Литература -->  Водородные ионы в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 [ 147 ] 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159

в 30 км от Батума, 3) плотина-перемычка на р. Аджарис-Цхали, близ Батума, выстроенная для ограждения от реки работ по постройке плотины для пароэлектрической силовой установки. Стоимость Г. П. в условиях СССР: до 15 руб. за 1 м кладки в Средней Азии и до 10 руб. на р. Аджарис-Цхали (в цену входят лишь производственные затраты, без начисления всех видов накладных расходов).

Лит.: Кандиба Б. Н., Регулирование рек. Л., 1927; Ганкевич В., Габионы Пальвиса, Изв. Научно-мелиорационного ин-та . П., 1923, вып. 1, 5; L 6 V у - S а 1 V а d о г Р., Lamenagement des chutes deau en vue de la production de Ienergie electrique, Paris, 1922. H. Анисимов.

ГАБУН-КАУЧУКИ, африканские сорта ка->ука из ландольфий (Landolphia, сем. Аро-супасеае) и фикусов (Ficus, сем. Ulmaceae) франц. Конго; на рынке имеются в виде шарообразных комков и удлиненных, так наз. языков . Г.-к. теряют при промывке от 20 до 46% веса; снаружи они черного или серого цвета, в разрезе-розового, синего или красного, серого, белого или зеленого цвета; обладают неприятным запахом, часто бывают с песком и кусочками коры. Лучшие сорта: Prima Loango, Ogoway, Gabun, Mayumba, Batanga, хуже-Kamerun и Bata. Хороши для технических изделий и проре-зинения тканей.

Лит.: Marzahn R., Materlalienkunde fur die Kautschuk-Techniker, 2 Aufl., В., 1920. M. Лурье.

ГАВАНЬ, место безопасной стоянки судов, обычно служащее также для совершения операций по передаче грузов на воду и обратно, а также для ремонта судов и зимовки их. Г. состоит или из естественного бассейна, соединенного с рекой, озером или морем (затона, бухты), или из искусственного водного бассейна, огражденного со-орунсениями. На морях и озерах гавань дол-ясна быть защищена от действия волнения и ветра, иметь достаточно широкий и легко отыскиваемый с моря и озера вход, достаточные глубины для стоянки и причала судов. Речные Г. кроме того должны быть защищены от ледохода.

Простейшим видом гавани на морском побережьи служ;ат бухты, защищенные естественными берегами от волнения и ветра, а на реках-затоны, или зимовки, расположенные так, что берега защищают их от действия ледохода. На морских побережьях такие гавани носят название портов-убежищ, рыбачьих портов. Иногда в затонах производится ремонт мелких судов; в этом случае затоны имеют оборудование для подъема судов и мастерские. Более сложное устройство имеет гавань, приспособленная Для грузовых и пассажирских операций. Такая гавань представляет собою составную часть порта и имеет соответствующее оборудование (см. Порт). .

Искусственные речные гавани представляют собою вырытый в береге бассейн, более или менее правильной формы, сообщающийся с рекой достаточно широким входом. Для удобной передачи грузов берега бассейнов устраивают в виде набережных, тип которых зависит от условий работы Г. Речные Г. бывают открытые и закрытые. Открытые имеют непостоянный уровень воды, соответственно уровню воды в реке. Наберелс-

ные в них обычно устраивают в виде мощеных откосов, с площадками на различной высоте, сообщающимися между собой съездами, иногда с расположенными на них ж.-д. путями. При небольших, сравнительно, колебаниях уровней воды предпочтительнее обделка набережной в виде верти-1сальной стенки, позволяющей судам подходить к ней вплотную; такое устройство значительно облегчает применение механических приспособлений для грузовых операций. Для устройства речных гаваней, в целях У1<1еньшения земляных работ, пользуются как углублением естественных затонов, так и устьями притоков (Кииешемская гавань в устьи реки Кинешемки, фиг. 1). Закрытые Г. состоят из бассейнов с повышенным


Фиг. 1.

уровнем, отделенных от реки шлюзом; при этом для наполнения бассейна используется вода небольших притоков (Рыбинская гавань в устьи р. Черемухи, фиг. 2). Преимущество такой Г.-независимость горизонта воды в Г. от горизонта в реке; однако при больших колебаниях горизонта воды в реке шлюз должен иметь значительные размеры. Г., устраиваемые в искусственных каналах, имеющих б. или м. постоянный уровень воды, обычно располагаются у обслуживаемых ими промьппленных предприятий. Гавани, находящиеся в больших промышленных


Фиг. 2.

центрах, имеют бассейны и причальные линии, приспособленные для однородных грузовых операций; такова, например, Г. Валь-зум на Рейне (фиг. 3). Вход в Г., шириной в 50 м, составляет с направлением русла Рейна угол в 40°. Перед бассейнами расположен аванпорт для маневров судов. Бассейны расположены параллельно берегу Рейна и обслуживаются мостовыми кранами. Длина бассейнов 245 и 320 м, ширина по дну 53,74 м\ территория гавани возвы-



шается на 2 ж выше горизонта самых высоких вод; дно бассейнов на 0,55 м ниже речного дна. Речной берег на протянсении 120,6 м обде.чан набережной, к которой примыкают откосы, обделанные мостовой. Берега бассейнов обделаны набережными в виде стенок на сводах, опираюпщхся на

..ж...г


Фиг. 3.

основание из отдельных опускных колодцев; такое устройство применено в виду возможности неравномерньЕх осадок.

Бассейны на реках должны удовлетворять следующим требованиям: 1) глубина их должна позволять судам, при полной нагрузке, принятой для данного плеса реки, и, следовательно, при наибольшей осадке, пользоваться бассейном при самой низкой воде; 2) вход в Г. должен быть расположен так, чтобы ледоход в реке не мог оказьгеать влияния на условия стоянки в Г.; для этого вход располагают под углом к направлению берега реки и против течения; 3) вход в Г., по возможности, не должен заноситься; в этом отношении играет роль расположение входа, указанное вьппе, а также расположение Г. и входа у вогнутых или прямых глубоких берегов; 4) суда должны иметь возможность маневрировать в гавани, для чего между бассейнами и входом располагают водную площадь, достаточную для поворота судов; 5) бассейны для операций с огне-опасньЕми грузами (лесные, керосиновые и т.п.) должны быть устроены ьозможно дальше от других бассейнов.

Несколько особняком стоят лесные гавани, приспосабливаемые специально для выгрузки сплавного леса. Лесные гавани, отдельные или в составе речного порта, имеют берега с пологим откосом для удобства вытаскивания бревен; при крутых берегах устраиваются специальные лесотаски -вагонетки с горйзонтальньшги платформами, двигающиеся по наклонной плоскости.

Морские гавани также могут быть откры-тылш и закрытыми. Последние, как стесняющие движение судов, устраиваются лишь при наличии значительн. приливов и отливов и при особых; условиях. Таковы гавань в Зеебрюгге, Бремергафене, док короля Альберта в Лондоне и др. Для входа в бассейн

устраивается полушлюз, если Г. работает лишь во время прилива. Ворота полушлюза открьшаются перед наступлением гребня прилива и закрьгеаются вскоре после прохода гребня, так что уровень воды в бассейне немного разнится от л,фовня гребня приливной волны. При более оживленном движении судов делается камерный шлюз (см.). Перед закрытой Г. обычно делается аванпорт для судов, ожидаюпщх входа в Г. Морские открытые Г. устраиваются различно. Вход в Г., в виду большой трудности управления судами при ветре и волнении, ограждается соорунгвниями в виде массивных молов (см.) и волноломов (см.), ограждающих рейд. Самые бассейны или устраиваются в береге или образуются выдвинутыми от берега молами и пирсами (эстакадами). Возможны и Г. смешанного устройства, напр, Г. в Констанце (фиг. 4).

Для морских Г. весьма значительную роль играет быстрая погрузка и выгрузка товаров, в виду чего гавань должна быть оборудована помещениями для грузов и средствами для быстрой разгрузки этих помещений, а также надлежащими ж.-д. путями. В гаванях, расположенных в устьях рек, где грузы в значительных количествах поступают на речных судах, в бассейнах или аванпорте происходит и непосредственная перегрузка из речных судов в морские; место для таких перегрузок предпочтительнее располагать в верхней по реке части порта.

Формы бассейнов гавани зависят от типа ее, от местных условий, грузооборота и, следовательно, от длины потребной причальной линии. Длина последней определяется: 1) в зависимости от годового грузооборота данного рода грузов, распределения его по


Фиг. 4.

месяцам и месячной пропускной способности погонной единицы длины набережной или 2) по числу судов, посещающих порт в месяц, по срокам их погрузки и грузообороту наиболее деятельного месяца. Длина бассейнов не превышает 2 000 - 3 ООО м. Ширина находится в зависимости



от длины бассейна, размеров судов и способов их размещения. При вытянутом расположении судов вдоль набережной ширина бассейна д. б. приблизительно в шесть раз более ширины судов, для свободного расхождения судов в бассейне. При перегрузках с речных судов на морские ширина бассейна колеблется от 150 до 250 м. Глубина бассейна в открытых гаванях должна превосходить максимальную осадку судов более чем на высоту волны и во всяком случае не менее чем на 0,50 м. В закрытых гаванях необходим такой же запас глубины от горизонта гребня наинизшего прилива, уменьшенного на 0,10 л .

Высота набережных над уровнем воды в открытых Г. должна быть такой, чтобы их не захлестывало волнами при наивысшем приливе и наибольшей высоте волны. В закрытых Г. это возвышение составляет около 2,0 м. На самой набережной располагают лишь помещения для массовых грузов, непосредственно передаваемых на суда: элеваторы, нефтяные и керосинные баки и т. п. Между остальньпии складами и набережной


Фиг. 5.

располагают рельсы для кранов, иногда ж.-д. пути. Ширина набережной делается 60-80лг, а пирсов 110-170 м. Такая ширина позволяет расположить от 3 до 6 жел.-дор. путей, склады шириной 15-50 м, краны и проезжую дорогу по набережной. Отношение площадей водной поверхности бассейнов и набережных колеблется от 1 :1 до 1:2. Пример расположения устройств на пирсе (город Эмден) представлен на фиг. 5.

Лит.: Ляхницкий B.E., Курс морских и речных портов, М.-Л., 1926; его же. Конспект курса морских сообщений и портов. П., 1919; Кандиба Б. Н., Русское портостроительство в период войны 1914-1918 гг.. Л., 1924; Е п g е 1 s Н., Handb. d. Wasserbaues, 3 Aufl., В. 2, Leipzig, 1926; Handbuch der Ingenieurwissenschaften, T. Ill-Der Wasserbau, Lpz., 1921-24. K. Акулов.

ГАГАТ, черный, блестящий, смолистый уголь с раковистым изломом; тв. 3-4, уд. в. 1,35. Г. легко обрабатывается ножом и напильником, хорошо полируется; применяется для производства различных мелких (главным образом траурн.) украшений (Ви-блей в Англии, где годовой оборот достигает 100 000 фн. ст.; число рабочих 1 200- 1 500 чел.). Цена 1 кг Г. от 1 р. до 20 р.; чем чернее Г., тем он дороже. Разрабатываемые месторождения Г.: в Испании (Асту-риас), в Англии (Йоркшир), в СССР (Кавказ и Иркутский округ, Балаганский район). Кроме указанных месторождений Г. встречается в Германии (Вюртемберг), в Америке (Колорадо), в СССР-на Сахалине, на Камчатке, в Крыму.

Лит.: Ферсман А. Е., НИ , Л., 1926, т. 1; KrausE. а. Holden Е., Gems а. Gem Materials, p. 186, N. Y., 1925. E. Циивврлинг.

ГАДОЛИНИЙ, Gd, элемент редких Земель; ат. вес 157,3, порядковый номер 64. Г. был открыт в 1880 г. Мариньяком в виде окиси. Физическ. свойства Г. см. Справочник физ., хим. и технолог, величин. Гадолиний входит в состав многих минералов, содержащих иттриевую (гадолиниевую) группу редких земель (см.). Наибольшее значение для добьгеания Г. имеют минералы гадоли-нит и самарски т.

Лит.: Менделеев Д. И., Основы химии, т. 2, стр. 315-327, 631-671, Москва-Ленинград, 1928; Н е V е s у G., Die seltene Erden тот Standpunkte des Atombaues, Berlin, 1927; Noyes A. a. Bray W... A System of Quantitative Analysis for the Rare Elements, London, 1927. B. Горшешников.

ГАДОЛИНИТ, минерал моноклинич. системы; встречается б. ч. в сплошном виде и вкрапленным, в кристаллич. форме редко; излом раковистый или же неровный, занозистый; цвет смоляно-черный, зеленовато-черный; черта зеленая, до серой; блеск стеклянный, до жирного, просвечивает по краям или непрозрачен; тв. 6,5-7; уд. в. 4-4,3; по хим. составу Г.-силикат бериллия (ВеО до 10%), иттриевой земли, закиси железа (BoajFeYa, SiaOjo) с примесями лантана, церия и тория. Разновидность Г. из Иттерби (Швеция)-иттербит-не содержит бериллия. Г.-минерал редкий, встречается в гранитах Гиттере (Норвегия), в Радаутале на Гарце, в Италии, Колорадо и других местах. Употребляется для добывания редких земель, применяемых при изготовлении газокалильных колпачков Ауэ-ра. См. Редкие земли.

Лит.: ни , т. 1, 1926; Лебедев Г., Учебник минералогии, СПБ, 1907.

ГАДФИЛЬДА СТАЛЬ, специальная сталь с высоким содержанием марганца (И- 14%), значительным содержанием углерода (1-1,3%) и обьшно низкими количествами Si, S и Р. Она изобретена в 1888 г. англ. ученым Р. Гадфильдом и изготовляется в мартеновских или электрическ. печах присадкой ферромангана к готовой мягкой стали, при чем стрем5ггся к возможно малому выгоранию марганца. Образующийся в застывшей Г. с. твердый раствор-аустенит- существенно отличается от аустенита углеродистой стали: в противоНоложность последнему, он является очень устойчивым при обычных скоростях охлаждения и с большим трудом распадается на свои составные части-железо и карбиды. Поэтому Г. с. уже при умеренной закалке приобретает чисто аустенитное строение. При охлаждении на воздухе из аустенита успевает выделиться некоторое количество карбида, так что получается смесь, аустенита и цементита. Только при очень медленном охлаждении наряду с аустенитом получаются дальнейшие продукты распадения его- мартенсит и троостит; перлит же получается только при исключительно медленном охлаждении.

Указанньш строением Г. с. определяются ее физич. и механич. свойства. В закаленном состоянии она не магнитна, обладает умеренной твердостью, большой вязкостью и тягучестью; в отожженном же и отпущенном состояниях она становится магнитной, приобретает большую твердость и теряет вязкость и тягучесть. Эта зависимость



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 [ 147 ] 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159