Литература -->  Водородные ионы в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [ 16 ] 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159

Понтоны (или лодки) изготовляются обыкновенно из железа, иногда из алюминия, но бывают также деревянные и брезентовые (надутые воздухом). Металлич. полупонтоны имеют шпангоуты из углового железа, обшитые листовым железом. Вес железного полупонтона 440-460 кг. Число полупонтонов и понтонов в опоре моста зависит от величины нагрузок, для которых наводится мост. Полупонтоны между собой соединяются в понтоны при помощи стяжек и схваток, которью вставляют в соответствуюпще отверстия и проушины. Верхнее строение понтонного моста-или целиком из дерева или частью из дерева, частью из металла. Оно состоит из смычных брусьев-длинных (6,5 м) и коротких (3,4 м), укладываемых на пролет в числе 4-11 штук в зависимости от рода нагрузки, под которую подводится мост. Допускаются и 3 бруса при переправе пехоты рядами. Замки брусьев захватывают или лежни (береговые и укладьшаемые по оси или по бортам понтонов) или бортовые обвязки понтонов; на козловых пролетах они захватывают перекладины. На смычные брусья укладьшают настилочные щиты длиною 3,2-3,9 м, состоящие из двух досок, соединенных шпонками. На концах щиты имеют вырезы для пропуска стропов или других скреплений при пажилке щитов. Кроме нормальных щитов имеются еще доски, полудоски и лобовые доски; последние назначаются для прикрытия торцов смычных брусьев на выводных поромах и при въезде на мост. Пажилины, прикрепляющие щиты, обыкновенно укладываются впереплет. Пловучие опоры удерживаются понтонными якорями (весом 40-50 кг). На больших реках или при устройстве самолета из поромов употребляют тяжелые якоря (весом 80-110 кг).

Понтонные мосты наводятся: по-понтонно (вверх или вниз по течению), вводом понтона с отталкиванием моста, поромами и поворотом целого моста. Чаще применяется первый способ наводки. Скорость наводки понтонных мостов с опорами в виде одиночных понтонов и перекрытием пролетов Ъ-см брусьями в боевых условиях-1 м в минуту; более тяжелые мосты наводятся со скоростью 1 Л1 в 3-12 минут. Величина понтонных парков, и, следовательно, длина наводимых понтонных мостов, различна в различных армиях, при чем, чем тяжелее конструкция моста, тем меньшей длины м. б. наведен мост из имущества одного парка. Понтоны и связанные из них поромы при переправе десанта и наводке мостов переправляются по реке нормально греблей веслами, но во многих армиях имеются навесные (забортные) двигатели мощностью 3- 12 Н* и более, навешиваемые по желанию на понтоны. В некоторых армиях имеются, кроме того, понтоны с установленными на них двигателями и гребными винтами, и понтоны в этом случае именуются мотопонтонами. Мотопонтонные парки (имеющие специальное верхнее строение) назначаются для переправы более тяжелых грузов на поромах и для наводки тяжелых мостов. Все имущество военно-понтон. парков укладывается на специальные повозки так.

что можно производить наводку моста по мере подхода обоза к берегу, не дожидаясь прибытия всего парка. Мотопонтонные парки перевозятся или по ж. д. или на прицепках тракторной тягой. При производстве десантных переправ через реки пехота переправляется на понтонах (мотопонтонах), для артиллерии же, конницы и обозов д. б. устроены поромы. Понтонные поромы передвигаются на веслах, при слабом течении, со средней скоростью 60-70 Л1 в минуту.

3) Разборные металлические мосты-см. Железные мосты.

Лит.: Ушаков Н.,. Мосты и переправы. Времен, мосты, М., 1922; Руководство по специальному образованию инженерных войск РККА. Мосты и переправы, ч. I, Москва, 1927; Временное наставление по понтонному делу РККА. Материальная часть и укладка понтонного обоза, Москва, 1925; Временный устав понтонных частей РККА, ч. II, Москва, 1924; Розе К. А., Форсирование рек по опыту гражданской, войны 1918-20 гг., М., 1928; Завацкий св.. Военные разборные мосты (Конспект курса), Л., 1925; Невский Г. Г., Полевые военно-хшук работы. Справочник, Москва, 1928; Техника и снабжение Красной армии , М., 1922-25 (с 1926 Вой-на и техника ). Л. Новиков.

ВОЕННЫЕ СУДА, корабли, входящие в состав морской, озерной и речной воору-ясенной силы страны. В. с. разделяются на корабли действующего флота (боевые) и суда вспомогательного назначения; последние по своей конструкции схожи с судами торгового флота, тогда как корабли действующего флота резко от них отличаются. Конструкция боевых кораблей достигает исключительной сложности и многообразия. Они должны служить выгодной самоходной платформой для размещения и эксплоатации всех видов вооружения; дешевизна постройки и эксплоатации для них отходит на второй план. Стремление сооружать корабли, могущие превзойти в боевом столкновении аналогичные военные суда других держав и удержать свое боевое значение возможно долгое время, служит у всех народов и во все времена импульсом к интенсивному проектированию наилучших военных судов; с другой стороны, современное состояние техники и в особенности финансов той или иной страны вносит существенные коррективы в проекты при их осуществлении.

Основные этапы развития В. с. 1) Эпоха гребного ф.т10та, особенности которого: дерево как материал для военных судов, весла как движитель, мускульная сила как источник энергии и холодное орулие воинов как вооружение. 2) Эпоха парусного флота; особенности: дерево-материал, паруса-движитель, ветер-источник энергии, вооружение-гладкоствольная артиллерия. 3) Эпоха парового флота, из которой мы еще не вышли, характеризуется целым рядом усовершенствований, в корне изменивших первоначальные типы В. с.

Главнейшими этапами развития парового военного флота, появившегося лишь спустя несколько десятков лет после первых опытов прокатки листового и сортового железа (1784 год) и движения судов помощью паровой машины (1787 год), являются: применение винтового движителя взамен первоначально применявшихся колес; применение брони, первоначально в виде



толстых железных плит, для защиты военных судов от артиллерийского огня; употребление судостроительной стали взамен железа для постройки корпусов кораблей, что дало возможность облегчить вес корпуса и увеличить размеры корабля; последнее время-применение хромо-никелевой и других видов стали с высоким сопротивлением на разрыв, применение пневматической и гидравлич. клепки, газовой и электрич. сварки листов и сильное развитие строительной механики, позволяющее производить точный расчет корпуса корабля, дало возможность еще больше увеличить размеры кораблей и облегчить их вес.

В отношении механизмов развитие военного судостроения характеризуется тем, что паровые машины ординарного расширения низкого давления сменились поршневыми машинами двойного, тройного и четверного расширения с холодильниками; затем стали применять тихоходные турбины (с несколькими стами оборотов) и, наконец, в последнее время-быстроходные (с несколькими тысячами оборотов) паровые турбины с зубчатой и электрической передачей. Однако и на смену турбинам уже разрабатываются и строятся мощные установки с двигателями внутреннего сгорания, в частности-дизелями. Простые цилиндрические огнетрубные котлы сменились специальными системами водотрубных котлов с перегревом пара, позволяющими поднимать пар в 15-20 мин. и обладающими высоким кпд. При употреблении двигателей внутреннего сгорания надобность в котлах отпадает, а вместе с тем выигрываются значительные помещения внутри корабля. Источником энергии парового флота служил уголь, но в настоящее время для В. с. он заменен мазутом. С переходом на двигатели внутреннего сгорания, благодаря их экономичности (топлива требуется в 3-4 раза меньше, чем для паровых установок), удается значительно увеличить район плавания.

В части вооружения необходимо отметить: изобретение затворов (заряжание с казенной части), нарезных орудий, бездымного пороха и сильно взрывчатых веществ (тротила, мелинита), введение и усовершенствование электрич. приборов управления артиллерийским огнем, а в последнее время-изготовление бомб против подводных лодок. В связи с прогрессом артиллерии усовершенствовалось бронирование, которое прошло ряд этапов от простой железной брони до современной стальной термически обработанной; следует, однако, указать, что развитие брони и артиллерии все время носило и носит характер борьбы между ними. Появление во второй половине 19 века самодвижущихся торпед и развитие мин заграждения, а также разного рода вспомогательных видов вооружения, дали совершенно новое оружие флоту.

В настоящее время флот имеет четыре основных вида наступательн. оружия: снаряд, выбрасьгоаемый из пушки (на дистанцию до 30 км); торпеда, выбрасываемая из аппарата (ца дистанцию до 15 ?ш); мина заграждения и бомба, сбрасываемые специальными устройствами непосредственно у бор-

та или кормы корабля, и, наконец, разрабатывается новый вид оружия-химическое. Средства обороны состоят из брони, противоминных конструкций корпуса корабля, бонов, тралов, дымовых завес и запщт-ной окраски. Следует отметить сильное развитие приборов кораблевождения и радиосвязи в последние годы. Прогресс военного судостроения можно уяснить из следующих сопоставлений: вес корабля увеличился от десятков до 30-40 тысяч т; мощ1-ность механизмов-от нескольких десятков до 100-200 тысяч Н*; мощность и действительность артиллерийского огня-от необходимости сильного сближения или абордажа для боя до современных дистанций в 30 ICJH, при весе снаряда в 1 т.

Классификация В. с. Невозможность построить универсальные В. с, объединяющие наилучшие тактические элементы, т. е. во--оружение и средства защиты, с наибольшей скоростью хода и позволяющие выполнить определенные стратегич. и тактич. задания применительно к театру военных действий (морскому или речному), вызвала дифференцирование В. с. на классы с целью достиже--ния максимальной эффективности судов каг ждого класса. Основанием для разделения В. с. на классы служат: основные военные задачи, возлагаемые на суда, определяющие обстановку, в которой судно будет действовать, и род оружия, которому для данного судна отдается преимущество. В зависимости от особенностей театра военных дейст ВИЙ, времени проектирования и уровня техг НИКИ корабли одного и того же класса могут различаться по типу, т. е. по способу практического воплощения заданий.

В настоящее время морским В. с. разных классов ставят следующие задачи: а) вeдet ние боя с главными силами противника--линейные с и л-ы; б) ведение вспомогательных боевых операций - легкие силы; в) ведение подводных операций-тп о д-водные силы. Эти задачи, Ёьшолняемыё боевыми кораблями, требуют обслуживания самих кораблей, их опорных пунктов и всего театра военных действий, т. е. организациц служб связи, снабжения и ремонта, из чегс) вытекает необходимость во вспомогатель-ньЕХ судах флота. В зависимости от назначения B.C. могут обладать различными так-тическ. элементами, главнейшими из к-рых являются: 1) вооружение, 2) защита, 3) скорость, 4) район действия (см. табл. 1).

Характеристика основных классов. Линейные силы, как указано, ведут бой с главными силами противника, требуя поэто-му максимального развития вооружения, защиты, скорости и радиуса действия. Так как соединение всех этих качеств в максимальной степени невозможно в каждом корабле, то линейные корабли, наносящие лобовой удар, имеют развитые средства вооружения за счет скорости; корабли, охватывающие фланги, ведущие авангардные ц арьергардные бои, линейные крейсег р а, имеют развитую скорость за счет вооружения. Типичными современньши представителями этих классов В. с. являются: англ. линейный корабль Rodney и линейный крейсер Hood (вкл. лист, фиг. 1и 2).



Государство

Класс, наименование и год вступления в строй

Табл. 1.-Основные элементы Размеры

Тоннаж нормальный полный

Длина наибольшая

Ширина наибольшая

Англия

Линейный корабль Rodney , 1927 г.

35 ООО 40 000

С. Ш. А.

Япония

Линейный корабль Maryland , 1920 г.

Линейный корабль Nagato , 1920 г.

32 600 35 590

33 800

Англия

Яповшя

Англия

Линейный крейсер Hood , 1920 г.

Линейный крейсер Kongo , 1912 г.

Авианосец Сош-ageous , 1928 г.

41 200 45 200

27 500 .31300

18 600 22 700

С. Ш. А.

Авианосец Saratoga*, 1926 г.

33 000

Япония

Франция

Авианосец Akagi , 1925 г.

Авианосец Веагп , 1927 г.

26 900

21 800 25 000

Англия

Крейсер London , 1927 г.

10 000 14 000

63 16

Франция

Крейсер Daquesne , 1927 г.

10 000

Италия

Крейсер <iTrento , 1927 г.

10 000

Япония

Крейсер Nachi , 1927 г.

10 000

С. Ш. А.

Англия

Крейсер Pensacola , строится

Легкий крейсер Delhi , 1919 г.

10 ООО

11 568

4 650

5 400

65 19,5

Германия

Франция

Легкий крейсер K6nigsberg , 1927 г.

6 000

Легкий крейсер B guay-Trouin , 1925 г.

7 880 9 350

Англия

Лидер эскадр, миноносцев Маскау , 1918 г.

1 800

2 053

32 12



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [ 16 ] 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159