Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Водородные ионы в производстве конструкций в Донецком бассейне увеличилось; в 1928 г. на их долю придется около 25% общей добычи каменного угля. Число типов В. м. велико, так как каждая машиностроительная ф фма имеет Фиг. 1. свою основную модель и несколько ее модификаций для разных случаев практики. В. м. разделяются: 1) по двигательной силе - на пневматические и электрические; 2) по мощности-на В. м. тяжелого и лепного типа, при чем последние делятся на колонковые и ручные; 3) по принципу действия---на ударные и режущие; последние м. б. цепные, штанговые и дисковые. Пневматич. В. м. до последнего времени считались единственно пригодными в рудниках с выделением рудничного газа, однако Фпг. 2. новейшие тины электрич. В. м., снабженные закрытыми моторами, начинают получать распространение и в газовых шахтах. Дисковые В. м. в настоящее время выходят из употребления; цепные применяются чаще, чем штанговые; в некоторых конструкциях В. м. рабочих! механизм, в зависимости от условий работы, можно менять с цепного на штанговый и обратно. На фиг. 1 показан внешний вид ценной В. м. тяжелого типа завода Эйкгоф, а на фиг. 2-внешний вид штанговой В. м. того же з-да. В. м. Фпг. 3. тяжелого типа (как цепные, так и пхтанго-вые) состоят из трех главных частей (ф;1г. 3): 1) электрического мотора Б, расположенного посередине машины, 2)рабочей головки J3, приводящей в движение рабочий механизм- штангу или режущую цепь, и 3) механизма А для автоматич. перемещения В. м. Электромоторы, обычно синхронные, трехфазного тока, с короткозамкнутым ротором для повышения пускового момента, имеют фор- му, вытянутую по длинной оси машины, и небольшие поперечные размеры.. Нормальная мощность моторов-от 18 до 25 kW, при напряжении 220 V. Ротор лежит hi роликовых подшипниках и делает от 1 500 до 3 ООО об/м. Все электрич. части заключены в совершенно замкнутом кожухе из литой стали, выдерлгивающем внутреннее давление в 8 atm. Для передачи движения рабочему механизму и для уменьшения его скорости применяется сложная система шестерен, заключенных в кожухе задней части В. м. Режущая часть цепной В. м. состоит из бесконечной цепи, идущей по направляющей раме; релущим инструментом. Фиг. 5. в тесном смысле этого слова, являются специальные ножи илизубки,прочно закрепленные между звеньями цепи. На фиг. 4 показано расположение всех элементов реж;уще-го механизма В. м. Режущая часть штанговой вруб )вой машины состоит из вращающейся штанги (фиг. 5), снабженной ренсу-щими ножами, зубками. Мехаршзм для перемещения В. м. состоит из канатной или цепной лебедки, приводимой в действие мотором В. м. посредством Фиг. 6. ряда зубчатых передач. Скорость перемещения В. м. при работе обычно 0,1-0,3м/мин, редко более. Скорость поступательного дви- жения при производстве вруба в зависимости от твердости зарубаемого пласта может меняться на ходу путем переключения Фиг. 7. зубчатых колес в передаточном механизме А (фиг. 3). Для предохранения механизма от поломки при случайной встрече чрезмерно больших сопротивлений, напр. включений колчедана в массе угля,в передаточный механизм введена фрикционная муфта. Вес В. м. тяжелого типа составляет ок. 2-3 т. Последние модели В.м. снижают эту норму веса. На фиг. 6 показан внешний вид штанговой врубовой машины в момент начала работы. На фиг. 7 показано схематическое расположение цепной В. м., производящей вруб в пласте. Из заводов, изготовляющих В. м. тяжелого типа, наиболее известны: в С. Ш. А.- СулЛиван, Джефри и Гудмен; в Германии- Эйкгоф, Демаг и Кнапп-Эйкель. На рудниках Донецкого бассейна применяются главн. образ, врубовые машины заводов Сулливан и Эйкгоф. Для электрической В. м. тяжелого типа завода Эйкгоф (марка SEKA 40) опубликованы следующие новейшие размеры: длина 3 230 мм, ширина 810 мм, высота 400 мм, вес 2 650 кг, мощность 38 Н ; для пластов малой мощности высота врубовых машин понижается до 300 мм. Расход энергии (электрической), по данным американской практики, для В.м. составляет 0,16 kWh на 1 т добычи. В Донецком фиг. 8. бассейне расход энергии на 1 м вруба колеблется от 0,5 до 1,0 kWh. Расход зубков на 1 м вруба, в зависимости от твердости угля, колеблется в пределах от 0,1 до 0,25 шт. Количество оправленных зубков на 1 м вруба изменяется в пределах от 2 до 9 шт. Для оправки зубков в настоящее время при- меняются специальные машины, при которых оправка одного зубка обходится в 0,5 к., т. е. почти в два раза дешевле, чем при ручной оправке. Результаты работы врубовых машин тяжелого типа на антрацитных пластах средней и малой мощности (до 0,60 м), при падении от 16 до 20°, в Должаиском рудоуправлении (Донецкий бассейн) за 1925/26 г. выразились следующими величинами: механизированным путем добыто 59,5% общей годовой добычи; длина вруба одной В. м. за смену колебалась в пределах от 56 до 10 п.м в очистных работах и от 16 до 10 п. ж в подготовительных работах. Средний результат для длины вруба был: в очистных работах- 27,3л1 и в подготовительных-12,5 Л1. Месячная производительность В. м. была в среднем для очистных работ 1136 т при 781JW вруба и для подготовительных работ 514 т при 340 JH вруба. Этим цифрам соответствует годовая производительность в очистных работах около 14 ООО шив подготовительных работах - 6 000 т. Расход (в коп.) материалов, отнесенный к 1 jn зарубки: 1) смазочных и обтирочных материалов-0,94 коп., 2) зубков-4,95 коп., 3) частей машины-7,89 коп., 4) прочих материалов (болты, железо и т. д.) и содержания Фиг. 9. кабелей-8,54 коп. Выемка антрацита при применении В. м. и его доставка до штрека в среднем обошлись: на 1 т-274,8 копеек и на 1м-362,9 коп., включая сюда стоимость зарубки, отбойки, доставки из лавы до штрека, крепления лав, содержания и ремонта машин, начисления на рабочую силу и т. п. расходы. В общей классификации В.. м. между В. м. тяжелого и легкого типа можно поставить штанговую В. м. облегченного типа, т. н. угольный резак, применение к-рого при разработке каменноугольных пластов оказывается в нек-рых случаях весьма практичным. Характерное отличие угольного резака от В. м. тяжелого типа заключается в том, что механизм для передвижения резака не соединен в одно целое с рабочей частью механизма, а сконструирован в виде самостоятельного лебедочного устройства с собственным мотором. На фиг. 8 и 9 показаны общий внешний вид и детали угольного резака (марка D 18-1926 г.) завода Вестфа-ля в Гельзенкирхене (Германия); мощность его мотора 18 IP; глубина вруба-до 1,4 м; кпд передаточного механизма от мотора к врубовой штанге 0,90; мощность на пустотелом валу, в котором помещается штанга, 16 КР; мотор делает 1600 об/м., штанга- 400 об/м.; вес резака 0,450 т. Специальным устройством простой конструкции штанга может перемещаться в вертикальном направлении, параллельно своей оси, на высоту до 110 мм, а также иметь вращательное движение в горизонтальной плоскости на угол до 180°. Лебедка приводится в движение мотором мощностью 2,5 Н* с вращающимся поршнем, снабженным центробежным регулятором. Лебедка, весом около 0,25 т, или соединяется непосредственно с резаком при помощи сильного сочленения (при пологом падении пластов) или устанавливается отдельно (при крутом падении), соединяясь с ним посредством каната, перекинутого через ролик. Угольный резак применяется одинаково успешно как при проходке штреков, так и при очистной добыче. При работе угольного резака получается относительно большее количество кускового угля, и уголь получается чище; расход взрывчатых материалов уменьшается: в Германии при росте механической добычи от 25 до 68% расход взрывчатых материалов упал с 0,057 до 0,001 кг на т. В. м. тяжелого типа в некоторых случаях не м. б. хорошо использованы, напр. ФПГ. 10. в крутых пластах, в пластах с неровной почвой, в узких забоях и в углах выработок. В этих случаях применяются В. м. легкого типа-ударные, рел<:е-вращательные. Первоначально В. м. легкого типа строились исключительно пневматические, с давлением сжатого воздуха от 4 до 6 atm. В последнее время электрич. В. м., благодаря безопасности работы, а равно дешевизне установки и эксплоатации, получают большое применение, а в нек-рых случаях и совершенно вытесняют пневматические В. м. На фиг. 10 показан внешний вид колонковой электрич. В. м. з-да Сименс-Шуккерт во время работы, а на фиг. 11-разрез этой машины: мотор посредством зубчатой передачи приводит в движение коленчатый (кривошипный) вал к-рый при помощи шатуна Б сообщает цилиндрич. салазкам поступательное движение. Ударный поршень В, в к-ром укрепляется врубовая штанга (бур), соединен эластично с салазками при помощи двух пружин Д, и Да- При быстром движении салазок, делающих около 550 качаний в минуту, пружины, вследствие живой силы поршня и штанги, попеременно сжимаются и разжимаются. Амплитуда качания бура приблизительно в два раза больше ампли- туды качания салазок, вследствие чего повышается сила удара бура. После каждого Фиг. 11. удара штанга автоматически поворачивается на 15-30°. Мощность мотора ок. 0,7 kW при напрялсении тока 125 или 200 V. Вес врубовой машины без мотора-90 кг, мотора-35 кг. В зависимости от твердости угля производительность достигает до 4 м зарубаемой площади пласта в час. На фиг. 12 представлена колонковая электрическая В. м. Сискол . Она имеет: 1) трехфазный асинхронный мотор А с коротко-замкнутым ротором в 500 V, мощностью 2,5 kW, с числом оборотов 1 400 в минуту; 2) механизм Б, передающий вращательное движение мотора рабочей штанге В; 3) раму, поддерживающую В. м. и состоящую из собственно рамы Г и двух стержней а, длиной 700 мм и диаметром 50 мм; 4) колонку Д диаметром 75 мм. Посредством червяка б и рукоятки Е вся машина может поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол в 180 . Через передвижение рамы вверх и вниз по колонке В. м. может быть установлена на любой высоте. Винтом в и рукояткой Ж вся машина перемещается вперед и назад по стержням а; полный поворот рукоятки соответствует перемещению машины Фиг. па 10 мм. Передаточный механизм состоит из серии цилиндрических шестерен, при чем шестерня А (фиг. 13), снабженная с обеих сторон кожаными кольцами Д, исполняет работу фрикционной муфты. Рабочий
|