Литература -->  Водородные ионы в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 [ 150 ] 151 152 153 154 155 156 157 158 159

продуктов сгорания 1 кг топлива, Fc.g.- объем сухих газов, а Fe.n.-объем водяных паров, будем иметь:

Tv г - т.

с + 0,375 S

. 0£. с + 0,375 S . j=l,8b/. co, + SO.

в.п. -

0,5357 (COg + ЗОг

0,01 (9 Н + W) + Wф. + ф . а . Go

Уп.с. =

0,8043 С + 0,375 S

0,5357 (СОг + SOs) ~~ 0,01 (9 Н + W) + Шф. + ф а G 0,8043

продукты сгорания в произвольном сечении газохода, но такое распространительное толкование неправильно.

Лит.: Гавриленко А. П., Паровые котлы, М., 1924; Надежин А. А., Тепловой расчет котельной установки, М-Л., 1927. А. Надежин.

ГАЗ БОЛОТНЫЙ, см. Метан.

ГАЗ ДЛЯ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ. Для

наполнения воздухоплавательных аппаратов применяются: водород (см.), светильный газ (см.), гелий (см.), нагретый воздух и азот (см.).

В таблице приведены данные для химич. чистых газов; получаемый технический газ

Газы

Плотн., отнесенная к воздуху=1

Газовая постоянная

Вес 1 jn в кг при 0° и 760 .мм рт. ст.

Подъемная сила 1 Л1* в кг

при 0° и 760 мм рт, ст.

Подъемная сила в %, отнесен, к водороду = 100

Воздух ..............

Азот...............

Водород .............

Воздух нагретый (при 100°) . .

Гелий..............

Светильный газ.........

0,9673 0,0695 0,946 0,137 0,35-0,52

29,26 30,25 420,93

211,93

1,293 1,2507 0,08987 0,96 0,1785 0,45-0,67

0,0423 1,203 0,333 1,114

0,843-0,623

3,5 100 27,7 92,6 70-51,8

На основании закона Бойля-Мариотта-Гей-Люссака, объем продуктов сгорания при температуре t и барометрич. давлении Рб. найдется по формуле:

тг -Т- +273 760

Ут.б.- Уп.с.- 273 Рб.

Если обозначим через Gn,c. вес продуктов сгорания, Осг.-вес сухих газов, Gg.n.-вес водяных паров, то будем иметь следующие соотношения:

Gn.c. = 1 + (1 -f гр)-сс. 6?о + Wф, - 0,01 А (где А--содержание золы в % от веса рабочего топлива) и

Ge.n. = 0,01(9 Н -Ь ИО -Ь W0, -f G ;

Gc.a. = Gn.c. - Ge.n. -2) Дымовые газы. По пути от топки к дымовой трубе к топочным газам примешивается воздух, присасываемый через неплотности в обмуровке газоходов. Поэтому газы при входе в дымовую трубу (называемые дымовьши газами) имеют состав, отличный от состава топочных газов, т.к. представляют смесь из продуктов сгорания топлива в топке и воздуха, присосанного в газоходах по пути от топки до входа в дымовую трубу. Величина присоса воздуха бывает на практике весьма различна и зависит от конструкции кладки, ее плотности и размеров, от величины разрежений в газоходах и многих других причин, колеблясь при хорошем уходе от 0,1 до 0,7 теоретически необходимого. Если обозначить коэффициент избытка воздуха в топке через ссщ., а коэффициент избытка воздуха газов, уходянщх в дымовую трубу, через то

у. = т. + (от 0,1 до 0,7).

Определение состава и количества дымовых газов ведется по тем же ф-лам, что и для определения топочных газов; разница лишь в численной величине коэфф-та избытка воздуха к, от к-рого, конечно, зависит %-ный состав газов. На практике весьма часто под термином дымовые газы понимают вообще

содерлшт обычно, в зависимости от способа его добывания, аппаратуры и пр., не менее 1-3 % примесей, соответственно ченгу его подъемная сила уменьшается. Для наполнения привязных аэростатов (см.) и дирижаблей (см.) чаще всего применяется водород, как имеющий наибольнгую подъемную силу, редко - гелий, вследствие трудности добывания его и сравнительно большой стоимости. Светильный газ, вследствие дешевизны, часто служит для свободных полетов на сферических аэростатах; для дирижаблей и привязных аэростатов его подъемная сила недостаточна. Нагретый воздух имеет ряд преищществ (простота и дешевизна добьшания, возможность пополнения в любом месте посадки и пр.), но вследствие незначительной подъемной силы применяется очень редко и только для специальных сферическ. аэростатов (тепловых, монгольфьеров). Азот, как нейтральный газ, применяется, с целью уменьшения опасности возгорания водорода, только в специальных аэростатах, имеющих двойную оболочку (промежуток между внутренней и внешней оболочками и заполняется азотом).

Водород добывается способами: заводскими и полевыми-нормальными и быстродействующими. Общие требования к различным способам для сравнительной оценки: 1) чистота получаемого газа (не ниже 97% Hg) и отсутствие в нем вредных примесей; 2) дешевизна добывания, связанная с малым расходом химич. материалов, употреблением наиболее дешевых из них и легко получаемых, с простотой аппаратуры и обслуживания ее; 3) безопасность работ. В частности, для полевых способов имеют значение: 4) небольшие размеры и вес установки, удобство монтировки ее на повозки и автомобили; 5) небольшой вес исходного материала и удобство его перевозки; 6) кратковременность подготовки аппарата к работе; 7) сравнительная скорость добывания газа. Как общее правило, водород не



должен содерн<ать примеси фосфорист. и мьппьяковистого водорода; присутствие сероводорода, хлора и хлористого водорода может быть допускаемо только в Неизмеримо малых количествах, не дающих ясной реакции (с соответствующими реактивами), так как эти примеси сильно влияют на сохранность оболочки аэростата.

1. Заводские способы добывания водорода: 1) способ Дельвик-Флей-шера (контактный), основанный на разложении паров воды раскаленным железом, при чем накаленная окись железа восстанавливается водяным газом (методически повторяющиеся процессы восстановления и окисления железа); 2) электролиз, основанный на разлолсении электрическим током водного раствора хлористых солей, перерабатываемых в едкие щелочи; 3) способ Линде-Франк-Каро, основанный на получении водяного газа и освобождении содержащегося в нем водорода от примесей: окиси углерода и углекислого газа; 4) способ Вольтер-Ринкера, основанный на разложении паров нефти при высокой

Водород, получаемый заводским щпем, компримируется в трубы (баллоны), представляющие собою цилиндры из цельнотянутой стали с внутренним диам. ок. 180 мм, наружным-от 198 до 200 мм и емкостью в 36-36,5 л. Водород содержится в трубах обычно под давлением 165-167 atm, что дает возможность в одну трубу вместить 5,5-5,8 м газа. Вес трубы 52-56 кг, длина с навинченным колпачком-1,6 м. Применяются трубы и большей емкости. Водород доставляется в воздухоплавательные части в трубах и может храниться там продолжительное время. При подсчете стоимости водорода, добытого заводскими способами, следует иметь в виду стоимость доставки труб к месту употребления и обратно на завод, при чем следует принять в расчет, ito в товарный вагон укладывается 220-250 труб, на 3-т грузовик-55, на парную повозку-10-15, на двуколку-6-8 труб.

Из заводских/ методов наибольшее распространение имеют контактный и электролитический, дающие газ чистотой 97-99%. Способ электролиза распространен на Западе и в Америке; он выгоден там, где имеется дешевая электрическая энергия. В воздухоплавании часто пользуются водородом с заводов химического производства, на

так как получаемый газ недостаточно чист (-95%) и содержит в себе углеводороды, сернистый и фосфористый водород, иногда и мышьяковистый водород, очищение же газа от этих примесей обходится дорого. На получение 1 м газа расходуется 7-8 кг химических материалов; реакция протекает по формуле:

Fe + H,SO. = FeSOi + И,.

Установки для добывания водорода обычно монтировались на повозках и состояли из нескольких генераторов, хо.яо-дильника, очистителей и сушителей газа. Не считая расходов по очистке водорода, этот способ является наиболее дешевым из полевых способов. Производительность установки 50-100 м1ч.

Щелочно-алюминиевый способ представляет собой в основе процесс взаимодействия алюминия и раствора едкого натра; ур-ие реакции:

2 А1 + 2 NaOH + 2 Н2О = 2 AlNaO, + 3 Н,.

Этот способ впервые введен в воздухоплавательных частях с 1904 года (в русско-японскую войну) и применяется до последнего времени, хотя и не является рацио-нальньпд вследствие примитивности установки, дороговизны алюминия и значительного расхода исходных материалов (на 1 м водорода уходит алюминия 0,81-1,0 кг, едкого натра 1,5-2,4 кг). Достоинство этого способа-чистота газа (98%), имеющего примесь, главным образом, воздуха. Установка смонтирована на двуколках (фиг. 1) и состоит из генераторов для получения газа, холодильника для его охлаждения, двуколки для подачи воды, моторного насоса и повозок для химических материалов. Генератор состоит из железного ящика, закрытого сверху железной крышкой 1 с отверстием в ней для прохода газа через патрубок 2, соединяющий генератор с холодильником. В генераторе подготовляется раствор едкого натра, затем в него постепенно погружается, посредством валиков 3,

/енератор

Холвдильнил

/енератор (вид в разрезе]

Сетка с

а юми-мием


которых он получается гшш

2. Нормальные полевые способы: 1) кислотный, 2) щелочно-алюминиевый, 3) щелочно - кремниевый (силиколевый).

Кислотный способ основан на действии серной к-ты на железную стружку; этим способом наполнялись первые ш а р-.4 ь е р ы (см. Воздухоплавание) еще с 1783 г. В настоящее время он почти не применяется.

Фиг. 1.

соединенных железными цепями, и рукоятки для вращения А, железная проволочная сетка, в которую накладывается алюминий. Для выпуска промывной воды в дно ящика вделан кран 5, для выпуска алюминатов- люк 6. Вес генератора-500 кг. Холодильник представляет собою железный ящик, соеди-



няющийся патрубком 7 с генератором; ящик разделен внутри вертикальньгми перегородками на четыре камеры, в которых циркулирует водород, охлаждаемый водой, подаваемой насосом через шланг 8. Водород через патрубок 9, вделанный в крышку, поступает из холодильника по шлангу в газгольдер (см.). В каждый генератор опускается 250 кг едкого натра и наливается 250-300 л воды. При помощи двух генераторов и одного холодильника добывается

вистый водород; поэтому при перевозке его и при работах по добыванию газа необходимы особые меры предосторожности. Едкий натр употребляется с содержанием щелочи ~95% и соды не более 3%; хранится в герметически закупоренных и осмоленных железных барабанах по 50-200 кг в каждом.

Силиколевые установки строятся полустационарного типа и подвижные (автомобильные и на повозках); производительность аппаратов-от 100 до 1 ООО водорода


Фиг. 2.

100 лг* водорода в час. Щелочно-алюми-ниевый способ, как нерациональный, на Западе не применяется.

Щелочио-кремниевый (силиколе-вый) способ основан на химич. взаимодействии щелочи (едкого натра) и ферросилиция или силиколя, представляющих собою сплав кремния (85-92%) с железом. Примерный состав силиколя: кремния (Si) 90 %, титана (Ti) 0,6%, железа (Fe)4, 3%, алюминия (А1) 4,58%, кальция (Са) 0,15%, углерода (С) 0,2%, водяного пара (HjO) 0,15 %, мышьяка (As) и фосфора (Р) 0,2 %. Этот способ, при котором реакция протекает по уравнению:

Si + 2 NaOH + HjO = NajSiO, + 2 Н разработан в 1903 г. во Франции и до сего времени является наиболее рациональным и распространенным способом пслевого добывания водорода; он широко применялся в войну 1914-1918 годов. Добываемый газ имеет чистоту-98%. На получение 1 водорода теоретически требуется 0,6 кг чистого кремния и 1,79 кг едкого натра; практически расход материала находится в зависимости от содержания чистого кремния в силиколе: обычно силиколя идет 0,8- 0,9 кг и едкого натра 1,3-1,6 кг. До войны силиколь вырабатывался только во Франции, теперь его изготовляют и в других странах. Для получения. его нужны: чистый кварцевый песок, уголь, железные стружки и электрическ. энергия. Силиколь употребляется в виде мелкого темносерого порошка, слегка блестящего; упаковывается в железные барабаны, обычно по 65 и 130 кг в каждом. Под влиянием атмосферной влажности силиколь выделяет ядовитые газы-фосфористый и мышьяко-

в час. Полустационарная установка дает приблизительно 600-800 газа в час. Она состоит (фиг. 2): из генератора 1; бака для раствора едкого натра 2; бака для силиколя 3; распределителя 4 с мешалкой, механизмом и распределительными приборами; газового коллектора 5 с предохранительными гидравлич. и механич. клапанами; двух промывателей с горячей 6 и холодной 7 водой, с распределительньши и сливными трубами; испарителя 8; вентилятора 9; насоса 10; подъемного крана, двигателя, трансмиссии, трубопроводов и пр. При работе в сетчатый ящик бака 2 помещается едкий натр, помощью лопаточек мешалки 11 вода в баке приводится в движение. В бак 3 помещается силиколь; находящийся под баком распределитель 4 способствует проходу силиколя в генератор, при чем скорость пропускания регулируется механически или от руки; раствор едкого натра поступает в генератор через впускной клапан 12. Крыльчатый сальник 13 дает доступ смазочному маслу для уничтожения пены; четырех-лопастная вращающаяся мешалка 14, приводимая в действие помощью трансмиссии 13, производит равномерное смешивание смеси. Темп-ра в генераторе поддерживается водяным инжектором 16. Образовавшийся в генераторе газ поступает из него через коллектор 5, снабженный предохранительным клапаном 17 и автоматич. гидравлич. затвором 18, в промыватели (Леларжа) с циркулирующей водой-сначала в горячий 6, с f° воды ок. 50°, а затем в холодный 7. Темп-ра газа, выходящего из генератора, выше 100°; газ содержит в себе приблиз. 80% водяных паров. При прохождении газа вода в промывателе частью испаряется.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 [ 150 ] 151 152 153 154 155 156 157 158 159