Литература -->  Водородные ионы в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 [ 46 ] 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159

даже в хорошие урожайные годы. В проблему экономич. подъема юго-востока в целом входит не только система Мероприятий по борьбе с засухой, тракторизация района, увеличение ежегодн. урожайности зерновых хлебов и создание в этом обширном районе цветущего индустриализованного сельского хозяйства, но и задача приблиления его товарных хлебных излишков и переработанных продуктов сельского хозяйства к экспортным портам Черного моря. Кратчайший путь для этого-использование реки Дона и морского порта в устье Дона у гор. Ростова. Шлюзованный канал между Волгой и Доном для судов с осадкой до 2,8 м технически решает задачу создания дешевого непрерывного водного пути к экспортному порту Черного моря для отрезанного от него юго-востока и подъема с.-х. экономики этого района. Устройством такого канала удешевляется стоимость подвоза грузов с Волги к Ростовскому порту (хлебных на 6 р., а лесных на 3 р. с тонны), расширяется район естественного тяготения к этому порту грузов на сев. до устья Камы и далеко на восток, захватывая хлебородную часть Сибири (см. карту, ст. 277-278).

Для связи Волго-Донской водной магистрали с нс.-д. сетью необходимо оборудовать узлы пересечения водного и ж.-д. путей механич. перегрузочными устройствами. Необходимо также оборудовать водный путь по Нижней Волге от устья Камы добавочными землесосами, обеспечиваюпщми достижение на Волге минимальной глубины в 2,8 j№ при средних горизонтах воды. Эта магистраль имеет свои естественные подъездные пути: Сев. Донец до Лисичанска и выше (прорезывает угольный, преимущественно антрацитовый, район), верхний Дон до Лисок (хлебный район) и низовья Волги с Каспийским морем (нефтяной район). Усовершенствование этих путей составляет задачу второй очереди мероприятий второго пятилетия по поднятию экономики народного хозяйства на юго-востоке. Северн. Донец уже шлюзован на протяжении 213 кж от устья для пропуска судов с осадкой в 1,8 м. Дальнейшее шлюзование его до Лисичанска, на протяжении еще ок. 213 км, глубже внедрит этот водный путь в район Донецкого бассейна и усилит значение его для транспорта донецкого угля на восток и леса с Волги в Донбасс. Верхний Дон от Калача пропускает в естественном состоянии суда с осадкой в 0,7 м в течение большей части навигации. С открытием Волга-Дон-Азовской магистрали выяснится количество грузов, которое должен принять на себя верхний Дон, и протяжение, на котором потребуется ш171Юзование его. На южном участке Сталинград-Каспийское море потребуется разрешить задачу организованной технич. связи речного пути с морским, к-рая в свое время разрешалась устройством в Каспийском море, в 32 кл от Астрахани, т. н. 12-футового рейда, имевшего свою полуморскую перегрузочную флотилию для передачи грузов с прибывавших на рейд морских судов на речные суда в Астрахань и обратно. В настоящее время рациональньш разрешением этой задачи является прорытие от Астра-

хани до 3,7-метровой (12 фт.) глубины Каспийского моря морского канала и устройство на взморье оборудованного аванпорта Астрахани.Такой усовершенствованный водный путь из Каспийского моря к Во л га-Дон-Азовской магистрали не только обеспечит и удешевит транспорт наших нефтяных грузов, включая и эмбенские, но и привлечет на Волго-Донской канал транзитные се-веро-персидские грузы, идущие в Европу через Черное море.

В основу экономич. подсчетов грузовых потоков по магистрали положены следующие соображения. Речная часть магистрали проектируется для плавания судов в течение 80 % всей навигации на осадке в 2,8ле, для пропуска барлс грузоподъемностью 4 800 т. Продолжительность навигации в среднем принята для речной части магистрали в 220 дн. на основании многолетних наблюдений продолжительности навигации (на Дону в Ростове-242 дн., в Калаче- 230 дн., на Волге у Сталинграда-214 дн. и у Астрахани-249 дн.) и наблюдений, свидетельствующих, что реки Волго-Донского водораздела вскрываются ранее Дона. Правильная эксплоатация магистрали требует полной согласованности в отдельных ее элементах. Глубины магистрали зависят от главной ее составной части-Волги. Статистика ряда лет показывает, что в среднем: только в течение 70 % навигации может быть гарантирована глубина 2,8 л*. При добавлении к существующим на Волге еще 4-5 землечерпательных караванов будет обеспечена та же глубина в течение 80% навигации. Если же задаться целью поддер- жать указанную выше глубину в течение всей навигации, то для этого пришлось бы значительно увеличить существующрй зем-, лечерпательный караван. Поэтому итти на дальнейшее увеличение глубин на ближайшие 10-15 лет не представляется выгодным. Исходя из этих соображений, и на Дону принята обеспеченная глубина в 2,8 л1 в течение 80% навигации, с тем, однако, чтобы 20% неполной глубины совершенно совпадали по времени как на Дону, так и на Волге. Это обстоятельство позволяет производить работы по землечерпанию в течение iv2 месяцев после весеннего паводка, что и принято в проекте шлюзования Дона.

Волга - Дон - Азовская магистраль д. б. рассматриваема как транспортная артерия с исключительно низкими себестоимостями перевозок и фрахтами, с большой густотой движения, с весьма разветвленной сетью подъездных путей, каковыми являются как притоки Волги и Дона, так и прибрежные участки ж. д. По своей трассе магистраль соответствует общим задачам дальнейшего развития транспортных средств Союза и в значительной степени разрешает историч. задачу создания ю.-з. кратчайших выходов для среднего Поволжья и Урала к открытым морям. На основании подробных экономич. подсчетов выведены себестоимости перевозок по .магистрали, изменяющиеся для различных грузов в пределах 0,265-0,185 коп. с тзш. Эти подсчеты дали возможность подойти к определению районов тяготения к магистрали отдельных видов грузов и на-



метить розможные их грузообороты. Исходный расчетный грузооборот по Волго-Донской магистрали в первые годы ее работы в полном объеме определяется в нижеследующих цифрах (в млн. т): уголь--2; хлеб-1,6; лес-1,2; нефть-0,7; металл- 0,5; уральские горнозаводские грузы (асбест, колчедан, калийные соли)-0,3; прочие грузы-0,2; генеральные грузы (большой скорости)-0,5; всего-7 млн. т. Кроме указанного грузооборота следует предвидеть местный грузооборот шлюзованного Дона в размере не менее 0,5 млн. т, исходя из довоенных цифр его грузооборота. Вьппе-приведенный грузооборот м. б. вполне осуществлен наличным составом волжского флота, с пополнением его необходимыми типами судов, рассчитанными на наивыгоднейшую эксплоатацию их с сооружением В.-Д. к. Исходя из определенных выше строительной стоимости сооружения Волго-Донского канала, размеров ежегодных затрат на содержание пути, амортизацию, ремонт его сооружений и покрытие % на капитал, а также на основании установленного выше грузооборота, определились фрахты, обеспечивающие требующуюся дешевизну перевозок и рентабельность сооружения Волго-Донской магистрали.

Лит.: Водная магистраль-Волга-Дон-Азовское море , 1925, Ростов н/Д., выпуски 1, 2 и 3; О с а д-ч и й П. С, Проблемы Волги, Дона и Днепра, Заключение Центр, электрического совета при Главэлектро ВСНХ СССР по проекту Днепровской гидроэлектрической станции. Л., 1926. П. Осадчий.

ВОЛК-МАШИНЫ. 1) В.-м. служат в торфяном деле для раздробления торфяных плиток с целью получения торфяной подстилки, а при заготовке торфяной крошки- для брикетирования. В.-м. бывают с одним вращающимся барабаном и неподвижной лобовой стенкой или с двумя валами, вращающимися с различной скоростью в противоположные стороны. Первые, с быстро вращающимся барабаном (400-500 об/м.), пригодны для торфов твердых, крошащихся,


сильно разлож;ившихся и свободных от волокон. Вторые применяются при более волокнистых торфах; скорость вращения валов в них меньше, и числа оборотов этих валов относятся между собою, примерно, как 1:10, или, в крайнем случае, как 1:8. В.-м, изготовляются различной производительности в зависимости от рода применяемой движущей силы (ручного действия, конной или механическ. тяги). Известны В.-м. фирмы Дольберг (Гамбург), Беек (Ольденбург), Гейнен и др. На приведенной фиг. показаны зубчатые валы двойной В.-м. с механическ. приводом и перестанавливаемыми подшипниками с кольцевой смазкой. Производительность В.-м. ручного действия доходит до 5 т торфяной подстилки в день, с конным приводом-до 6-7,5ш и с механическ. приводом-от 7,5 до 40,8 и даже 100 т в день.

Лит.: Цайлер В., Торфяная подстилка и ее производство, М., 1927. Н. Успенский.

2) В текстильном деле волк-машины-см. Прядение.

ВОЛНОВАЯ АНТЕННА, известная также под названием антенны Бевереджа (по имени предложившего ее амершсан. инженера) и антенны бегущей волны, применяется в радиотехнике для целей направленного радиоприема. В. а. (фиг. 1) состоит из провода, натянутого горизонтально на расстоянии 3-7 м над землей, длиной порядка

Направление приема

Приемник

Фиг. 1.

длины принимаемой волны. Оба конца этого провода заземлены, при чем с одним снижающимся концом связан при помощи катушки приемник, а в другой конец, ближайший к принимаемой станции, включается сопротивление Z, величина к-рого подбирается равной волновому сопротивлению Z провода, для устранения отражения волны от точки заземления. При Zi=Z антенна дает одностороннее действие, при Zi = О (снижение коротко замкнуто на землю) становится замкнутой антенной и дает двустороннее действие, при Zi=oo (сниясение отсутствует) становится горизонтальной антенной почти с таким же двусторонним действием. Действие В. а. обусловливается горизонтальной составляющей поля волны. Благодаря разнице в скорости движения волны в пространстве и вдоль провода, горизонтальная составляющая увеличивается по мере движения волны по направлению провода. Направленные свойства В. а. с достаточной для практики точностью определяются уравнением:

I-длина провода в м, высота подвеса провода в м, Е-амплитуда индуктирую-Щйся в В. а. эдс в V, Ji -напряженность поля в У/л , а-азимутальный угол, Т. о, направленные свойства В. а, растут с увеличением I, но до известного предела, определяемого тем, что сдвиг фазы между волной в простраьстве и волной в проводе становится слишком большим. На фиг, 2 кривая 1 (пунктир) изображает направленную характеристику, снятую экспериментальйым путем при кривая II-вычисленную

характеристику и кривая III-характеристику, вычисленную для 1 = 2Х. Для сравнения а полагается равным 1.

По направленным свойствам В. а, в 2-3 раза выше простой замкнутой антенны и аналогична устройству, состоящему из комбинации двух гонишетров (см.) или двух рамок. В отношении действующей высоты она превосходит замкнутые антенны, обычно находящие применение в практике. Недостаток



В, а., изображенной на фиг. 1, состоит в том, что сопротивление находится на большом расстоянии от приемника, что значительно затрудняет регулировку устройства. Этот недостаток был устранен Келло-гом, предложившим В. а. в варианте, показанном на фиг. 3. Здесь прием ведется на


Фиг. 2.

двух параллельных проводах; принятые токи имеют направление, показанное сплош-ньши стрелками; на конце провода II они проходят к земле. Ток в заземляюш;ем проводе помощью трансформатора Т, называемого отражающим трансформатором, индуктирует ток в проводах с направлением, показанным пунктирными стрелками. Этот ток, распространяясь по проводам антенны, индуктирует уже ток в катушке приемника. Т. о. здесь одни и те же провода служат и для приема и для передачи принятой энергии от одного конца

4&:

Направление приема

ли

Приемник

Фиг. 3.

антенны к другому, где сосредоточены все регулировки. В. а. позволяет иметь многократный прием, но, в отличие от гониометра, такой прием при помощи В. а. возможен только с одного направления.

В. а. нашла широкое распространение в Америке, так как здесь прием очень многих европ. корреспондентов производится как раз с одного направления. В Европе В. а. используется в приемных узлах Варшавы и Карлсборга, построенных Американской радиокорпорацией .

В качестве проводов В. а. могут быть использованы провода телеграфной линии. Схема такого устройства изображена на фиг. 4. В этом случае дросселя используются для получения приема только от желаемой длины линии, а блокировочные конденсаторы-для беспрепятственного прохождения постоянных телеграфных токов.

Направленные свойства В. а. могут быть значит, повышены увеличением ее длины или, что лучше, осуществлением приема от

ряда параллельно расположенных В. а. Если площадь полярной характеристики волновой антенны при ? = Л принять за 1, то плоЩади характеристик для приведенных максимумов (а=1), определяющие направленные свойства различных комбинаций, выразятся следующими величинами:

Пяття яптрнття Несколько паралп. В. а.

одна антенна расстоянии % X

При г=1).....1 При 1 антенне. ... 1

г = 2). .... 0,81 2 1> .... 0,52

г=зх .... 0,6 3 .... 0,34 В самое последнее время американцы применили для приема европ. станций устройство, состоящее из трех параллельных В. а., которое позволило значительно уменьшить

В---

г г......

Фиг. 4.

эффект атмосферш>1х разрядов на прием. Это устройство является самым направленным в мире на длинных волнах. С болыпим успехом В. а. могут найти применение и для приема коротких волн; в этом слпае длима проводов антенны, порядка длины волны, позволяет устанавливать В. а. на небольших площадях и очень низко от земли; например для приема волн длиною 50-100 ж можно выбрать В. а. длиной около 75 ж, на высоте 5-6 ж, а сопротивление = 200- 300 Й. В СССР, при его больших незаселенных пространствах, В. а. безусловно может найти широкое распространение.

Лит.: Beverage Н., Rice С. W., Kellog Е. W., Tlie Wave Antennae, JAIEE , N. Y., 1923, V. 42, p. 258, 372, 636, 728; E с к e r s 1 e у T. L., The Beverage Aerial, Electrician , L., 1924, v. 92, p. 39; Busch H., Theorie d. Beverage-Antenne, Jahrb. d. drahtl. Telegraphie u. Telephonies, В., 1923, В. 21, Н, V, p. 290, Н. VI, p. 374. П. Куксвнно.

ВОЛНОВАЯ ЗОНА, область электромагнитного поля излучающего вибратора, в которой амплитуды электрического Е и магнитного Н векторов убывают обратно пропорционально расстоянию от вибратора. Это наступает на расстояниях г, больших по сравнению с длиной излучаемой волны Л (практически уже при г > ЗЯ). Электромагнитная волна, распространяющаяся от вибратора (см. Волны электромагнитные), принимает в В. 3. сферич. форму. На поверхности сферич. волны, в центре которой перпендикулярно к экваториальной плоскости находится вибратор, электрическ. вектор Е всюду направлен по меридианам, а магнитный Н совпадает с параллелями. Е, Н и направление распространения г образуют правую систему прямоугсиьных координат. По абсолютной величине для пустоты (практически и для воздуха):

\Е\ = \Н\ =

sin Ь

где д--полюсное расстояние (угол широты), г - радиус сферы, с -скорость волны в вакууме, а f-произвольная функция, имеющая первую и вторую производные. Эта формула при синусоидальном распределении тока по вибратору (диполь длиной 1) дает в практических единицах следующее



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 [ 46 ] 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159