Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Водородные ионы в производстве шлюза и северным концом станции. Когда водослива плотины и работающих турбин станции недостаточно для пропуска высоких вод, вступает в работу водоспуей. При длине Ь гребня водослива 210 м и толщине h переливающегося слоя воды 2,13 л*, получаем расход через плотину 2bh = 2 210-2,13 = ~ 1 300 м/ск; 8 турбин, поглощающих каледая 100 м/ск, пропускают 800 м/ск, и при паводке в 2 500 м/ск на долю водоспуска приходится 400 м/ск; в тех случаях, когда работает только часть турбин, расход воды, подлежащей пропуску через водоспуск, увеличивается. Между южным концом силовой станции и плотиной помещается рыбоход-для удовлетворения потребности рыбы в переходах из Ладожского озера в верховья Волхова. зываемых колебаниями t° наруж;ного)ВОЗ-духа и постепенным охлаясдением раствора, выделяющего много тепла при схватывании и твердении, с повышением при этом t° на 22°. Левобережный участок, построенный за перемычками, имеет швы соединения через 15 м; остальной участок, выстроенный кессонным способом, имеет швы соединения через 7 и 7,5 Л1, соответственно с размерами кессонных и междукессонных участков. Швы соединения снабжены противофильтра-ционным устройством в виде гибкой металлической диафрагмы и эластичной гудронной пробки. Бетон тела плотины имеет состав 1 : 5 (1 ч. цемента на 5 ч. смеси песка со щебнем); однако для увеличения водонепроницаемости плотины с верховой грани и прочности Фиг. 1. Волховская гидроэлектрическая станция. (Первоначальный npoeiiT.) Плотина Волховской установки (фиг. 4, размеры в jh) имеет высоту над грунтом 17,65 м в месте расположения зуба. Тело плотины-сплошной бетонный массив, облицованный гранитом в хвостовой части; эта часть имеет очертание, способствующее устранению обратного удара плавающих тел о сооружение, обеспечивая отгон переливающейся струи за пределы водоворота. Дно реки ниже плотины, в целях предохранения его от размыва, покрыто бетоном толщиной 0,9 jw на протяж;ении 17 м, при чем первые 7 м покрыты гранитной облицовкой, т. к. скорость воды в этом месте достигает 15 м/ск. С верховой стороны плотина имеет внизу зуб (шпору), играющий роль противофильтрационного устройства, а вверху гребень срезан под наклонную плоскость в целях облегчения прохода льда. В теле плотины устроена смотровая галлерея размером 2x5 ж, дающая возможность вести наблюдения за фильтрацией через сооружение, а также позволяющая иметь сообщение между берегами. По длине своей тело плотины разделено на отдельные массивы различной длины, разграниченные швами соединения. Благодаря этому устраняется появление трещин, вы- бетона на водосливной грани эти грани на толщину 1 м покрыты слоем бетона состава 1 : 4. В целях дальнейшего повышения водонепроницаемости плотины, с напорной стороны применена штукатурка в виде слоя торкрета (см.) толщиной 5 сл*. Считаясь с тем, что абсолютной водонепроницаемости добиться невозможно, устроен дренаж в виде ряда вертикальных трубок верхней грани смотровой галлереи, внизу соединенных трубой диаметром 10 еж. Собираемая трубой просочившаяся вода отводится в нижний бьеф по коллектору. Плотина врезается в левый берег короткой шпорой; с др. конца плотина ограничивается островком силовой станции, где расположен рыбоход, стенка которого является щековой стенкой плотины. По концам плотины, с верховой и низовой сторон, устроены стенки-направляющие для высокой воды и льда, идущих через гребень плотины. Эти стенки на 0,5 ж выше, чем самый высокий возможный горизонт воды. В нижнем бьефе стенки спускаются уступами. Общая кубатура кладки плотины 51 700 м. Ледозащиная стенка представляет собой мост многоарочной конструкции, длиной 257 лг. Расстояние между осями бычков Ы м, толщина бычка 3 л*. Вода поступает из реки к зданию станции через арочные пролеты ледозащитной стенки. Чтобы через пролеты не проходили плавающие тела, ще-лыга арки опущена на 1 jh ниже самого низкого горизонта воды верхнего бьефа. Высота ледозащитной стенки около 17 ж, при объеме кладки сооружения в 11300 м. 10,53 м, верхний - 3,84 м. Верхний щит каждого пролета может быть опущен отдельно от нижнего, что позволяет сбрасывать накопившийся лед с малыми потерями воды. Оба щита подвешены на цепях Галля и приводятся в движение от электромотора мощностью в 50IP со скоростью подъзма 0,5 м/мин. Нижн. щит весит 65 m и снабжен Фиг. 4. Водоспуск разделен на два пролета, по 9 м шириной каждый, при толщине разделяющего бычка в 4 л*. Флютбет водоспуска длиной в 62,55 м имеет толщину 2 л*; впереди затвора имеется зуб, глубиной 3,6 л , утолщающий т. о. флютбет в этом месте до 5,6 Л1. Порог флютбета перед платами приподнят, а за щитами опущен, что сделано для улучшения условий прохода через водоспуск воды, движущейся со скоростью, доходящей до 16 м/ск. Несмотря на то, что основанием всех сооружений Волховской установки служит плитняковая скала известняковой породы, весной 1926 года, при проходе через водоспуск 1 ООО м/ск воды, обнаружился сильный размыв ложа реки ниже флютбета глубиной ок. 2 м, после чего поврежденная часть ложа реки была обделана Фпг. 5. бетонной ступенчатой подушкой. В пределах водобоя флютбет облицован гранитом. Оба пролета водоспуска закрываются металлич. щитовыми затворами, расположенными в два яруса; нижний щит высотой 8 катками, которыми он опирается на направляющие; верхний весит 11 m и имеет 4 катка. На случай ремонта щитов предусмотрено шандорное заграждение, состоящее из одного комплекта в 12 металлич. клепаных балок. Маневрирование шандорами производится при помощи передвижных гидравлич. подъемников, устанавливаемых по обе стороны заграждаемого пролета. Шандоры перемещаются в плане при помощи мостового электрич. крана грузоподъемностью в 10 т. Максимальная пропускная способность водоспуска 1500 м/ск. Здание силовой станции (фиг. 5-поперечный разрез, размеры в м) расположено непосредственно у плотины. Подводная часть станции представляет собою бетонный массив длиной 142 л*, прорезанный спиральными камерами, служащими для подвода воды, и всасьюающими трубами турбин. Вход в спиральные камеры снабжен забралом, углубленным ниже самого низкого горизонта подпорных вод, в целях недопущения к турбинам льда и других плавающих тел. Непосредственно за забралом расположены пщты, закрывающие вход в спиральные камеры, и сороудержательные решетки, преграждающие доступ к турбинам отдельным плаваюпщм телам, прошедшим под забралом. Вход в камеру разделен двумя бычками на три пролета, по 3,83 м в свету, толпщна такого бычка-1 м. Толщина бьгаков, отделяющих вход в одну турбину от входа в другую, равна 2 Л1. Каждой турбине, имеющей свою специальную камеру, отвечает свой комплект щитовых затворов в количестве трех штук. На случай ремонта щитов предусмотрены шандорные пазы, закрываемые шандорами. В надводной части здания размещены: машинный зал, распределительное устройство и прочее электротехническое оборудование. Размер машинного зала 140,5 х 17 х 17 Л1. Установленная мощность В. г. с. рассчитана на утилизируемый расход воды в 800 м/ск при напоре 10,5 ле, количестве оборотов w=76 об/м., коэфф-те быстроходности щ=425 и при кпд 7j = 0,86; это соответ-ствует 92 ООО Н* на валу всех 8 турбин, или 11 500 Н на каждую из 8 турбин. Однако такой расход в реке наблюдается лишь в течение небольшой части года. Турбины (фиг. 6, размеры в м)-одноколесные вертикальные, в спиральной железобетонной камере. Диаметр рабочего колеса (фиг. 7) 5 030 мм, вес 39 т. Лопатки колеса, имею-шие весьма слабый изгиб, сделаны из листовой стали и залиты в чугунную втулку и в обод. Зазор между рабочим колесом Фиг. 6. и направляюшим аппаратом сделан очень большим, что находится в соответствии с новейшими конструкциями быстроходных турбин. Турбина снабжена автоматическ. регулятором, приводимым в движение ременной передачей непосредственно от турбинного вала. Помимо автоматического регулирования имеется и ручное приспособление, дающее возможность остановить или пустить в ход турбину. Кроме 8 главн. турбин в том же здании установлены 2 вспомогательные турбины мощностью каждая по 1 400 Н*, также с вертикальным валом, но с числом оборотов 150. Одна из этих последних турбин обслуживает местные нужды: освещение, моторы (в частности возбудители больших генераторов). Все турбины изготовлены в Швеции: большие-з-дом Verkstaden, малые-з-дами Nidqvist & Holm в Трольгетене. Восемь больших генераторов, мощностью 7 ООО kW каждый, изготовлены частью (4) шведскими (ASEA), частью (4) нашими ленинградскими заводами. Малые генераторы имеют мощность по 1 ООО kW; при этом напряжение главных генераторов взято в 11 ООО V, а малых-2 200 V. Размеры генераторов даны в следующей таблице: Размеры генераторов Волховской гидроэлектрической станции (в мм).
Ток трехфазный, 50 пер/ск. Во время работы большие генераторы развивают весь- ма значительное количество тепла. С целью охлаждения их предусмотрено специальное вентиляционное устройство. Холодный воздух засасывается электрич. вентиляторами, производительностью до 20 м/ск. Каждые 4 генератора имеют 5 вентиляторов, из которых один запасный. Каждый большой генератор имеет специальный мотор-генератор, состоящий из мотора трехфазного тока в 150 IP напряжением 2 200 V и соединенной с ним на одном валу динамо постоянного тока мощностью 100 kW и напряжением 240 V. Ток от динамо питает обмотку возбуждения большого генератора. В случае порчи обеих малых турбин мотор-генераторы могут быть пущены в ход от ленинградских станций по линии электропередачи, через соответствующие трансформаторы. В крайнем случае можно рассчитывать на возбуждение от аккумуляторной батареи, помещающейся при силовой станции. Для преобразования энергии генераторов напряжением в 11 ООО Vb энергию напряжением в 120 ООО V служат главные трансформаторы однофазного типа, расположенные в двух группах, по три трансформатора в каждой. Обпщй вес одного трансформатора 42 т. Линия передачи длиной 130 км несет ток напряжением в 120 ООО V, падающим к Ленинграду до 105 ООО V. По данным Волховстроя, станция может дать в средний гидрологический год до 225 ООО ООО kWh, что позволяет Ленинграду сэкономить до 270 ООО т угля в средний год. Судоходное устройство состоит из однокамерного шлюза со стенкой падения (фиг.6), расположенного в верхнем бьефе. Полезная длина камеры шлюза равна 149 м, а ширина 17,04 м, что совершенно достаточно, чтобы пропустить типовую волжскую баржу с буксиром. Местных судов (мариинок) может по длине шлюза стать два, одно за другим. Минимальная глубина на короле Фиг. 7. шлюза равна 2,38 м, что обеспечивает запас в 0,60 Л1 под днищем-судна. Т. о. волховский шлюз вдвое короче новых шекснинских шлюзов, законченных в 1923 г., но он имеет максимальный напор из всех осуществленных судоходных шлюзов СССР. Судоходное зна- 2783
|