Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Водородные ионы в производстве Фиг. 1. характеристика при возрастании тока лежит выше, чем при его убывании, т. е. напряжение зажигания выше напряжения угасания; ток идат череа дту й ранее, чеж достигнуто напряжение зажигания, т. к. электроды не успевают остыть за время, протекающее от погасания за предыдущий полу-период до нового нарастания напряжения в последующем. Как всякий проводник, имеющий падающую характеристику, В. д. может служить для генерации электрических колебаний. См. Дуговой генератор. Лит.: Хвольсон О. Д., Курс физики, т. 5, Берлин, 1923; G е h 1 h о 1 f G., Lehrbuch- d. techn. Physik, B. 2, Lpz., 1926; Handbuch d. Physik, hrsg. y. Geiger H. u. Scheel K., B. 14, В., 1927. H. Андреев. ВОЛЬТОДОБАВОЧНЫЕ МАШИНЫ, машины для регулирования напряжения на зажимах потребителя или источника электрич. энергии, приключенного к сети с постоянным напряжением. Принципиальная схема включения В. м. показана на-фиг. 1. L-сеть с постоянным напряжением Fj. На зажимах потребителя д. б. напряжение Fa, при чем Fg Vl. Для присоединения потребителя к сети, последовательно с ним включается В. м. Z, приводимая в движение от вспомогательного двигателя М. Возбу-ледение В. м. регулируется таким образом, что напряжение на ее зажимах ¥з=Т\-У. В технике постоянного тока вольтодо-бавочные машины применяются: 1) Для зарядки аккумуляторов от сети с постоянным напряжением. При зарядке, аккумулято- ров требуется напря- -жение:, примерно на 40 % большее, чем напряжение при разрядке. Для повышения напряжения аккумуляторную батарею приключают к сети последовательно с вольтодобавоч- ной машиной, напряжение которой составляет ~ 40% от напряжения сети. Схема соединений показана на фиг. 2. 2) Для поддержания постоянного-напряжения на конце длинных фидеров (см.), питаемых от сети с постоянным напряжением. Фидер приключается к сети последовательно с В. м., имеющей последовательное возбуждение (фиг. 3). В. м. Z вращается с постоянной скоростью от вспомогательного двигателя М и развивает напряжение Fg, которое при ненасыщенной магнитной системе пропорционально току /, проходящему через обмотку возбуждения. Это напряжение Fg складьшается с напряжением сети Fj. Т. к. падение напряжения в фидере также пропорционально току I, то В. м. можно выбрать так, чтобы она при Фиг. 2. всяком значении I (в известных пределах) восполняла падение напряжения; тогда напряжение Fa на конце линии будет равно Дяинтй фидер Фиг. 3. напряженцю сети V. Машины такого рода применяются иногда в сетях электрических железных дорог. 3) Для регулирования скорости и для пуска в ход двигателей большой мощности; в этом случае В. м. включается по схеме, приведенной на фиг. 4. При соответственной полярности В. м. Z на загкимах главно- го двигателя М действует сумма напряжений сети и В. м. Fi+F3=F2. При изменении направления тока в обмотке J\ изменится полярность В. м., и напряжение на клеммах двигателя М будет равно Fl - Fa = Fa-Если максимальное напряжение В. м. Fg равно напряжению сети Fi, то напряжение на клеммах двигателя Ж можно изменять в пределах от 2Fi до 0. При этих условиях мощность В.м. составит лишь половину мощности двигателя Ж. 4) В качестве буферных машин (вместе с аккумуляторной батареей), для сглаживания толчков нагрузки. На нек-рых центральных станциях, обслуживающих сети с сильно колеблющейся нагрузкой (например трамвайные сети), часто устанавливается аккумуляторная батарея, к-рая работает параллельно с генераторами станции Фиг. 4. Фиг. 5. И, принимая на себя толчки тока сети, способствует тому, что генераторы работают при более постоянной нагрузке. Для луч- шего сглаживания толчков аккумуляторная батарея должна иметь большую емкость. Применение В. м. дает возможность сохранить постоянную нагрузку генераторов и при наличии батареи малой емкости. Одна из применяемых в этом случае схем (Пи-рани) приведена на фиг. 5. Параллельно с генератором G включена аккумуляторная батарея А, последовательно соединенная с В. м. Z (последняя вращается с постоянной скоростью двигателем Ж). В. м. имеет две обмотки возбуждения, действующие навстречу одна другой. Одна {F) приключена к батарее параллельно, вторая {Fz)-последовательно с внешней цепью. При малой нагрузке действует гл. обр. обмотка F, и происходит зарядка батареи. При возрастании внешней нагрузки обмотка ослабляет поле добавочной машины или даже изменяет его на обратное, и батарея разряжается на внешнюю цепь. Мощность В. м. составляет обычно от 5 до 10% от мощности главной машины G, а напряжение ее ~ 7-10 % от напряжения сети. Проф. Сагулка видоизменил схему Пи-рани, заменив мотор, вращающий В. м., маховиком. Буферная схема Сагулки представлена на фиг. 6, где Gx-главная динамо-машина, Vb-напряжение на концах аккумуляторной батареи, Z-В. м., N-обмотка возбуждения В. м., приключенная через регулирующий реостат к зажимам главной - динамомашины, S-сериесная (последова-/ тельная) обмотка возбуждения, шунтированная сопротивлением R и обтекаемая током, пропорциональным току внешней цепи, Ж-маховик, сидящий на одном валу с Z. Обмотки возбуждения N и S, сидящие на Фиг. 6. общих магнитных сердечниках В. м., действуют в одну и ту же сторону. Машина Z может работать как мотор или как генератор. При малой нагрузке сети В.ш. Z работает как мотор, вращая свой маховик. При возрастании нагрузки сети увеличивается магнитный поток машины Z за счет увеличения тока, текущего в сериесной обмотке S. Противодействующая эдс машины Z возрастает и делается больше напряжения, приложенного к якорю и равного разности напрянения сети и напряжения батареи (V-Vb). В. м. работает при этом как генератор, отдавая электрич. энергию в сеть и расходуя энергию, запасенную маховиком. При уменьшении внешней нагрузки уменьшается магнитный поток машины Z. Последняя работает в этом случае как мотор и, увеличивая свою скорость, увеличивает запас энергии маховика М. Применение В. м. в технике переменного тока ограничено. Ими иногда пользуются для регулирования напряжения одноякор-ных преобразователей переменного тока в постоянный. В последних между напряжен ПИЯМИ на стороне переменного и постоянного токов существует определенное соотношение, и для изменения напряжения на стороне постоянного тока необходимо изменять напряжение на стороне переменного тока. Это иногда осуществляется при помощи вспомогательной синхронной машины. -----V------4 f-s- Фиг, 7. жестко связанной с рдноякорным преобразователем и имеющей то же число полюсов, что и последний. Схема соединений показана на фиг. 7, где V-одрюякорный преобразователь и S-синхронная В. м. Обмотка синхронной В. м. включается между обмоткой преобразователя и сетью. Изменяя возбуждение В. м. реостатом Л, можно уста-, повить то или иное напряжение на стороне постоянного тока, ибо напряжение f2, падающее на обмотку преобразователя, равно f1+F3, где Fi-постоянное напряжение сети и F3-напряжение В. м. Синхронные В. м. применяются для регулирования напряжения в пределах примерно + 15% от нормального, и мощность их составляет при этом примерно такой же % от мощности од-нбякорного преобразователя. Лит.: Шевфер К. И., Динамомашины постоянного тока, ч. II, М.-Л., 1927; Угримов Б. И. и Г е и с е л ь Г. Г., Основы техники сильных токов, т. 1 и 2, М.-Л., 1927; А г п О 1 d-L а С о и г, Die Gleichstrommaschine, В. 2, В., 1927; А гп о 1 d Е. und L а Со U г J. L., Die Wechselstromtechnik, В. 4, Berlin, 1923. И. Брук. ВОЛЬТОЛЕВЫЕ МАСЛА, вольтоли (volt-oleum, Voltolole, voltole, huiles electrion)- смазочные масла, получаемые обработкой масел тихим электрическим разрядом; они обладают свойством мало понижать при нагревании (сравнительно с обыкновенными маслами) свою вязкость. Первоначальные опыты по воздействию тихого разряда ( вольтолизация ) были поставлены М. Вертело; разработка вольтолевого процесса принадлежит (с 1904 года) А. де-Гемптину из Гейта, а техническое усовершенствование его разработано фирмою Oelwerke Stern-Sonnenborn A.-G. в Гамбурге. Производство В. м. ведется кроме этой фирмы также фирмами Deutsche Voltolwerke в Фрейтале близ Дрездена с 1917 г. и Сименс и Гальске в Сименсштадте. Обработке подвергаются минеральные и растительные масла. Процесс ведется в закрытых цилиндрич. лежачрх котлах емкостью ок. 30 м. Металлич. (алюминиевые) диски, имеющие полную �496377624 рабочую поверхность около 600 ж?, насаженные на валы, коаксиальные котлам и медленно вращающиеся, служат попеременно анодами и катодами. Тихие разряды между ними вызываются напряжением в 5 kV
го 30 io 50 60 ?0 60 so по т /20 /39 /40 /50° Температура Фиг. 1. при 1 ООО пер/ск. Сила тока держится от 1 до 23 А. Масло стекает по электродам снизу, вновь поднимается при помощи желобчатого черпака, соединенного с валом, и выливается на электроды. Вольтолизация ускоряется подогревом котла до 60-88°. Возможность окисления масла исключена благодаря тому, что процесс проводится в атмосфере водорода или азота при давлении в 60-70 мм Hg. От описываемой обработки масло полимеризуется, сначала очень медленно, затем все быстрее, при чем процессу можно придать достаточную быстроту с самого начала, если к свежему маслу Прибавить В. м. Путем вольтолизации вязкость масла м. б. повышена в любой степени, наприм. до 40° Ejoo, при чем повышается также Ь вспышки. Средний мол, вес масла повышается (в олеиновой к-те, напр., появляется фра1сция с мол. в. 6 ООО), а йодное число- понижается. При этом не изменяется заметно ни цвет масла, ни Ь°з(шп.., а в масле не образуется продуктов окисления. Поступающее на рынок Voltolgleitol 3 характеризуется следующими свойствами: удельн. вес при 15°-0,905; t° вспышки, по Маркуссону, 175°; вязкость 6,5° Е.; t° замерзания -6°; число омыления 15; кислотное число на SO, 0,02%; оксикислот 0%; золы 0%. Наиболее замечательное свойство В. м. состоит в характере зависимости их вязкости от V,а именно: вязкость В.м.при низких t° меньше, чем у соответственно подобранных йшнеральных смазочных масел, а при высоких больше, так что кривая вязкости оказывается сравнительно плоскою; поэтому В. м. при низких t° дают сравнительно малый коэфф. трения в подшипниках, а при более высоких-предотвращают полужид- кое иди сухое трение. Сравнительные данные о минеральных В. м. представлены на фиг. 1 кривыми Г. Фогеля. На оси абсцисс нанесена соответствующая разным t° абсолютная вязкость в центипуазах (j?x 10 *) хорошего американского минерального масла с 9,5° Езц. Ординатами служат вязкости В. м. при разных t°, выраженные в % к вязкости вышеуказанного минерального масла при соответственной t°. Четыре кривые, 11, 111, W и F, относятся к четырем В. м. с числами омыления от 7 до 24, имеющим при 50° одну и ту же вязкость 9,5° Ego; линия J представляет вязкость чистого минерального масла.Смеси минерального масла и В. м. могут иметь весьма плоские кривые вязкости (фиг. 2), как, напр., Voltolgleitol с числом омыления 22, как и у рапсового масла и даже-еще более плоские. Практич еск. испытания В. м. при различных скоростях и t° дали весьма хорошую оценку этих продуктов и, в частности, показали их преимущества перед минеральными смазочными и компаундированными продуктами. Наименьшее трение при.употреблении В. м. значительно отступает в область малых чисел оборотов и притом углубляется; при 200 об/м. трение В. м. на 20%
Фиг. 2. меньше, чем трение минерального масла той же вязкости. Кроме того В. м. не склон-нц к образованию водных эмульсий. Эти качества выдвинули В. м. и, в частности.
|