Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Водородные ионы в производстве в 30 км от Батума, 3) плотина-перемычка на р. Аджарис-Цхали, близ Батума, выстроенная для ограждения от реки работ по постройке плотины для пароэлектрической силовой установки. Стоимость Г. П. в условиях СССР: до 15 руб. за 1 м кладки в Средней Азии и до 10 руб. на р. Аджарис-Цхали (в цену входят лишь производственные затраты, без начисления всех видов накладных расходов). Лит.: Кандиба Б. Н., Регулирование рек. Л., 1927; Ганкевич В., Габионы Пальвиса, Изв. Научно-мелиорационного ин-та . П., 1923, вып. 1, 5; L 6 V у - S а 1 V а d о г Р., Lamenagement des chutes deau en vue de la production de Ienergie electrique, Paris, 1922. H. Анисимов. ГАБУН-КАУЧУКИ, африканские сорта ка->ука из ландольфий (Landolphia, сем. Аро-супасеае) и фикусов (Ficus, сем. Ulmaceae) франц. Конго; на рынке имеются в виде шарообразных комков и удлиненных, так наз. языков . Г.-к. теряют при промывке от 20 до 46% веса; снаружи они черного или серого цвета, в разрезе-розового, синего или красного, серого, белого или зеленого цвета; обладают неприятным запахом, часто бывают с песком и кусочками коры. Лучшие сорта: Prima Loango, Ogoway, Gabun, Mayumba, Batanga, хуже-Kamerun и Bata. Хороши для технических изделий и проре-зинения тканей. Лит.: Marzahn R., Materlalienkunde fur die Kautschuk-Techniker, 2 Aufl., В., 1920. M. Лурье. ГАВАНЬ, место безопасной стоянки судов, обычно служащее также для совершения операций по передаче грузов на воду и обратно, а также для ремонта судов и зимовки их. Г. состоит или из естественного бассейна, соединенного с рекой, озером или морем (затона, бухты), или из искусственного водного бассейна, огражденного со-орунсениями. На морях и озерах гавань дол-ясна быть защищена от действия волнения и ветра, иметь достаточно широкий и легко отыскиваемый с моря и озера вход, достаточные глубины для стоянки и причала судов. Речные Г. кроме того должны быть защищены от ледохода. Простейшим видом гавани на морском побережьи служ;ат бухты, защищенные естественными берегами от волнения и ветра, а на реках-затоны, или зимовки, расположенные так, что берега защищают их от действия ледохода. На морских побережьях такие гавани носят название портов-убежищ, рыбачьих портов. Иногда в затонах производится ремонт мелких судов; в этом случае затоны имеют оборудование для подъема судов и мастерские. Более сложное устройство имеет гавань, приспособленная Для грузовых и пассажирских операций. Такая гавань представляет собою составную часть порта и имеет соответствующее оборудование (см. Порт). . Искусственные речные гавани представляют собою вырытый в береге бассейн, более или менее правильной формы, сообщающийся с рекой достаточно широким входом. Для удобной передачи грузов берега бассейнов устраивают в виде набережных, тип которых зависит от условий работы Г. Речные Г. бывают открытые и закрытые. Открытые имеют непостоянный уровень воды, соответственно уровню воды в реке. Наберелс- ные в них обычно устраивают в виде мощеных откосов, с площадками на различной высоте, сообщающимися между собой съездами, иногда с расположенными на них ж.-д. путями. При небольших, сравнительно, колебаниях уровней воды предпочтительнее обделка набережной в виде верти-1сальной стенки, позволяющей судам подходить к ней вплотную; такое устройство значительно облегчает применение механических приспособлений для грузовых операций. Для устройства речных гаваней, в целях У1<1еньшения земляных работ, пользуются как углублением естественных затонов, так и устьями притоков (Кииешемская гавань в устьи реки Кинешемки, фиг. 1). Закрытые Г. состоят из бассейнов с повышенным Фиг. 1. уровнем, отделенных от реки шлюзом; при этом для наполнения бассейна используется вода небольших притоков (Рыбинская гавань в устьи р. Черемухи, фиг. 2). Преимущество такой Г.-независимость горизонта воды в Г. от горизонта в реке; однако при больших колебаниях горизонта воды в реке шлюз должен иметь значительные размеры. Г., устраиваемые в искусственных каналах, имеющих б. или м. постоянный уровень воды, обычно располагаются у обслуживаемых ими промьппленных предприятий. Гавани, находящиеся в больших промышленных Фиг. 2. центрах, имеют бассейны и причальные линии, приспособленные для однородных грузовых операций; такова, например, Г. Валь-зум на Рейне (фиг. 3). Вход в Г., шириной в 50 м, составляет с направлением русла Рейна угол в 40°. Перед бассейнами расположен аванпорт для маневров судов. Бассейны расположены параллельно берегу Рейна и обслуживаются мостовыми кранами. Длина бассейнов 245 и 320 м, ширина по дну 53,74 м\ территория гавани возвы- шается на 2 ж выше горизонта самых высоких вод; дно бассейнов на 0,55 м ниже речного дна. Речной берег на протянсении 120,6 м обде.чан набережной, к которой примыкают откосы, обделанные мостовой. Берега бассейнов обделаны набережными в виде стенок на сводах, опираюпщхся на ..ж...г Фиг. 3. основание из отдельных опускных колодцев; такое устройство применено в виду возможности неравномерньЕх осадок. Бассейны на реках должны удовлетворять следующим требованиям: 1) глубина их должна позволять судам, при полной нагрузке, принятой для данного плеса реки, и, следовательно, при наибольшей осадке, пользоваться бассейном при самой низкой воде; 2) вход в Г. должен быть расположен так, чтобы ледоход в реке не мог оказьгеать влияния на условия стоянки в Г.; для этого вход располагают под углом к направлению берега реки и против течения; 3) вход в Г., по возможности, не должен заноситься; в этом отношении играет роль расположение входа, указанное вьппе, а также расположение Г. и входа у вогнутых или прямых глубоких берегов; 4) суда должны иметь возможность маневрировать в гавани, для чего между бассейнами и входом располагают водную площадь, достаточную для поворота судов; 5) бассейны для операций с огне-опасньЕми грузами (лесные, керосиновые и т.п.) должны быть устроены ьозможно дальше от других бассейнов. Несколько особняком стоят лесные гавани, приспосабливаемые специально для выгрузки сплавного леса. Лесные гавани, отдельные или в составе речного порта, имеют берега с пологим откосом для удобства вытаскивания бревен; при крутых берегах устраиваются специальные лесотаски -вагонетки с горйзонтальньшги платформами, двигающиеся по наклонной плоскости. Морские гавани также могут быть откры-тылш и закрытыми. Последние, как стесняющие движение судов, устраиваются лишь при наличии значительн. приливов и отливов и при особых; условиях. Таковы гавань в Зеебрюгге, Бремергафене, док короля Альберта в Лондоне и др. Для входа в бассейн устраивается полушлюз, если Г. работает лишь во время прилива. Ворота полушлюза открьшаются перед наступлением гребня прилива и закрьгеаются вскоре после прохода гребня, так что уровень воды в бассейне немного разнится от л,фовня гребня приливной волны. При более оживленном движении судов делается камерный шлюз (см.). Перед закрытой Г. обычно делается аванпорт для судов, ожидаюпщх входа в Г. Морские открытые Г. устраиваются различно. Вход в Г., в виду большой трудности управления судами при ветре и волнении, ограждается соорунгвниями в виде массивных молов (см.) и волноломов (см.), ограждающих рейд. Самые бассейны или устраиваются в береге или образуются выдвинутыми от берега молами и пирсами (эстакадами). Возможны и Г. смешанного устройства, напр, Г. в Констанце (фиг. 4). Для морских Г. весьма значительную роль играет быстрая погрузка и выгрузка товаров, в виду чего гавань должна быть оборудована помещениями для грузов и средствами для быстрой разгрузки этих помещений, а также надлежащими ж.-д. путями. В гаванях, расположенных в устьях рек, где грузы в значительных количествах поступают на речных судах, в бассейнах или аванпорте происходит и непосредственная перегрузка из речных судов в морские; место для таких перегрузок предпочтительнее располагать в верхней по реке части порта. Формы бассейнов гавани зависят от типа ее, от местных условий, грузооборота и, следовательно, от длины потребной причальной линии. Длина последней определяется: 1) в зависимости от годового грузооборота данного рода грузов, распределения его по Фиг. 4. месяцам и месячной пропускной способности погонной единицы длины набережной или 2) по числу судов, посещающих порт в месяц, по срокам их погрузки и грузообороту наиболее деятельного месяца. Длина бассейнов не превышает 2 000 - 3 ООО м. Ширина находится в зависимости от длины бассейна, размеров судов и способов их размещения. При вытянутом расположении судов вдоль набережной ширина бассейна д. б. приблизительно в шесть раз более ширины судов, для свободного расхождения судов в бассейне. При перегрузках с речных судов на морские ширина бассейна колеблется от 150 до 250 м. Глубина бассейна в открытых гаванях должна превосходить максимальную осадку судов более чем на высоту волны и во всяком случае не менее чем на 0,50 м. В закрытых гаванях необходим такой же запас глубины от горизонта гребня наинизшего прилива, уменьшенного на 0,10 л . Высота набережных над уровнем воды в открытых Г. должна быть такой, чтобы их не захлестывало волнами при наивысшем приливе и наибольшей высоте волны. В закрытых Г. это возвышение составляет около 2,0 м. На самой набережной располагают лишь помещения для массовых грузов, непосредственно передаваемых на суда: элеваторы, нефтяные и керосинные баки и т. п. Между остальньпии складами и набережной Фиг. 5. располагают рельсы для кранов, иногда ж.-д. пути. Ширина набережной делается 60-80лг, а пирсов 110-170 м. Такая ширина позволяет расположить от 3 до 6 жел.-дор. путей, склады шириной 15-50 м, краны и проезжую дорогу по набережной. Отношение площадей водной поверхности бассейнов и набережных колеблется от 1 :1 до 1:2. Пример расположения устройств на пирсе (город Эмден) представлен на фиг. 5. Лит.: Ляхницкий B.E., Курс морских и речных портов, М.-Л., 1926; его же. Конспект курса морских сообщений и портов. П., 1919; Кандиба Б. Н., Русское портостроительство в период войны 1914-1918 гг.. Л., 1924; Е п g е 1 s Н., Handb. d. Wasserbaues, 3 Aufl., В. 2, Leipzig, 1926; Handbuch der Ingenieurwissenschaften, T. Ill-Der Wasserbau, Lpz., 1921-24. K. Акулов. ГАГАТ, черный, блестящий, смолистый уголь с раковистым изломом; тв. 3-4, уд. в. 1,35. Г. легко обрабатывается ножом и напильником, хорошо полируется; применяется для производства различных мелких (главным образом траурн.) украшений (Ви-блей в Англии, где годовой оборот достигает 100 000 фн. ст.; число рабочих 1 200- 1 500 чел.). Цена 1 кг Г. от 1 р. до 20 р.; чем чернее Г., тем он дороже. Разрабатываемые месторождения Г.: в Испании (Асту-риас), в Англии (Йоркшир), в СССР (Кавказ и Иркутский округ, Балаганский район). Кроме указанных месторождений Г. встречается в Германии (Вюртемберг), в Америке (Колорадо), в СССР-на Сахалине, на Камчатке, в Крыму. Лит.: Ферсман А. Е., НИ , Л., 1926, т. 1; KrausE. а. Holden Е., Gems а. Gem Materials, p. 186, N. Y., 1925. E. Циивврлинг. ГАДОЛИНИЙ, Gd, элемент редких Земель; ат. вес 157,3, порядковый номер 64. Г. был открыт в 1880 г. Мариньяком в виде окиси. Физическ. свойства Г. см. Справочник физ., хим. и технолог, величин. Гадолиний входит в состав многих минералов, содержащих иттриевую (гадолиниевую) группу редких земель (см.). Наибольшее значение для добьгеания Г. имеют минералы гадоли-нит и самарски т. Лит.: Менделеев Д. И., Основы химии, т. 2, стр. 315-327, 631-671, Москва-Ленинград, 1928; Н е V е s у G., Die seltene Erden тот Standpunkte des Atombaues, Berlin, 1927; Noyes A. a. Bray W... A System of Quantitative Analysis for the Rare Elements, London, 1927. B. Горшешников. ГАДОЛИНИТ, минерал моноклинич. системы; встречается б. ч. в сплошном виде и вкрапленным, в кристаллич. форме редко; излом раковистый или же неровный, занозистый; цвет смоляно-черный, зеленовато-черный; черта зеленая, до серой; блеск стеклянный, до жирного, просвечивает по краям или непрозрачен; тв. 6,5-7; уд. в. 4-4,3; по хим. составу Г.-силикат бериллия (ВеО до 10%), иттриевой земли, закиси железа (BoajFeYa, SiaOjo) с примесями лантана, церия и тория. Разновидность Г. из Иттерби (Швеция)-иттербит-не содержит бериллия. Г.-минерал редкий, встречается в гранитах Гиттере (Норвегия), в Радаутале на Гарце, в Италии, Колорадо и других местах. Употребляется для добывания редких земель, применяемых при изготовлении газокалильных колпачков Ауэ-ра. См. Редкие земли. Лит.: ни , т. 1, 1926; Лебедев Г., Учебник минералогии, СПБ, 1907. ГАДФИЛЬДА СТАЛЬ, специальная сталь с высоким содержанием марганца (И- 14%), значительным содержанием углерода (1-1,3%) и обьшно низкими количествами Si, S и Р. Она изобретена в 1888 г. англ. ученым Р. Гадфильдом и изготовляется в мартеновских или электрическ. печах присадкой ферромангана к готовой мягкой стали, при чем стрем5ггся к возможно малому выгоранию марганца. Образующийся в застывшей Г. с. твердый раствор-аустенит- существенно отличается от аустенита углеродистой стали: в противоНоложность последнему, он является очень устойчивым при обычных скоростях охлаждения и с большим трудом распадается на свои составные части-железо и карбиды. Поэтому Г. с. уже при умеренной закалке приобретает чисто аустенитное строение. При охлаждении на воздухе из аустенита успевает выделиться некоторое количество карбида, так что получается смесь, аустенита и цементита. Только при очень медленном охлаждении наряду с аустенитом получаются дальнейшие продукты распадения его- мартенсит и троостит; перлит же получается только при исключительно медленном охлаждении. Указанньш строением Г. с. определяются ее физич. и механич. свойства. В закаленном состоянии она не магнитна, обладает умеренной твердостью, большой вязкостью и тягучестью; в отожженном же и отпущенном состояниях она становится магнитной, приобретает большую твердость и теряет вязкость и тягучесть. Эта зависимость
|