Литература -->  Водородные ионы в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [ 15 ] 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159

развивается как раз в направлениях, нужных для широкого производства и применения отравляющих веществ.

и ы е, срок службы и постройки к-рых более продолжителен, и разборные, собираемые из заранее изготовленных элементов.

Табл. 2.-Развитие химической промышленности в Германии, Франции, Англии и с. Ш. А. с 1913 по 1925 г. (в т).

Государства

Азот

Хлор

Сера

Мышьяк

Краски

1913 г.

1925 г.

1913 г.

1925 г.

1913 г.

1925 г.

1913 г.

1925 г.

1913 г.

1925 г.

Германия .....

121 600

525 ООО

19 911

7 500

1 892

ок. 3 ООО

125 ООО

110 000

(из них 45 ООО

синтетич.)

Франция .....

47 400

30 ООО

1 500

20 000

1 500

4 275

15 000

(в 1926 г.

ок. 90 000)

Англия......

73 ООО

165 ООО

ок. 35 ООО

1 716

1 631

2 000

24 145

(70 000

синтетич.)

с. Ш. А......

37 000

127 ООО

ок. 150000

491 ООО

1400 000

2 280

11 250

3 300

39 114

Здесь приведены лишь важные для войны отрасли химической промышленности; но так же быстро растут и другие ее отрасли-коксобензольная промышленность, целлюлоидная, фармацевтическая, искусственного волокна, продуктов сухой перегонки дерева и т. п.

Стремительный, все увеличивающийся рост химич. промышленности несомненно вызовет широкое применение на войне различных химич. веществ, имеющих боевое значение. Широко ведущаяся во всех странах в различных специальных научных институтах научно-исследовательская работа придаст массовому применению боевых химических веществ наиболее рациональные с военной точки зрения формы. В будущей войне В.-х. д. будет занимать одно из важнейших мест.

Лит.: Руководство по химич. службе в РККА, Москва, 1927; Военно-химическое дело. Пособие для начсостава РККА, Москва, 1928;Фрайс А. иВест К., Химическая война, 2 изд., Москва, 1924; Ф а р-роу Э., Газовая война, Москва, 1925; Фишман Я. М., Газовая война, ч. I, Москва, 1924; Н а п s-11 а п R., Der chemische Krieg, Gasangriff, Gasabwehr und Raucherzei2gung, 2 Aufl Berlin, 1927; Meuer J., Der Gaskampf und die chemischenKampfstoffe, 2 Aufl Leipzig, 1926; V e d d e r В., The Medical Aspects of Chemical Warfare, Baltimore, 1925. Я. Фишман.

ВОЕННЫЕ МОСТЫ, мосты, строящиеся по оперативным соображениям и под военные нагрузки, при чем технические условия их постройки и экономические соображ;ения уступают место боевым требованиям. В. м. строятся как заблаговременно, т. е. в мирное время, в крепостях и в укрепленных районах, так и в период войны. Первые по конструкции и по материалу не отличаются от гражданских мостов; большей частью строятся металлические и железобетонные, реже деревянные. Их отличие заключается в расчете на военные грузы, принятии мер по их охране и обеспечению от воздушно-химич. нападения и в устройстве приспособлений для их разрушения или уничтожения. В. м., устраиваемые в период войны, как по своей конструкции, так и по способу работ резко отличаются от обыкновенных мостов, почему очень часто под термином В. м. и понимают только эту категорию В. м.

Современные В. м. (как для обыкновенного , так и для жел.-дор. движения), строящиеся в период войны, разделяются на п о-левые, отличаюпщеся коротким сроком службы и быстротой постройки, времен-

Т, Э. т. IV.

I. М О С т ы п О Л е В ы е, кроме срока службы и постройки, характеризуются еще сле дующ. особенностями: рабочей силой являются преимущественно войска со своим табельным имуществом; материал-почти исключительно дерево; предпочтение отдается подручному материалу, хотя бы он был и худшего качества; напряжения в материале разрешаются более допускаемых в гражданском мостостроении, а в особо экстренных случаях-да7ке вызьшающие остающиеся деформации. Конструкции полевых мостов обычно не проектируются и не проверяются расчетом, а выбираются строителем моста из числа типовых, с подбором сечений по таблицам наставлений. При выборе конструкции наибольшее значение имеют временные нагрузки от проходящих по мосту войск и воинских грузов. Все полевые мосты разделяются следуюпщм образом. В зависимости от назначения: 1) м осты для обыкновенного движения: а) пешеходные (пехота - змейкой, всадники-с лошадью в поводу), б) под легкие грузы (до 1,5 m на ось), в) под средние грузы (до 3 да на ось), г) под тяжелые грузы (не свыше 5 m на ось), д) под особо тяжелые грузы; 2) мосты для ж.-д. движения: а) для нормальной колеи (при отверстиях моста до 6 ж) и б) для полевой колеи с паровой или конной тягой. По характеру опор: 1) мосты на неподвижных (постоянных) опора X-на турах, на клетках из шпал или бревен, на козлах, на стойках (фиг. 1), на сваях; 2) м о с т ы на пловучих опорах-на различных поплавках, бочках (фиг. 2), бревенчатых плотах, лодках, судах. Полевые мосты для ж.-д. движения устраиваются исключительно на неподвижных опорах (на шпальных клетках, рамах, а при возможности-на сваях). По способу перекрытия пролетов: 1) мосты балочные и мосты висяч и е-с полотном, подвешенным к продольному канату (фиг. 3) или непосредственно лежащим на канатах или же с применением вант (фиг. 4). Полевые мосты на пловучих



опорах устраиваются исключительно балочной системы. Системы висячие, накатные и стропильные употребляются исключительно в однопролетных полевых мостах и для небольших нагрузок.

Береговыми опорами полевых мостов являются береговые лежни, стулья и, реже.


Фиг. 1.

сваи. Мостовые прогоны делаются из досок, жердей, брусьев и бревен. Прогоны укладываются обычно внахлестку сбоку, так как врубки усложняют работу. В качестве настила употребляются жерди, доски и пластины. Настил (поперечный или косой) укрепляется пажилинами, без гвоздей. Перила делаются из жердей или брусков, а в наплавных мостах-из каната. Размеры береговых лежней, прогонов, настила, а также козловых перекладин и свайных насадок, в зависимости от военного груза даны в наставлениях в виде таблиц. Плову-чие опоры удерживаются обыкновенными якорями или приспособлениями, заменяющими их, или же подвязываются к особому канату, перекинутому с одного берега на другой. Через судоходные реки полевые мосты устраиваются с разводной (выводной) частью. Во время ледохода полевые мосты должны быть сняты. Для обеспечения от разрушения плывущими предметами полевые наплавные мосты охраняются низовыми и верховыми брандвахтами и ограждаются сетками или бонами.

II. Мосты временные, кроме срока службы и постройки, характеризуются еще следующими особеяпостяжп: рабочие- не только войска; инструмент-не только табельный; материал-главн. обр. дерево, но с допуском металлич. поковок и креплений, отвечающих технич. условиям гражданского мостостроения; напряжения в материале не


Фиг. 2.

д. б. больше допускаемых, и лишь в исключительных случаях разрешаются ббльшие напряжения, не превосходящие, однако.


Фиг. 3.

предела упругости; конструкции мостов каждый раз проектируются строителем моста в пределах норм и типов, установленных специальными наставлениями; все элементы моста рассчитываются по соответствующим ф-лам и таблицам. Временные мосты должны служить без ремонта до полугода. Временные мосты разделяются следующим образом. В зависимости от назначения: 1) мосты для обыкновенного движения- а) для всех родов войск и повозок не тяжелее полевой артиллерии и б) для всех родов


Фиг. 4.

ВОЙСК и самых тяжелых воинских повозок (броневиков и танков); 2) мосты для ж.-д. движени я-а) для нормальной колеи и б) для полевой колеи (паровой и конной тяги). По характеру опор: 1) мосты на неподвижных (постоянных)


Фиг. 5.

опорах-на рамах, на сваях, на ряжах (фиг. 6); 2) мосты на пловучих опор а X-на плотах из бревен, на судах (фиг. 5). Временные мосты для ж.-д. движения устраиваются исключительно на постоянных опорах (сваях, рамах и ряжах). Только для полевой ж.-д. конной тяги допускается устройство временных мостов на пловучих опорах




Фиг. 6.

(на судах). Из всех систем временных мостов для обыкновенного движения наиболее употребительны системы балочная и под-косная; реже применяются шпренгельная и стропильная. Для жел .-дорожных мостов допускаются только балочная система, подкосная и зешетчатые фермы : ау, Тауна и Лемб-ке (см. Деревянные мосты). Висячая система мостов для обыкновенного движения разрешается для грузов не тяжелее полевой легкой артиллерии и делается исключительно с полотном, подвешенным к продольным канатам (обычно пеньковым, реже металлическим).

Береговыми опорами временных мостов являются береговые лежни, стулья, сваи и ряжи. Прогоны чаще делаются из круглых бревен (22-27 см), реже из брусьев. Они бывают ординарные, двойные в виде накатов и составные. Врубки в подкосных и решетчатых системах усиливаются поковками в виде скоб, болтов и хомутов из круглого и полосового железа. Настил, чаще из досок, делается поперечный, косой или продольный, как ординарный, так и двойной. Обычное укрепление настила-помощью па-жилин (из брусьев). Перила-из жердей или брусьев, на наплавных мостах допускаются и из каната. Пловучие опоры удерживаются верховыми и низовыми якорями. На судоходных реках они должны иметь разводную часть (вьшодные норомы). Временные мосты на постоянных опорах через водные преграды всегда снабжаются ледорезами. Для обеспечения от удара плавающих тел временные наплавные мосты охраняются низовыми и верховыми брандвахтами и ограждаются сетями, бонами или эстакадами. Все временные мосты обслуживаются специальными командами и мостовыми караулами и защищаются зенитными пулеметами, а особо важные из них-зенитными батареями. Для постройки временного моста балочной системы длиною около 100 м требуется: для мостов на козловых опорах для полевой легкой артиллерии 150 сапер (плотников) и 100 рабочих, продолжительность работ 2-3 дня; для мостов на свайных опорах: для легкой артиллерии-150 сапер и 150 рабочих в течение 4-6 дней; для тяжелой артиллерии-100 сапер, 150 рабочих и 6-8 дней.

III. Мосты разборные. Существование разборных мостов вызывается потребностью иметь в боевой обстановке мост возможно скорее, и притом не возбуждая внимания противника заготовкой материала и ведением работ. Такие мосты не строятся, а собираются из заранее приготовленных элементов. Все разборные мосты подразделяются на следующие три категории: 1) легкие поплавковые, 2) военно-понтонные и 3) металлические мосты.

1) Легкие поплавковые мосты предназначаются для легких нагрузок и притом для переправ через небольшие реки.

Они имеют верхнее строение деревянное, преимущественно в виде готовых звеньев. Пловучими опорами служат надутые воздухом поплавки или небольшие лодки, набитые сеном, соломой или капоком брезентовые мешки, складные обтягиваемые брезентом лодки или поплавки из пробковой коры. Один из типов поплавков - поплавок Полянского-состоит из внутреннего мешка из двойной ткани с резиновой прокладкой и наружного чехла из брезента, снабженного кольцами и веревками для связывания поплавков в звенья и для прикрепления к доскам. Поплавки перевозятся в сложенном виде и надуваются воздухом, грудью или ручным насосом, через особый вентиль. Вес сложенного поплавка-2 кг; расчетная подъемная сила надутого поплавка-50 кг; число поплавков в одной опоре пешеходного мостика-3-4 штуки. Пешеходные мостики удерживаются на реке канатными оттяжками или якорями.

2) Военно-понтонныемосты обслуживаются в некоторых армиях особыми воинскими частями (понтонными батальонами), имеющими обученную наводке команду (понтонеры), а в других-саперами. Имеются также специальные материальные части: а) для устройства мостов через водные преграды, б) для устройства десантных переправ через эти преграды и в) для устройства мостов через небольшие овраги. Опоры понтонных мостов разделяются на непо-двингные (козловые) и пловучие. В качестве неподвижных опор служат козлы разнообразных систем, но особенно широкое распространение получил козел Бираго (фиг. 7).


Фиг. 7.

Он состоит из двух ног, продеваемых в гнезда козловой перекладины. На верхние концы ног надевается цепь, поддерживающая перекладину, а на нижние концы-особые шпоры, препятствуюпще ногам углубляться в мягкий грунт. Козловая перекладина имеет метки для каждой пары двух смежных смычных брусьев, захватывающих ее замками и тем удерживающих козел в вертикальном положении. Для установки на разных глубинах имеются два комплекта козловых ног-длинных и коротких. Пло-вучая опора, обычно в виде лодки (понтона), бывает или цельная (Франция, Германия, Италия) или составная (Австрия, Польша) из произвольного числа отдельных частей или полупонтонов, носовых и средних.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 [ 15 ] 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159