Литература -->  Водородные ионы в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 [ 98 ] 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159

конструкций в Донецком бассейне увеличилось; в 1928 г. на их долю придется около 25% общей добычи каменного угля.

Число типов В. м. велико, так как каждая машиностроительная ф фма имеет


Фиг. 1.

свою основную модель и несколько ее модификаций для разных случаев практики. В. м. разделяются: 1) по двигательной силе - на пневматические и электрические; 2) по мощности-на В. м. тяжелого и лепного типа, при чем последние делятся на колонковые и ручные; 3) по принципу действия---на ударные и режущие; последние м. б. цепные, штанговые и дисковые.

Пневматич. В. м. до последнего времени считались единственно пригодными в рудниках с выделением рудничного газа, однако


Фпг. 2.

новейшие тины электрич. В. м., снабженные закрытыми моторами, начинают получать распространение и в газовых шахтах. Дисковые В. м. в настоящее время выходят из употребления; цепные применяются чаще, чем штанговые; в некоторых конструкциях В. м. рабочих! механизм, в зависимости от условий работы, можно менять с цепного на штанговый и обратно. На фиг. 1 показан внешний вид ценной В. м. тяжелого типа завода Эйкгоф, а на фиг. 2-внешний вид штанговой В. м. того же з-да. В. м.


Фпг. 3.

тяжелого типа (как цепные, так и пхтанго-вые) состоят из трех главных частей (ф;1г. 3): 1) электрического мотора Б, расположенного посередине машины, 2)рабочей головки J3, приводящей в движение рабочий механизм- штангу или режущую цепь, и 3) механизма А для автоматич. перемещения В. м. Электромоторы, обычно синхронные, трехфазного тока, с короткозамкнутым ротором для повышения пускового момента, имеют фор-

му, вытянутую по длинной оси машины, и небольшие поперечные размеры.. Нормальная мощность моторов-от 18 до 25 kW, при напряжении 220 V. Ротор лежит hi роликовых подшипниках и делает от 1 500 до 3 ООО об/м. Все электрич. части заключены в совершенно замкнутом кожухе из литой


стали, выдерлгивающем внутреннее давление в 8 atm. Для передачи движения рабочему механизму и для уменьшения его скорости применяется сложная система шестерен, заключенных в кожухе задней части В. м. Режущая часть цепной В. м. состоит из бесконечной цепи, идущей по направляющей раме; релущим инструментом.

Фиг. 5.

в тесном смысле этого слова, являются специальные ножи илизубки,прочно закрепленные между звеньями цепи. На фиг. 4 показано расположение всех элементов реж;уще-го механизма В. м. Режущая часть штанговой вруб )вой машины состоит из вращающейся штанги (фиг. 5), снабженной ренсу-щими ножами, зубками.

Мехаршзм для перемещения В. м. состоит из канатной или цепной лебедки, приводимой в действие мотором В. м. посредством


Фиг. 6.

ряда зубчатых передач. Скорость перемещения В. м. при работе обычно 0,1-0,3м/мин, редко более. Скорость поступательного дви-



жения при производстве вруба в зависимости от твердости зарубаемого пласта может меняться на ходу путем переключения


Фиг. 7.

зубчатых колес в передаточном механизме А (фиг. 3). Для предохранения механизма от поломки при случайной встрече чрезмерно больших сопротивлений, напр. включений колчедана в массе угля,в передаточный механизм введена фрикционная муфта. Вес В. м. тяжелого типа составляет ок. 2-3 т. Последние модели В.м. снижают эту норму веса. На фиг. 6 показан внешний вид штанговой врубовой машины в момент начала работы. На фиг. 7 показано схематическое расположение цепной В. м., производящей вруб в пласте.

Из заводов, изготовляющих В. м. тяжелого типа, наиболее известны: в С. Ш. А.- СулЛиван, Джефри и Гудмен; в Германии- Эйкгоф, Демаг и Кнапп-Эйкель. На рудниках Донецкого бассейна применяются главн. образ, врубовые машины заводов Сулливан и Эйкгоф. Для электрической В. м. тяжелого типа завода Эйкгоф (марка SEKA 40) опубликованы следующие новейшие размеры: длина 3 230 мм, ширина 810 мм, высота 400 мм, вес 2 650 кг, мощность 38 Н ; для пластов малой мощности высота врубовых машин понижается до 300 мм.

Расход энергии (электрической), по данным американской практики, для В.м. составляет 0,16 kWh на 1 т добычи. В Донецком


фиг. 8.

бассейне расход энергии на 1 м вруба колеблется от 0,5 до 1,0 kWh. Расход зубков на 1 м вруба, в зависимости от твердости угля, колеблется в пределах от 0,1 до 0,25 шт. Количество оправленных зубков на 1 м вруба изменяется в пределах от 2 до 9 шт. Для оправки зубков в настоящее время при-

меняются специальные машины, при которых оправка одного зубка обходится в 0,5 к., т. е. почти в два раза дешевле, чем при ручной оправке.

Результаты работы врубовых машин тяжелого типа на антрацитных пластах средней и малой мощности (до 0,60 м), при падении от 16 до 20°, в Должаиском рудоуправлении (Донецкий бассейн) за 1925/26 г. выразились следующими величинами: механизированным путем добыто 59,5% общей годовой добычи; длина вруба одной В. м. за смену колебалась в пределах от 56 до 10 п.м в очистных работах и от 16 до 10 п. ж в подготовительных работах. Средний результат для длины вруба был: в очистных работах- 27,3л1 и в подготовительных-12,5 Л1. Месячная производительность В. м. была в среднем для очистных работ 1136 т при 781JW вруба и для подготовительных работ 514 т при 340 JH вруба. Этим цифрам соответствует годовая производительность в очистных работах около 14 ООО шив подготовительных работах - 6 000 т. Расход (в коп.) материалов, отнесенный к 1 jn зарубки: 1) смазочных и обтирочных материалов-0,94 коп., 2) зубков-4,95 коп., 3) частей машины-7,89 коп., 4) прочих материалов (болты, железо и т. д.) и содержания


Фиг. 9.

кабелей-8,54 коп. Выемка антрацита при применении В. м. и его доставка до штрека в среднем обошлись: на 1 т-274,8 копеек и на 1м-362,9 коп., включая сюда стоимость зарубки, отбойки, доставки из лавы до штрека, крепления лав, содержания и ремонта машин, начисления на рабочую силу и т. п. расходы.

В общей классификации В.. м. между В. м. тяжелого и легкого типа можно поставить штанговую В. м. облегченного типа, т. н. угольный резак, применение к-рого при разработке каменноугольных пластов оказывается в нек-рых случаях весьма практичным. Характерное отличие угольного резака от В. м. тяжелого типа заключается в том, что механизм для передвижения резака не соединен в одно целое с рабочей частью механизма, а сконструирован в виде самостоятельного лебедочного устройства с собственным мотором. На фиг. 8 и 9 показаны общий внешний вид и детали угольного резака (марка D 18-1926 г.) завода Вестфа-ля в Гельзенкирхене (Германия); мощность его мотора 18 IP; глубина вруба-до 1,4 м; кпд передаточного механизма от мотора к врубовой штанге 0,90; мощность на пустотелом валу, в котором помещается штанга,



16 КР; мотор делает 1600 об/м., штанга- 400 об/м.; вес резака 0,450 т. Специальным устройством простой конструкции штанга может перемещаться в вертикальном направлении, параллельно своей оси, на высоту до 110 мм, а также иметь вращательное движение в горизонтальной плоскости на угол до 180°. Лебедка приводится в движение мотором мощностью 2,5 Н* с вращающимся поршнем, снабженным центробежным регулятором. Лебедка, весом около 0,25 т, или соединяется непосредственно с резаком при помощи сильного сочленения (при пологом падении пластов) или устанавливается отдельно (при крутом падении), соединяясь с ним посредством каната, перекинутого через ролик.

Угольный резак применяется одинаково успешно как при проходке штреков, так и при очистной добыче. При работе угольного резака получается относительно большее количество кускового угля, и уголь получается чище; расход взрывчатых материалов уменьшается: в Германии при росте механической добычи от 25 до 68% расход взрывчатых материалов упал с 0,057 до 0,001 кг на т.

В. м. тяжелого типа в некоторых случаях не м. б. хорошо использованы, напр.

ФПГ. 10.

в крутых пластах, в пластах с неровной почвой, в узких забоях и в углах выработок. В этих случаях применяются В. м. легкого типа-ударные, рел<:е-вращательные. Первоначально В. м. легкого типа строились исключительно пневматические, с давлением сжатого воздуха от 4 до 6 atm. В последнее время электрич. В. м., благодаря безопасности работы, а равно дешевизне установки и эксплоатации, получают большое применение, а в нек-рых случаях и совершенно вытесняют пневматические В. м. На фиг. 10 показан внешний вид колонковой электрич. В. м. з-да Сименс-Шуккерт во время работы, а на фиг. 11-разрез этой машины: мотор посредством зубчатой передачи приводит в движение коленчатый (кривошипный) вал к-рый при помощи шатуна Б сообщает цилиндрич. салазкам поступательное движение. Ударный поршень В, в к-ром укрепляется врубовая штанга (бур), соединен эластично с салазками при помощи двух пружин Д, и Да- При быстром движении салазок, делающих около 550 качаний в

минуту, пружины, вследствие живой силы поршня и штанги, попеременно сжимаются и разжимаются. Амплитуда качания бура приблизительно в два раза больше ампли- туды качания салазок, вследствие чего повышается сила удара бура. После каждого


Фиг. 11.

удара штанга автоматически поворачивается на 15-30°. Мощность мотора ок. 0,7 kW при напрялсении тока 125 или 200 V. Вес врубовой машины без мотора-90 кг, мотора-35 кг. В зависимости от твердости угля производительность достигает до 4 м зарубаемой площади пласта в час.

На фиг. 12 представлена колонковая электрическая В. м. Сискол . Она имеет: 1) трехфазный асинхронный мотор А с коротко-замкнутым ротором в 500 V, мощностью 2,5 kW, с числом оборотов 1 400 в минуту; 2) механизм Б, передающий вращательное движение мотора рабочей штанге В; 3) раму, поддерживающую В. м. и состоящую из собственно рамы Г и двух стержней а, длиной 700 мм и диаметром 50 мм; 4) колонку Д диаметром 75 мм. Посредством червяка б и рукоятки Е вся машина может поворачиваться в горизонтальной плоскости на угол в 180 . Через передвижение рамы вверх и вниз по колонке В. м. может быть установлена на любой высоте. Винтом в и рукояткой Ж вся машина перемещается вперед и назад по стержням а; полный поворот рукоятки соответствует перемещению машины


Фиг.

па 10 мм. Передаточный механизм состоит из серии цилиндрических шестерен, при чем шестерня А (фиг. 13), снабженная с обеих сторон кожаными кольцами Д, исполняет работу фрикционной муфты. Рабочий



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 [ 98 ] 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159