Литература -->  Водородные ионы в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 [ 44 ] 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159

площади полки) шерсть настилается толще. После уплотнения полку навертывают на Kytwiy-обтянутый холстом деревянный цилиндр, на конце которого вставлена спица


Фиг. 12.

(фиг. 12, Б). Толстая часть по.яки, к-рая будет подошвой, должна приходиться на стороне, противополонной спице. Края полки сращивают, вследствие чего вокруг куклы получается мешок; затем куклу валяют в повале из холста на полу. Когда произойдет свойлачивание, мешок разрезают по спице, куклу вынимают, а галошу выворачивают; сделанная прорезь служит отверстием для ноги. Дальнейшие процессы такие же, как для валяного сапога.

Механизация. Сапоговаляльное производство, если не считать чесания шерсти, до настоящего времени сохраняет чисто ручной характер. Механизация пока коснулась только нескольких государственных предприятий. Машины приходится конструировать вновь. Правда, имеются образцы войлочных и шляпных машин, но, чтобы при- способить к сапоговаляльному делу, их необходимо несколько видоизменить. В настоящее время механизирована катка кубаря, для чего имеется сконструированная


Фиг. 13.

техником Поляковым катальная машина, которая повышает производительность труда катальщиков на 15-20%. Механизация стирки проведена успешнее. Стирка производится на переконструированной машине Кваде , которая раньше работала фетровый сапог (фиг. 13). Производительность че-тырехвальной машины в 8-часовой рабочий день 7-8 пар длинного мужского сапога вместо 1,5 пары при ручной работе. Число Оборотов валов машины около 200 в минуту.

Потребная сила 1-1,2 IP. Машина снабжена деревянным рабочим столом и ящиком для горячей воды, расположенным Под нижними валами. Работают на машине следующим образом. Колпак свертывают в каток и замачивают в горячей воде. Рабочий поднимает с помощью педали крышку машины и закладывает между валами смоченный сапог; машину закрывают и пускают в ход. Пока один сапог обрабатывается, рабочий заготовляет другой; затем через минуту вынимает из машины первый и закладывает в нее только что подготовленный. Первый сапог свертывают в другом направлении и через минуту закладывают вновь. Таких перекладок приходится делать 20-30, после чего процесс стирки заканчивается. Для стирки женского сапога машины строятся меньших размеров. Детский сапог и тонкий всех размеров стирается на машине конструкции техника Полякова (см. Стиральные машины). Обтирка сапога, насаженного на колодку, производится на круглой вращающейся на оси механической рубчатке, средняя производительность которой 30-35 пар мужского сапога. Обивка ворса делается на вращающихся пемзовых кругах. Производительность-20-25 пар в день.

Экономика. По данным переписи 1925 года производством валяной обуви по СССР в 77 108 частных заведениях и промысловых хозяйствах занято 100 200 человек; валовая продукция их выражается в 30 873 900 р., стоимость же перерабатываемой в валенки шерсти-в 16 814 200 р. В государственной промышленности по 32 предприятиям работает 6 000 чел.; продукция их исчисляется в 11,9 млн. р.; общая же валовая продукция сапоговаляльной промышленности выражается в 42 773 900 р., что соответствует приблизительно б млн. пар, из которых 4,5 млн. падает на кустарную промышленность, работающую преимущественно ручным способом, а 1,5 млн.-на полумеханизированную госуд. промышленность. Треть того, что дает кустарная промышленность, принадлежит промысловой кооперации, объединенной во Всероссийский союз промысловой кооперации (В с е к о п р ом-союз), а две трети-дают некооперированные кустари-одиночки и мелкие частновла-дельч. предприятия. Производство валяной обуви преимущественно распространено в Центральном и Северо-Восточном районах. Кустарная промышленность развита в Нижегородской губ. (Семеновский, Балахнин-ский районы), в Иваново-Вознесенской губ. (Кинешемский и Юрьевецкий районы), в Татреспублике (Казанский и Кукморский районы), в Вятской губ. (Кукарекни, Но-линский и Вятский районы) и в Ярославской и Тверской губ. (Калязинский район). В Московской губернии и г. Москве, а также в Ленинграде, имеется кустарное и фабричное производство фетровой валяной обуви. Продукция фетрового обувного производства по переписи не выделена из общей продукции обувного валяльного производства. Приблизительно эта продукция составляет 300 ООО пар в год фетровых сапог и дамских бот (см. Фетровые изделия).



Перспективы развития сапо-говаляльной промышленности. Потребность в валяной обуви у населения в настоящее время исчисляется в 11 млн. пар. Эта потребность удовлетворяется пока лишь на 55% и покрывается главн. обр. мелкой кустарной промышленностью; т. о. имеются вполне верные предпосылки для дальнейшего роста . сапоговаляльной промышленности. Намеченный путь механизации крупной валяльной промышленности и пятилетний план промысловой кооперации по кооперированию кустарей-валяльщиков, укрупнению артелей и постройке механических саноговаляльных мастерских дают полную уверенность, что к 1932 г. потребность населения будет удовлетворена полностью, а производительность валяной обуви увеличится вдвое: с 6 млн. пар до 12,5 млн. пар.

Лит.: Семенов А. С, Валяльно-войлочное производство, М., 1926; Дебу К. И., Валяльно-войлочное ремесло. Л., 1925; Гусев Ф., Как выделывают войлок и вйленки, Л., 1925; С и м о н е н-к о И. Ф., Валяльно-войлочное производство, М., 1910; Канарский Н. Я., Шерсть и ее обработка, М., 1923; г о т о в я X и н М. Г., Валяно-сапожное производство и его механизация, Шерстяное дело , М., 1927, 10-11. В. Бебешин.

Техника безопасности. По производственным процессам и профессиональным вредностям В.п. в значительной степени сходно с производством суконным (грубосуконным). Здесь имеется опасность заражения рабочих сибирской язвой, так как в работу идет почти исключительно немытая и недезинфицированная шерсть; при первоначальных процессах обработки, до свойла-чивания, выделяется много шерстяной пыли, содержащей землистые примеси; такие процессы, как валка, катание и стирка, производимые на большинстве предприятий до сих пор вручную (катание ногами), требуют значительного физич. напряжения; при стирке, крашении, промывке воздух рабочего помещершя насыщен водяными парами; платье заливается водой и растворами красок и серной кислоты; работающие при ручном стире страдают от действия серной к-ты на кожу рук-образуются трещины и мозоли, часто ведущие к нагноениям. Для оздоровления В. п. наряду с соответствен, оборудованием помещений требуется механизация производимых до сих пор вручную работ-валки, катанья, стирки (что, напр., и сделано на Лубенской фабрике), промывка и дезинфекция поступающей в работу шерсти, установка приточно-вытяжной вентиляции; далее-снабжение рабочих спецодеждой, установка умывальников, душей, раздевален и т. д. н. роаеибауи.

ВОЛГО-ДОНСКОЙ КАНАЛ имеет назначение связать непрерывным водным путем Волгу с Азовским морем для судоходства и усиления товарооборота между районами, тяготеющими к Волге, и районами, тяготеющими к Дону, и дать выход к черноморским портам для экспортных грузов леса и хлеба из Волжского района и Сибири. Второй возможный из Волги в Азовское море водный путь через Манычский канал между Ростовом-на-Дону и Каспийским морем (см. карту водной магистрали), с использованием рек Зап. и Вост. Манычей и их лиманов, длиннее и дороже пути через В,-Д. к. Расстояние между Вол-

гой и Доном в месте наибольшего их сближения не превосходит 60 км. После многолетнего изучения условий местности, разделяющей Волгу и Дон, и разработки нескольких вариантов канала между ними (см. карту водораздела) был окончательно принят южный вариант, наиболее выгодный с технической и эконолшческ. стороны. Канал начинается у хутора Кумовского на Дону, пролегает по пойме Дона, пересекает ж. д. Сталинград - Кривомузгинская - Лихая, Идет по левому склону долины Карповки, далее по левому берегу и руслу реки Червленой до деревни Ивановки, находящейся на водоразделе; затем канал пересекает Сев.-Кавказские ж. д., спускается по балке Солянке в долину реки Сарепты, по к-рой у с. Красноармейского (б. Сарепта) выходит в Сарептский затон р. Волги. Протяжение канала по этому направлению составит 100 км.

Волго-Донской водораздел в этом месте представляет собой сравнительно плоскую возвышенность, круто спускающуюся на расстоянии 7-10 км с высоты свыше 120 jw над уровнем моря к Волге и полого снижающуюся на протяжении 75 км к Дону. Водораздел состоит из третичных и послетретич-ных образований. Выбранное направление характеризуется спокойным рельефом местности, дающим наилучшее положение трассы канала в плане, наилучшими геологич. данными, не вызывающими опасений в отношении Оползней и фильтраций, т. к. почти на всем своем протяжении трасса канала проходит в суглинках и глинах, не затрагивая коренных песчаных отложений. Это направление имеет хорошие выходы в Волгу (Сарептский затон) и Дон. Трасса В.-Д. к. характеризуется отметками меженей средне-низких уровней воды: в р. Дону-Ь28,00 м, над уровнем Черного моря и в р. Волге -13,40 лс и па высшей точке водораздела --86,20 j t. Технический проект канала содержит в себе следующие цифровые характеристики его.

Основные отметки и разности уровней. Отметка горизонта воды водораздельной

части канала............... 72,00 л

Колебание уровня воды в канале выше

нормального уровня...........до 0,50

Колебание уровня воды в канале ниже

нормального уровня...........до 0,25

Отметка подпертого горизонта воды Дона +34,80 Отметка горизонта воды Волги меженя

средне-низкого.............. -13,40

Отметка горизонта воды Волги наивысшая - 3,15

Падение на Донском спуске........ 37,20

Падение на Волжском спуске....... 85,40

Шлюзы.

Длина водораздельного бьефа....... 63,00 кле

Наименьшая длина между шлюзного бьефа 580,00 м. Число шлюзов на Волжской ветви .... 9 Число шлюзов на Донской ветви ..... 4

Падение в шлюзе JVs 1 (у Волги).....от 0,75

до 11,00 м.

Падение в шлюзах №№ 2-13.......по 9,30

i полезная

Размер камер шлюзов в плане < длина . . 130,00

( ширина . 18,00 Глубина воды на королях шлюзов от нормального горизонта............ 3,85

Ложе канала.

Глубина выемки наибольшая в высшей точке водораздела............. 18,72 л

Глубина канала по его средине при нормальном горизонте............. i,b >



Ширина по поверхности воды.......

Ширина на глубине осадки 2,8 -и.....

Площадь поперечного сечения канала (подводной его части) .............

Отношзие площади сечения канала к миделю судна...............

Ширина бечевника.............

Протяжение канала с протпвофильтра-ционными глинистыми слоями......

Глинистый слой толщиною.........

Укрепление откосов на всем протяжении канала мощением полосою щириной . . .

Количество работ.

Общий объем земляных работ по каналу

Объем бетонной кладки.........

Вес металлич. 1гонструкций.......

Площадь земель, отчунедаемых под соору женин канала..............

Площадь земель, орощаемых из канала.

Площадь защитных лесонасаждений (ветровых) ...................

62,50 JW 43,70 .)

206,34 JW

4,52 4-5,0 м

12,09 к.и 0,50 JVt

4,48

35 млн. м? 690 367 9 440 m

3175 га 20 000

845

предусматривается использование энергии от гидростанций на Дону, устраиваемых в местах сооружения плотин для шлюзов. В конечных участках канала на Дону и на Волге устраиваются речные затоны. Сметная стоимость сооружения В.-Д. к. около 95 млн. р.; ежегодные эксплоатационные расходы около 4,5 млн. р.; начисление в 6% на строительный капитал-5,7 млн. р. Общий срок выполнения строительных работ-5 лет. На фиг., помещенной ниже, изображен сокращенный продольный профиль канала по утвержденному проекту 1927 г.

В связи с проведением В.-Д. к. находится шлюзование реки Дона, составляющее важную часть работ по устройству Волга-Дон-Азовской магистрали. Падение р. Дона на


стишн

ловерхп. зсши щ

Пропускная способность канала. Грузоподъемность расчетного судна максимальная .................. 4 800 тп

Грузоподъемность расчетн. судна средняя з 700 Время одного шлюзования одностороннего 31,0 м. Время одного шлюзования двустороннего 28,5 Пропускная способность при 25 пропусках в сутки в каждую сторону среднего судна в 3 700 m при продолжительности навигации в 220 дней в году, при коэффициенте неравномерности движения 1,5 и загруженности судов 0,8 ... 21,7 м.чн. m

Питание канала. Запасы воды, могущие быть собранными

на водоразделе за год..........29 млн. yi?

Количество воды, потребное для питания

канала в год............... 277

Высота перекачки воды расосами из Дона

для питания канала........... 38,40

Расходы воды для питания канала в

секунду без мелиорации.........8,1-10,1 At

Расходы воды для питания канала в

секунду с мелиорацией..........до 13,5

Мощность насосной станции........ 15 400 Н

Стоимость перекачкп 1 At* воды (с учетом

мелиорации)................ 0,638 к.

Тяга судов в первые годы эксплоатации канала-тракторная, в дальнейшем, с развитием грузооборота, электровозная; скорость хода судовпо каналу-3,6 км/ч; время прохода канала-2 суток; мощность трактора типа Большевик -45 Н*. Для приведения в действие насосной станции, механизмов шлюзов, освещения канала и гражданских зданий предусмотрена передача в район канала энергии от Сталинградской электрической станции. В дальнейшем

шлюзуемом участке от проектируемой на Дону плотины перед выходом в В.-Д. к. до впадения в Азовское море на протяндании 540 км составляет около 30 м. Уже в 1914 г. начаты работы по шлюзованию участка от г. Калача до ст. Кочетовской для плавания судов с осадкою 1,8 м, но в предположении, при помощи землечерпания в верхних частях бьефов, между плотинами достигать глубин и для прохода судов на осадке в 2,5 jh, для чего короли шлюзов заложены на глубине 2,98 м.

Сооружение шлюзов (№ 1) у ст. Кочетовской закончено и сдано в эксплоатацию в 1921 г. На сооружениях № 2 и >6 4 отстроены шлюзы примерно на 80 %. По проекту 1928 г. предположено построить:

Сооружения по проекту 1928 г.

Название сооружений

Расст. от Калача

в JS.M

Кумовское . . . Верхне-Чирское Потемкинское Нагавское . Цымлянское Камышевское Николаевское Константиновское Кочетов, (переустр.) Богаевское .....

10,4 56,0 120,9 171,5 212,2 278,2 322,0 362,9 388,8 466.0

Горизонт верхи. бьефа

в At

34,80 29,90 25,00 22,00 18,20 14,40 11,40 8,40 6,10 3,80

Высота

Напор

в At

отверстия плотин в м

4,90

8,81

4,90

7,47 6,66

3,00

3,80

7,47

3,80

6,56

3,00

7,47

3,00

6,66

2,30

6,56

2,30

6,61

4,90

6,66



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 [ 44 ] 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159