Литература -->  Водородные ионы в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 [ 38 ] 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159


Фиг. 16.


Фиг. 17.

в работе вибрации, нарушающие плавность работы мотора и вызывающие опасные напряжения в частях самолета; для устранения этого в процессе производства принимается ряд мер, предохраняющих В, в. от коробления. ,Сюда относятся: 1) применение досок, подверженных меньшему короблению, а именно: досок, расположенных ближе к сердцевине кряжа ft (фиг. 16) или выпиленных радиально (фиг. 17); но радиальная распиловка в применении к производству В. в. целесообразна только при больших диаметрах кряжей (400 мм и выше), вообще же дает малый процент выхода пиленого материала и обходится дорого, почему в винтовом производстве й не получила широкого применения; 2) склейка В. в. из досок толщиной от 10 до 25 мм; теоретич. возможность почти полного устранения коробления соответствующим подбором и расположением досок, имеющих стремление коробиться в разные стороны (фиг. 18), практически неосуществима; 3) выдержка полуфабрикатов В. в. в производственных помещениях с целью придать им равномерную влажность; 4) предохранение В. в. от поглощения атмосферной влаги путем лакировки поверхности дерева и покрытия водонепроницаемым составом всех дыр, просверленных в винте.

Проиводственныйпроцесс. 1) По рабочему чертежу определяются минимальные размеры отдельных досок, необходимые для получения соответствующего профиля в кансдом сечении винта (фиг. 19). К теоретически определенным размерам прибавляется от 5 до 15 мм по ширине и до 100 мм по длине (запас на обработку), и по таким шаблонампро-изводится разметка досок и выпиловка. Такой метод заготовки полуфабрикатов позволяет сократить дальнейшую обработку и увеличить пропускную способность сушилок. В целях рационального использования материала допускается как долевая, так и поперечная склейка отдельных досок, при чем число досок, имеющих поперечную склейку, д. б. не более трех на винт, при обязательном чередовании с цельными досками. Поперечное сращивание делается в полдерева. В разметку монсет итти лишь отборный испьгган-ный материал, удовлетворяющий во всех отношениях техническим условиям . При разметке направление волокон древесины должно располагаться параллельно осевой линии В. в., имеющейся на каждом шаблоне.

2) Сушка. Долгое время считалось, что наивысшие технические качества, а также наименьшую склонность к короблению, имеет лесной материал естественнрй сушки, но


Фиг. 18.

длительность этого процесса (5-6 лет), требующая громадных оборотных средств, заставила обратиться к научному исследованию и усовершенствованию процессов искусственной, интенсивной сушки дерева. В современных усовершенствованных сушилках, при продолжительности сушки от 8 до 25дней (в зависимости от породы, первоначального состояния и размеров заготовки), возможно получить материал с влагкностью 8-13% (допускаемая влажность при производстве В. в.). Тем не менее технич. качества (в отношении хрупкости и коробления) материала, пропускаемого через сушилки непосредственно после распиловки, ниже, чем у материала естественной сушки, и поэтому при производстве В. в. применяется комбинированный метод сушки: не менее 6 месяцев естественной сушки для всех пород (за исключением ореха, для к-рого естевтвенная


Фиг. 19.

сушка д. б. не менее 12 месяцев) и лоследую-щая искусственная сушка. Для естественной сушки как территория лесналсклада и сушилки, так и метод укладки материалов должны обеспечивать равномерную сушку и гарантировать невозможность заражения и загнивания древесины. Конструкция сушилок для дерева, идущего на изготовление воздушных винтов, должна допускать самую широкую регулировку режима сушки в отношении температуры, влажности и скорости циркуляции воздуха (см. Сушилки).



3) Пропущенные через супшлки заготовки выдерживаются в производственном помещении в течение 7 дней для того, чтобы влажность материала уравнялась с влажностью помещения, выстрагиваются до толщины, указанной на чертеже, с точностью ±0,1 лип, сортируются с отбраковкой дефектных заготовок и поступают на комплектную сборку и балансировку на центрах; последняя опе-рйЯщя весьма существенна, т. к. имеет целью достижение динамич. уравновешенности винта, к-рая получается только в том случае, если центры тяжести лопастей располагаются в одной плоскости. При неоднородном материале возможны расположение центров тяжести А, как указано на фиг. 20, и действие центробеж-

ных сил Q с эксцен- триситетом h. Такой В. в. при работе будет вибрировать. Балансировкой на центрах по весовым данным стати-ческ. неуравновешенности определяются заготовки, имеющие неоднородную древесину, и при комплектной сборке такие заготовки компенсируются следующей заготовкой с аналогичной неуравновешенностью противоположной лопасти.

4) Скомплектованные заготовки вьгееря-ются, цинубятся и поступают в склейку, при к-рой д. б. соблюдено правильное относительное расположение отдельных заготовок и совпадение всех осевых линий. Склейка производится горячим способом (с подогревом заготовок на паровых плитах или в специальных камерах) желатиновым клеем высшего качества, выдерживаюпщм при испытании на скалывание не менее 100 кг/см и не понижающим крепости склейки при размачивании в воде склеенных образцов в

Фиг. 20.


Фиг. 21.

течение 30 ч. при t° 15° более чем до 65%. Чистый желатиновый клей удовлетворить требованиям водоупорности не может, и последняя достигается химическими примесями, составляющими секрет фирм, выпускающих специальные сорта клея. Удовлетворителен для склейки В. в. герман. клей марки Нахтигаль . Склеенный В. в. прессуется в струбцинах или в специальных прессах в течение 24 ч. Давление пресса д. б. около 1,5 кг/см. После склейки до пуска в следующую операцию выдержка должна быть не менее 10 дней.

В последующих операциях производится постепенная обработка В. в. с применением нижеследующих шаблонов, обеспечивающих точность выполнения винта по чертежу: 1) шаблон для фрезировки кромок, который в точности соответствует общему виду вин-

та в плане; 2) шаблоны для обдирки винта на копировальных станках (фиг. 21), выпускающих винты с припуском в 1,5- 2 мм; 3) шаблоны профилей винта в 5-6 контрольных сечениях, к-рыми руководствуются при ручной окончательной обработке винта (фиг. 22); 4) боковые шаблоны для разметки и проверки правильн. положения кромоквинта относительно горизонтальной плоскости. От правильности профилей и положения кромок зависит шаг В. в.; здесь разрешается допуск -Ь2%, и поэтому операция окончательной обработки В. в. должна производиться с особой тщательностью. Для достижения статической балансировки винта, проверяемой на чувствительном балан-сирном станке, разрешается снимать стружку до 1,5 мм по всей длине лопасти с нерабочей стороны. Балансирн. станок (фиг. 23) состоит из следующих частей: а-корпус для укрепления роликов; Ъ и с-ролики; d-ось, на к-рой монтируется винт; е-вспомогательная штанга для плавного опускания винта на ролики; д-эксцентриковый механизм для


Фпг. 22.


Фиг. 23.

опускания винта; h-рычаг; G-передвижной- груз для балансировки винта; стрелка для вьшерки симметричности лопастей.

Выбалансированный винт поступает в лакировку, при че! разрешается любой метод лакировки, выдерживаюпщй следующие испытания: диск 0 150 мм, толщиной 25 мм. с закруглен, краями (радиус закругления 12,5 мм), изготовленный из того же дерева, что и винт, лакируется по методу, принятому для производства, и, точно взвешенный,



погружается в воду на 8 дней; через каждые 24 часа образец взвешивается, и к концу восьмого дня его вес не должен увеличиться более чем на 2,5 г, что соответствует 6 мг


Фиг. 24.

на 1 cjit. Один из удовлетворительных способов лакировки следующий: В. в. олифится, загрунтовывается мастикой, кроется масляным лаком, шлифуется, затирается спиртовой смесью шеллачного лака с политурой и вторично покрывается масляным лаком. Между каждой операцией лакировки д. б. достаточный интервал для сушки. Общая продолжительность лакировки ок. 10 дней.

Для предохранения кромок винта от повреждения брызгами воды (у гидросамолетов и при полетах во время дождя) и песком или комьями земли и снега (при разбеге перед взлетом и при посадке) производится


Фиг. 25.

оковка лопастей латунью или дуралюминием толщиной 0,6 мм для сухопутных самолетов и 0,75 мм для гидросамолетов. Из ряда применяем, форм оковок (фиг. 24-26) наилучшими являются оковки, позволяюпще лопастям воздушного винта свободно сгибаться при работе (фиг. 26). Для гидросамолетов применяется сплошная оковка концов лопастей. Оковка крепится или медньпди шурупами (фиг. 27) или сквозными медными или


Фиг. 26.

дуралюминиевьши заклепками диам. 2,5- 3 мм, при чем головки запаиваются оловом. После опайки оковка зачищается напильниками и шлифуется наждаком. Во избежание вздутия оковки от попадания воздуха на концах лопастей в оковке просверливаются 3-4 отверстия диам, 2-3 мм.

При производстве четырехлопаст-ных В, в, должна бьггь соблюдаема строгая перпендикулярность осей отдельных лопастей, Слонсность производства, упаковки и транспортировки этих В, в, привела к тому, что цельные четырехлопастные винты в большинстве случаев заменяются двумя

двухлопастными винтами, спаренными под прямым углом на одной общей втулке.

Характеристика з-да массового п ро изводства В. в. В основных своих элементах такой завод не имеет существенных отличий от правильно поставленно.-го и оборудованного деревообделочного завода. Необходимы хорошо поставленное сушильное хозяйство для естественной и искусственной сушки и основные цеха: деревообделочный, столярный и лакировочный с добавлением специального цеха по оковке винтов. Специальное оборудование состоит: из копировальных станков, к-рые должны устанавливаться попарно, чтобы,иметь возможность одновременной обработки рабочей



Фиг. 27.

и нерабочей стороны лопасти В. в. без смены шаблонов; сверлильных расточных-для рассверливания винтов под втулки; балансирных станков; прессов для склейки; специальных тумб для обработки винтов. Подсчет потребного оборудования и количества основных рабочих производится на основании след. норм обработки 1 В. в. (в часах):

Ленточные пилы.............. 1,5

Строгальные станки по дереву....... 1,7

Фрезерные станки по дереву........ 0,7

Циркулярные пилы ............ 0,5

Сверлильные станки . . . . ........ 0,85

Копировальные ............ 1,45

Шлифовальные ............ 0,5

Столярная обработка............ 26,75

Лакировочная отделка........... 7,2

В основание расчета сушилок и емкости лесных складов принимается средний расход лесного материала в 0,35 м на 1 воздушный винт. в. Малынич.

III. Металлические В. в. Металлич. В. в. за последнее время получили большое распространение вследствие лучшего их сопротивления атмосферным условиям и возможности в некоторых случаях их ремонта.после механических повреждений.

Наиболее распространены следующие системы металлических В. в.: 1). Америк, винты Рида (фиг. 28), изготовляются из одного куска литого дурал1в1!шния в виде плоской болванки, к-рой затем путем ковки, выкручивания и обработки придают форму двухлопастного винта. Ступицы этих винтов обычно похожи на ступицы деревянных винтов и бывают как деревянные, так и металлические. Эти винты широко распространены в америк. гражданской и военной авиации. 2) Винты Технич. отдела америк. воздушного флота (фиг, 29), имеют съемные лопасти. Первые образцы этих винтов были изготовлены в 1922 году. Винт состоит из стальной ступицы, сделанной из двух половин, образующих гнездо для разъемных лопастей. В каждую половину вставляется разъемная муфта, скреп-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 [ 38 ] 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159