногорск: В будущем после появления станции метро в Павшинской пойме, этот подмосковный город станет более удобным для проживания, чем соседний московский район Митино. Столичный рынок монополизирован, крупные компании имеют достаточно средств, чтобы обеспечить строительство объекта. Времена, когда квартира в новостройке на стадии колышков стоила в полтора раза меньше, чем готовая, ушли в прошлое. Директор по маркетингу Группы компаний КОНТИ Юрий Синяев указывает, что в Подмосковье инвестор может получить существенный доход при вложении средств в объект на начальном этапе строительства. Соответственно, покупатель жилья для себя существенно сэкономит. Ну, а если сэкономите очень существенно, приглядитесь ...к первому нежилому этажу. Коммерческая недвижимость в жилых новостройках Московской области окупается гораздо быстрее, чем квартиры, а стоит иногда в несколько раз меньше, чем площади на вторичном рынке. Поскольку Подмосковье застраивается кварталами, то инвестиционная привлекательность такой недвижимости лишь усиливается, - говорит эксперт. Действительно, покупая квартиру в новом микрорайоне одним из первых (позже и не надейтесь), стоит учесть и такую возможность прозондировать цены на первые и полуподвальные этажи. Если медведь не наступил вам на деловую жилку, окупите и его, и квартиру.

Что касается единой компании, то в каком виде она будет создана, пока не определено. Возможно, киностудии передадут единой управляющей компании или это будет холдинг, в который потом смогут влиться частные кинопроизводители и прокатчики.

Большая часть оборудования этих киностудий устарела, и частные инвесторы не раз заявляли, что вкладывать в них миллионы долларов нерентабельно. Так что есть опасность, что в случае приватизации кинокомплексов, занимающих по нескольку сот га дефицитных столичных земель, их объекты могут перепрофилировать под деловые, культурные, офисные или торговые центры. Чтобы избежать этого, и было принято решение оставить киностудии под опекой государства.

Сейчас Мосфильм и Киностудия имени Горького получили задание представить единую концепцию развития всех трех киностудий. И в течение двух недель провести технологический аудит всех производств, чтобы оценить затраты - во сколько обойдется их модернизация и какой груз при этом ляжет на государство. Здесь еще придется все внимательно просчитать. Например, новое руководство Ленфильма разработало пятилетний план развития производства и реконструкции киностудии. Приблизительная стоимость проекта составляет 87 миллионов долларов. Тогда как в Москве и пригороде Санкт-Петербурга планируется с нуля построить три современных частных киностудии, каждая стоимостью около 25-30 миллионов долларов. Так что государству будет с чем сравнивать.

В Росимуществе корреспонденту РГ рассказали, что только после аудиторского заключения и инвентаризации всей недвижимости можно будет говорить о чем-то более конкретно. Однако добавили, если это будет все-таки холдинг, то на первых порах его финансирование планируется вести за счет продажи непрофильного имущества киностудий - домов отдыха, лыжных баз, кафе-столовых и прочего.

Казалось бы, проблем с объединением киностудий нет. Однако, как выяснило Росимущество, самые вкусные объекты недвижимости Ленфильма втихаря распродали еще в 2005 году. Это два здания на Каменноостровском проспекте, несколько теннисных кортов на набережной Большой Невки, две дачи и одна база отдыха в живописном местечке Лисий Нос, недостроенный пионерлагерь в Цвелодубово. Всего Росимущество насчитало 7 объектов общей площадью 10 тысяч квадратных метров плюс - земельные угодья. Все это было распродано за бесценок - всего за 4 миллиона долларов. По мнению экспертов, стоят проданные объекты как минимум 50 миллионов долларов.

Напомним, что решение о приватизации госкино было принято правительством еще в 2002 году. Но до торгов ни одна из трех компаний, имеющих внушительные объекты недвижимости, так и не дошла. Например, Мосфильм вообще исключили из ближайших планов приватизации. А Ленфильм должны были выставить на торги в марте этого года. Но их тоже отложили. За эти киностудии вступилась вся киношная общественность и региональные власти.

Впрочем, установить персональную ответственность чиновников и доказать степень вины для привлечения к административному, уголовному или даже к дисциплинарному наказанию, невероятно сложно. Все покрывает коллективная ответственность. Но, как считает руководитель пресс-службы Росимущества Дмитрий Никитенко, виновные будут установлены. Как сообщили РГ в Росимуществе, несмотря на правовую коллизию, ведомство намерено предпринять все усилия по возврату в федеральную собственность незаконно распроданной недвижимости Ленфильма, лишившегося доброй половины своих имущественных активов. Если сделки купли-продажи удастся оспорить, то стоимость киностудии в преддверии интригующих событий - консолидации государственных пакетов акций и создания кинохолдинга - значительно вырастет.

По убеждению чиновников Росимущества, экс-генеральный директор Ленфильма не имел права на продажу этих зданий и сооружений без разрешения государства. Против него заведено уголовное дело. А в феврале 2007 года Росимущество приняло решение вернуть в собственность государства отчужденное имущество и поручило главному государственному акционеру ОАО Киностудия Ленфильм, своему территориальному агентству - Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (КУГИ) - подать иски о признании сделок недействительными. Но в марте 2008 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области в исках отказал. Основной аргумент - истек срок давности, который составляет один год с момента, когда Росимущество официально зафиксировало нарушения. Если бы юристы КУГИ Санкт-Петербурга вовремя, как того требовали в Росимуществе, обратились в суд, то исковые требования были удовлетворены, пояснили РГ в федеральном агентстве. Сейчас Росимущество проводит служебное расследование: был ли в действиях питерских чиновников корыстный умысел. Я намерен самым тщательным образом разобраться в сложившейся ситуации! - заявил РГ руководитель Росимущества Валерий Назаров. Ленфильм, по его словам, был распродан при молчаливом попустительстве некоторых призванных защищать государственные имущественные интересы чиновников.

Рынок грез
Крупнейшие киностудии мира находятся в частной собственности
Всю территорию и постройки киностудии бывшей ГДР - ДЕФА в пригороде Потсдама Бабельсберг - после объединения Германии продали французской риелторской фирме c условием сохранения кинопроизводства.


Ситуация усугубляется еще и тем, что между Росимуществом и КУГИ Санкт-Петербурга, который в качестве эксперимента получил право работать самостоятельно, было подписано соглашение о сотрудничестве. Но, как видим, оно было нарушено. И это вызывает у экспертов РГ особую тревогу. С другими территориальными управлениями у Росимущества соглашений нет. Впрочем, они и не требуются, потому что те формально подчиняются федеральному агентству и не имеют права действовать самостоятельно. Но, как говорится, до Москвы далеко... И, как утверждают в Росимуществе, взаимодействие федеральных и региональных властей по защите имущественных интересов государства оставляет желать лучшего. В масштабах всей страны, по оценкам экспертов, колоссальные суммы растворяются в карманах тех, кто привык строить бизнес за госсчет. И где, например, сейчас те 4 миллиона долларов, которые после продажи семи объектов Ленфильма пришли на счета кинокомпании, корреспонденту РГ в Росимуществе сказать не смогли.

Гигант американской киноиндустрии Уолт Дисней ежегодно вкладывает огромные средства, сравнимые с бюджетами целых европейских государств, в развитие своего бизнеса. К примеру, для обеспечения доминирующего положения в области создания мультфильмов была приобретена за 7,4 миллиарда долларов знаменитая анимационная студия Пиксар.

Теперь это настоящий город, который так и называется - Медиагород Бабельсберг. В нем располагаются многочисленные частные фирмы по производству теле- и кинофильмов, рекламные и фотоагентства, предприятия, специализирующиеся в мультимедийных сферах, коллективы аниматоров, каскадеров, а также кастинговые агентства. Бабельсберг и сегодня не обделен вниманием мировых кинопроизводителей. В частности, здесь снимались популярные американские фильмы Превосходство Борна, Вокруг света за 80 дней, У моря, а также германский блокбастер Падение о крахе Гитлера. Впрочем, руководство Медиагорода Бабельсберг не удовлетворено финансовым состоянием дел. Поэтому в перспективе планирует выставить кинопредприятие на продажу на публичных торгах на немецкой бирже.

В Японии тон в съемках популярных фильмов задает крупнейшая частная киностудия Toho. В 2007 году реализация наиболее успешных проектов принесла владельцам компании почти 300 миллионов долларов.

Одним из крупнейших мировых производителей художественных фильмов является американская киностудия Метро-Голдвин-Майер (Metro-Goldwyn-Mayer). В 2004 году она была куплена международным консорциумом во главе с японским концерном Sony почти за пять миллиардов долларов.

Близкие метры
Инвестировать в недвижимость выгодно всегда: что бы ни случилось, исчезнуть такие деньги не могут, даже в самом худшем случае, как бы ни упали цены, останется сама недвижимость. После 2006 года, когда цены на нее в Петербурге выросли более чем в два раза, вкладывать деньги в недвижимость стали многие. Сегодня это не менее актуально для питерцев чем пару лет назад. По словам заместителя генерального директора ЗАО Центральное управление недвижимости ЛенСпецСМУ Ирины Онищенко, на протяжении первых четырех месяцев 2008 года цена квадратного метра в Петербурге росла в среднем на 1,28% в неделю, а по итогам 2008 года ожидается рост на уровне 40% 50%. В ближайшее время, по словам эксперта, предложение на первичном рынке недвижимости будет оставаться ненасыщенным, поэтому видимых оснований для снижения цен нет. За 300 тысяч долларов в Петербурге можно выбрать несколько вариантов, - считает директор департамента маркетинга ЗАО ЦУН ЛенСпецСМУ Валентин Романов. - Можно приобрести две высоколиквидные однокомнатные квартиры или очень привлекательную двухкомнатную квартиру, отремонтировать ее и сдать в аренду. Можно приобрести и коммерческое помещение. Например, спрос на коммерческие помещения в жилых комплексах нашей компании достаточно велик, поскольку в таких объектах проживает активная часть населения с растущими доходами. По словам В. Романова, цены стремительно растут, а стоимость квартиры по мере приближения объекта к сдаче Госкомиссии повышается еще на 20-30%. Зафиксировать прибыль, таким образом, возможно при покупке квартиры на определенной стадии или получая платежи от последующей сдачи квартиры в аренду, - добавляет специалист. Директор департамента консалтинга и оценки Агентства развития и исследований в недвижимости Екатерина Марковец считает, что инвестировать при наличии такой суммы лучше в типовое жилье площадью около 100 кв.м. либо в небольшую квартиру бизнес-класса. На сегодняшний день рост стоимости жилья бизнес-класса составляет около 25% в год против 40% роста стоимости жилья эконом- и комфорт-класса,- говорит эксперт. В то же время, по словам руководителя отдела продаж АРИН Татьяны Чуприной, такого сумасшедшего спроса на жилье эконом-класса, как раньше, уже нет. Зато в течение последних месяцев наибольшим спросом пользовались квартиры бизнес-класса в домах, расположенных в Приморском, Выборгском и Московском районах. Спрос на рынке аренды таких квартир также велик.

Однако в Польше одним из наиболее стабильных производителей кинопродукции остается государственная студия ТОР, созданная в 1967 году. Ее бессменный художественный руководитель - известный кинорежиссер Кшиштоф Занусси. За сорок лет здесь снято более девяноста художественных фильмов. Студия активно сотрудничает с зарубежными партнерами. Заслуженной популярностью у поляков пользуется и частная киностудия Зебра, созданная в 1988 году по инициативе знаменитого актера и режиссера Юлиуша Махульского. Его фильм Киллер стал самой кассовой польской комедией 1990-х годов.
Куда инвестируют петербуржцы? Региональные инвесторы редко рискуют вкладывать средства в столичную недвижимость, столичные же, наоборот, с радостью инвестируют в регионы и за границу. Петербург, сочетающий в себе и столичные, и региональные черты, не похож ни на одно, ни на другое. Тем интереснее, в какую недвижимость могут инвестировать петербуржцы, имеющие до трехсот тысяч долларов и желающие не просто спасти свои деньги от инфляции, но и приумножить их.

Кто на север, кто на юг
Многие развивающиеся ныне города и регионы не ускользают и от взоров петербуржцев. Общей для региональных рынков чертой по-прежнему остается их высокая доходность. А технические проблемы, на которые инвесторам приходится обращать внимание, покупая недвижимость в регионах, связаны в первую очередь с управлением ею на расстоянии. По словам аналитиков, подавляющее большинство петербуржцев инвестируют либо в совсем уж южные регионы, такие как Ростовская область и Краснодарский край, либо в соседствующую Мурманскую область. Первое объясняется быстрым развитием таких городов, как Ростов, Краснодар и Сочи. Второе давним взаимопроникновением Петербурга и Мурманска, в том числе и в плане инвестиций. Цены на жилье в Сочи ниже, чем в Москве и Петербурге, а темпы роста достаточно высоки и не будут снижаться до 2014 года, вплоть до Олимпиады,- говорит Е. Марковец. На сегодняшний день инвестиции в этот город аналитики считают очень удачными.

По соседству
Вслед за жителями столицы, петербуржцы начали понимать, что квартира в городе не такой уж лакомый кусок и что по хорошей дороге доехать из пригорода на работу можно куда быстрее, чем с городской окраины. Туда, где воздух чище, сейчас стремятся многие петербуржцы. Инвестиции в земельный участок могут быть очень выгодными,- говорит Екатерина Марковец.- По нашим данным, земля сегодня дорожает примерно на 30 40% в год. И если удастся выкупить землю в районе, который в ближайшее время будет активно застраиваться, то от этих вложений можно получить достаточно хорошую прибыль. По оценке аналитиков загородной недвижимости, земля Ленобласти на сегодняшний день еще недооценена и поэтому у нее большой потенциал роста стоимости. Уже сейчас вместе со спросом растет предложение, а вместе с ним стоимость земли. Как утверждают эксперты, подорожание сотки земли в Ленобласти за 2007 год составило 48%. Сейчас на загородном рынке Санкт-Петербурга и Ленобласти идут продажи в 130 коттеджных поселках. Всего год назад проектов на рынке было вдвое меньше. Наибольшим спросом сегодня пользуются загородные дома со средней стоимостью квадратного метра в эконом-классе около 1800 долларов, в бизнес-классе около 2300-2800 долларов.



Главная --> Публикации