Главная --> Публикации --> Пик инвестирует $1 млрд в строительство жилья в новороссийске Регионы просят жилья Подмосковные «юга» Современное состояние ипотечного рынка: задачи, проблемы, перспективы Уходящая натура

Такое сокращение промзон предусмотрено проектом нового Генплана развития столицы до 2025 года. В определенном смысле Москва идет по пути, который крупнейшие города мира прошли еще несколько десятилетий назад. Например, Париж, Лондон и Нью-Йорк в свое время вывели значительную часть предприятий либо за пределы города, либо в специальные промышленные резервации.

Площадь городских территорий, занимаемых промышленными предприятиями в Москве, сократится почти в три раза: до 7500 тысяч гектаров против нынешних 20 тысяч гектаров.

Работа по ликвидации экологически вредных, неэффективных и ресурсоемких производств, а также частичный вывод за пределы города важных для столичной и российской экономики предприятий началась еще в 90-е годы ХХ века. Уже тогда некоторые из них были закрыты.

Такой шаг объясняется, во-первых, дефицитом площадей для строительства, а во-вторых, резким снижением рентабельности производств, вынужденных платить все возрастающую арендную плату за золотую городскую землю.

Для создания новых, современных и компактных промзон за пределами города будут создаваться целые районы. Например, еще в 90-х годах было принято решение о развитии и реновации территории Молжанинова. Комплексное освоение предполагает помимо возведения жилья строительство автодрома Формула1 и гольф-полей с инфраструктурой. Но помимо них будут сохранены и развиты современные промышленные зоны Подрезково и Планерная. Согласно актуализированному генеральному плану эти промзоны займут площадь около 100 га. Выведенные за городскую черту Москвы предприятия придут в эти промзоны на все готовое: для них здесь будет организована современная инфраструктура от электросетей до канализации.

Но городские власти не раз подчеркивали, что ликвидироваться или выводиться из города будут только те предприятия, которые не нужны Москве. Это устаревшие или экологически небезопасные производства. Нужно понимать, что сокращение промзон не означает тотальной ликвидации промышленности. В новом генплане особо подчеркивается, что Москва должна оставаться крупным промышленным центром, лидером по внедрению современных технологий. Новые производства будут размещаться в современных ПромСити или технопарках. Под их строительство уже выделены необходимые территории.

Оставшиеся в городе производственные территории такие как Теплый Стан, Дегунино-Лихоборы, Солнцево, Калошино, в основном сохранят свои производственные функции.

Именно доступ к инфраструктуре сегодня представляет для предприятий наибольшую проблему. Поэтому чиновники уверены, что новые промзоны будут местом паломничества со стороны лучших инвесторов и компаний, в том числе зарубежных.

Есть еще одно направление использования промтерриторий. Например, реорганизация промышленных зон Теплого Стана позволит увеличить площадь природного комплекса Москвы.

Они являются резервом для размещения здесь новых объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры города. Здесь появятся новые торгово-распределительные центры, головные источники электро- и теплоснабжения, другие инженерные объекты.

Появление новых офисов в спальных районах будет означать, что рабочие места фактически перемещаются к москвичам. И многим теперь не придется ездить на работу через весь город. А значит, нагрузка на транспортные артерии города автодороги и метро значительно сократится.

А что же будет с освобожденными промзонами? После соответствующей санации освобожденных земель проводится их комплексная застройка. На территории бывших предприятий появляются офисы, бизнес-центры, гостиницы иными словами, все то, чего так не хватает городу. Помимо насыщения рынка новые очаги жизни должны сыграть важную роль центров притяжения на окраинах Москвы. Их создание по замыслу властей должно внести свою лепту в решение транспортной проблемы.

Еще в феврале этого года в префектуре Центрального административного округа была создана рабочая группа, уже была подготовлена проектно-сметная документация по строительству офисов. Но позже префектура Центрального административного округа Москвы порекомендовала инвесторам изменить функцию строящегося объекта и предложила построить жилье, школы, детские сады, магазины шаговой доступности, гаражи и гостиницы.

Однако правительство Москвы стремится удержать баланс между деловой и жилой комплексной застройками новых кварталов. Иногда ради этого приходится менять наполнение проектов застройки, что называется, на ходу. Например, недавно власти приняли решение построить жилые дома и объекты социальной инфраструктуры в Хамовниках на территории заводов Гелий и Строймаш, где ранее планировалось построить бизнес-центры общей площадью 500 тысяч квадратных метров.

А совсем недавно в ходе традиционного субботнего объезда первый заместитель мэра Москвы, руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин заявил, что до 2010 года в кварталах 5 6 района Раменки построят около 400 тыс. кв. метров жилья. После вывода с территории квартала ряда промышленных предприятий, а также сноса пятиэтажек планируется возвести 377 тыс. кв. метров жилья, а также объекты соцкультбыта: школу, детские сады, гаражи. В беседе с журналистами глава стройкомплекса заявил, что к окончанию застройки будет расширен прилегающий к территории квартала Мичуринский проспект. Мы расширим Мичуринский проспект. К окончанию застройки и вводу жилья эта работа будет сделана, сказал Владимир Ресин.

Другой пример было полностью закрыто производство столярных изделий на Деревообрабатывающем комбинате № 2 в Северном административном округе. Производство продукции без потерь для новостроек было размещено на других предприятиях. Тысячи семей обжили новый современный жилой квартал, появившийся вместе с детским садом, офисами, магазинами, другими объектами в микрорайоне Войковский на месте бывшего комбината. В 2005 2006 годах здесь построено еще около 30 тысяч квадратных метров нового жилья.

Ежегодно на территории бывших промзон в столице строится до 800 тысяч квадратных метров жилья. Сегодня разрабатывается планировка еще 30 промзон, освоение и застройка которых позволит увеличить жилой фонд столицы на 5 млн квадратных метров. Поэтому когда мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что земли в Москве хватит еще как минимум на четверть века, он был абсолютно прав.
Северо-Западный округ — пожалуй, одно их немногих живописных мест столицы, где сосредоточено так много водных артерий и лесных массивов. Безусловно, благоприятная экологическая составляющая прямо пропорциональна ценам на недвижимость. Не последнюю роль играет и гармоничное соседство современных жилых застроек со зданиями старой Москвы.

Промышленные территории освобождаются под жилую застройку не только на окраинах города, но и в историческом центре. В настоящее время это главный резерв для массового строительства жилья, независимо от его социальной или коммерческой направленности, значение высвобождаемых территорий будет только возрастать в связи с отказом от технологии так называемой точечной застройки.

В СЗАО находится большое количество научных институтов и медицинских академий. В округе располагаются Тушинский машиностроительный завод НПО «Молния», Российский научный центр «Курчатовский институт», НПО «Астрофизика», НИИ эпидемиологии и микробиологии, Институт молекулярной генетики. Сегодня здесь действуют 3815 предприятий и организаций, в том числе 215 промышленных предприятий, 218 — научных, 298 учреждений народного образования, 52 организации здравоохранения, 58 учреждений культуры, искусства и спорта.

Cегодня территория Северо-Западного административного округа занимает 107 кв. км, что составляет 11% общей площади города. СЗАО насчитывает восемь муниципальных районов: Куркино, Митино, Покровско-Стрешнево, Северное Тушино, Строгино, Хорошево-Мневники, Щукино, Южное Тушино. На северо-западе Москвы проживает более 630 тыс. человек.

Домашняя природа

Есть решение правительства Москвы о строительстве в Тушине международного аэропорта — универсального комплекса мирового класса. Однако эксперты сомневаются в реализации такого решения, поскольку огромный участок земли выгоднее отдать под строительство, нежели распугивать жителей «элитной» Ходынки ревом самолетов. Тем не менее даже без «воздушной составляющей» СЗАО можно назвать крупнейшим транспортным узлом города, связывающим воедино многочисленные автомобильные, водные и железнодорожные пути. Без сомнения, этот факт позволит Северо–Западу в скором времени занять передовые позиции в деловой жизни Москвы.

Эксперименты на Северо-Западе

Обширные лесные массивы и уникальные природные зоны Тушинского и Москворецкого парков, Щукинской березовой рощи, парка Покровское-Стрешнево стали излюбленными местами отдыха жителей. Прекрасный пейзаж дополняют удивительно живописная Строгинская пойма Москвы-реки и пойма реки Сходни. В сеть водных артерий округа входят также канал имени Москвы и Химкинское водохранилище. По статистике, на территорию СЗАО приходится 35% всех водных ресурсов города. Безусловно, отсутствие крупных источников загрязнения воздуха, преобладание западных ветров, несущих чистый воздух из Подмосковья, делают округ благоприятным для проживания.

Надо отметить, что в округе близятся к завершению работы в последних районах комплексной застройки — в Митине и Куркине. В основном же возведение домов осуществляется в ходе точечного строительства и комплексной реконструкции кварталов. Осенью текущего года в Покровском-Стрешневе будут сданы очередные жилые корпуса, 30% которых будут предназначены под муниципальное жилье. Район Хорошево-Мневники входит в «средний пояс» Москвы, в котором будут строиться высотки в рамках программы «Новое кольцо».

Примечательно, что план градостроительного развития Северо-Западного округа заметно отличается от других. В нем строительство новых домов и целых жилых комплексов планируется с учетом... сохранения природных массивов, памятников культуры и архитектуры. В качестве первоочередной задачи перед руководством округа поставлена задача сноса ветхого и пятиэтажного жилого фонда. Прежде всего планируется осуществить снос пятиэтажек серии К– До 2005 года будет снесено 400 тыс. кв. м жилья и 3 млн кв. м жилья будет построено.

По мнению градоначальников, «в соответствии с нормативными требованиями» округ обеспечен социальной инфраструктурой. Однако жители СЗАО сетуют, что ее распределение по районам проведено неравномерно. Для решения этой проблемы в ближайшее время московские власти планируют построить спортивные, культурно-развлекательные комплексы во всех районах СЗАО. В 2005 году в 8 микрорайоне Митина будет возведен Ледовый дворец. Уже в сентябре состоялось открытие спортивного комплекса «Янтарь» в Строгине.

До 2005 года в Куркине планируют построить почти 1 млн 900 тыс. кв. м жилья. В этом году в Куркине сдадут 220 тыс. кв. м жилья. Кварталы возводятся с таким расчетом, чтобы даже отъявленному борцу за чистоту природных рядов не к чему было придраться. Тут открыты первые в Москве школа и детский сад, построенные по индивидуальным проектам. Как заверяют в столичном правительстве, они «непременно послужат примером в строительстве образовательных учреждений и в других районах Москвы».

Как и для любых других районов Москвы, для СЗАО актуальна дорожная проблема. По московским меркам районы округа достаточно разобщены. Поэтому проблема развития транспортных магистралей занимает чуть ли не ведущее место в планах местной префектуры. До 2005 года намечено завершить строительные работы на участке третьего транспортного кольца, проходящем по северо-западной части города: от центра «Москва–Сити» до Хорошевского шоссе, от Хорошевского до Волоколамского и от Волоколамского до Ленинградского шоссе.

На перепутье

Два тоннеля будут построены от участка пересечения улиц Крылатской и Осенней через территорию Серебряного бора до транспортной развязки МКАД с Лыковским проездом. В 2007 году будет запущена скоростная транспортная Краснопресненская магистраль от проспекта Маршала Жукова до Звенигородского шоссе протяженностью 10 км. Часть скоростной трассы протяженностью три километра пройдет по подземному тоннелю.

С использованием новых технологий продолжается строительство трассы «Балтия» от МКАД (развязка с Новорижским шоссе) в центр города. Кстати, строительство этой дороги — удачный пример грамотного прогнозирования развития транспортной ситуации. Ожидается, что Новорижское направление скоро станет местом активного строительства элитных дачных комплексов, альтернативой Рублевке. Поэтому строительство скоростной магистрали — необходимое условие развития района и способ избежать будущих автомобильных заторов.

На очередном заседании правительства Москвы, которое состоялось в начале недели, была рассмотрена и одобрена Концепция развития Центрального административного округа на 2008 -2012 годы, разработанная префектурой ЦАО. Это необычный документ, и не только потому, что такие комплексные, масштабные проекты в Москве раньше не разрабатывались. Главная его особенность, как подчеркнул на заседании правительства Москвы мэр столицы Юрий Лужков, состоит в том, что Концепция развернула взгляд на перспективу развития и центра, и города в целом с административного уровня на москвичей. Он отметил, что эта Концепция имеет все основания, чтобы и другие префектуры посмотрели на свое развитие с позиций жителей. Так в чем же особенность этого документа и что в результате его реализации ждет москвичей? Об этом наш разговор с префектом Центрального административного округа Сергеем БАЙДАКОВЫМ.

Активно развивается строительство транспортных развязок. Одну из них в начале следующего года сдадут в районе Ваганьковского кладбища. Кроме того, до 2007 года под Серебряным бором будет продлен участок Филевской линии метрополитена от станции «Крылатское» до станции «Строгино». Обещают, что к 2005 году закончится восьмилетняя эпопея с митинской станцией метро.

- Отличается в корне. Концепция - это первый системный шаг в комплексном подходе к решению городских проблем. Есть еще один очень важный момент. Концепция развития Центрального административного округа разработана не только на основе анализа существующих городских и окружных перспективных планов и программ социально-экономического развития, но с привлечением к анализу ситуации в округе широкого круга экспертов, специалистов, представителей профессиональных сообществ и общественности. В основу выделенных в Концепции приоритетных направлений развития округа на ближайшие пять лет положены результаты углубленного изучения общественного мнения. При ее подготовке были проведены специальные социологические исследования, с помощью которых удалось лучше понять, что думают о проблемах округа, как видят основные задачи его развития жители центра Москвы и те москвичи, которые приезжают в центр города работать, учиться, отдыхать или делать покупки. Надо отметить, что если в Центральном округе постоянно живут 700 тысяч человек, то ежедневно приезжают сюда по делам более трех миллионов! И вот что интересно: мнения самих жителей округа и тех, кто ежедневно бывает в центре, в основном совпадают. Это очень важно. Это говорит о том, что налицо взаимная интеграция горожан из различных округов столицы, появление единой или сходной шкалы ценностей по отношению к историческому, культурному и деловому центру Москвы.

- Сергей Львович, чем отличается Концепция развития Центрального административного округа, скажем, от привычных программ социально-экономического развития или каких-то других документов, которые принимаются на перспективу?

- Первое место по остроте и актуальности разделили две проблемы, которые напрямую связаны между собой: экология и транспорт. На втором месте стоит проблема парковки автомобилей, нехватка гаражей. Проблематика потребительского рынка уходит на второй план и уже не так сильно волнует жителей. Это естественно: сказывается целенаправленная работа по созданию в округе сети социальных магазинов шаговой доступности... В результате в Концепции развития ЦАО выделены семь приоритетных направлений и на первом месте стоит Новая транспортная стратегия.

- Какие проблемы больше всего волнуют москвичей, что выявил опрос?

- Должен сказать, что отношусь к этому отрицательно и надеюсь, что не придется прибегать к этой мере.

- Это серьезно, это такая наша головная боль! Но как сделать столицу проезжаемой, особенно ее центр, и экологически чистой? Поговаривают о том, что будет вводиться плата за проезд в центр. Как вы к этому относитесь?

- Я уже много раз говорил, что не существует волшебной палочки, по мановению которой все как-нибудь устроится. Этого не будет. Нужны комплексные меры и усилия не только окружных, но и городских, и федеральных органов власти. И все наши предложения детально отражены в Концепции. Понятно, что масштабная модернизация, перепланировка и расширение улиц в центре города, как правило, нереальны. Значит, надо искать другие пути решения проблемы. Один из них - опережающие темпы освоения подземного пространства, конечно, с учетом ограничений, накладываемых сложными инженерно-геологическими и гидрогеологическими условиями, наличием массы уже построенных подземных сооружений и коммуникаций. Следующая позиция: прекращение офисного строительства в Центральном округе. Это решение уже принято правительством Москвы. Кроме того, необходимо сделать общественный транспорт более удобным и привлекательным для всех, кто приезжает в центр города. Тогда люди смогут сами, добровольно отказаться от езды по центру на личном транспорте. Нужны перехватывающие парковки, многоярусные гаражи, необходимо развивать транспортно-пересадочную инфраструктуру вне пределов Центрального округа и даже Москвы. Концепция предусматривает создание новых деловых,, административных, торговых центров города в зоне Третьего, а в перспективе и Четвертого транспортного кольца. Все это будет способствовать и децентрализации транспортных потоков. Люди получат работу в своих округах, и им не придется каждый день ездить в центр. Конечно, необходимо совершенствовать схемы организации дорожного движения. Это включает в себя и строительство подземных переходов, и организацию одностороннего движения на некоторых улицах округа и бессветофорного - на Садовом кольце. Концепция предусматривает использование зон отчуждения и объектов железных дорог, более системное и интенсивное использование для нужд города транспортного потенциала рек, в том числе предполагает возможность привязки к набережным и маршрутам водного транспорта дополнительных пересадочных узлов городского наземного транспорта. Необходимы и экономические меры. Например, внедрение системы стимулов для приобретения горожанами малолитражных и экологически чистых автомобилей, включая скидки и льготы при приобретении и аренде парковочных и гаражных машино-мест в центре.

- Что же делать?

- Наверное, в этом случае припарковаться в центре будет значительно легче. Конечно, надо учитывать опыт крупных столиц, которые так или иначе пытаются решить транспортные проблемы, но Москва - город самобытный. Что еще? Нельзя пускать в центр транспорт, не отвечающий экологическим требованиям, а существующие ограничения въезда на территорию округа для большегрузного транспорта должны действовать более эффективно. Это станет определенным стимулом к использованию малогабаритных автомобилей различными фирмами и предприятиями.

- В самом деле, маленькая машинка и места занимает немного. В Париже, например, на улицах практически не видно огромных джипов и длинных лимузинов. Видимо, люди уже поняли, что это неудобно, да и налоги на большую машину там велики. Значит, и нам надо пересаживаться на каблучки - Смарты?

- Я уже говорил, что необходимо создать перехватывающие стоянки на подступах к центру и добиться, чтобы общественный транспорт стал эффективным, комфортным, привлекательным и приоритетным на наших дорогах. Чтобы по ним могли беспрепятственно проехать не только троллейбусы и автобусы, но и машины экстренных служб, что сегодня очень проблематично. Скорая помощь, пожарные должны иметь возможность оперативно помогать людям. Для этого нужны отдельные полосы движения. Это тоже предусмотрено Концепцией. И мы надеемся, что именно на территории ЦАО будут реализованы пилотные проекты общегородской системы выделенных полос общественного транспорта на основных магистралях.

- Сергей Львович, должна признаться, что уже не первый год не езжу в центр на машине. Можно сказать, добровольно отказалась. Но поверить, что все горожане последуют моему примеру, не могу. Вы верите?

- Возможно, но до первой встречи с административными и экономическими санкциями, которые должны быть достаточно жесткими и работать. А в результате и повысится ответственность каждого за соблюдение правил и законов.

- И вы думаете, что кому-нибудь на крутом Мерседесе не захочется прикинуться троллейбусом и прокатиться с ветерком по этой полосе?

- Работа наземных парковок будет упорядочена, включая инвентаризацию ведомственных и офисных парковок с их частичным переводом в систему городских и общедоступных. И я уже говорил: будем строить подземные парковки. Впрочем, примеров уже достаточно. Можно упомянуть современную парковку на Новорогожской улице на 300 машино-мест.

- А как быть, если человеку все же надо приехать в центр на машине, бывают такие ситуации - груз, покупки, больной человек... Где ее поставить?

- Этого хочется всем. Для москвичей в целом и жителей центра в частности проблемы транспортной перегруженности и неблагоприятной экологической обстановки воспринимаются как взаимосвязанные и требующие комплексного решения. Сегодня именно автомобильные выхлопы дают более 80 процентов всех загрязнений в ЦАО.

- Сергей Львович, думаю, читатели нас простят, что так много времени мы уделили транспортной проблеме, но ведь они сами считают ее главной. Давайте поговорим об экологии. Что можно сделать с нашим воздухом? Очень хочется вдохнуть чего-нибудь чистого, вкусного.

- Не погрешу против истины, если скажу, что за последние годы центр сказочно похорошел: великолепные цветники начиная с ранней весны и до поздней осени, чистенькие, ухоженные дворы, новые детские игровые и спортивные площадки...

Транспортные проблемы создают экологический и психологический дискомфорт, связанный с повышенным уровнем шума, формированием неестественных загрязнений, снижением возможностей естественного воспроизводства окружающей среды. Таким образом, решая проблему транспортную, мы уже делаем среду более комфортной. Но это еще не все. Концепцией предусмотрено ускоренное развитие принципов рекреационного использования озелененных территорий, которые расположены вблизи жилых домов. Нельзя допускать сокращения таких зеленых зон, причем они не должны огораживаться, так как это может привести к разрушению инфраструктуры единых общественных пространств города. Системная и стратегическая задача развития округа - сохранение и увеличение природоохранного и рекреационного потенциала целого ряда крупных территорий природного комплекса, имеющих общегородское значение. Это Бульварное кольцо, сад Эрмитаж, усадьба Трубецких в Хамовниках, Нескучный сад, Чистые пруды, парк культуры и отдыха имени Горького, парк Таганский... Необходимо поддерживать экологический баланс водоемов, расположенных в центре, включая малые реки. И здесь очень важно обеспечить взаимосвязь приоритетных направлений Концепции с общегородской схемой реабилитации прибрежных территорий и программой комплексного благоустройства и ландшафтного оформления набережных Москвы-реки, развития аналогичных подходов в реабилитации малых рек и водоемов центра города. Да, свободных площадей в округе недостаточно, а это значит, что надо более масштабно применять вертикальное, контейнерное и крышное озеленение и цветочное оформление.

- Сергей Львович, в начале нашей беседы вы сказали о семи приоритетных направлениях развития округа. Мы подробно поговорили о транспортной стратегии и экологии. Давайте назовем остальные направления.

- Во многом это - результат реализации в округе городской программы Мой двор, мой подъезд. И она останется одной из приоритетных. Радует то, что у жителей округа появилось чувство хозяина и желание не только видеть вокруг себя красоту и порядок, но и многое делать своими руками. А беспокоит невысокое качество экологической культуры в обществе. Это особенно очевидно в центре столицы, где, как я уже говорил, концентрация дневного населения достигает трех миллионов человек. Излишне говорить о том, что одни люди не умеют себя вести в общественных местах, а другие от этого страдают. Надо просто повышать общую культуру. В направлении Концепции Путь к экологическому равновесию предусмотрен целый ряд мер, и мы уверены, что они положительно скажутся на экологической ситуации. Могу привести еще один пример: скажем, дом идет на слом. Раньше на его месте непременно появилось бы офисное здание или жилье. Сегодня, в рамках Концепции, мы будем рассматривать каждый конкретный адрес. И если будет возможность, зона останется свободной и на ней появится зеленая площадка для отдыха жителей. Это - приоритетное направление, и оно отражено в Концепции.

- Концепция - это проект, не отягощенный цифрами, финансами, конкретными адресами, другими словами, общее направление развития. Что дальше?

- Это - Лучшее качество жизни людей, Центр истории и культуры, Общественная безопасность, Центр экономического развития и финансовой деятельности, Эффективное управление и самоуправление центра столицы. Цели и задачи по каждому из них ориентированы на комплексное решение задачи создания нового качества и комфорта жизни для всех москвичей.

- Как вы относитесь к словам Юрия Михайловича Лужкова о том, что аналогичный документ должен быть разработан в каждом столичном округе?

- Постановлением правительства Москвы префектуре Центрального округа поручено разработать проект плана реализации Концепции и прогноз обеспечения его финансовыми средствами. Эта работа будет вестись с участием отраслевых департаментов и комитетов Москвы. Проект будет рассмотрен Департаментом экономической политики, после чего - правительством Москвы. Материалы и предложения Концепции будут использованы при актуализации Генерального плана развития Москвы на период до 2025 года, разработке и корректировке целевых программ, нормативных правовых документов и проектов законов города Москвы, касающихся развития Центрального административного округа, а также при формировании прогнозов социально-экономического развития столицы.

- К слову, Концепция будет обсуждаться с жителями?

- В каждом округе есть свои особенности и проблемы, каждый по-своему уникален, но очень важно посмотреть на перспективное развитие глазами жителей, москвичей.

- Сергей Львович, можно опубликовать адрес сайта?

- Концепция развития Центрального административного округа на 2008 - 2012 годы - документ, открытый для широкого обсуждения, и оно будет проводиться в интересах всего города. Общественное обсуждение Концепции пройдет как с постоянным населением округа, так и с дневным, включая участие в нем представителей политических партий, общественных, ветеранских, молодежных организаций, профессиональных союзов, бизнес-сообщества, местного самоуправления. А с текстом Концепции можно будет ознакомиться на страницах специального выпуска окружной газеты Москва Центр и в Интернете, на официальном сайте префектуры Центрального административного округа. Будет обеспечена и обратная связь. Мы готовы к сотрудничеству.

- Спасибо за интервью.
Эхо американского ипотечного кризиса докатилось и до нас. Некоторые российские банки из-за проблем с финансированием скорректировали свои ипотечные программы. По мнению экспертов, проблемы с получением ипотечных кредитов имеются во многих банках. Аналитики прогнозируют дальнейшее ужесточение условий выдачи ипотечных кредитов.

- Это будет очень полезно.

По его словам, действующий Закон Об ипотечных ценных бумагах оказался неудачен и потому не востребован участниками рынка. Менее 5 процентов ипотечных кредитов из общего объема рефинансируемой через выпуск ценных бумаг ипотеки было фондировано с использованием положений этого закона. В подавляющем большинстве случаев банкиры предпочитают использовать законодательство и рынки европейских государств, которые являются более современными и удобными для проведения подобных сделок.

Впрочем, кризис ликвидности - не единственная причина сворачивания ипотечных программ. По мнению зампреда банковского комитета Госдумы, президента Ассоциации региональных банков России Анатолия Аксакова, Россия остро нуждается в современном законодательстве об ипотечных ценных бумагах. Если законодательство не будет совершенствоваться, вторичный рынок отечественной ипотеки окончательно переместится в Европу. До сих пор 95 процентов сделок рыночного рефинансирования ипотечных портфелей российских банков осуществляется через Люксембург, Нидерланды и Ирландию.

По словам Аксакова, дальнейший рост рынка ипотечного кредитования требует создания надежного канала рефинансирования активов. Что касается имеющегося законодательства, действительно, первые сделки локальной секьюритизации ипотеки выявили нерешенные проблемы законов Об ипотечных ценных бумагах и Об ипотеке (залоге недвижимости). Кроме того, в 2008-2009 годах предвидится принятие общего закона о секьюритизации, а это требует ревизии первого из них в части выпуска ценных бумаг ипотечными агентами. Он нуждается также в доработке положений об эмиссии облигаций с ипотечным покрытием, выпускаемых кредитными организациями.

Действующий российский закон трудноисполним не только при совершении сделок, но и при выпуске ценных бумаг с банковских балансов, которые аналогичны германским ипотечным облигациям, - сказал Анатолий Аксаков. - Задача законодателя состоит в том, чтобы исключить из закона большое число излишне детализированных норм, а также отказаться от ошибочного смешения положений, регулирующих выпуск ценных бумаг спецюрлицами (ипотечными агентами) и непосредственно кредитными организациями.

В зависимости от выбранной рынком модели формирования пулов для рефинансирования (секьюритизации) могут потребоваться изменения, вводящие депозитарный учет закладных, обеспечивающие повышение эффективности и производительности государственного реестра прав на недвижимое имущество, вводящие новые виды инвестиционных фондов или ценных бумаг.

Важным вопросом дальнейшего развития рынка российской ипотеки является выбор модели вторичного рынка закладных и ипотечных кредитов, а также правовых механизмов организации обращения ипотечных кредитов. Воспринятые рынком модели и механизмы окажут непосредственное влияние на законодательство - регулирование ипотечных ценных бумаг, закладных и порядка регистрации залоговых прав в ЕГРП. Ипотечные пулы для целей проведения сложно структурированной секьюритизации, во-первых, могут формироваться посредством приобретения закладных (продажи кредитов). Для этого законодатель должен обеспечить максимальную оборотоспособность закладных.

Законопроект О потребительском кредите, который предполагается внести в Госдуму, разработан на основе документов, подготовленных экспертами Министерства финансов РФ. Этот законопроект расширяет права заемщика на получение информации о стоимости кредитной услуги, а также определяет условия возможного отказа от кредита.

Сегодня объем задолженности по ипотечным кредитам, предоставленным российским гражданам, приблизился к 15 миллиардам долларов, и эта сумма составляет почти 20 процентов совокупного капитала российской банковской системы. Без создания надежного канала рефинансирования указанных активов дальнейший рост ипотечного кредитования экономически невозможен - уверен Анатолий Аксаков.

При доработке законопроекта, подчеркнул Анатолий Аксаков, особое внимание было уделено второй группе положений, в том числе правам кредитора при взыскании проблемной задолженности, уточнению отдельных норм законодательства о защите прав потребителей, условий, допускающих предъявление требования о досрочном погашении кредита, ограничению (запрету) деятельности нелицензированных организаций на рынке потребительского кредитования и т.д.

В то же время в нем содержатся положения, защищающие и гарантирующие права кредитора. Таким образом, вопросы защиты прав заемщика увязаны в законопроекте с повышением защищенности кредитора, которую предполагается, в частности, достигнуть путем модернизации законодательства о залоге и обеспечении исполнении обязательств, уголовного и гражданско-процессуального законодательства.



Главная --> Публикации