Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Водородные ионы в производстве ВОЕНВЫЕ СУДА
-----8-е а 2 J±--- -*--- □ □ -?-f-?- Фиг. 1. Расположение артиллерии лин. корабля Dreadnougbt , прототип 1906, Англия.- Фиг. 2. Расположение артиллерии лин. корабля Michlgan , сист. 2-орудийных башен, 1908, С. Ш. А.-Фиг. 3. Расположение артиллерии лин. корабля Normandie , сист. 4-орудийных башен, 1913, Франция.-Фиг. 4. Расположение артиллерии лин. корабля Nelson , сист. 3-орудийных башен, 1928, Англия.-Фиг. 5. Общее расположение артиллерии монитора Тег-rof , 1916, Англия.-Фиг. 6. Расположение артиллерии крейсера Emerald , 1920, Англия.- Фиг. 7. Расположение артиллерии эскадренного миноносца.-Фиг. 8. Расположение артиллерии речной канонерской лодки Wilno , 1925, Польша. обусловливающая наилучшие свойства корабля на волнении. Военное судно должно не только иметь упомянутые свойства, но и сохранять их в бою, т. е. обладать живучестью. Наиболее важно сохранение остойчивости и пловучести: корабль должен представлять максимум сопротивления потоплению (непотопляемость) и тонуть, не опрокидываясь. Наконец, В. с. должно удовлетворять требованиям, предъявляемым ко всякому инженерному сооружению: прочности, безопасности, долговечности, целесообразности и возможной простоты конструкции. Выбор пушек определенного калибра и числа их определяет вес артиллерийского вооружения корабля; число торпедных аппаратов, разлгер снарядов и торпед, нахо-ДЯПЦ1ХСЯ на корабле, определяют вес других видов вооружения. Все эти орудия, аппараты и снаряды должны быть погружены на корабль и входят в его вес вполне определенной величиной, обусловленной тактическими заданиями и независимой от размеров корабля. Так. обр. эта группа весов: Pi = Const. Выбор элементов защиты: способа бронирования и толнщны плит, устройства противоминных отсеков-также задает определенный вес этой группы, уже зависящий от размеров кораблд: P, = f,(L,B,T), где L, В и Т-длина, ширина и углубление военного, судна. Скорость хода обусловливается двумя факторами-мощностью механизмов и ходкостью корабля; из них первый обусловливается определенным весом, а второй зависит от формы и размеров корабля. Вес механизмов для данной скорости-также функция размеров и формы корабля: р, = aL,B,T). Наконец, радиус действия зависит от расхода топлива в час и запаса его на корабле; эта величина является функцией мощности механизмов, и т. о. вес запаса топлива: Р4 - <Р(Рг) = aL.B,T). Сам корпус корабля должен иметь определенные размеры и устройство для установки и использования механизмов и вооружения. В зависимости от конструкции избранного типа защиты вес его является функцией размеров корабля: Р, = f,{L,B,T). Обозначая вес снабжения через Ри=Const, имеем, но упрощении, следующее выражение для веса корабля: /=в P=Pi = Const + f{L,B,T). При этом веса Р, Р., Р3, Рц-полезные, а PgHpg-мертвые, совершенно необходимые, но не дающие новых боевых качеств. Совокупность весов корабля носит название нагрузки и является важным элементом как для проектирования, так и для исчисления стоимости В. с. Для поддержания корабля весом Р m на плаву необходимо соблюсти, согласно закону Архимеда, условие: Р (вес) = 1> (тоннаж), где В-вес вытесняемой при погружении В.. с. по заданную ватерлинию воды в объеме его подводной части. По осуществлении проекта может оказаться: 1) Ра<Р> или 2) Ръ>1); в первом случае корабль выйдет из воды, во втором - сядет глубже, и уравнение пловучести примет вид Ра=1)д или Pi=Di,- корабль будет плавать с недогрузкой или перегрузкой. Оба эти случая поведут к изменению подводного объема и формы подводной части корабля, что отразится на ходкости, запасе пловучести при аварии и других мореходных и боевых свойствах корабля. Поэтому задача конструктора В. с. заключается не только в осуществлении корабля идеальной формы (теоретический чертеж), но и в таком конструктивном выполнении проекта, чтобы вес всего сооружения и его вну-. тренняя форма соответствовали теоретическому чертежу и удовлетворяли уравнению пловучести. Тоннаж корабля приближенно исчисляется по формуле D = y-6L-B-Т, где б-коэфф. общей полноты, зависящий от типа корабля, и у-плотность воды; для пресной воды I)=6LB-T. Так как LBT= = V-объему параллелепипеда, построенного на главных размерах, то d=B-V; зная главные размеры и rf, величину 1) можно подсчитать. Подставляя в уравнение пловучести P=Z) приведенные значения Р и D, получаем: Const +f(L,B,T) = у-б-L-В-Т. Т. к. ф-ия f зависит в свою очередь от размеров не только входящих в нее величин, но и определяющих постоянные, то это уравнение является неопределенным. Приближенное решение заключается в введении зависимостей между L,B,T, полученных практикой для каждого типа военных судов. Для получения результатов высшей точности прибегают к методу последовательного приближения, так как, зная приближение 5,можно установить вид функции f, постоянные и отношения, входящие в уравнение. Во избежание излишней потери времени обьгано начинают с использования имеющегося проекта судна близкого типа. Тем или иным путем получают L, В, Т, дающие возможность составить эскизный проект,удовлетворяющий основным требованиям. Приведенное уравнение указывает, что в конечном счете все требования находят отражение в величине главных размеров. Если последние ограничены местными условиями или же их произведение (тоннаж) определяется финансовыми ресурсами или специальными договорами, то при проектировании корабля приходится поступаться одними качествами в ущерб другим, что ведет к дифференцированию типов В. с. Состав нагрузки В. с. разных классов. Относительное значение статей нагрузки меняется с течением времени, т. к. прогресс техники позволяет лучше использовать вес В. с, что иллюстрируется табл. 2, которая ясно показывает тенденцию линейных кораблей к сильному росту по своим размерам, а следовательно, и по стоимости. Падение % веса корпуса объясняется непрерывным прогрессом корабельной архитектуры и строительной механики, изы- Т а б л. 2.-и 8 ме н е н ие статей, нагрузки линейного корабля. Типы линейных кораблей Годы Первый броненосец Gloire . . Первый железный броненосец Warrior .......... Казематный броненосец . . . . Башенный ..... Эскадренный ..... Drea(lnougbt .......... Типичный дредноут....... Сверхдредноут...... . . . 1858 1859 1875 1875 1900 1908 1914 1928 Водоизмещение в т 6 700 9 200 9 600 11 ООО 14 ООО 19 ООО 27 000 36 ООО
скивающих наиболее легкие конструкции корпуса; небольшое увеличение веса в конце вызвано усилением подводной защиты. Вес вооружения непрерывно растет, как и вес брони; уменьшение бронирования Dread-nought было вызвано усилением артиллерии для боя на больших дистанциях. На весе машинной установки отчетливо сказывается усовершенствование конструкций, так что этот вес в %-ном отношении почти не изменяется, несмотря на увеличение скорости хода; скачок у Dreadnought вызван повышением скорости с 18 до 24 узлов, но далее вес понижается благодаря переходу к турбинным установкам. Падение веса топлива в новейших судах вызвано переходом на нефть. Следует отметить, что в таблице показан вес топлива, входящий в нормальную нагрузку, т. е. около V4 всего запаса. Табл. 3 дает вес разных статей нагрузки в % от водоизмещения для кораблей различных классов, и если предыдущая таблица показывает влияние техники, тО Обработка эскизного проекта. По составлении эскизного проекта корабля приступают к его детальной поверке с точки зрения удовлетворения всем требованиям. Делают подсчеты пловучести и остойчивости корабля, проверяя их достаточность и обеспечение живучести при попадании снарядов, торпед, взрыве бомб и мин. Особое внимание уделяется поверке скорости, являющейся одним из важнейших боевых факторов, позволяющим вступать в бой и выходить из него по желанию; для эскадренных соединений важна не только величина скорости, но и одинаковость ее у всех кораблей, так как равнение идет по самому тихоходному. Мощность механизмов при проектировании определяется первоначально по формулам и таблицам. Так как сопротивление судна движению (ходкость) зависит от формы подводной части корпуса, к-рая не м. б. выражена аналитически, то и все формулы мощности являются эмпирическими и приближенными. Еще несколько Табл. 3.-Р аспределение статей нагрузки различных классов.военных судов.
эта характеризует требования тактики. Из табл. 2, кроме того, видно, как тактика ведет за собой технику: создание дредноута было технически несвоевременно, но тактически необходимо, и он был создан, но получил завершение после введения турбин и нефти. Заметим кстати, что, зная вес вооружения в тоннах для данного типа военного судна легко определить потребный тоннаж всего корабля по этой таблице, показывающей, какой % водоизмещения этот вес составит для всего корабля данного типа. десятилетий тому назад, за отсутствием соответствующих ф-л, опытные судовые конструкторы вычерчивали форму судна по опыту прежних лет, руководствуясь собственным навыком и чутьем. С постепенньпя увеличением скорости хода это чисто интуитивное проектирование судовых обводов оказалось неудовлетворительным для В. с. и лишь в исключительных случаях приводило к положительным результатам. Поэтому целый ряд исследователей занялся этим вопросом и дал формулы мощности, из
|