Главная --> Публикации --> Патриаршие украсит фигура булгакова На столичном рынке недвижимости появился новый игрок Темные пятна жилищного кодекса Окончательный расчет Эх, дороги

По мнению ведущих зарубежных экономистов, западные государства характеризует наличие единых систем кадастра объектов недвижимости, роль которых в социально-экономической жизни чрезвычайно велика.
Говоря о кадастре, необходимо заметить, что в России сегодня существует порядка 50 различных кадастров и реестров, есть даже Государственный кадастр отходов. Так, Министерство природных ресурсов России фиксирует леса и водные объекты, Госстрой — жилые здания, и так далее. Деятельность учреждений в этой области не пересекается, результаты, полученные одним ведомством, другими не учитываются и не сопоставляются.
Так, при оформлении земельного участка граждане сначала обращаются в землеустроительную организацию, которая его формирует, а затем в земельную кадастровую палату, где осуществляется непосредственно учет. Основным документом для государственной регистрации прав является выписка из Государственного земельного кадастра. Зданиями и сооружениями занимается БТИ. Оно предоставляет выписки из технических паспортов и никак не связано с существующей системой учета земельных участков ни нормативно, ни информационно-технологически. Это отдельный порядок регистрации, который существует на муниципальном уровне. Чтобы не было подобной разобщенности, требуется перейти к интегрированной единой системе учета объектов недвижимости, что необходимо для дальнейшего эффективного развития рыночных отношений.
Другой аспект, влияющий на становление экономики, — это состояние капитализации жилищного фонда. В целом по стране 68 % жилья приватизировано, но возникает вопрос, почему же капитал не вырастает из имущества, находящегося в собственности граждан.
Минэкономразвития России разработало и планирует внести на рассмотрение в Госдуму РФ законопроект о едином кадастре объектов недвижимости, что позволит владельцам имущества выстраивать рыночные отношения на современном цивилизованном уровне.
В соответствии с концепцией нового закона о кадастре до тех пор, пока недвижимость, а это может быть участок земли, леса, недр, здания и сооружения, не будет учтена в едином кадастре, какие-либо действия с ней невозможны.
Одной из приоритетных задач станет разделение процедур в сфере формирования, учета и оценки объектов недвижимости. В первую очередь необходимо выделить этап формирования объектов недвижимости. Эту функцию планируется возложить на рыночные структуры, не отдавая им при этом государственный кадастровый учет и государственную кадастровую оценку.
Зачем же нужно в системе органов государственной власти создавать Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости?
Прежде всего государственный кадастровый учет объектов недвижимости — это юридический акт признания и подтверждения государством факта существования объекта недвижимости и его индивидуализации как объекта права и налогообложения. Сведения государственного кадастра носят правовой характер.
Государственный кадастр предполагает реализацию следующих функций:
• учетной — для обеспечения регистрации прав;
• фискальной — для формирования государством налогооблагаемой базы на основе реальных данных и определения стоимости объектов на основании кадастровой оценки, осуществляемой для целей налогообложения;
• информационной — для обеспечения граждан и государства достоверными, юридически значимыми данными об объектах недвижимости, что позволит использовать эту информацию как для государственного планирования, так и для эффективной реализации инвестиционных проектов.
Что касается блока о регистрации прав, то первый раздел Единого государственного реестра прав (ЕГРП), ведение которого контролирует Минюст России, формируется только на основе кадастровых сведений. Для регистрации сделки с уже учтенным объектом недвижимости не требуется повторного учета.
Ответственность между органами регистрации прав и органами, осуществляющими ведение кадастра, будет четко разграничена. В перспективе информационные ресурсы государственного кадастра объектов недвижимости и единого государственного реестра прав должны интегрироваться. Планируется наладить электронный документооборот между ведомствами.
В результате кадастровая система позволит государству контролировать стратегически важные элементы инфраструктуры страны, такие, как энергетика, топливный комплекс, коммуникационные системы.
Создание единой кадастровой системы послужит толчком к государственному и муниципальному развитию территорий. Сократятся финансовые и временные издержки граждан в связи с упрощением учетно-регистрационных действий с объектами недвижимости.
Налоговая система будет подкреплена прозрачной налогооблагаемой базой и актуальными сведениями о земле и иных объектах недвижимости.
Участники рынка будут иметь прочные основы как для формирования дополнительных источников финансирования через ипотечное кредитование, так и для повышения
инвестиционной привлекательности и эффективной реализации инвестиционных проектов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства имеют права и обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами и международными договорами. Таким образом, в определенных областях для данных лиц есть ограничения национального режима, в том числе и на права на землю в России.

Имущественные отношения, определяющие рыночную экономику России, находятся в стадии интенсивного развития. Однако эти темпы еще не позволяют нашему государству стоять в одном ряду с передовыми странами Запада.

Появления этого закона корпоративные юристы и руководители организаций ждали давно. Проблема коммерческой тайны для многих фирм является исключительно важной. Особенную значимость она представляет для предпринимателей, работающих с так называемыми клиентскими базами (т. е. информационными массивами, содержащими данные об актуальных либо потенциальных продавцах, покупателях и объектах продажи). Кроме того, в ряде случаев нужно сохранить в тайне цены сделки.
Утечка информации способна нанести ее обладателю серьезный урон. Практика знает немало случаев, когда работники фирм (в частности, риелторских) делятся ценными сведениями с конкурентами либо используют их в своих целях. При этом привлечь таких лиц к ответственности и возместить причиненные ими убытки весьма проблематично. Так было раньше. Теперь у руководителей организаций появляется инструмент защиты интересов в сфере коммерческой тайны — Закон “О коммерческой тайне”. Обратимся к содержанию документа.
Статья 1 определяет цель и сферу действия закона. Наиболее важным здесь представляется разграничение понятий коммерческой и государственной тайны, регулируемой особыми положениями. Статья 5 закона называет сведения, которые не могут составлять коммерческой тайны. При этом пункты 1–10 части первой данной статьи четко определяют соответствующие виды информации (например, перечень лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица). Пункт 11 требует особого внимания. Он не позволяет “засекретить” данные, “обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами”.
Здесь стоит отметить положения статьи 14 “Об информации, информатизации и защите информации”: граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них. Статья 18 Градостроительного кодекса РФ регламентирует открытость информации о состоянии среды жизнедеятельности и ее предполагаемых изменениях.
Статья 2 “расписывает” систему законодательства о коммерческой тайне. Так, в нее включены Гражданский кодекс (ГК) РФ, данный закон и другие федеральные законы.
В ГК РФ понятию коммерческой тайны посвящены статьи 128 и 13 Первая их них относит информацию к объектам гражданского права, вторая определяет относимость информации к категории коммерческой тайны. Дефиниции этой нормы получили развитие в статье 3 закона. В ней дано понятие коммерческой тайны. Это “конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду”. Отсюда главные критерии отнесения информации к коммерческой тайне — ее конфиденциальность (т. е. недоступность широкому кругу лиц) и возможность получения коммерческой выгоды вследствие обладания такими сведениями. Данная информация должна иметь “действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам”. К ней не может быть свободного доступа на законном основании. В отношении нее обладателем такой информации (правообладателем устанавливается режим коммерческой тайны.
Заметим, что законодатель не признает права приоритета за обладателем коммерческой тайны. В этом состоит значительное отличие от нормативной регламентации институтов интеллектуальной собственности (изобретения и т. д.). Так, если лицо законным способом получило сведения, составляющие коммерческую тайну иного обладателя, их права защищаются равным образом. Кроме того, не предусмотрено государственной регистрации прав на коммерческую тайну — право на отнесение информации к категории коммерческой тайны принадлежит обладателю такой информации (статья 4 закона).
Сложность нормативной конструкции и неоднозначность толкования ряда терминов (в частности, увеличение доходов при возможных обстоятельствах) позволяют нарушителям запрета оспорить правомерность отнесения информации к разряду коммерческой. И в результате уйти от ответственности. На мой взгляд, следовало бы усилить роль субъективного критерия — мнения правообладателя. Ведь только он один может в полной мере оценить как настоящую, так и потенциальную стоимость своей информации.
Кроме того, для признания своего права на информацию как на коммерческую тайну заинтересованное лицо должно ввести в отношении нее режим коммерческой тайны (статьи 10–12 закона), т. е. принять меры, предусмотренные частью первой статьи 10.
Очень важным представляется содержание статьи 11 закона, устанавливающей обязанности работодателя и работника в целях охраны конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений. При этом работодатель вправе требовать возмещения убытков, вызванных разглашением коммерческой тайны, как от работника, так и от лица, прекратившего трудовые отношения. Правда, последние освобождаются от ответственности, если разглашение произошло вследствие непреодолимой силы, крайней необходимости или неисполнения работодателем требования по обеспечению режима коммерческой тайны.
К сожалению, в тексте закона есть дефекты. Во-первых, объем закона мал: в нем всего 16 статей. Вряд ли этого достаточно для полноценной регламентации столь сложного вопроса.
Во-вторых, закон содержит исключения, касающиеся защиты права обладателя коммерческой информации. Так, согласно части первой статьи 6 закона правообладатель по требованию “органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну”. Учитывая обилие “иных государственных органов” и их склонность к получению информации о прибыльной хозяйственной деятельности, следует предполагать возможность злоупотребления положениями данной нормы. Предвидя нежелание коммерсантов покорно следовать требованиям “иных”, законодатель предоставил последним право просить предоставить информацию в судебном порядке. Неповиновение грозит статьей 15, предусматривающей ответственность за непредоставление затребованной информации.
Буквальный смысл положений части третьей статьи 4, статьи 6, статьи 7 таков: “иные” органы по сути становятся законными правообладателями (и, соответственно, выгодоприобретателями). Интересно, отчего законодатель прямо не запретил “иным” использовать в своей деятельности полученную информацию? Почему не ограничен срок нахождения материалов, составляющих коммерческую тайну, в “иных” органах?
При детальном изучении положений закона становится ясным: с момента предоставления коммерческой тайны “иным государственным органам” утечка информации неизбежна. Нормы статьи 13 “Охрана конфиденциальности информации при ее предоставлении” носят чисто декларативный характер и не выдерживают критики. В частности, ими не предусмотрены ограничение доступа к информации, персонализация ответственности, особенности хранения носителей информации и т. д. Почему бы не предусмотреть прямую ответственность за охрану конфиденциальности сведений руководителя органа, по требованию которого предоставлена коммерческая тайна? В противном случае устанавливается полная безответственность. Заметим, что в силу положений части второй статьи 13 “иные” органы, получившие информацию, вправе беспрепятственно передавать ее следующим органам, которым достаточно лишь оформить “мотивированное требование” в свете положений части первой статьи 6 закона.
Правда, часть третья статьи 14 закона устанавливает гражданско-правовую ответственность “иных государственных органов” перед правообладателями в случае разглашения или незаконного использования коммерческой тайны своими сотрудниками. Однако какова цена этой ответственности? Методики определения убытков (особенно в форме упущенной выгоды) ввиду утраты конфиденциальности сложны для разработки, а в настоящее время вообще отсутствуют.
А существовавшую изначально в тексте закона статью 17, которая предоставляла правообладателю возможность вместо возмещения убытков потребовать компенсацию в размере от 50 до 50 000 МРОТ, на каком-то этапе потеряли. Вместе со статьей 17 пропала и статья 16, которая предоставляла правообладателю дополнительный — административный — способ защиты своих прав.
Часть первая статьи 14 закона предусматривает и уголовную ответственность правонарушителей. Согласно положениям статьи 183 Уголовного кодекса РФ, карающей за “незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну”, такое деяние может повлечь за собой лишение свободы на срок до десяти лет. Однако, учитывая оспоримость отнесения информации к разряду коммерческой тайны, многочисленные возможности получения и передачи соответствующих сведений помимо воли правообладателя, представляется маловероятным успешное применение на практике уголовных санкций.

Согласно Закону о правовом положении в РФ иностранным гражданином считают физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицом без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
В настоящее время права иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства на приобретение в собственность земельных участков в России определяют Земельный кодекс РФ и другие федеральные законы.
Первое ограничение, касающееся данной категории лиц, содержит ст. 15 Земельного кодекса РФ. Она определяет, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях:
• пограничная зона;
• российская часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориальных морей РФ, где установлен пограничный режим, пункты пропуска через государственную границу;
• территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска.
Конкретный перечень данных земель установлен Указом Президента России в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе.
Земельный кодекс также содержит ограничения, касающиеся иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, согласно которым не допускается предоставление им земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на бесплатной основе.
По общему правилу собственники недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право его покупки или аренды. Но Президент РФ может установить перечень зданий, строений, сооружений, на которые это правило не распространяется.
Помимо Земельного кодекса определенные ограничения содержит Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения не могут предоставляться вышеуказанным лицам на праве собственности. Владение и пользование такими участками допускается только на праве аренды.
Возникает вопрос по поводу юридических лиц, в уставном капитале которых присутствует доля иностранцев. Законом предусмотрено, что если она составляет более 50 процентов уставного капитала, то приобретение в собственность земель сельскохозяйственного назначения не допускается. Указанные юридические лица включены в государственный реестр коммерческих организаций с иностранными инвестициями, зарегистрированных на территории РФ, и, соответственно, в сводный государственный реестр аккредитованных на территории России представительств иностранных компаний. Кроме того, соответствующие данные о долях в уставном капитале должны содержать учредительные документы.
Ограничения, касающиеся земельных участков, ранее содержал также Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Так, иностранцы, лица без гражданства не имели права создавать крестьянское хозяйство, а следовательно, не имели права на получение земельного участка для этих целей.
В 2003 г. был принят новый Закон о крестьянском фермерском хозяйстве. Теперь право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Нормы, устанавливающие специальное регулирование для иностранных физических лиц, содержат также Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. “О континентальном шельфе Российской Федерации” и Закон Российской Федерации “О недрах”, закрепляющие порядок пользования участками континентального шельфа и недрами. Законодательство РФ запрещает иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам иметь на праве собственности участки недр, участки континентального шельфа, участки лесного фонда. Эти объекты могут быть предоставлены им только на праве аренды при условии, что данные лица наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности.
Но иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица имеют право на приобретение земельных участков в собственность (кроме земель сельскохозяйственного назначения) в соответствии с п. 5 ст.28 Земельного кодекса РФ.
Несмотря на ограничения, касающиеся права собственности на землю иностранцев, некоторые все же считают, что даже с такими урезанными возможностями предоставлять иностранным субъектам землю в собственность недопустимо. В связи с этим в Конституционный суд РФ поступил запрос Мурманской областной думы, которая оспаривала конституционность положений Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующих предоставление земельных участков в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. В обоснование своих доводов заявитель привел следующие объяснения: земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, в данном случае к таким народам относятся только народы Российской Федерации; закон не может ограничивать и перераспределять эту основу, право на нее в пользу лиц, не относящихся к народам Российской Федерации.
Из Конституции Российской Федерации следует, что субъектом права частной собственности на землю могут быть только российские граждане и их объединения; предоставление иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права собственности на землю умаляет (ограничивает) территориальную основу жизни и деятельности народов Российской Федерации, создает возможность отторжения земли иностранным государством посредством сделок или предъявления территориальных претензий к Российской Федерации, может привести к нарушению суверенитета РФ.
Рассмотрев данный запрос, суд пришел к выводу, что положения Земельного кодекса не противоречат Конституции РФ.

Вполне вероятно, сложившаяся ситуация напрямую зависит от стоимости таких систем, а также излишней их функциональности. Но наибольшую проблему представляет собой необходимость практически с нуля создавать информационную структуру дома. При строительстве нового или реконструкции существующего дома можно заложить информационную инфраструктуру системы: протянуть специальные кабель-каналы и в каждую комнату наряду с привычной электропроводкой провести информационные кабели — коаксиальный и витую пару не ниже пятой категории. В зависимости от пожеланий заказчика проложить кабели звуковой системы. Как показывает практика, устройство коробов с последующей укладкой в них кабеля — наиболее приемлемый способ сведения к минимуму стоимости работ по внесению изменений в кабельную систему в будущем. Сегодня существует ряд стандартов, регламентирующих установку и эксплуатацию структурированных кабельных систем, на которых мы не будем останавливаться подробно, отметим лишь, что грамотная кабельная система избавит от головной боли на много лет. Если вы вдруг задумаете делать ремонт в доме и захотите оснастить его системой “умный дом”, учтите, что лучше всего совместить два этих процесса, поскольку для устройства “умного дома” необходима прокладка нескольких километров проводов.
Для владельцев старых домов осуществление капитального ремонта в целях внедрения такой системы представляется задачей не то что нереальной и непосильной, но почти абсурдной. Однако стремление к комфорту от этого не пропадает. Что же делать, если евроремонт вы уже сделали, а про “умный дом” услышали после того, как повесили новые люстры, расставили мебель и вынесли последний мешок с мусором? Спасительное решение — использование существующей телефонной и электропроводки в качестве информационной магистрали. На сегодняшний день разработано несколько технологий, которые допускают применение домашней проводки для подключения вычислительных устройств, телефонии и управляемых бытовых приборов.
Из представленных на рынке домашних систем управления можно выделить три типичные, например:
• децентрализованную Х-10;
• смешанную, или псевдодецентрализованную, ЕIB;
• централизованные CRESTRON, АМХ.
Х-10 —одна из самых простых и относительно дешевых систем. Ее установка не займет много времени, поскольку для этого не требуется прокладывать шину управления. Блоки “общаются” между собой по обычной сети 220 В, то есть достаточно последовательно включить их в стандартную электрическую схему, и система заработает.
Положительные качества:
• низкая стоимость (примерно за 600 евро можно оборудовать “умный дом” в однокомнатной квартире);
• простота монтажа;
• открытый протокол (можно использовать оборудование других производителей);
• большое количество приспособлений.
Система идеальна для установки в хрущевке или на летней даче.
Отрицательные качества:
• низкая надежность блоков;
• низкая помехозащищенность;
• искусственно завышенная (примерно в два раза) цена на российском рынке.
EIB — это европейская система управления, получившая широкое применение благодаря мощной поддержке крупнейших европейских электротехнических компаний. Первоначально ее разработали для автоматизации управления процессами производства и крупными офисными объектами. Сфера рынка для нее была заранее предопределена, а в разработку вложены достаточно большие корпоративные деньги. Поэтому потребитель должен быть готовым к тому, что в связи с тщательной подготовкой каждого отдельного самостоятельного интеллектуально емкого котроллера его стоимость изначально не может быть дешевой. Как известно любому российскому покупателю, качество — пример идеальной работы менеджмента европейского единства. Отсюда и возможная дороговизна по сравнению с двумя другими типами. Из всего вышесказанного понятно, что система не может не обойтись в копеечку. К сожалению, этим пользуются малоквалифицированные продавцы, пытаясь всучить простому обывателю дорогостоящее оборудование. Как правило, сегодня на любом строительном рынке Москвы, не говоря о выставочных комплексах, есть торговые точки, предлагающие красивые выключатели и розетки hi-класса. Клиенты таких точек — еще сохранившиеся новые русские, которым очень легко продать самую “лучшую” систему управления “умный дом”. Причем продавцы EIB удивляются, что большинство покупателей не очень хорошо представляют себе возможности системы и пытаются сэкономить на лишней сотне долларов, совместив EIB с датчиками и приборами других типов.
Положительные качества:
• надежность;
• эстетическое качество сборки и промдизайна;
• высокая помехозащищенность;
• высокая жизнеспособность;
• большой список производителей;
• большой выбор качественной периферии.
Отрицательные качества:
• невозможность программирования и перепрограммирования самим пользователем. Для внесения элементарных изменений необходимо вызвать программиста (средняя цена по Москве колеблется от 50 до 100 долл.);
• привязка к инсталляционной компании;
• при использовании системы в качестве домашней низкий показатель цена — качество;
• каждый элемент системы из-за малых размеров ограничен в решении сложных задач, а установка общего мощного процессора сводит на нет основные преимущества системы (если речь будет идти о квартире).
Централизованные системы управления типа CRESTRON и AMX обычно состоят из центрального процессора и множества исполнительно-командных блоков. Они были изначально разработаны как домашние.
Положительные качества:
• возможность собрать в единый комплекс все разрозненные системы жизнеобеспечения и управлять ими при помощи единого пульта;
• очень респектабельный дизайн и функциональность радиодисплеев;
• узнаваемость и престижность;
• удобство интерфейса цветных, настенных, сенсорных панелей.
Отрицательные качества:
• сложность программирования (собственный закрытый протокол);
• высокая цена.
К централизованным системам управления можно отнести и подавляющее большинство охранно-пожарных и других специализированных систем. Обязательно обратите внимание, подходит ли оборудование, которое предлагает компания-установщик, для задуманной вами системы, какие системы хотелось бы иметь дома и стоит ли объединять их в единое целое. Также оцените, насколько при вашем уровне знаний языков программирования и владения компьютером будет нужно и интересно самостоятельно заниматься созданием домашней системы управления по цене Х-10 или CRESTRON.
Другое решение, которое позволяет автоматизировать дом без прокладки многочисленных кабелей, заключается в использовании радиоконтроллеров. Кстати, именно устройства, основанные на радиосвязи, сегодня наиболее популярны, при этом требование пользователей об отсутствии новых проводов будет удовлетворено полностью. На рынке можно найти и беспроводные модели уже упоминавшейся фирмы Х-10, легко интегрирующиеся с проводными контроллерами, и другие, выполненные, в частности, на базе мало известных разработок, которые, правда, еще не приобрели такой же популярности и по большей части концептуальны.
Теперь давайте подробнее рассмотрим, какие системы были бы особенно интересны для установки в квартире. Разумеется, первое и самое простое, что приходит в голову, — это свет. С помощью системы управления домом можно контролировать каждый источник света во всех помещениях независимо от того, где располагается светильник и какого он типа, включать и выключать свет, регулировать его яркость дистанционно. Не вставая с постели вы сможете выключить свет, и не надо будет возвращаться в темноте от выключателя к кровати. Вам будет подвластно управление освещением практически из любого места, даже вдалеке от квартиры. Находясь в своей спальне, вы сможете погасить свет в детской и во всем доме или оставить ночное дежурное освещение в коридорах, сделав его приглушенным либо с плавным включением.
Подумайте, стоит ли оснащать квартиру датчиками передвижения, которые будут зажигать свет, как только вы ступите на порог дома. Очень часто владельцы жалуются, что, когда они встают ночью, им мешают яркие вспышки света, возникающие при одном их приближении.
“Умный дом” объединяет в себе системы управления светом, аудио- и видеотехникой (система multiroom), отоплением, кухонными приборами, домашним кинотеатром. Их набор сможете определить только вы сами. Многие ограничиваются установкой в квартире режима управления светом или системы охраны. Более решительные люди предпочитают полный комплекс услуг, но стоит это, безусловно, недешево.
Одно из последних новшеств в этой сфере — “умная система” видеонаблюдения. Если раньше видеонаблюдение осуществлялось локально, в пределах здания, то сегодня “умная система” позволяет просматривать данные наблюдения с любого расстояния: видеокамера может находиться в Москве, а центр управления — в Нью-Йорке. Квартиру делят на несколько зон и в наиболее важных из них, потенциально опасных, устанавливают управляемые видеокамеры. Они позволяют “прогуляться” по дому, заглянуть в темные углы, “наехать” на какую-то часть комнаты. Камеры работают постоянно или включаются от движения, чтобы не записывать лишнюю для вас информацию. Можно выбрать алгоритм подачи сигнала опасности при любом движении. В случае необходимости картинку передают в УВД, если оно оснащено подобной системой. Кроме защиты дома у системы видеонаблюдения есть и другие плюсы. Так, многие клиенты не упускают возможности понаблюдать с рабочего компьютера за тем, как няни ухаживают за их детьми.
А все вопросы охранно-пожарной сигнализации придется согласовать с организацией, занимающейся охраной, например УВО. В Москве, кстати, объекты под охрану также берут некоторые коммерческие структуры. Конкретный выбор зависит от места в городе, где вы живете, и от толщины вашего кошелька.


В частный сектор концепция широко рекламируемой системы “умный дом” пришла из промышленности, где ее успешно реализуют уже многие годы, постоянно совершенствуя. О подобной системе в отдельной квартире заговорили только в последние годы.



Главная --> Публикации