Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Водородные ионы в производстве к-рых простейшая (адмиралтейская) такова: , тдеЕ-эффективная мошность, -площадь миделя (под ватерлинией), v- скорость в узлах, а с-постоянная для данного типа судов. Однако эти исследования показали, что лишь испытание уменьшенных моделей в специально созданных бассейнах может дать желательную уверенность в правильности требуемой мощности и выгодности обводов. Систематические испытания этого рода позволяют определять наиболее выгодные формы и устанавливать на В. с. машины минимальной мощности. Наконец, лишь в последнее время придается значение изучению качки корабля на волнении, которая д. б. спокойной для облегчения правильной наводки орудий. Сильная и резкая бортовая и килевая качка нежелательны, так как при этом сильно страдает меткость стрельбы, а при сильном крене судна вследствие обнажения подводной части броневого пояса теряется защита ватерлинии. С увеличением водоизмещения увеличивается обычно и относительная ширина кораблей, что благоприятно влияет на скорость хода при правильном образо.-вании носовых и кормовых обводов. Однако такое уширение возможно лишь для линейных судов, где бортовая броня, увеличивая радиус инерции корабля, парализует вредное влияние увеличения метацентрической высоты; если такого фактора нет, то при уширении качка будет резкой. Поэтому, наряду с широкимилинейными кораблями, имеются и легкие узкие суда; для достижения стойкости на этих судах применяются жироскопические стабилизаторы качки. Упомянутое уширение, с одновременным сохранением углубления около 9 м (глубина фарватера), привело почти к совершенно прямоугольному мидель-шпангоуту (наибольшему сечению корабля). В отличие от торговых В. с. не имеют цилиндрической части; ватерлинии их выпуклы на всем протяжении корабля и более полны в носовой части, так что горизонтальное сечение подводной части имеет форму капли. Вследствие этого струи не отрываются от корпуса, и этим предупреждается образование вихрей. Для уяснения формы подводной части корабля и изготовления шаблонов ее разрезов при проектировании изготовляют теоретический чертеж корабля в виде проекции на три плоскости: миделя, диаметральную и горизонтальную, - трех систем кривых, образуемых сечением поверхности корабля плоскостями, параллельн. основным. Задача заключается в достижении плавности всех трех систем кривых, согласованности во всех трех проекциях и удовлетворении полученной формы мореходным качествам. Последнее поверяется подсчетами по правилам приближенного интегрирования (правила Котеса, Симпсона, трапеций). Законченный теоретический чертеж при постройке разбивается на плазу в натуральную величину, еще раз согласовывается и служит во все время постройки для снятия шаблонов. Теоретический чертеж является плоскостным изображением пространственной формы, и черчение его тре- бует особых приборов и навыков. Одновременно с поверкой мореходных свойств разрабатывается конструкция корпуса и под-считывается его вес; изготовляются общие чертежи расположения и составляется спецификация, позволяющая проверить вес механизмов, устройств и других элементов корабля. Результаты подсчетов нагрузки и водоизмещения должны удовлетворить уравнению Р=В. Если этого нет, то, введя надлежащие коррективы в проект и согласовав их друг с другом, получают более точный проект, позволяющий начать его детальную разработку. Последовательное приближение к цели, непрерывные поверки и согласование результатов составляют характерную особенность проектирования В. с. Форма, конструкция и устройство корпуса корабля определяют не только егО технич. и мореход, качества, но также и возможность наилучшего использования средств вооружения и защиты. Потому форма корабля в целом и его внешний вид тесно связаны с его вооружением и бронированием. Вооружение и защита В. с. Артиллерийское вооружение - морская артиллерия - разделяется на тяжелую, среднюю (так наз. противоминную) и легкую артиллерию (зенитную). Тяжелые орудия (24-40-cjw калибра) должны, как принцип, пробивать броню неприятельских В. с; стрельба их должна быть меткой и дальнобойной и скорость стрельбы максимальной. Эти задания осуществляются орудиями длиною в 45- 50 калибров, обладающими большим весом и требующими солидных оснований для погашения сил отдачи. Вследствие толстого бронирования борта линейных кораблей при сравнительно тонком бронировании палуб, дающих по площади в несколько раз ббль-шую цель, чем борт, потребовалось увеличение угла возвышения орудий главной артиллерии для возможности навесной стрельбы. Тяжелая артиллерия устанавливается на линейных кораблях и линейных крейсерах (на последних ставится меньшее число орудий того же калибра, что и на линейных кораблях). Непосредственная защита главной артиллерии требует затраты большого веса, так как бронирование должно защищать не только орудия и управление огнем, но и погреба боевых припасов и подачу их. В целях экономии в весе защиты прибегают к концентрации орудий, размещая их в башнях (фиг. 9). К концу 19 в. выработалось стандартное расположение орудий на линейных кораблях (броненосцах) по два в башне, при чем одна из башен помещалась в носу, а др. в корме. Это расположение и число орудий в течение четверти века считалось наивыгоднейшим как вследствие обширности горизонтального yr.7ia обстрела и значительного возвышения орудий,так и вследствие минимальной площади броневой защиты. Указанное число орудий (четыре) гл. артиллерии броненосца (обычно 12 ) было выбрано-как минимум для осуществления скорой пристрелки и успешного ведения огня на поражение, при чем давалось 2 залпа из четырех орудий в минуту. В течение сравнительно короткого срока-не свыше десятилетия- идея трех калибров артиллерии на линейных кораблях (крупная, средняя и мелкая) уступила место идее четырех калибров: 12 , 8 , 6 и мелкому. Такое решение было Фиг. 9. неудовлетворительным, переходным, и, действительно, в результате изучения англичанами опыта русско-японской войны, ими был спроектирован корабль, осуществляющий идею максимального артиллерийского вооружения установкой 5 башен с двумя орудиями в каждой одного калибра (12 ), и был построен в весьма короткий срок первый дредноут (фиг. 1), даже с отказом от средней артиллерии. Общая идея оказалась жизненной, но расположение башен изменилось постепенно в сторону американской системы: все башни-в диаметральной плоскости, две в носу, две в корме, при чем башни, лежащие ближе к миделю, имеют более высокий барбет, так что их орудия стреляют через лежащую перед ними башню (фиг. 2). Это расположение дает усиление огня по носу, по корме и на борт без уменьшения угла обстрела и одновременно облегчает подачу, но имеет серьезный недостаток в большей уязвимости башен, связанных между собой в данном расположении. Такое расположение позволило опять установить артиллерию среднего калибра (5- 8 ). Расположение башен в настоящее время стандартизовано и стало сходным с расположением в. конце 19 века, но с той разницей, что вместо одной башни в концах устанавливаются по две. Дальнейшее развитие коснулось самих башен, в которых стали размещать по 3 и 4 пушки (фиг. 3). При этом общее количество пушек дошло до 12 (4x3 или 3x4). Увеличение калибра орудий с 12 до 14 и 15 , а после войны 1914-1918 годов и до 16 , вынудило ограничиться установкой 9 орудий (вследствие ограничения водоизмещения кораблей Вашингтонской конференцией), при чем лучшим типом башец был признан трех-орудийный. Идея спаривания башен получила дальнейшее развитие, и 3 трехорудий-ные башни на новейших английских линейных кораблях типа Nelson (фиг. 4) установлены одной группой, что усилило огонь по носу и дало экономию в бронировании; но выгоды такого расположения артиллерии в боевом столкновении не проверены. Тяжелая артиллерия мониторов (обычно одно орудие) помещается также в солидней башне (фиг. 5). Средняя артиллерия (5-8 калибра) служит для поражения легких сил и для действия по небронированным или слабо бронированным надстройкам линейных кораблей. На линейных судах она является вспомогательной (для отражения атак миноносцев), но на легких судах служит главным вооружением. Главное преимущество орудий среднего калибра: быстрота наводки, значительная скорость огня и максимальное количество выбрасываемого металла в единицу времени. Первое достигается применением люлечного лафета, при котором орудие после выстрела откатывается в направлении оси канала и сила отдачи воспринимается тормозом, орудие же после отката автоматически возвращается в первоначальное положение. Скорострельность достигается применением унитарного патрона (по образцу ружейного), улучшением подачи снарядов из погребов (элеваторы) и электрификацией. Размещение средней артиллерии на линейных кораблях также прошло несколько этапов: 1) размещение всех орудий в казематах за 6 броней; 2) установка на верхней палубе за прикрытием 1 щитов и, наконец, 3) установка в башнях (напр. Nelson ). Такие изменения явились следствием усиливающегося значения средней артиллерии для отражения минных и самолетных атак во время и после боя. Однако необходимость уделить некоторый вес на защиту заставляет уменьшать число орудий. Расположение артиллерии на крейсерах и эскадренных миноносцах в основном то же, т. е. на оконечностях (фиг. 6). Калибр на крейсерах-8 , на легких крейсерах- 6 , на эскадр, миноносцах-4-5 (фиг. 7). Мелкая артиллерия (3,7-130 мм и пулеметы) применяется для отражения дальних и близких атак самолетов. Проти-восамолетная артиллерия, считаясь со свойствами своего противника, доводит скорость стрельбы до возможного максимума (полуавтоматы и автоматы). При этом стремятся достигнуть наилучшей корректировки стрельбы помощью центральной наводки специальными приборами. Элементы морской артиллерии приведены в табл. 4. Другие виды вооружения-торпеды, мины, бомбы-входят в состав вооружения эскадр. миноносцев (торнеды), минных заградителей (мины) и сторожевых судов (бомбы) как основной вид оружия, но устанавливаются и на других кораблях как вспомогательное оружие. Торпедные аппараты применяются двойные и тройные-до четырех на один корабль (см. Торпеда и Мина). Защита. Главная трудность бронирования современных В. с. заключается в борьбе с непрерывно совершенствующимся снарядом. Техника броневого дела дает плиты максимальной толщины в 18 , которые, не говоря о колоссальном весе, все же пробиваются современными снарядами. В виду этого лишь для боя на дальних дистанциях Табл. 4.-С р а в н и т е л ь н ы е данные артиллерийск. вооружения военных судов. Калибр Элементы Длина ствола, в калибрах .... .......... Длина тела, в мм.................. Вес тела, в кг..................... Вес снаряда, в кг................... Вес заряда, в кг................... Скорость у дула, в mjck............... Энергия при вылете, в тм.............. Пробивная способность при вылете (толщ., пробиваемой при вылете брони), в мм .......... Число выстрелов в минуту.............
применяется бронирование, не пропускающее снарядов и осколков, но и то только для защиты жизненных частей. В этом случае толстая броня образует цитадель, защищая погреба и Механизмы, и покрывает боевую рубку и башни главной артиллерии, оставляя все прочее без защиты. Меньшая вероятность попадания на дальних дистанциях делает такой способ наилучшим. Это-американская система бронирования, применяемая во флоте С. Ш. А., который, по условиям расположения страны, строится в расчете боя на дальних дистанциях. На близких дистанциях приходится считаться с тем, что осколки снаряда попадут внутрь корабля, но целые снаряды взорвутся при ударе о броню (в американ ск. системе броня преграждает доступ также и осколкам); поэтому бронирование распространяется на большую площадь, защищая существенные части более толстой, а менее вансные более тонкой броней. Эта система бронирования (германская) блестяще оправдала себя в Ютландском бою. Задержка снарядов достигается устройством двуслойного бронирования; первый слой вызывает взрыв снаряда при ударе, а второй задерживает осколки. Однако современные артиллерийск. снаряды снабжаются особыми замедлителями, благодаря к-рым разрыв снаряда происходит по пробитии первого слоя брони, и т. о. борьба брони со снарядом снова усложняется. Особое внимание в настоящее время уделяется бронированию палуб. С одной стороны, увеличение дистанции боя увеличило поражаемость палуб, с другой-это вызывается мощным развитием воздушного флота. Достаточная защита от навесного огня современной артиллерии (15-16 ) гарантирует одновременно от пробивания и современными авиабомбами. Однако величина площади палуб яв.71яется серьезным препятствием к бронированию их слоем достаточной толщины. Поэтому применяют двух-или трехпалубное бронирование; в последнем случае первый слой имеет назначением вызывать взвод взрывателя, второй-вызывает взрыв снаряда и третий-задерживает осколки как снаряда, так и палубы (отражательная палуба). Такая система позволила бы ограничиться сравнительно тонкими толщинами палуб, если бы к услугам снаряда не появились те же замедлители, вызвавшие, в свою очередь, идею без-бронных судов, пронизываемых снарядом насквозь со взрывом уже за бортом; однако применение чувствительных трубок сделает и такие суда уязвимыми. Солидное бронирование, кроме линейных сил, имеют мониторы. Легкие си.11ы не бронируются за исключением крейсеров и авианосцев, у которых жизненные части забронированы относительно тонкой броней (ок. 5 ), и легких крейсеров, которые для успешного боя с эскадр, миноносцами обычно получают бортовую 3 броню и 1 палубную. Наиболее защищены подводные суда, так как при погружении они делаются водо-бронными , т. е. неуязвимыми для снарядов самых крупных калибров; для борьбы с ними приходится употреблять особые глубинные бомбы различного веса, от 15 и до 100 кг. Два новейших способа защиты-дымовая завеса и камуфляж. Дымовая завеса, образуемая с воздуха самолетами или с кораблей-химическ. путем, скрывает В. с. от наблюдения противника. Современная техника выработала целый ряд цветных завес, пригодных при различных состояниях погоды. Далекая видимость в море уже со времени русско-японской войны делала защитную окраску кораблей не достигающей цели. Поэтому в войну 1914-1918 годов был применен иной метод окраски-к а м у ф-л я ж. Военные суда окрашивались полосами и пятнами с таким расчетом, чтобы, не скрываясь от наблюдения противника, ввести его в заблуждение относительно своего класса, типа и курса. Эта задача была в Англии разрешена вполне успешно, и камуфляжная окраска получила широкое распространение во время войны. Конструкция корпуса должна удовлетворять требованиям прочности, долговечности, водонепроницаемости, минимального веса, при способности нести наступательные и оборонительные средства и сохранять возможно дольше свою боеспособность. Вследствие больших трудностей в сохранении боевой пловучести и остойчивости и органич. слияния конструктивных частей с разнообразными защитными средствами (броня, противоминная защита) устройство корпуса B.C. значительно разнится от торговых. Общее расположение на В. с. (фиг. 10) следующее: главные механизмы и погреба-в трюме, вооружение-на верхней палубе; на средних над броней устраиваются помещения, не имеющие боевого значения (каюты, бани и пр.). Как и тип B.C., конструкция корпуса в военном судостроении прошла ряд этапов в стремлении уменьшением мертвого веса корпуса выиграть в полезном весе оружия, средств защиты и средств маневрирования. В современном состоянии судостроения основой
|