Главная --> Новости --> «Прогресс-Нева Лизинг»: «Хомнет Лизинг 8» способствует динамичному развитию В Кировскую область по лизингу поступила дорожная техника на 108,5 млн. рублей. Филиал ООО «РК «НОМОС-лизинг» в г. Чебоксары и «ЖБК №1»: повышают качество зданий и дорог Специалисты ДИСКАВЕРИ Лизинг успешно выполнили макретинговое исследование по заказу Банка ВТБ24 . Строительная и дорожная техника. Доставка бетона по-корейски.

Интервью сглавой группы по развитию лизинга IFC в Северо-Западном регионе России Игорем Груздевым.

Группа по развитию лизинга в Северо-Западном регионе России Международной финансовой корпорации (IFC) в 2005 году ожидает рост темпов развития лизинга на 50%. На вопросы агентства "Интерфакс Северо-Запад" отвечает руководитель группы

- Очень сложно говорить о количестве и объемах лизинговых сделок в России, потому что после 2002 года IFC не проводит детального исследования российского рынка лизинговых услуг. Эту работу сейчас успешно выполняют независимые частные компании и некоммерческие организации.

- Игорь Анатольевич, какова статистика лизинговых операций по России?

Эти данные совпадают с нашими оценками лизингового рынка и свидетельствуют о его 40%-ом увеличении в 2004 году. Хотел бы заметить, что устойчивая тенденция роста сохраняется уже последние лет пять. В следующем году мы также ожидаем рост порядка 50%.

Исследования рынка одного из рейтинговых агентств за 9 месяцев 2004 года свидетельствует, что объем инвестиций в основные средства по лизинговым схемам составил около $5,5 млрд., было заключено около 17 тыс. лизинговых сделок. При этом наибольшее количество сделок заключается с суммой финансирования не превышающей $500 тыс., а средний срок большинства сделок составляет 2-4 года. Более 90% лизинговых компаний занимаются лизингом транспортных средств.

- С каждым годом темпы роста развития лизинга растут. Чем, по Вашему мнению, лизинг выгоднее кредита?

По лизинговым схемам привлекается порядка 6% инвестиций в основные средства предприятий действующих на северо-западе России.

Также хочу отметить, что важным преимуществом являются налоговые льготы. К предмету лизинга может быть применена ускоренная амортизация, что позволяет уменьшить налог на имущество. Лизингополучатель также может отнести лизинговые платежи к расходам, связанным с производством или реализацией, что соответственно, уменьшит налог на прибыль.

- В каждом случае надо индивидуально сравнивать, какая из схем финансирования будет более выгодной. Лизинг выгоден, когда речь идет о финансировании обновления основных средств предприятия, потому что сроки лизинговых сделок обычно длиннее, чем сроки кредитов. Следовательно, у предприятий есть возможность получить более щадящий режим по ежемесячным выплатам. Подчеркну, что это особенно актуально на начальной стадии проекта, когда необходим оборотный капитал для успешного запуска производства и пока продажи компании не вышли на запланированный уровень.

- Как Вы считаете, что мешает развитию лизинга на Северо-Западе?

Таким образом, применение этих льгот позволяет компаниям удешевить стоимость услуги. Скорее всего, лизинг будет выгоден предприятию, которое заинтересовано в регулярном обновлении оборудования и расширении его парка.

Кроме этого, могу сказать, что в лизинговом секторе явно не хватает качественной специализированной информации. Редкие семинары и конференции, существующие печатные издания не решают проблемы. Случается, что профессиональные участники и ведущие практики отрасли могут высказать свое мнение или обсудить актуальный вопрос на страницах авторитетного журнала с большим опозданием. Если отраслевых авторитетных изданий будет больше, вероятно реакция на проблемные вопросы отрасли будет появляться быстрее. К сожалению, на северо-западе таких изданий нет.

- Хотел бы отметить, что серьезным сдерживающим фактором является недостаток источников недорогого и длительного финансирования для лизинговых компаний. В последние годы ситуация улучшилась и некоторым компаниям удается привлечь иностранное финансирование на приемлемых условиях. Частично решить эту задачу могут крупные западные поставщики оборудования и специализированные экспортные агентства. Но, чтобы привлечь финансирование из этих источников лизинговая компания должна иметь хороший лизинговый портфель с большим количеством сделок, прозрачные процедуры принятия решений и наглядную финансовую отчетность.

- Какие меры, по Вашему мнению, могли бы стимулировать развитие лизинга в России?

Решить часть вопросов связанных с обменом информацией, опытом и технологиями помогают профессиональные объединения. Северо-западный регион в этом плане является одним из лидеров, поскольку у нас уже более пяти лет успешно работает "Северо-западная лизинговая ассоциация", насчитывающая более 30 членов.

Поэтому, чтобы стимулировать развитие данного сектора надо принимать меры, направленные на совершенствование правовой и исполнительной системы государства. Это позволит уменьшить риски потенциальных инвесторов и увеличит объем инвестиций в основные средства через лизинг.

- По нашим наблюдениям, развитие лизинга в России происходит очень динамично. Я думаю, рост мог бы быть еще более значительным, если бы в процесс было вовлечено больше инвесторов.

- С моей точки зрения, на сегодняшний день законодательство о лизинге достаточно сбалансировано и хорошо сочетается с другими российскими законами. Тем не менее, в ближайшие годы или в будущем, необходимо улучшить законодательную базу, чтобы устранить существующие недостатки, как на законодательном, так и на подзаконном уровне.

- Совершенно ли законодательство в области лизинга, защищены ли лизинговые компании от рисков?

Кроме этого, очень важно более тщательно проработать механизм защиты прав собственности лизинговой компании. Лизингодатели испытывают трудности при возврате имущества от недобросовестных лизингополучателей. Как правило, этот вопрос решается в пользу лизинговой компании, но, к сожалению, часто занимает слишком длительное время.

Например, следует определить существенные условия договора лизинга. Сейчас данный вопрос недостаточно последовательно отражен в действующем законодательстве. Поэтому, существует риск признания договора лизинга не заключенным.

Будут создаваться более разнообразные специализированные лизинговые продукты, которые позволят клиентам получить комплексное обслуживание и минимизировать стоимость услуги. С помощью таких стандартных программ лизингодатель сможет быстрее принять решение о финансировании и заключить сделку. Уже сейчас ведущие компании предлагают разнообразные финансовые продукты с яркими названиями полнооперационный лизинг, проектный лизинг, флитлизинг. При этом по сути они все равно остаются лизингом и сохраняют его преимущества.

- Вы сказали, что в 2005 году рост темпов развития лизинга по России достигнет 50%. Каковы ваши прогнозы по развитию лизинга на Северо-Западе? - Темпы роста сохранятся, я думаю, на уровне 50%. Скорее всего через год мы сможем наблюдать такое же увеличение объемов инвестиций в основные средства через лизинг. Доля лизинга в общем объеме инвестиций в основные средства в России в 3-4 раза меньше, чем в более развитых странах. Конкуренция между лизинговыми компаниями существует, но пока не очень высока. Поэтому данный бизнес интересен для финансовых институтов и в ближайшее время на Северо-Западе появятся новые серьезные российские и иностранные компании.



Главная --> Новости