Литература -->  Водородные ионы в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 [ 23 ] 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159

Табл. 5\-Свойства судостроительной стали.

Сорт

ч са lit

>>

Марка St-48....... .

55,5

34,0

20,0 ,

Кремнистая........

51,8

39,8

26,4

High Elastic Steel.....

48,5

31,0

20,0

Высшего качества (СССР) .

60,0

36,0

16,0

Герм, адмиралт. специаль-

ная............

55,0

34,0

16,0

Английская адмиралт. . . .

53,0

35,1

25,6

Повышен, качества (СССР)

50,0

30,0

18,0

Сталь для торгового судо-

строительства.......

45,0

26,0

20,0

Обыкновенного качества

(СССР)..........

40,0

22,0

20,0

Пониженного качества

(СССР)..........

30,0

17.0

20,0

Заклепочная (СССР) ....

35,0

20,0

25,0

Из приведенных данных видно стремление повысить у новых высококачественных сортов стали главн, образом предел текучести, вследствие чего допускаемое напряжение м, б. увеличено на 30% (абсолютно).

Из материалов, применяемых для оборудования корпуса, следует прежде всего упомянуть о броневой стали. Первоначально броня корабля была устроена из ряда листов общей толщиной в 4,5 (пловучие батареи 1854 г.), в дальнейшем замененных железными плитами толщиной не более 6 . Однако соревнование брони й артиллерии повело к утолщению плит, пока в 1881 г. не дошли до 24 ( Inflexible*). Дальнейшее увеличение толщины брони, происходившее параллельно с совершенствованием артил. снарядов (от круглых ядер перешли к ци-линдро-коническим), сделало ее непригодной для установки на корабли, и железо как материал для брони было заменено сталью. Для соединения крепости закаленной стали, необходимой для разрушения снаряда, с вязкостью железа-для задержания осколков, была создана (1886 г.) броня компаунд, изготовлявшаяся наливанием слоя расплавленной стали на кованую железную плиту, просуществовавшая до конца 19 в. и уступившая место гарвеированной броне из цементованных с одной стороны стальных плит; последняя затем была заменена крупновской броней, изготовляемой из цементованной и закаленной хромо-никелевой стали, что произошло опять-таки под влиянием успехов снарядного производства. Так как цементация по способу Крупна проникает на глубину lVa то минимальная толщина цементованных плит, к-рые могли бы сопротивляться снаряду, не раскалываясь на части,-3 ; более тонкие плиты делаются нецементованными.Вхимич. составе брони особое значение имеет отсутствие вредных примесей (фосфора, серы). Броня изготовляется в форме плит определенного размера и формы, в каждом случае определяемых шаблонами, и доставляется на судостроительный завод в совершенно готовом для установки виде. Важно достигнуть надежного соединения броневых плит между

собою для создания сплошной броневой поверхности, лучше способствующей поглощению живой силы снаряда, что достигается несколькими способами соединения плит (см. Броня).

Из других материалов для В. с. применяются в значите.аьных размерах сплавы меди: латунные (морская латунь с сопротивлением в 35 кг/мм и удлинением 30 %, мюнц-металл-35 кг/мм п 30%); бронзовые (для ответственных отливок-22 кг/мм и 19 %, для обычных-18 KBJMM и 12 % и специальные сорта-фосфористая, марганцовистая), рюбель-бронза для винтов, баббит и белый металл. Во избежатше ржавления трубопроводов системы осушения применяют для них трубы красной меди; в последнее время значительное распространение получили сплавы из алюмшшя, обладающие ценными для военных судов свойствами легкого веса при достаточной прочности. . В значительном количестве кроме листовой и фасонной стали употребляют стальные отливки и поковки. Чугун и чугунные отливки в военном судостроении почти не применяются вследствие значительного веса и хрупкости; их заменяют стальными. Стальное литье имеет сопротивление на разрыв 40-60 кг]мм и удлинение 6-18%. Тяжелые поковки, как, напр.: коленчатые и гребные валы, поршни, поршневые штоки, шатуны, турбинные роторы, обладают прочностью в 40-50 кг/мм и удлинением 20-30 %, тогда как поковки из средне-процентной никелевой или тигельной стали достигают сопротивления разрыву 52- 70 кг/мм , прц удлинении 18%.

В то время как в коммерческом судостроении размеры отдельных Частей судового корпуса определяются по правилам классификационных обществ с некоторой прибавкой, учитг.шающей опасность ржавления, при постройке военных судов приходится отказаться от этой прибавки в пользу возможно более легкого корпуса судна и обратить особое внимание на хорошую сохранность железных частей применением надежной окраски, оцинкованием корпуса или его металлизацией (способом Шоппе), а также планомерными докованиями и работами для поддеркания сохранности корпуса. В особенности нуждаются в постоянном наблюдении и поддержании сохранности: внутренняя обшивка двойного дна в котельном и машинном помещениях, переборки угольных ям и все части наружной обшивки, подвергающиеся постоянному воздействию вихревых течений воды, В машинном помещении все еще продолжают наблюдаться разъедание и продырявливание конденсаторных трубок, возникающие отчасти изнутри под влиянием вихревых течений охлаждающей морск, воды, отчасти же снаружи под действием мятого пара турбин низкого давления и примеси к нему воздуха. Так как причина этих разъеданий еще окончательно не установлена, то до сего времени не удалось добиться их полного устранения. Аналогичные явления обнаружены в проводящих морскую воду трубах пожарной и водоотливной систем, разъедание которых приписывается, наряду с воздействием



беспорядочных вихревых водных течений, также наличию электрических токов.

Оборудэвайие корпуса. Сборка корпуса военных судов ведется так же, как и торговых судов, на стапеле (см. Верфь), но до спуска обычно устанавливают на корабль меньший % общего веса. Котлы, механизмы, артиллерия и броня устанавливаются на воде после спуска. Оборудование корпуса .в части подводной арматуры заканчивается обязательно на стапеле. По окончании постройки судового корпуса на стапеле и спуске его на воду плавающее судно отводится для достройки к набережной, и затем начинают на судне монтаж машинной установки вместе с котлами и вспомогатель ными механизмами, прикрепление броневых плит главного пояса и казематов, установку орудийных башен и боевых рубок, а также сборку всех остальных устройств и работы по внутренней отделке. В этих сбороч-но-установочных работах на самом корабле, к-рые производятся преимущественно рч-ным способом, принимают участие не только

тогда как более легкие части подаются на борт помощью более слабых, обычно береговых, подвижных кранов. Производство окончательной пригонки частей и других вспомогательных работ сильно облегчается пловучими мастерскими, которые для этой цели пришвартовываются сбоку судна.

В состав корпуса, кроме частей набора, обшивки, настилки палуб и брони, входят устройства и системы. Устройствами называются приспособления, необходимые для обслуживания судна в его соприкосновении с окружающ. миром. Рулевое устройство включает рули в собранном виде без рулевых машин. Обычный тип рулей В. с.- балансирные или полубалансирные, позволяющие достичь наибольшей поворотливости. Их размеры допускают ручное управление лишь на случай аварии, и то для небольших судов, обычно же требуют для своего вращения машин, управляемых с мостика. На больших судах это управление механизируется и электрифицируется, благодаря чему перекладка руля ire требует


Заказы лонтрарн1яам а получение изделий для установки Vqmepu в>г


Эскизный Дпальный проект проект и главные

конструктивные чертежи

Фиг. 1 7.

все отделы судостроительного завода, но и целый ряд других заводов, как то: орудийные, электротехнические сильного и слабоо тока, з-ды торпедных аппаратов, холодильных установок, отопления, жироскопических компасов, радиотелеграфных и телефонных установок, аппаратов для подводной звуковой сигнализации, и т. д. Большое число различных категорий рабочих, распределенных по всему судну и принужденных одновременно работать в замкнутых судовых помещениях, чрезвычайно затрудняет организацию монтажа. Поэтому целесообразная организация сборочных работ во время достройки судна является одной из труднейших задач заводской администрации как при постройке новых военных судов, так и при ремонтах. Для контроля хода работ по постройке корабля служит сроковый план (фиг. 17). Для монтажных работ употребляется ряд пловучих и береговых стационарных и самоходных кранов, из которых крупные краны, о, подъемной силой иногда до 200 ш, пловучие или береговые, служат для подъема с барж и.71и из жел.-дор. вагонов тяжелых масс турбинных установок, котлов, брони и орудийных башен.

усилий рулевого. Обычно на В. с. имеется несколько постов управления, расположенных в наиболее удобных местах и защищенных броней. Поэтому порча и разрушение мостика, служащего для управления в мирной обстановке, для боеспособного судна никаких последствий не имеет. Обычно на больших кораблях посты управления кораблем отделяют от артиллерийских. При стоянке применяется якорное устройство, состоящее из якоря с канатом, шпилей для его подъема и спуска и помещения для хранения каната (цепной, ящик). Якоря военного флота получили распространение и в торговом как наиболее удобные и простые в обращении. Шпили на В. с. приводятся в движение паром как более простой в обращении энергией. Шлюпочное устройство состоит из моторных, паровых и гребных шлюпок и приспособлений для их подъема (шлюпбалки, краны) и хранения (ростры). Швартовное устройство состоит из троса, ки-повых планок, через к-рые трос выпускается на берег, и кнехтов, к к-рым он крепится при швартовке. Аналогично выполняется буксирное устройство, требующее мощной опоры для закрепления буксирного троса.



Леерное-служит для безопасного хождения по палубе в свежую погоду; тентовое-защищает палубу от солнечных лучей. Наконец, устройство для погрузки твердого и жидкого топлива в открытом море составляет специфич. особенность В. с. Несколько особняком стоят мачты, потерявшие одно



Фиг. 18.

время свое значение и получившие новое употребление с введением беспроволочного телеграфа, а также с увеличением дальнобойности орудий, требующей помещения наблюдателей возможно выше над уровнем моря. Особый интерес представляют боевые


Фиг. 19.

мачты линейных кораблей. На фиг. 18-20 изображены три конструкции мачт: фиг. 18-мачта линейн. корабля Ноо(1 , фиг. 19- японского линейного корабля <yMutsu и фиг. 20 - америк. линейн. корабля Магу-land . Опасения возможности разрушения обычных мачт и неудобство наблюдений с них повели к устройству многоногих мачт.



Фиг. 20.

а в настоящее время-к устройству боевых башен ( Nelson ), в к-рых сосредоточивается управление огнем.

Под корабельными системами разумеют приспособления, необходимые для обслуживания внутренних потребностей судна. Сюда относятся системы: 1) водоотливная, 2) осушительная, 3) орошения, 4) затопления, 5) спускная, 6) перепускная, 7) про-тивокреновая, 8) водопроводная, 9) сточная, 10) пожарная, 11) переговорная, 12) ото-

пления, 13) вентиляции, 14) охлаждения. Каждая система состоит б. ч. из трубопровода, распределительных частей (коробки, клапана) и механизмов. В. с. должны обладать мощной водоотливной системой, но не следует думать, что ее назначение-удалять воду,вливающуюся через пробоину: эта задача-нереальна. Поэтому, по локализации проникновения воды непроницаемыми переборками и палубами, нужно заделать пробоину, хотя бы временно, иногда подводкой пластыря, а тогда уже удалять воду из затопленных отсеков. Чаще всего приходится удалять воду, фильтрующуюся в неповрежденные отделения. Русская система, предусматривающая в каждом значительном судовом отсеке особый центробежный насос с электрич. приводом и избегающая т. о. опасности прободения переборок трубами, постепенно находит себе распространение во всех военных флотах, после того как электрич. передача энергии была введена почти для всех вспомогательных механизмов на борту B.C. Система осушения- обычная, имеющая назначением удалять до сухости небольшие количества воды, стекающие в трюм по перепускной системе, тогда как противокренная система имеет назначением выравнивать крен и дифферент при аварии путем заполнения надлежащих отсеков. Особенностью военных судов являются системы затопления и орошения боевых погребов на случай понсара во избежание взрыва корабля. Система затопления состоит из кингстонов в днище, открываемых по мере надобности и дающих доступ морской воде внутрь судна под естественным напором. В виду длительности операции затопления применяют как вспомогательное средство систему орошения, дающую, обычно от пожарной магистрали, дождь над всем погребом, охлаждающий снаряды и тем предупреждающий взрыв до момента затопления. Особую важность на В. с. приобретает система вентиляции, так как во время боя все броневые палубы задраиваются, и доступ воздуха во всеЪомещения корабля возможен лишь через вентиляцию. В настоящее время, в связи с развитием химическ. оружия, на очередь ставится вопрос борьбы с засасыванием газов системой вентиляции, что имело место впервые в русско-японскую войну. Система охлаждения боевых погребов, или аэрорефрижерация, служит для поддержания в артиллерийских погребах достаточно низкой t°, обычно не выше 25-30°, во избежание разложения бездымного пороха. Система состоит из холодильных машин, понижающих t° рассола, циркулирующего по танку и трубопроводу охлаждения.

Электрическое оборудование корабля приобрело огромное значение с тех пор, как электрификация вытеснила все другие способы передачи энергии, в частности и гидравлический (для наводки, поворачивания и заряжания тяжелых орудий). Электрификация дает возможность, в соединении с электрическим освещением, этектрич. передачей приказаний, центральной автоматич. наводкой всех тяжелых орудий из боевой рубки, совместно с приводимым в движение электричеством жироскопич. компасом, ставшим



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 [ 23 ] 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159