Главная --> Публикации --> Банкиров задели за жилое Застройщики меняют стратегию продаж Выше крыши Главная дорога изменила рынок коммерческой недвижимости города Почти 50 тысяч компаний могут покинуть рынок

Во многих агентствах хороший презент по-прежнему считают лучшим способом сочетать приятное для клиента с полезным для себя. Удачно разрекламированный подарок может увеличить привлекательность недвижимости и стать дополнительным стимулом к приобретению жилья. Директор по маркетингу компании МИАН Михаил Тонков уверен: Одна из целей подарка закрепление концепции, имиджа продаваемого объекта. В компании МИАН-Девелопмент провели ряд концептуальных акций, связанных с реализацией квартир в жилом комплексе Режиссер, расположенном недалеко от Мосфильма. В первой акции каждый купивший квартиру в определенный временной отрезок имел возможность поехать с семьей в Берлин с посещением ежегодного международного кинофестиваля Берлинале. В сертификат входили авиаперелет Москва Берлин Москва, проживание в отеле, страховка, виза и билет на кинофестиваль, рассказывает Михаил Тонков. Вторым этапом в реализации проекта стала акция 'Шедевры советского кинематографа'. Всем покупателям преподносили коллекцию из 50 лицензионных DVD с картинами, снятыми на 'Мосфильме' и 'Ленфильме' в 1957-1988 годах. Интересно, но за время проведения акций стоимость жилья выросла с $4384 до $5274 за кв. м, а вот подарок в цене упал.

Покупатель дорогой недвижимости (а где вы сейчас в Москве найдете дешевую?) вправе рассчитывать на знаки внимания от фирмы-продавца. С другой стороны, эпатажные подарки и смелые акции могут улучшить имидж застройщика или риэлтера. Конечно, советским полусладким по завершении сделки и елочными игрушками в Новый год уже никого не удивишь. В конкурентной борьбе в ход идут домашние метеостанции, заграничные курорты и розыгрыши дорогих автомобилей.Эффект бейсболки
В компании Баркли с улыбкой вспоминают свой прошлогодний успех три месяца на столичных билбордах красовалась надпись: Купи квартиру и получи бейсболку в подарок. В компании признаются, что хотели прежде всего привлечь внимание к самой фирме. И им это удалось. В то время очень много людей звонило и спрашивало о плакатах. Были и недовольные, и просто любопытные. Тем не менее акция прошла достаточно успешно, число сделок в жилищных комплексах 'Мономах' и 'Доминанта' увеличилось почти в два раза, и даже после ее окончания мы не потеряли своих позиций, вспоминают в отделе рекламы Баркли. Польстившимся на головные уборы покупка обошлась в $2100 за кв. м. Спустя год никто уже и не помнит, за какую квартиру в каком комплексе давали кепку или футболку. Сама надпись стала частью анекдотов. После знаменитых плакатов в компании так и не решились произвести новый фурор и подобных громких мероприятий не проводили. На смену бейсболкам пришла вполне традиционная бутылка дорогого коньяка.

И все же самый популярный подарок пластиковые карты для клиентов: от 5 до 20% в зависимости от щедрости компании. С их помощью можно сэкономить при покупке мебели, стройматериалов, предметов интерьера, бытовой техники. Такой концепцией воспользовались в агентстве Домострой, выпустив карту Архидом, дающую право получения скидки в 150 компаниях московского интерьерного рынка.

В некоторых компаниях даже открыли сувенирные отделы, выпускающие подарки с символикой корпорации. О благородстве и величии любимого агентства клиенту должны напомнить значки, брелоки, ручки, кружки и тапочки. Такая практика, например, существует в Миэль-недвижимости, подбирающей для клиента музыкальное оформление. Традиционно мы поддерживаем исполнителей авторской песни. Компакт-диски, изданные при нашем участии, а также подборку классических музыкальных произведений мы вручаем нашим покупателям и продавцам, рассказывает руководитель центра корпоративного продвижения Наталья Завалишина. Добавив креатива в сувениры, в агентстве создали специальную винную серию подарков. В комплект входят коллекционные вина и аксессуары скатерть, столовые принадлежности, бокалы, пакеты из джута.

Если покупка за $1 млн
Если речь идет о жилье стоимостью несколько миллионов долларов, компаниям не имеет смысла жадничать. Здесь вам не предложат участие в беспроигрышной лотерее или трехдневной акции. Подобный формат не подходит для сегмента элитной недвижимости. Большинство наших клиентов чрезвычайно занятые люди, и постоянные приглашения на розыгрыши и лотереи с целью лишний раз напомнить о себе будут восприниматься скорее негативно, констатирует генеральный директор De Luxe Alliance Наталья Шерстобитова. В свое время компания выпустила каталог Vladenie, содержащий перечень товаров стоимостью не менее $1 млн. При покупке одного из наименований каталога от вертолета до элитной квартиры в центре столицы нового владельца ждет сюрприз. Подарочный набор настоящего VIP может составить авиабилет на рейсы в Америку или приглашение на частную вечеринку от популярного артиста, подарок из эксклюзивного мехового салона или горнолыжное снаряжение, трехдневный круиз или уикенд на родных просторах в лучшем пансионате Подмосковья. К тем, кого стандартным набором не проймешь, в De Luxe Alliance существует особый подход о личных предпочтениях клиента, причем незаметно для него, должен узнать брокер. В этом случае по окончании сделки покупателю, удивленному экстрасенсорными способностями агента, преподносят уникальные туристические путевки или бутылку любимого коньяка. Организация подобной кампании преследует одну цель доказать клиенту, что нам действительно важен его комфорт как при покупке квартиры, так и в процессе общения с нашей компанией, утверждает Наталья Шерстобитова. Тем не менее стоимость приятных неожиданностей не превышает $5 тыс., в лучшем случае 0,5% от суммы сделки.

В компании Дон-строй уверены специальные условия сделки для покупателя намного привлекательнее сиюминутной выгоды от какого-то подарка. В праздничных акциях компании вам вряд ли вручат кружку с логотипом, зато обеспечат скидками на жилье (до 15%) или бонусами. В случае индивидуальной договоренности подарком для жильца может стать, к примеру, место для автомобиля в подземном гараже.

Еще один вариант доставка к месту покупки. В агентстве Virtus, реализующем недвижимость в Болгарии, вам обязательно обеспечат бесплатный перелет к новому жилью. А в компании Саранис, занимающейся домами в Испании, оплатят трехдневное проживание в гостинице в случае успешного заключения сделки.

Свой способ сделать подарок есть и у компаний, реализующих недвижимость за рубежом. И хотя экзотичными штучками вас вряд ли порадуют, внакладе вы не останетесь. Мы не делаем различия между клиентами, говорит Александр Анисимов, президент компании AT Realty. Сегодня этот человек арендовал шале на побережье, а завтра он купит замок во Франции. Поэтому разделение, как правило, есть только на мужчин и женщин. Обычно дамам преподносят дорогой парфюм, а мужчинам хорошее вино или навороченную электронику.

Happy Building
И все же главный праздник в жизни компании это ее день рождения. В это время фирмы не только принимают поздравления от коллег, но и дарят особо щедрые подарки. С размахом отмечалось 12-летие группы компаний ПИК. 12 дней компания проводила акцию в честь своего дня рождения. В день торжества в прямом эфире известной радиостанции подвели итоги среди купивших квартиры в указанные сроки разыграли 12 автомобилей Nissan.

Куда меньше сюрпризов ожидает потребителей жилья эконом- и бизнес-класса. Призовой фонд таких сделок весьма ограничен. Например, в Главмосстрое стоимость подарка в бизнес-сегменте не превысит $30 Обычно в качестве сувениров здесь преподносят домашние метеостанции и тубы с гравировками. А вот СУ-155 уже третий раз подряд проводит кампанию Верни себе миллион. Среди всех владельцев жилья, приобретенного в определенные сроки, компания разыгрывает миллион рублей. В прошлом году в дополнение к основной акции СУ-155 объявило конкурс на лучшее произведение, посвященное компании. Соискателям ценных призов предстояло выступить в жанре частушки, лирической песни или любовного письма своему менеджеру.

Тем не менее покупка недвижимости серьезный шаг, на который люди идут, тщательно все обдумав. Потенциальный клиент вряд ли примет решение о приобретении квартиры, сравнивая весомость подарков. Разве что на билбордах Москвы появится слоган Купи одну квартиру и получи в подарок... вторую!.
У девелоперской группы Корпорация развития территорий (КРТ) возникли трудности с реализацией проекта по созданию на берегу Озернинского водохранилища гостиничного комплекса стоимостью около $150 млн. По договору от 2000 года КРТ должна была получить от Минобороны участок в 215 га, но было решено, что эта земля должна быть передана в распоряжение муниципалитета. Теперь чиновники собираются выставить спорную территорию на открытые торги, а КРТ рискует потерять средства, которые потратила на расселение 47 семей военного городка по соглашению с Минобороны.

Намного скромнее отметили юбилей в компании Villamar, продающей недвижимость на зарубежных побережьях. В течение полугода покупателям жилья на средиземноморских курортах преподносили в дар бытовую технику от холодильников до шейкеров.

Глава администрации Рузского района Олег Якунин говорит, что Минобороны изначально не имело права заключать договор с инвестором. В свое время этот участок принадлежал НКВД, потом он перешел к Минобороны, однако из-за того, что часть документов была засекречена, четко установить права Минобороны на землю было нельзя. Поэтому потребовалось дополнительное время на то, чтобы определить правообладателя территории, говорит он. В результате, по его словам, было установлено, что земля находится в государственной неразграниченной собственности, а 1 июня 2006 года право распоряжения землей было передано администрации района, чтобы та нашла инвестора освоения участка.

КРТ договорилась с Минобороны и администрацией Рузского района о строительстве гостиничного комплекса на берегу Озернинского водохранилища осенью 2000 года. Предполагалось, что компания получит участок площадью 215 га, который находился на балансе Минобороны, где построит заповедно-парковую зону, около 150 деревянных гостиничных домов площадью 150-250 м, а также общественно-деловой центр и парусную станцию. Общий объем инвестиций в проект оценивался в $150 млн. По договору Минобороны должно было передать эту землю муниципалитету района, чтобы тот предоставил его в собственность КРТ. Взамен КРТ взяла на себя обязательства по отселению всех 47 семей военного городка Коковино в Рузском районе. В 2004 году КРТ выполнила все свои обязательства: разработала градостроительную документацию, построила ЛЭП, разработала проект газопровода, а также сдала два пятиэтажных компенсационных дома площадью около 3 тыс. кв. м, но участок администрация ей так и не предоставила, рассказал Ъ Андрей Демин, гендиректор ООО Компания 'Озерна', дочки КРТ, созданной для реализации проекта. Муниципалитет пытается не допустить нас к освоению этого участка, убежден господин Демин.

В Минобороны не смогли оперативно прокомментировать ситуацию, но пообещали на наступившей неделе разобраться с этим вопросом.

Поскольку права мы получили уже после вступления в силу поправок в Земельный кодекс, обязывающих распределять участки под строительство на аукционах (вступили в силу 1 октября 2005 года. Ъ), нам придется провести аукцион, заявил Ъ господин Якунин. Сейчас, по его словам, идет перевод участка из категории земель промышленного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий. После этого будет объявлено о проведении аукциона, ориентировочно он состоится в феврале, добавил господин Якунин. При этом он заявил Ъ, что районная администрация поддерживает проект КРТ, и отметил, что у группы еще есть время подать заявку на участие в аукционе. Если КРТ не получит права освоения участка, администрация, по словам Олега Якунина, готова выкупить у компании предоставленные военным квартиры за 40 млн руб. Эту сумму средств, согласно документам, потратил инвестор, добавил Олег Якунин.

По мнению главы адвокатского бюро Князев и партнеры Андрея Князева, у КРТ нет выхода, кроме как принять участие в конкурсе. Администрация по закону обязана провести конкурс. Кроме того, она сама в этом заинтересована, поскольку получит дополнительные средства в бюджет, говорит он. В этом случае объем инвестиций КРТ в проект может значительно увеличиться за счет стоимости выкупа участка. Стартовая цена на аукционе, по словам господина Якунина, будет соответствовать кадастровой стоимости земли $870-900 за сотку ($18,7-19,3 млн за участок). Однако в ходе торгов эта цифра может вырасти: по оценке начальника отдела загородной недвижимости компании Вашъ финансовый попечитель Романа Рыжкова, рыночная стоимость земель промышленной категории в Рузском районе составляет 1,5-2 тыс. за сотку, а после перевода в категорию земель рекреации $2,5-3,5 тыс.

Корпорация развития территорий основана в 1991 году группой специалистов Управления коммунальной собственности Октябрьского района Москвы. Реализовала около 40 объектов элитной жилой и коммерческой недвижимости в историческом центре Москвы общей площадью около 2 млн кв. м, в частности, здания Центробанка, Транснефти и Башнефти. Сейчас крупнейший проект компании программа развития территории Золотой остров на Болотном острове, предполагающая строительство около 1,2 млн кв. м стоимостью $2,7 млрд. Оборот в 2006 году $120 млн.

О масштабах московских новостроек сообщил участникам встречи первый заместитель руководителя департамента градостроительства Москвы, начальник управления экономического развития в строительной отрасли Александр Левченко.

Новые дома в столице России растут, как грибы после дождя. По темпам строительства Москва обошла даже такие активно застраивающиеся города как Дубай и Шанхай. Как обстоят дела в сфере нового строительства, которое многие москвичи ежедневно наблюдают за своими окнами? И, главное, кто и как строит и будет строить в Москве? Эти и другие вопросы столичного градостроительства стояли во главе угла в ходе встречи за круглым столом по теме: Градостроительство: стандарты, кадры, перспективы, прошедшей 1 декабря в редакции газеты Труд.

По словам первого заместителя руководителя Департамента градостроительства, в настоящее время в Москве работает около миллиона строителей, но о том, что столица полностью обеспечена строительными кадрами, говорить нельзя, так как существует дефицит квалифицированных строителей. К сожалению, мы теряем позиции в плане образования, в плане выпуска квалифицированных кадров. И, конечно, надо какие-то меры принимать, - резюмировал А. Левченко.

Как было сообщено на встрече за круглым столом, сегодня Москва строит более 5 млн. м2 жилья. Одновременно возводятся объекты соцкультбыта, инфраструктуры, сооружаются транспортные развязки. Сейчас в России никто больше не строит так много, как Москва, - подчеркнул А. Левченко. - Мы с вами видим, как растут микрорайоны, дома точечной застройки, как сносятся пятиэтажки, как на их месте возводится комфортабельное жилье.

В свою очередь, заместитель руководителя департамента градостроительства, начальник управления государственной службы, кадров и социального развития Сергей Омельченко пояснил: В ведущих строительных организациях, которые выполняют городской заказ по строительству жилья, объектов социально-культурного назначения и другие заказы, работает около 160 тысяч человек. В целом нам удалось сохранить определенную систему в работе по подготовке, повышению квалификации и развитию кадров.

В то же время он отметил, что сегодня московское строительство опирается на тот костяк, который есть в строительном комплексе, начиная от бригад и их бригадиров, - на настоящих профессионалов, которые имеют огромный опыт в строительстве, организации работы.

А с иногородними специалистами, как стало известно на круглом столе, - немалые проблемы. Возникает масса вопросов по их квалификации, обеспечению московских требований к качеству строительства, культуре производства, соблюдения охраны труда и техники безопасности. Руководству департамента вместе с руководителями предприятий и организаций приходится думать о том, как создать иногородним рабочим нормальные условия для проживания, обучения.

Далее С.Омельченко отметил: У нас все ведущие организации на основании общего соглашения между Комплексом и Московским государственным строительным университетом, Московским государственным горным университетом и другими ведущими вузами города заключили договоры, по которым эти вузы готовят нам специалистов. Руководство Комплекса и строительных организаций уделяет этой работе достаточно внимания. В результате ведущие организации ежегодно получают около тысячи специалистов с высшим образованием. У нас с Департаментом образования есть соглашение по сотрудничеству в области подготовки рабочих кадров. Здесь дела обстоят гораздо сложнее, потому что сегодня в 13 колледжах строительного профиля (до 2004 г. их было 60 и назывались они тогда ПТУ) ежегодно готовится около 7 тысяч специалистов. В наши ведущие строительные организации выпускников колледжей приходит значительно меньше - часть идет служить в армию, часть продолжает учиться дальше. Конечно, этого мало. В результате появляется дефицит в рабочих профессиях, и мы вынуждены использовать иногородних специалистов.

У нас также есть учебно-производственные комбинаты это специальные учреждения дополнительного профессионального образования для взрослых. Вот, например, Моспромстрой имеет свой, хорошо оснащенный учебно-производственный комбинат Эксперт, в котором обучают профессиям и повышают квалификацию строительных рабочих. В прошлом году в ведущие организации стройкомплекса из колледжей пришло около тысячи молодых ребят, из учебно-производственных комбинатов три тысячи человек. Этого, конечно, мало. Поэтому у нас сегодня на работах, которые не очень популярны среди москвичей, ежегодно используется до тридцати тысяч иногородних и иностранных рабочих, - резюмировал Сергей Омельченко.

Возможно, проблемы с кадрами решатся за счет строительства недорогих гостиниц для временного проживания иногородних строителей, создания на базе колледжей ресурсных центров.

Представьте себе, что вы на своем автомобиле едете по крыше офиса, ныряете в паркинг-лифт - машина уезжает вниз, а вы успеваете на работу как раз вовремя. По окончании рабочего дня вы снова по крыше летите над суетой и пробками в соседний магазин... Это не утопия, как вы подумали: в прошедший вторник в Мосгордуме рассматривалось предложение немецких архитекторов и проектировщиков по строительству в Москве зданий с дорогами на крышах. Авторы уверены, что такое решение просто необходимо для мегаполиса, инфицированного пробками. Причем эти бессветофорные трассы будут безопасны, и шума от них не больше, чем от обычных лифтов. Тестовый участок, по некоторой информации, начнут возводить уже через год на юге столицы. Приглашенные на презентацию российские архитекторы и градостроители осторожничали: сначала надо бы все просчитать, подготовить очень подробную документацию, то да се... Представитель же столичного мэра рубанул без обиняков: это прорыв, это город будущего, и нужна только политическая воля, чтобы такие решения стали реальностью. Как известно, воли столичной мэрии не занимать. А потом, ей надо что-то делать с транспортным коллапсом, и она пока не знает что. И чем черт не шутит, может, уже через несколько лет взлетят ввысь дома-небоскребы, соединенные друг с другом сотнями многоярусных дорог... Сегодня даже отъявленные ретрограды уверены: города будущего будут отличаться от нынешних как небо и земля. Невооруженным взглядом видно, что мегаполисы и полисы, сформированные по градостроительным принципам прошлого века, перестают отвечать на вызовы реальной жизни, не в силах переваривать потоки машин и все большую концентрацию населения. Ни новые развязки, ни спальные районы, уходящие за горизонт, ни уплотнение застройки не решают проблемы - людям не становится в городе комфортнее. Это всего лишь неотложка, а больной-то требует кардинального, системного лечения. Думает ли сегодня кто-то о концепциях городов будущего и в каком направлении движется эта мысль?
Проекты, присланные на международный конкурс Вызов времени имени Якова Чернихова, выглядят довольно непривычно.

После окончания встречи за круглым столом С. Омельченко в беседе с корреспондентом Строительного мира, в частности, сообщил: В последние три года в принципе выполняется набор в ПТУ строительного профиля. Сюда приходят получать профессию не только юноши, но и девушки - они учатся на маляров, штукатуров и так далее. Единственное, что беспокоит, с каменщиками дефицит полный. Молодые москвичи учиться на каменщиков не хотят. Каменщик - это нелегкая, настоящая мужская работа, как, впрочем, и арматурщик, и кровельщик. Заместитель руководителя департамента градостроительства отметил, что в московской строительной сфере уже давно существуют отдельные профессии, по которым сложился недостаток рабочих рук. Москвичи и жители Подмосковья на стройки не стремятся отпугивает тяжелый физический труд. Вот почему проблема с каменщиками и кровельщиками решается, как правило, за счет иногородних россиян и жителей стран СНГ.
Согласно прогнозам футурологов через полвека две трети населения Земли будут называть себя горожанами. Какими видят эти города будущего современные архитекторы?

На самом деле думают: социологи, ученые, управленцы и самая продвинутая часть мирового архитектурно-градостроительного сообщества, поскольку все они уверены в системном кризисе городов. Уверенность основана на статистике: сто лет назад горожане составляли всего процентов десять мирового населения, а к середине этого века, по прогнозам социологов, в городах будет обитать порядка 75 процентов землян. Если учесть, что население планеты к тому времени может достигнуть 12 миллиардов человек, количество горожан впечатляет. При этом люди будут стремиться в крупные города, и очень скоро они сконцентрируются в мегаполисах - миллионов по 20 человек в одном месте. Что тогда?

Пациент скорее мертв

И это только одна проблема, а их масса. К примеру, ограниченные ресурсы. Город не может существовать без чистого воздуха, земли, достаточного количества воды и энергии. Разрастаясь, полисы занимают все больше места, и если население вырастает на 30 процентов, то расход земли - на все сто. Слишком много места занимает инфраструктура, которая требуется сегодня для жизнеобеспечения городов. Западные эксперты подсчитали, что в ближайшие несколько лет городское население увеличится в четыре раза, экономический потенциал городов - более чем в десять, количество машин и застроенных территорий - в двадцать раз. Если перемножить соответствующие цифры, можно попробовать осознать масштаб проблемы. Но, что поразительно, это только осязаемая, физическая часть дискомфорта современных городов.

Греческий архитектор-градостроитель Константин Доксиадис считает, что без принципиального переустройства городов наступит урбанистическая катастрофа. Уже сегодня, когда население мегаполисов куда как меньше, человек в городе потерпел поражение. У нас есть машины, способные развивать огромные скорости, но что толку, если мы едем на них со скоростью телеги? - поражается он. - Это говорит только об одном: техника достигла прогресса, а система городского устройства - нет. Удивительная закономерность выявилась в современных городах: чем выше скорость транспорта, тем больше надо времени, чтобы добраться до центра города. Трудно не согласиться: скорости и масштабы городов выросли, но увеличилось и время достижения человеком своей цели - точки назначения. По расчетам специалистов, на семью, детей, самообразование и развлечения человек имеет (за вычетом сна, работы и еды) максимум 6 часов в сутки, но почти половина этого времени в мегаполисе тратится на транспорт. Это потому, что со времен появления первого города принцип построения транспортных путей не менялся. Доксиадис видит выход в создании принципиально новых систем города. Например, транспортная, говорит архитектор, должна быть похожа на систему кровообращения: у поверхности кожи скорость потока крови маленькая - это мелкие сосуды и капилляры, по мере углубления сосуды расширяются, ток крови увеличивается, и в центральной аорте он в 700 раз выше, чем в поверхностном сосуде. Нужно строить именно такую систему, чтобы увеличивать реальные скорости до тех, которые может осилить техника. Под землей или над ней - пока никто толком не знает, но инженерам надо понимать, в какую сторону думать.

На фоне увеличения числа горожан специалисты наблюдают и феномен убывающих городов: населенные пункты, большие и малые, заточенные когда-то под индустриальную эпоху, державшиеся на отдельных промышленных гигантах, сегодня пустеют. Например, плотность населения в Детройте в последние годы сокращалась на треть каждые десять лет. И такие тенденции есть во всех странах: даже высокая зарплата не может удержать в городе ту часть населения, которая обычно является его основой, - образованный и активный средний класс, высококвалифицированных работников. Известный в Европе специалист по изучению городских проблем англичанин Чарлз Лэндри объясняет это так: людям нечем заняться. Если у них нет чего-то объединяющего, даже если это банальная идея всегородской локальной сети, по которой решаются все местные проблемы и назначаются свидания, город пустеет. И не важно, что формально в небольшом городке есть все - клуб, библиотека, паб и так далее, это не удовлетворяет потребности населения. Есть хороший философский пример - история времен войны. На одном острове в океане американцы устроили военную базу. Местные жители видели, что люди в форме сидят в палатке, стучат железкой по дощечке свою азбуку Морзе и к ним прилетают самолеты, привозящие невиданные блага цивилизации - вкусную еду, виски, табак и одежду. Когда американцы ушли, жизнь на острове потеряла смысл. И тогда аборигены решили все возродить: поставили палатки, взяли дощечки и железки и стали стучать точно так же, как стучали американцы. Но самолеты не прилетали, вызывая растерянность у населения: почему не работает, ведь все сделано точно так же? Откуда им было знать про коммуникации, связь. А потом аборигены сели в пироги и поплыли искать американцев, остров опустел.

В чем сила, брат?

Парад концепций

В больших городах другая проблема: разрастаясь, они тоже разрывают между людьми связи, на которых, собственно, и основана цивилизация. Ни транспорт, ни телефон в условиях все увеличивающихся расстояний не могут заменить живого общения. Мы знаем, сколько раз в году видимся с друзьями и близкими, если они живут на другом конце города. У молодых людей возникает проблема создания семьи: время, требуемое на выполнение главной задачи - работы, учебы, почти не оставляет возможности полноценно общаться. Да и интересы внутри мегаполиса у людей слишком разные. Не подумайте, что мы отвлеклись от темы городов будущего: именно эти проблемы сегодня специалисты считают самыми главными задачками, которые надо решить, придумывая концепции городов назавтра. Архитектура, с которой обычно связывается градостроительство, тут вообще второстепенна. Если в 20-60-е годы прошлого столетия, - говорит известный архитектор, председатель жюри международного конкурса Вызов времени Элиа Зенгелис, - архитекторы искали выход в новых концепциях формообразования, то современный мир настолько насыщен самой разной архитектурой, формами и возможностью реализовать с помощью современных материалов любую фантазию, что в обществе возникает потребность в ответах на другой вопрос: как существовать людям, обществу в этой архитектуре? И какова она должна быть, чтобы масса самых разных людей могла справиться с теми проблемами, которые вызывает современная жизнь.

Например, недавно закончившаяся главная архитектурная выставка мира - X Венецианская биеннале проходила под лозунгом Города: архитектура и общество. Там не было футуристических картинок и конкретики, только инсталляции, графики и диаграммы с динамикой роста численности населения и уплотнения застройки, жизни. Города, констатировала выставка, все дальше от природы, жизнь миллионов держится на коммуникациях, как жизнь больного - на кислородном аппарате: малейшая Катрина - и все рвется, жизни нет, даже если выстаивают здания. Одним словом - кризис.

И архитекторы, и социологи, конечно, ищут ответ на вопрос: почему города перестали быть комфортными и, главное, что с этим делать? Тот же Константин Доксиадис уверен, что одна из причин в том, что каждый специалист, занимающийся проблемой городов, видит объект со своей узкопрофессиональной точки зрения: архитекторы заняты формой, транспортники - дорогами, бизнес - наиболее выгодными проектами с точки зрения продаж. Более того, именно последнему сегодня подчинены законы развития городов. Даже если новые идеи или концепции развития городов есть, их непросто двигать в мир, где в полном смысле слова правит коммерция, - считает знаменитый архитектор Заха Хадид. И все-таки есть места, где их можно увидеть. Это, как правило, крупные архитектурные биеннале и конкурсы.
Современные молодые архитекторы пытаются уйти от гигантских сооружений - человек должен жить в уютных дворах среди деревьев.

Сценарии, прибывшие из десятков стран, мало похожи на привычные градостроительные планы. Идеи, которые бурлят в головах молодых архитекторов, неожиданны, а их лозунги и вовсе вводят в ступор. Так, мистер Лим из Лондона считает, что архитектура современных городов должна обладать пространственным повествованием, сфокусированным на культуре, этнологии и социальной изобретательности. Архитектура здесь - рукотворный культурный коллаж. Навеяно, видимо, тенденцией обезличивания городов - ведь все они стараниями одних и тех же архитекторов становятся одинаковыми. Вольфганг Чапеллер из Вены использует текстуры города - существующие здания или их конструкции (каркасы отживших свое домов, дороги, мосты) - в качестве трехмерных мест для строительства новых зданий. Тогда, говорит автор, части новых зданий проникают в существующие конструкции или удаляются из них, но остается история города.

В России до недавних пор ничего такого не было, только в этом году впервые прошел международный конкурс Вызов времени имени Якова Чернихова - архитектора-концептуалиста, который всю жизнь занимался тем, что генерировал на бумаге идеи развития архитектуры на сто лет вперед. Сегодня с его работ в полном смысле слова считываются силуэты современных городов. И смысл конкурса был не в том, чтобы показать суперпроекты для реализации, а найти принципиальные решения. Заметим, что подобного специального концептуального архитектурного смотра в мире не было, поэтому его взялись курировать чуть ли не все мировые архитектурные звезды. Такие конкурсы нужны для молодых архитекторов, которые смогут создать идеи, предназначенные не для спешного и мгновенного воплощения в реальность, а для внесения вклада в культуру архитектуры через разработку сценариев ее развития, критично важных для архитекторов будущего, - объясняет свой интерес партнер Захи Хадид британец Патрик Шумахер.

Кстати, в конкурсе победили эти итальянцы, но с концепцией Города новых якобинцев - людей, объединенных идеями свободы-равенства-братства и живущих на кладбище. Мне это напомнило идеи общежития 30х годов, но, видимо, не всем дано понять продвинутые концепции.

У итальянцев из бюро Догма в основе города лежит принцип формирования ландшафта зданиями - здесь среду создает сама архитектура. Такой город может строиться где угодно, в нем нет таких понятий, как фасад или непарадная тыльная сторона зданий, нет основных или второстепенных подходов. Это города-лабиринты, где все элементы - дорожки, маленькие и большие площади, входы, конструкции - свободно распределяются по поверхности города, создавая тем самым ощущение, что все может происходить одновременно и повсюду. Мы предлагаем создавать город пространств, а не улиц, город рамок, а не достопримечательностей, - декларируют авторы. В этом случае город представляет собой последовательность пространств, ограниченных стенами города. Стены - это крестообразные здания, представляющие собой основную пригодную для заселения архитектурную инфраструктуру. Подобно улицам, стены не являются конечной формой города, а играют роль определяющего начала - его исходными данными для формирования среды. Так, считают авторы, мы можем привести в порядок наши хаотичные города. Причем там, внутри квадрата, как в деревне, знакома будет каждая кошка.

Так что же, не будет небоскребов и летающих дорог? Похоже, мир склоняется к тому, что надо засунуть все инженерные и транспортные коммуникации под землю, чтобы с бешеной скоростью преодолевать расстояния, избавиться от гигантомании сооружений на поверхности и жить среди деревьев в уютных дворах, общаться с соседями и лелеять исторические и национальные традиции. Свежо.

Андрей Чернихов, президент фонда Якова Чернихова, объясняет: Концепция - это не руководство к действию, это идея, реальность же будет лежать где-то посередине. Георгий Станишев, вице-президент фонда, добавляет: Догма - одна из немногих, кто дал возможность оглянуться и выстроить фундамент, на котором может состояться архитектура завтрашнего дня. Архитекторы Аурели и Таттара стремятся расширить свободу человека. Ту коммерческую и потребительскую свободу, которая существует сегодня, они рассматривают как определенную степень зависимости и рабства. И хотят сделать пространство скорее коллективным, чем частным.

Видимо, такой подход к архитектуре и устройству городов и в самом деле революционен для западных специалистов, угнетенных коммерческой реальностью. Но зачем нам эти фантастические концепты, если мы почти повсеместно так и живем, разве что не имеем подземных коммуникаций и креативных объединяющих идей для малых городов? А затем, говорят наши специалисты, что скоро вся эта благодать закончится: мы долго по инерции строили города по правилам, оставшимся нам с советских времен. Тогда в стране была сильная градостроительная школа, поскольку существовала четкая идеология урбанизации страны. Пусть с политическими перекосами, но очень профессиональная. Только в последние годы на первый план вышли интересы бизнеса. Об этой тенденции, особенно очевидной в столице, Дэйан Суджик, куратор прошлой Венецианской биеннале, говорит: Москва - город, в котором везде развернуто строительство, и из-за этого он, кажется, теряет свою историю и свои традиции. Но архитектура - не просто поглощение изображений, она требует серьезных размышлений. Но размышлять уже почти некому: исчезли практически все градостроительные НИИ, государственная система управления разрушена, а по новому Градостроительному кодексу городам уже совсем не обязательно иметь даже своих главных архитекторов. По словам депутата Мосгордумы Михаила Москвина-Тарханова, кодекс переворачивает все с ног на голову, подчиняя такие вопросы, как комфортность проживания людей, сохранение исторической среды, планировку и инфраструктуру, земельно-имущественным вопросам. Заместитель директора ЦНИИП градостроительства РААСН Марк Вильнер прогнозирует быстрый рост градостроительных ошибок и потерю реального контроля государства в вопросах регулирования пользования территорий. Достаточно пожить в таком режиме лет пять - десять, и коммерческие здания, богатые дома - все, из чего можно делать деньги, - подвинут рядовое население на окраины. А рост цен на аренду и недвижимость только ускорит социальную дифференциацию общества. И мы получим то, с чем сегодня уже столкнулось западное общество, - города, в которых трудно жить и быть счастливыми. Европа сегодня понимает, что действия городских властей заключаются не только в привлечении инвестиций под новые объекты или расширение транспортных сетей, а в том, чтобы заново связать городские объекты с социальной, культурной и экономической структурой жизни. Может быть, именно поэтому в Вызове времени участвовали в основном иностранцы, уже обалдевшие от реальности? И не важно на самом деле, как именно будут выглядеть города будущего, важно, по какому принципу они будут работать на людей.

В начале конца



Главная --> Публикации