Литература -->  Водородные ионы в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 [ 26 ] 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159

цилиндра, для наибольшей правильности его действия, желательно придавать ему вертикальное положение. При горизонтальном положении цилиндров большого диаметра, следовательно, с большим весом поршня, имеет место одностороннее изнашивание цилиндра в нижней его части; кроме того самый цилиндр под влиянием собственного веса получает некоторую эллиптичность с более короткой вертикальной осью поперечного сечения. Диаметр горизонтальных цилиндров в 2,Ъ м можно считать предельным. С вертикальными цилиндрами строились раньше В. м. балансирного типа (паровой и воздуходувный цилиндры имели параллельные оси штоков, а последние соединялись друг с другом коромыслом-балансиром); в настоящее же время строятся почти исключительно В. м., в которых шток воздуходувного цилиндра представляет собою продолжение штока парового цилиндра.

При устройстве воздуходувных цилиндров особенное внимание обращается на: 1) доведение до возможного минимума вредных пространств и 2) правильное расположение и надежность действия клапанов. Т. к. кампания доменной печи измеряется годами, то надежность действия клапанов, испытывающих в год от 60 до 80 млн. ударов, приобретает особенное значение. Отсюда вытекает необходимость иметь клапаны из ударно-стойкого материала и необходимость точного согласования веса клапана, высоты его подъема и числа оборотов машины. Клапаны располагаются непосредственно на крышках цилиндров или в особых коробках, укрепленных на этих крышках. Первое расположение дает меньшие вредные пространства и применяется почти исключительно при горизонтальных цилиндрах, при вертикальных же цилиндрах чаще употребляется система коробок. Клапаны делаются: шарнирные из кожи, с металлич. пластинками, скрепленными медными или железными заклепками; шарнирные войлочные; дисковые металлические (стальные или медные), без пружин; дисковые с пружинами; металлич. кольцевые. Кроме клапанов, в редких случаях употребляются золотники.

Поршень воздуходувного цилиндра дол: 1) иметь при большом диаметре малый вес и вполне надежную прочность; 2) давать максимальную герметичность при большей продолжительности службы. Поршень чугунный или железный кованый, с легкими дисками из листового железа с обеих сторон, имеет одежду, дающую герметичность- или органическую (кожа, холст, войлок, дерево) или металлическую (чугунные или стальные пружины). Смазка-графит.

При бессемеровском или тома-сов с к о м производстве абсолютное давление воздуха 2V2-3v2 ofn, цилиндры имеют более массивные размеры и число оборотов машлн больше, чем при доменном производстве, а потому при той же производительности-меньшие диаметры поршней редко свыше 1,5 м. Наиболее распространенный тип-горизонтальные сдвоенные машины с кривошипами под прямым углом, системы компаунд, с маховиком. Вследствие значительного нагревания воздуха одежда порш-

ней-только металлическая, смазка-минеральными маслами. Клапаны-гуттаперчевые или металлические: стальные и бронзовые. Иногда клапанные коробки охлаждаются водой, иногда имеют водяную рубашку и цилиндры.

С начала текущего столетия начали получать распространение турбовоздуходувки, приводимые в действие паровыми турбинами. До появления последних паровую поршневую В. м. стала вытеснять газовая В. м., которая, несмотря на ряд недостатков, в том числе меньшую надежность действия, дает много более дешевое дутье, чем паровая. Напр., два рядом находящихся з-да Донецкого бассейна имеют себестоимость 1 ООО дутья: при паре (цилиндрич. В. м.)-около 2 р. 50 к., при газе-г-46 к. В настоящее время, по мере повышения рабочего давления пара, температуры перегрева его и полезного действия котлов и самой турбины, последняя на 1 силу-час берет количество калорий, лишь немного превышающее таковое же газовой машины (как минимумы 2 400- 2 550 Cal на силу-час). В результате турбовоздуходувка начинает вытеснять и паровую и газовую В. м. Основные моменты благоприятствующие ее распространению-дешевизна топлива (Америка); при обратном явлении (Зап. Европа и особенно СССР), т. е. дороговизне топлива, с ней успешно конкурирует газовая В. М. Д. Татврчвнко.

2. В. м. с круговым движением рабочих органов. В. м. с вращательным движением поршней (вентиляторы типа Рута) находят себе в настоящее время весьма отря-ниченное применение; их вытесняют центробежные вентиляторы (с лопатками), обыкновенно предназначаемые для подачи дутья незначительного напряжения (см. Вентиляторы). Центробемсные вентиляторы применяют для подачи воздуха в газо генераторы и топки отражательных печей, а в последнее время-и в газовые горелки воздухонагревателей. Двигателями для центробежных вентиляторов служат электрические моторы, насаживаемые на общую с вентилятором ось. Мощность заводских моторов-от 5 до 80 Н*.

Пароструйные В. м. (инжекторы, или т. н. сифоны) засасывают воздух через коническ. насадки благодаря разжижению, к-рое производит пар при своем выходе из узкой трубки. Давление дутья, даваемое сифоном, незначительно (например для газогенераторов всего 25 мм водяного столба); количество же засасываемого воздуха регулируется давлением пара. Истечение его через трубку диам. 10 мм дает при давлении 2 atm, около 65 м, при 5 atm-150 м, а при 7 aim-ок. 200 м в минуту. По мере увеличения количества дутья увеличивается отношение веса пара к весу засасываемого воздуха, что представляет существенный недостаток этого воздуходувного устройства в применении его для дутья в печи. Другим его недостатком является большой расход пара для производства дутья.

Полезная работа сгущения дутья (в Н*) выражается формулой:

Ж= 2,22-In



в к-рой Q-количество дутья в 1 м.-выражено в jit, а представляет степень сгущения воздуха, или отношение абсолютного давления дутья к атмосферному давлению [напр.: 2,5-3,5 для продувки чугуна в конвертерах, 1,5-2,25 для доменных печей, работающих на коксе, 1,1-1,3 для дре-весноугольных печей и немногим больше 1 для горнов и вагранок (максимум 1,05)]. При определении необходимой мощности В.м. нужно иметь в виду неизбежные потери дутья и понижение давления его при проходе по воздухопроводу. Смотря по длине воздухопровода и степени его герметичности, запас дутья на потери берется не менее 20 % и доводится до 50 %. Потери давления при движении воздуха по воздухопроводу (от трения) определяются по ф-ле:

где к-числовой коэфф., зависящий от степени вязкости воздуха, шероховатости труб и других факторов, J!-длина воздухопровода в л* (длинный воздухопровод д. б., по возможности, избегаем), у-плотность воздуха (чем больше сгущение, тем больше потеря; чем выше t° дутья, тем меньше потеря), v-

скорость в jn/cK,--отношение периметра воздухопровода к его сечению (вследствие этого

деталей его устройства (конструкция поршней и клапанов имеет большое значение) и абсолютн. количества подаваемого воздуха.

К В. м., применяемым в металлургии черных металлов, предъявляются в нек-рых случаях исключительные требования: способность непрерьшно работать в течение нескольких лет без остановок на ремонт; возможность регулировать работу в широких пределах как в отношении количества дутья, так и его напряжения-в доменных В. м. максимум в iv2 раза больше нормального (что обусловливается пробной работой при приемке). При продувке чугуна в конвертерах возможны стоянки каждую неделю; давление и количество дутья почти постоянны; подача дутья меньше, чем при доменном производстве (она доходит, однако, до 1 ООО м/ми1гд,ля томасовск. конвертеров).

В настоящее время на металлургич. з-дах еще сохранились в работе поршн. цилиндрические воздуходувки большой мощности и совершенной конструкции с паровыми двигателями. Они очень удобны для работы при доменном производстве, т. к. допускают точную регулировку количества дутья в широких пределах без грубого нарушения экономичности в потреблении пара (обыкновенно от 6 до 7 кг пара на 1 IP). Но при установке новых воздуходувных машин паровые цилиндры


Фиг. 1.

воздухопроводы изготовляют круглого, а не прямоугольного сечения); чем больше.диаметр воздухопровода (т. е. ббльшая подача дутья), тем пропорционально меньшие в нем потери давления; при йаперед заданной потере давления в них допускаются тем ббль-тпие скорости, чем больше абсолютное количество подаваемого ими дутья. Для небольших расходов его (напр. в малых коксовых, древесноугольных домнах, вагранках, кузнечных горнах) допускаются скорости около 10 м/ск, но для расхода в 600-800 м/мин можно брать 15 м/ск; в самых больших установках (1 ООО и более) скорости достигают 20 и даже (Соединенные Штаты Америки) 25 м/ск (считая объем при 0° и атмосферном давлении). По заданной полезной работе сгущения воздуха машиностроительный завод устанавливает надлежащую мощность двигателя, принимая во внимание его кпд, который меняется в широких пределах в зависимости от типа двигателя,

т. э. т. JV.

заменяются газовыми (так назыв. машины внутреннего сгорания) или же ставятся (предпочтительно при готовой паровой установке) турбовоздуходувки.

Газовые цилиндрические воздуходувные машины тяжелы и громоздки, требуют дорогих фундаментов и большого помещения; применение их вызывает дополнительные расходы на тонкую очистку газа; наконец, они работают с высоким коэффициентом полезного действия (22-25 % ооыкно-венно и до 50 % при использовании отходящих газов для получения пара) только при нормальной нагрузке, понижая его значительно при сокращении числа оборотов что особенно неудобно при работе в доменном производстве. Тем не менее высокий термический коэффициент полезного действия этих машин (расход от 2 ООО до 2 200 Cal на 1 IP) в большинстве случаев делает работу их выгодной.

На фиг. 1 изображен продольный разрез современной газовой В. м. с 4 цилиндрами, соединенными общим штоком. Два цилиндра двигателя (правая сторона) работают




попеременно как 4-тактные, так что через каждые два хода поршней производится взрыв газа. В двух воздуходувных цилиндрах (левая сторона) производится последовательно (т. е. в 2 ступени) сжатие воздуха до высокого давления (например 6 atm), когда В. м. работает как компрессор. Подача дутья для доменных печей, т. е. под давлением, не превосходящим 2 atm, производится одним воздуходувным цилиндром наибольшего возможного диаметра и с малым сравнительно ходом (фиг. 2). При газовых В. м. новейшей конструкции устанавливают турбовоздуходувки (фирма DEMAG) или особые добавочные воздуходувные цилиндры на общем штоке (фирма Тиссен), дающие в минуту до 320 дутья под давлением - 7з служащего для продувки газовых циливдров после взрьша в них газовой смеси.

Газовые В. м. новейшего типа и наибольшей мощности, устанавливаемые теперь на наших южных з-дах (13 машин первой очереди), имеют размеры: длина хода 1,5 jh, диам. воздуходувных поршней 3,2 и 3,35 м; число оборотов 80 и 79, подача (при кпд 87%) 1 800 м/мин при давлении 1,1 atm] последнее может доходить до 2 aim при соответственном понижении подачи дутья. Мощность машин 3 800-3860 Н*. Гарантированный расход тепла 2 ООО-2 100 Cal на 1 ЕР. При машинах устанавливаются паровые котлы, использующие жар выхлопных газов: при 240 поверхности нагрева отдача до 1 кг пара на 1 Wff (давление 14 atm). Это повышает термич. кпд установки с 26-28 % до 31-33 %. Стоимость установки одной машины указанных размеров

Фиг. 2.

дает значительное уменьшение расходов на дутье. Наибольшая возможная производительность доменных печей при указанной подаче дутья-600 т чугуна в сутки.

Турбовоздуходувки занимают очень мало места (как резервные они устанавливаются в углу старых машинных зданий), легки и дешевы, не нуждаются в дорогом фундаменте, требуют минимум ухода.


Фиг. 3.

расходуют пара гораздо меньше, чем паровые цилиндрич. воздуходувки, но газа (для отопления паровых котлов)--больше, чем газовые В. м. При доменном производстве турбовоздуходувки могут хорошо работать



Фиг. 4.

Фиг. 5.

ТОЛЬКО тогда, когда они снабжены автоматической регулировкой количества дутья и способны не снижать его при увеличении противодавления в печи (многоступенчатые турбины).

Фиг. 3 изображает в разрезе турбовоздуходувку фирмы Б.-Б.-Р. (Браун-Бовери-


Фиг. 6.

и мощности (включая и расход на здание) доходит до 17* млн. р., но подача дутья ими обходится в 1 р. 80 к. на 1 W чугуна, что

Рато, Бадей в Швейцарии) с двусторонним засасыванием атмосферного воздуха и выдачей сжатого в середине; фиг. 4 и 5 пред-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 [ 26 ] 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159