Литература -->  Водородные ионы в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 [ 37 ] 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159

воздутный винт

COS Да COS y

а= Я , а-Ь COS (1 - iM tg

У cost cos Да

Sin/9(1 + AfCtg/9),

cosY

l + (iCtgp tgp

винта. Поверочный расчет по номограмме (фиг. 12) делается следующим образом. Из

чертежа винтам, б. найдены: l)- = -j; 2) от-

носите л ьная толщина сечения лопасти о =

3) угол наклона лопасти (фиг. 7) 0 = arc tg где Ь,-высота подъема лопасти. Для каждого радиуса находим: у = arc tg = arc tg-;.

Фиг. 12. Номограмма для расчета винтов по вихревой теории.

0,999


Для идеального случая, когда /и = О, будем иметь:

< = Я -(7.Ь-г2.*.С08/9,

cosДа cosy

cost

sin/S = 7t-r- /-tg ,

/9=y?/(l+Actg/9) = = r-<.tg/9(l + iMCig/9),

где Vr =

1-1 tgp

l + (JLCtgfl

(14) (15) (16)

При помощи ф-лы (15) И пользуясь специально составленными номограммами (предложенными Г. Кузьминым), можно чрезвычайно быстро произвести расчеты винтов-как поверочнке на все режимы работы, т. е. для разных А (см. выше), так и расчет нового

т. Э. т. IV.

0,950060070 0,380 0,983aSS5

Имея характеристику сечения {Оу в функ ПИИ а) для бесконечногоудлинения, начер- ченную на прозрачней бумаге, находим по номограмме пги Vr<m. и (l- tg/9) след образом: 1) проводим в верхнем левом углу прямую, пользуясь масштабом; 2) путем проб находим угол атаки профиля, задаваясь сначала этим углом и соблюдая условие + = в, при чем угол находитря но нанесенному на номограмме масштабу. Для найденного* угла атаки находим по номограмме величины т]г(, а по аэродинамической характеристике данного сечения и значение i = По найденцому уже углу /?

и значению находим из правой стороны

диаграммы значения i]rom. (l-fitgfi). Т. о. можно вычислить величины:

= ,(7tr)8(l-/ tg/?).3= и Vr - rin-Vvorn.



Определив для нескольких радиусов эти величины, можно по строить диаграммы найденных величин по г и после интеграции урав-нещ1Й этих кривых получить общую тягу и мощность, а также и общий кпд всего винта

по формуле Ti -

Чтобы спроектировать В. в., необходимо иметь семейства винтовых профилей, у к-рых

с =0,100

с = 0,120

с=о,т

с=0,10о

Ca,z7a


Г-0,03?

Фиг. 13..

были бы известны их аэродинамич. характеристики. На фиг. 13 показано такое семейство В. в. Обычно для семейства вычисляют все необходимые для расчета винта данные, именно: момент инерции профилей относительно двух осей, площадь профиля и т. п. Форма лопасти, при определенной на каждом радиусе ширине, с аэродинамическ. стороны большой роли не играет; она влияет лишь на деформацию лопасти. Наиболее распространенной является лопасть симметричной формы или немного откинутая в сторону вращения или в обратную сторону.

Расчет винта на прочность играет видную роль в проектировании винта, так как материал его бывает всегда сильно нагружен. Особенностью этого расчета является зави- симость качеств винта от его прочности; поэтому при проектировании винта приходится, из-за требования прочности, ставить некоторую границу в повышении качества. Следовательно, аэродинамич. расчет винта тесно связан с расчетом его на прочность. Т. к. момент около оси наибольшей жесткости играет малую роль в расчете винта, то можно принять (фиг. 7), что винт изгибается только силой, нормальной к оси наименьшей жесткости; приближенно за эту силу можно принять силу тяги; тогда на каком-нибудь радиусе а коэффициент изгибающего м:омента выразится так:

а изгибающий момент на радиусе а для каждой лопасти будет:

Ma = -i:r~a)adr, (18)

где г-число лопастей.

Модуль сечения винта ТГм. б. представлен

в таком виде: W - (). где А-некоторый

коэфф., зависящий от очертания профиля, а Ъ - ширина лопасти в данном сечении.

Если подставить в формулу (где М-

изгибающий момент в сечении и Ъ - допустимое напряжение в кг/см) значение модуля через коэфф. А, то получим: -i/M. < А ,

У k tA

(19)

Это ур-ие показывает, что только тот профиль прочен, к-рый удовлетворяет этому неравенству. При построении для данного семейства винтовых профилей диаграммы коэфф-тов Cj, в зависимости от величины А Су (фиг. 14) необходимо для аэродинамич. подбора сечений иметь в виду неравенство С19).


Фиг. 14.

Подставив в него значение 6, через отвлеченные его обозначения, получим:

А.С,-п.г.±.С,- 09)

Кроме изгибающих сил на лопасть действует еще центробежная сила, которая на радиусе а равна

И напряжение от центробежных сил будет

S я-г dr

а а



По большей части центробежной силой пользуются в качестве разгружающей силы изгиба лопасти. Если лопасть винта откинута немного вперед (по направлению движения винта) от плоскости вращения основания лопастей у ступицы (фиг. 15), то от центробежных сил появляется некоторая составляющая dBg, противоположная элементарным

г г

1--1

Фиг. 15.

силам тяги dP. В деревянных воздушных винтах общее напряжение от изгиба и растяжения принимают для расчетной скорости не более 250-300 кг/см.

Проектирование винта (хфоме расчетных операций, сильно упрощенных вышеуказанной номограммой) выражается: 1) выбором соответствующего распределения циркуляции; 2) подбором дужек на соответствующем радиусе, удовлетворяющих условию (19); 3) приданием лопастям винта определенной формы в плане; 4) вычерчиванием винта и сглаживанием всех получившихся неплавных переходов, однако таким образом, чтобы не изменить значительно первоначального задания. Обыкновенно после проекта делается еще поверочный расчет винта, чтобы определить, насколько в периоде проектирования пришлось отойти от задания. В случае большого расхождения приходится де-.тать некоторые поправки.

Ход проектирования В. в. следующий:

1) выбрав расчетную скорость винта и задавшись диаметром (наивыгоднейший диаметр лучше всего находить предварительно по логарифмическим диаграммам серий испытанных винтов), находят значение коэффициента мощности мотора и относительную поступь Я:

о 75JV . V . Р - p.n\-D - ns-D

2) определяют предполагаемую тягу, приближенно находя кпд винта по формуле 4=Vrn<m. где идеальный, а г,-относительный кпд, выражаюпщеся ф-.чами:

1-2(1

Y).,3

коэфф. ft можно принимать равным 0,03- 0,04; по .этим формулам значения находят путем проб, задаваясь различными значениями rj\ 3) по найденному находят = ;

4) эадаютвя каким-либо законом распределения циркуляции по лопасти, обычно постоянным (это тип В. в. НЕЖ) или эллиптическим; 5) распределяют тягу по лопасти, приближенно определяя значение элементарной тяги на каждом радиусе по формуле:

однако так. обр., чтобы общая тяга равнялась найденной в п. 3; 6) вычисляют значение и у = arc tg - д.Т1Я каждого радиуса;

7) находят по номограмме значения -С, П1]г.; 8) вычисляют по формулам (17) и (18)

V и Ма на каждом радиусе, а также и на-прйжение Те; 9) подбирают на каждом радиусе дужки из серии таким образ., чтобы удовлетворить найденному в п. 7 значению - С ,

а также и неравенству (19) (фиг. 13), т. е. находят значение Ъ ширины лопасти и угла атаки а; 10) находят на каждом радиусе значение угла наклона лопасти 0 = /9-f ; 11) вычисляют центробежные силы, определяют, насколько они при вычерченном положении лопасти разгружают лопасть, и находят общее напряжение лопасти на каждом радиусе.

Здесь был дан ход расчета изолированного В. в.; влияние фюзеляжа обыкновенно принимается только в замедлении скорости набегания на винт, т. е. в уменьшении расчетной скорости. В случае винтов тендем принимается, что задний винт не влияет на передний, влияние же переднего на задний выражается в увеличении скорости набегания. Эта скорость или приближенно определяется по теории идеального пропеллера или находится из расчета переднего винта.

Лит.: Жуковский Н. Е., Вихревая теория гребного винта, Труды Отд. физ. наук О-ва люб. ест., антроп. и этнографии , М., 1912, т. 16, вып. 1,М., 1914-15, т. 17, вып. 1-2; Юрьев Б. Н., Возд. гребные винты (пропеллеры), Труды ЦАГИ , Москва, 1925, вып. 10; В е т ч и н к и н В. П., Теория гребных винтов, М., 1926; Александров В. Л., Вихревая теория проф. Н. Е. Жуковского и расчет по ней гребных возд. винтов, Техника возд. флота , М., 1928, 3; Кузьмин Г. И., Номограмма расчета гребного винта по вихревой теории Н. Е. Жуковского, там же, 1927, 2, стр. 95; П р о с к у р а Г. Ф., Возд. винты, Харьков, 1927; Watts Н. С, The Design of Scarew Propellers, L., 1920; Park W. E., A Treatise on Airscrews, L., 1920; Fage A., Airscrews in Theory and Experiment, Edinburgh, 1920; H e 1 m b 0 I d H., Die Betz-Prandtlsche Wirbeltheo-rie d. Treibschraube und ihre Ausgestaltung z. techni-schen Berechnungsverfahren, Werft, Reederei, Hafen , Berlin, 1926, .Tg. 7, H. XXIII, XXIV; GlauertH., An Aerodynamic Theory of the Airscrew, Aeronauti-cal Research Committee, Reports and Memoranda*, London, 1922, 786. B. Апександров.

il. Производство в. в. деревянных. Громадные напряжения, к-рым подвержены лопасти В. в., а также зависимость его кпд от точности выполнения, предъявляют к производству особые требования, к-рые должны гарантировать: 1) достаточную крепость В. в., 2) неизменяемость его формы, 3) статич. и динамическую уравновешенность, 4) точность обработки. Первое достигается применением лесных материалов, обладающих высокими технич. качествами и имеющими коэфф. крепости на изгиб не ниже 700 кг/см и на сжатие не ниже 400 кг/слс. Помимо этого, дерево, идущее на изготовление В. в., д. б. прямослойным, абсолютно здоровым, без сучьев и трещин. Наиболее широкое применение имеют красное дерево, орех, ясень, клен, красный бук; реже применяются дуб, ольха, карагач. Не исключается возможность применения и др. пород дерева, удовлетворяю-пщх технич. требованиям, предъявляемым к авиационной древесине. Деревянный В. в., как и всякое изделие из дерева, имеет тот недостаток, что под влиянием атмосферной влажноста в нем может произойти коробление лопастей, вследствие чего появ.чяются



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 [ 37 ] 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159