Литература -->  Водородные ионы в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 [ 34 ] 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159

поверхности и негигиепичность. Этот способ В. о. применялся прежде в России для отопления общественных зданий; теперь он все более и более вытесняется паровым и водяным отоплением. При паро- и водо-воздуш-ном отоплении применяются различные типы калориферов. При естественной циркуляции воздуха имеются те же недостатки, что и выше, кроме негигиеничности. Поэтому позднее стали применять побудительную циркуляцию воздуха, устранив зависимость В. о. от температурных условий наружного воздуха и ветра. В настоящее время такой способ отопления применяется также редко, и принцип его используется для целей вентилирования помещений, для подогревания наружного воздуха до t° помещений. В последнее время центральное В. о. стали опять применять для отопления небольших домов-особняков.

При расчете В. о. различают два случая: 1) задана t° нагретого воздуха, и нужно определить количество доставляемого в отапливаемое помещение воздуха; 2) задано количество доставляемого воздуха (отопление с вентиляцией), а t° воздуха не указана. В первом случае применяется формула:

0,306-(t.-t)

где L-количество доставляемого воздуха в jw/h, W-количество доставляемой им теплоты в Са1/ч., <1-темп-ра нагретого воздуха, t-первоначальная темп-ра отапливаемого

помещения, = - коэфф-т расширения

воздуха, 0,306-количество теплоты, необходимое для нагревания 1 воздуха на 1°. Во втором случае, при заданном обмене воздуха в помещении, определяется t°, до к-рой д.б.нагрето это количество воздуха, из ф-лы:

0,306.L t

Размеры каналов определяются по формуле: L

3 600-15

где F-сечение канала в л**, v-скорость воздуха в м/ск. Сопротивление каналов рассчитывается по формуле:

где Р означает требуемый напор в кг/м или в мм водяного столба, у-уд. вес воздуха, д - ускорение силы тяжести = 9,81 лг/сн;, R - сопротивление трения воздуха, -коэффициент местных сопротивлений (колен, ответвлений и т. п.). Требуемая мощность вентилятора:

7V= 1 TP

(H-at)-3 600-75-7)

где -кпд вентилятора (0,3-0,6). Расчет остальных величин В. о.-см. Вентиляция. В настоящее время воздушное отопление, связанное с вентиляцией, начинает находить широкое применение при использовании теплоты отработанного пара и отходящих газов (при котельных установках, производственных аппаратах и пр.) путем применения специально сконструированных аппаратов (см. Экономайзер и Теплоуловитель). Лит.: см. Водяное отопление. Н. Двкатоа.

ВОЗДУШНЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ представляют установку на определенной высоте каких-либо препятствий, имеющих достаточное сопротивление и разрушительное действие, чтобы сбить или повредить неприятельский самолет, налетевший на подобное препятствие. Заграждения устанавливались в виде проволочных сетей различного устройства путем подъема и поддерживания их в воздухе воздушными змеями и привязными аэростатами или посредством сбрасывания с самолета проволочных сетей с поддерживающими их парашютами. Подобные заграждения применялись во время войны 1914-1918 гг. в целом ряде районов, в центрах, имеющих большое промышленное значение, и состояли из отдельных или спаренных аэростатов, поднимавшихся на интервалах в 150 л* один от другого на высоту 3 ООО м. Скорость подъема была доведена до 10 м.

Лит.: Воздушный справочник, т. 1 и 2, Москва, 1925-26; Арндт Г., Во.здушная война, Москва, 1925; Бородачев Н., Тактика воздушной обороны, Москва, 1926.

ВОЗДУШНЫЕ НАСОСЫ, см. Насосы.

ВОЗДУШНЫЕ ПОДОГРЕВАТЕЛИ, воздушные экономайзеры, используют тепло уходящих дымовых газов для нагревания воздуха. В нагретом состоянии воздух подается в топку котла, а иногда используется для целей сушки, отопления или вентиляции помещений. Воздушные подогреватели применяются главным образом в котельных установках.

Система включения В, п. в комбинацию отдельных элементов установки определяется в зависимости от условий данного конкретного случая. Встречаются установки, в которых В. п, включаются после водяного экономайзера или между котлом и водяным экономайзером. При наличии питательной воды с высокой i° ставят иногда только один В. п. При наличии В. п. естественная тяга бывает недостаточна, поэтому дымовые газы забираются из борова и выводятся в дымовую трубу при помощи дымососа. Почти всегда В. п. делают с обводным каналом-- с тем, чтобы в случае надобности часть газов, а иногда и все газы, можно было пропустить мимо воздушного подогревателя.

Установка В. п. дает значительные выгоды. Уменьшается потеря тепла с уходящими газами, к-рая, при неблагоприятных условиях, без В. п. составляет 20-25% от общего количества тепла, внесенного в топку горящим топливом. Отнимая тепло от газов на низком °-ном уровне за котлом или за водяным экономайзером, В. п. отдает его с подогретым воздухом на высоком t°-VLOu уровне в топке, благодаря чему использование тепла всей котельной установкой улучшается. В современных паротурбинных установках высокая t° уходящих газов становится нормальным явлением вследствие повышения паронапряжения котлов; поэтому установка В. п., уменьшающая потери тепла с уходящими газами, дает существенное повышение экономичности. Введение в топку горячего, а не холодного воздуха, несомненно улучшает и ускоряет процесс сгорания топлива, так как горячий воздух, проходя через слой топлива, улучшает подсушку



влажного угля, способствует более быстрому нагреву топлива до t° его воспламенения, дает возможность уменьшить избыток воздуха и потери в очаговых остатках; все это значительно увеличивает паропроизводи-тельность котла и улучшает его кпд.

Особенно BajKHoe значение В. п. приобретает при сжигании низкосортных влажных топлив (как, например, подмосковный уголь, торф), неспособных развшь в топке необходимую для удовлетворительного горения t°, а также для топлива с малым выходом летучих веществ (как, например, архтрацитовыи штыб), т. е. трудно воспламеняющегося. В этих случаях В. п., позволяющий осуществить т. н. горячее дутье под колосниковую или цепную решетку или же в горелки с угольным порошком при пылевидном сжигании,-безусловно необходим. Максимальный предел Г нагрева воздуха зависит от ряда условий, напр.: от t° колосниковой или цепной решетки, к-рая не должна перегреваться, от t° топочного пространства, от сорта и качества топлива и t° слоя топлива на решетке, 1°пл. золы и от экономич. выгодности увеличения поверхности В. п., определяемой на основании цен на топливо и стоимости 1 поверхности нагрева В. п. Обычно t° горячего дутья не превышает 150-180°, но в нек-рых случаях она м. б. доведена до 200-250° и выше, напр. при сжигании угольного порошка, полученного из влажного антрацитового штыба.

Для изготовления В. п. применяют гл. обр. железо и чугун и реже кирпич. По конструкции наиболее распространенными являются пластинчатые и трубчатые В. п., при чем пластинчатые более компактны, удобны для размещения и дешевле трубчатых. Каждая из этих систем представляет собою ряд каналов той или иной формы и размера, по которым в большинстве случаев проходят горячие газы; между каналами проходит воздух, при чем выгодно устанавливать направление движения газа и воздуха по противотоку.

Включение в котельную установку В. п. вызывает необходимость постановки не только дымососа для газов, но и вентилятора для воздуха, при чем вентилятор м. б. усгановлен как до В. п., так и после него. В первом случае вентилятор нагнетает холодный воздух в В. п., а во втором случае засасывает нагретый воздух из В. п. Как тот, т 1к и другой способ имеют свои преимущества и недостатки: в первом случае вся система находится под более значительным напором, что вызывает утечку подогретого воздуха через все неплотности, а во втором- требуется вентилятор с большей подачей и ббльшим расходом энергии. Коэфф. теплопередачи В. п., при одном и том же объеме и ° газов, увеличивается с увеличением скорости двиления газов; поэтому выгодно уменьшать диаметр труб или сближать отдельные пластины В. п. с тем, чтобы довести скорость движения газов и воздуха до 8- 10 м/ск и выше. Предел увеличению скорости ставится сопротивлением системы проходу газов и воздуха, к-рое возрастает пропорционально квадрату скорости движения. Повышение гке сопротивлений требует зна-

чительного увеличения затрат электроэнергии на дымосос и вентилятор, поэтому повышение скоростей как газов, так и воздуха выше определенного предела невыгодно.

На фиг. 1 показана в виде примера рас-, пространенная кон- j струкция пластннча- { того В. п. системы Стуртеван.

Оригинальной является конструкция, металлич. В. п. сист. Юнгстрема (фиг. 2).! Цилиндрич. кожух прибора разделен по длине оси на три части; в средней помещается медленно вращающийся ротор R, состоящий из ряда секторов; каждый сектор состоит из нагревательных элементов, выполненных из гофрированных стальных листов с прокладкой между ними гладких листов. Верхняя и нижняя цилиндрич. части воздушного подогревателя разделены перегородками Е и Ъ на четыре камеры Л,5, C,D. Топочные газы


Фиг. 1.


Фиг. 2.

ИЗ котла поступают в камеру С, проходят через расположенную над камерой С часть ротора, отдавая нагревательным элементам свое тепло, проходят в камеру А и вентилятором G выводятся в дымовую трубу. Воздух засасывается вентилятором Н в камеру В, проходит через нагретые каналы ротора, нагревается и через камеру D по трубопроводу идет в топку. Для того, чтобы не происходило смешивания воздуха с газами, перегородки Е я F сконструированы так, что они дают перекрышку для двух соседних секторов ротора. Скорость вращения ротора устанавливается с таким расчетом



чтобы проходящий воздух совершенно охладил нагретые элементы ротора к моменту, когда они вновь вступают в камеру В цилиндра с горячими газами.

Лит.: Белоножкин А. И., Подогреватель воздуха Ф. Юнгстрема, Вестник металлопролшшл. , Москва, 1924, 4-в; Бутаков И. П., Воздушные экономайзеры и водоподогрев промежут. паром, Москва, 1927; Гумц В., Подогрев воздуха в котельных установках. Л., 1928; РамзинЛ. К., Коз линек и й Г. Ю. и Нови Ю. о., Изв. Теплотехнич. ин-та , М., 1925, S-7; Шефтсль А. И., Воздушные экономайзеры, Вестн. Моск. об-ва тех. надзора (б. Тепло и сила ), Москва, 1925, 7; В и г w i с к К., Die Bedeutung d. Abgasspeisewasservorwarmers u. d. Lufterhitzers fur d. neuzeitlichen Hochdruckkessel, Die warme*, Berlin, 1928, 4, p. 64; Pinckh L., Erfatirungen mit Luftefhitzer, ibidem, 1922, 50,

1925, i, p. 4; Hakanson u. Zander H., Tem-peraturen und warraeausnutzung in einem Luttvor-wSrmer, Z. d. VDI , 1926, B. 70, p. 471; H u d I e r, Bewertung der Luftvorwarmung bei Darripfkessel-feuerungen, Archiv fiir Warmevvirtschaft*, 1925, H. I; Schmoller O. H., Vorwurmung d. Aerbrennungs-luft, ibid., 1925, H. VI, p. 153; Schulz В., Die Vorwarmung d. Verbrennungsluft bei Dampfkesseln, Die warme , 1925, S2. p. 660; Witz H. E., Die Lufterhitzer, ibid., 1 925. 44, p. 553; Clarke, Air Preheaters, Mechanical Engineering*, Easton. 1925, V. 47, 3; Funk N. E., Comparative Performance of Air Preheaters, ibid., 1926. V. 48, 6; Funk N. E., A New Type of Air Preheaters, Engineerlng , L.,

1926, V. 122, 14. A. Мороз, Ю. Нови.

ВОЗДУШНЫЙ винт, аппарат для получения силы тяги В воздухе за счет создания в этой среде нек-рого количества движения в ограниченной струе. Винт является почти единственным в ргастоящее время аппаратом, применяемьш в области воздухоплавания и авиации.

Простейшим типом воздушного винта может служить т. п. геометрический винт, опорная поверхность которого представляет собою математическ. винтовую поверхность (см.). Из этой поверхности вырезают только часть, представляющую собою т. и. лопасть винта, укрепленную в ступице; ступица надевается на втулку, скрепленную с валом, вращающим В. в. Для восприня-тия получающихся на лопасти усилий их делают известной толщины и в сечении подобными крылообразным контурам. Чаще всего В. в. имеет 2 лопасти, реже-3 и 4. Материалом для изготовления лопастей служат сталь, легкие сплавы и дерево. Наиболее распространенными являются деревянные В. в., но в последнее время получают распространение металлические винты, которые бывают двух типов: сплошные, из одногокуска металла (дуралюминия), и полые, из листового металла, с заваренными или склепанными швами и внутренними диафрагмами. В последнем случае лопасти приклепываются к ступице или привертываются при помощи муфты. Иногда сама ступица служит втулкой и надевается прямо на вал мотора.

Параметры, определяющие геометрич. размеры В. в., называются его геометрич. характеристиками. Главной: геометрич. характеристикой винта является его диаметр В. В авиации величина диаметра винтов обьгано заключается между 2 и 3 м. Другой геометрической характеристикой В. в. является шаг. Шагом винтовой поверхности называется проекция (на ось) пути точки, двигающейся по этой поверхности на неизменном расстоянии от оси, за один оборот. Поверхность воздушного винта

обычно отличается от винтовой поверхности тем, что сечения лопастей плоскостями, касательными к соосным винту цилиндрам, имеют форму, применяемую в крыльях аэроплана (см. Аэродинамика), которые иногда делаются вогнутыми; следовательно, можно


Фиг. 1.

говорить лишь о том, что сечения лопастей будут касаться соответствующей винтовой линии. Таким образом в каждом сечении лопасти можно найти соответствующий этому сечению шаг винта, который будет через угол <р наклона лопасти выражаться равенством (фиг. 1): Н= 2пг tg (р.

Если каждое сечение лопасти В. в. касается одной и той же винтовой поверхности, то такие винты называются винтами с постоянным шагом, так как значение шага в каждом сечении лопасти остается постоянным; если в каждом сечении лопасти значение шага разное, то такие винты называются винтами с переменным шагом. Закон изменения шага по лопасти зависит от конструкции винта; обычно от ступицы шаг винта увеличивается, достигает своего наибольшего значения и к 1СОНЦУ лопасти уменьшается (фиг. 2). Для удобства сравнения В. в. с переменным шагом их характеризуют

02 0 as 0.3 0

Фиг. 2.

так наз. условным шагом, к-рый вычисляется в сечении на радиусе 0,75 i?, где i2-радиус винта. Для удобства расчетов и обозначений очень часто воздушный винт характеризуют относительным шагом Ji, относя величину абсолютного шага к диаметру данного воздушного винта, т. е. h = .

Правыми называются В. в., вращающиеся по стрелке часов, если смотреть по направлению движения, левыми же- вращающиеся против часовой стрелки. В. в., установленный спереди самолета, называется тянущим, при установке же сзади, за крыльями (вернее, за мотором), - толкающим. Для обычных авиационных моторов, имеющих правое врашение, тянущие В. в. будут правого вращения, а толкающие-левого.

Другим элементом, характеризующим геометрич. формы винта, является ширина лопасти. Обычно форма лопасти такова, что ширина ее по радиусу переменна. Для сравнения подобных по форме винтов определяют относительную ширину лопасти, являющуюся отношением наибольшей ширины



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 [ 34 ] 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159