Литература -->  Водородные ионы в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 [ 146 ] 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159

G, в учении о сопротивлении материалов G обозначает модуль упругости второго рода, или модуль упругости сдвига:

где .Е-модуль упругости первого рода и т=---отношение относительного удлинения к относительн. поперечному сжатию е.

G-символ для обозначения веса.

д-символ для обозначения ускорения силы тяжести в м/ск; для небольших высот

=9,806056-0,025028 cos 2-0,000003 /г, где (р-Широта и h-высота в м над уровнем моря; gg-ускорение силы тяжести стандартное-980,665 см/ск:

G КИСЛОТА, дисульфокислота ff-нафтола, CioHgOjS, имеющая структурное строение:

HSO,

HSOa

Получается в смеси с изомерной ей R кислотой (см.) при действии серной к-ты на нафтол при нагревании до 100-110° в течение 12 ч.; из влекается спиртом или баррг-товыми солями; при нагревании с аммиаком образует дисульфокислоту /9-нафтиламина; служит для приготовления /9-нафтилами-на, а также в качестве азокомпонента при синтезе кислотных азокрасителей (см.), к-рые имеют более желт ,ш оттенок, чем изомерные красители из R-к-ты, что объясняет само название этих к-т (G-Gelb, R-Rot). См. Красителей промежуточные продукты.

ГАБАРДИН, ткань, лицевая сторона которой обычно выражается основой. Габарцин в больпганстве случаев строится саржевым или киперным переплетением (2 и 2), производящим на лицевой стороне ткани эффект тонкой сарн{:евой выработки; более низкие сорта Г. производятся при саржевом построении переплетения (2 и 1). Г. применяется главным бразом для непромокаемых пальто и вырабатывается из гсамвольной основы и хлопчатобумажного утка. Но за последние годы чаще начинает употребляться хл.-бум. или смешанная основа (шерсть с хлопком)- № 2/66 и хл.-бум. уток от № 2/60 до № 2/80, при плотностях: основы-108 ниток и утка- 88 прокидок на дюйм. Хл.-бум. уток красится в пряже, а шерстяная основа м. б. окрашена в куске. Тонкий хл.-бумажн. габардин вырабатывается из основы и утка

№ 2/80, при плотностях: основы-162 нитки и утка-104 прокидки на дюйм. Для более низких сортов габардина употребляются: основа Ма 2/40, уток № 20, при чем плотность основы-108 ниток и утка-76 прокидок на дюйм. Костюмная ткань типа Г. однородна по своей поверхности с тканью, применяемой для пальто, но она вырабатывается из шерстяной основы и утка и обладает значительной мягкостью. Выработка этого сорта Г, производится при саржевом построении (3 и 1). Пряжа применяется: для основы-№ 2/50, для утка-№ 36; плотность основы-100 ниток и утка-62 прокидки на дюйм. См. Ткани. с. Молчанов.

ГАБАРИТ, на ж. д., предельные очертания подвижного состава, а такясе приближения всяких сооружений, как то: мостов, зданий, платформ, столбов и т.п. Зазоры между этими очертаниями неодинаковы и зависят от их целей. Так, согласно нашему новому Г. (фиг. 1), наименьший зазор дается внизу, между верхом пути и низом недвижного состава, г е этот зазор в 50 мм рассчитан лишь на возможность случайных небольших неточностей сборки смежных частей пути и подвиншого состава. Зазор менеду боковыми элементами подвижного состава и высокими платформами станций назначен в 200 лш на случай возможных перекосов подвижного состава и качания.его на рессорах. Далее по высоте зазор увеличивается до 525 мм для предотьрмщния несчастных случаев с людьми, стоящими на платформе, и безопасности высовывающихся из вагонов пассажиров. Еще далее кверху зазор суживается до 325 мм. Предел приближения деревянных строений значительно отодвинут из-за противопожарных соображений, для чего этот зазор в верхней части назначен в 1150 мм. Впадины в нижней боковой части очертания подвижного состава стар 1Й конструкци!! в hobiix г. не делаются.

Существующий г. ширококолейных дорог СССР значительно больше габарита загра-нич. дорог нормальной колеи и дает возможность делать более широкий и значительно более высокий подвижной состав, что имеет первостепенное значение для получения наивыгоднейших пропорций в размерах по-дви,кного состава. Так как грузоподъемность (емкость) товарного вагона зависит от



площади пола, то при увеличенной ширине молено обойтись меньшей длиной вагона, достигая этим уменьшения тары вагона, увеличения нагрузки на погонную единицу длины поезда, укорочения станционных путей и т. п. Б пассажирском вагоне увеличение

деревянн. \ сщютия


конце 1927 года разработан новый габарит. По сравнению со старым габаритом, существенному увеличению подверглась ширина, т. е. наиболее важная составляющая, увеличенная с 3,414 ж до 3,850 л , или на 13%. За счет уменьшения чрезмерных боковых зазоров существующего Г. оказывается возможным, при небольших переделках, пропускать подвижной состав шириною 3,6 л ; в виду этого новым Г. установлено два очертания подвижного состава: постоянный с шириной 3,850. Л1 и временный, переходный с шириной 3,6 ж. Применение нового габарита уже началось; так, пригородные электрическ. вагоны дли подмосковного участка Северных железных дорог запроектированы по переходному очертанию

----

-3fOO-

Фиг. 1.

ширины дает возмояшость разместить поперек вагона больше пассажиров и, следовательно , получить меньшую тару вагона на одно место. Так, ширина Г. нашего подвижного состава равна 3,414 ж, что позволяет поместить 5 пассажиров в ряд; при повышении ширины габарита до 3,6 ж люжно будет добавить шестое место в поперечном ряду и, следовательно, почти без увеличения тары вагона увеличить его вместимость на 20%. Увеличивающаяся мощность паровозов уже потребовала заполнения всего Г., а некоторые американские дороги, построившие сверхмощные паровозы, принуждены на участках обращения этих паровозов применить расширенный Г. Отсюда стремление железных дорог к расширению своих Г. Однако это расширение сопряжено с весьма большими расходами по переделке мостов и зданий, и поэтому оно вводится постепенно: расширяются очертания строений на новых дорогах и новых построек на существующих дорогах. Иногда возможно провести такясе расширение габарита подвижного состава, если на проводимом участке имеется обращение поездов, не выходящих за пределы данного участка. В СССР габарит недавно подвергся пересмотру, и в

Фиг. 2.

габарита, для которого приспосабливается участок Москва - Пушкино - Щелково.

Г. дорог нормальной колеи (1,435 ж) разных стран мало отличаются друг от друга. Для возможности беспересадочного и бесперегрузочного сообщения между европейскими странами, связанными нормальной колеей, подвижной состав, назначенный для международного сообщения, должен проходить через интернациональный проходной Г , (фиг. 2). Вообще заграничные Г. нормальной колеи (в том числе Г. америк. дорог) значительно теснее нашего габарита, и лишь дороги с более широкой колеей (испанские и индийские ж. д.) имеют ширину Г. подвижного состава от 3,48 до 3,80 ж. Высота всех без исключения заграничных Г. под-вилшого состава невелика и не превосходит

4,2-4,6 ж. п. Красовскнй.

ГАББРО, изверженная, глубинная порода равномерно-зернистого, преимущественно крупнокристаллического строения, состоящая главн. обр. из плагиоклаза (известково-натрового по-яевого шпата) и листоватого авгита (см.), называемого диал лагом. Количество диаллага достигает 50% породы; он в некоторых случаях частично или полностью замещается роговой обманкой.



В состав Г. входит иногда оливин (оливино-вое габбро), темная магнезиальная слюда биотит (см.), магнитный и титанистый железняк, апатит (см.) и чрезвычайно редко кварц. Разновидностями этой группы пород является норит или гиперит (темная зернистая порода, содержащая вместо авгита гиперстен), а также лабрадорит (порода, состоящая преимущественно или целиком из полевого шпата-Лабрадора). Цвет габбро зеленовато-серый, темнозеленый, коричневато-зеленый, иногда темный (почти черный); ТВ. 5-6; уд. в. 2,8-3,1. По химич. составу Г.-основная порода, содержит 46-52% SiO. 12-20%А12Оз, 7-16% FeOs-bFeO, 9-18% СаО, 2-10% JMgO, 0,5-1,5%К20и около 1% NajO. Г. обладает чрезвычайной крепостью и тем большей стойкостью на выветривание, чем меньше содержание в нем полевого шпата и чем равномернее его структура; сопротивление габбро сжатию велико: 2 000-2 800 кг/см для мелкозернистых видов и до 1 ООО кг/см для крупнозернистых. В виду своей прочности габбро трудно поддается разламыванию и обработке, но, благодаря тому, что составные части его обладают сравнительно одинаковой твердостью, порода хорошо полируется, что в связи с щ)асивыми цветньпйи оттенками габбро позвоет применять его как ценный материал для изготовления столовых досок, постройки колонн, постаментов, лестниц, балюстрад, памятников, облицовки стен и т. п. Менее ценные сорта габбро употребляют для различных построек, замощения улиц, приготовления хорошего качества щебня. Габбро встречается в различных странах: южной Германии, Финляндии (Вильманстранд), Англии (Корнуол), Норвегии (Лангензунд), Швеции (Ангерман-ланд), Канаде и в СССР-на Урале, Кавказе, Украине; габбро-норитовые породы и среди них лабрадориты, обладающие красивой игрой цветов (зеленоватого, красного, голубого), встречаются в б. Киевской губернии по реке Быстриевке и на Волыни по реке Иршеи ее притоку Тростянице. Камень из этих месторождений шел на облицовку и на памятники; вывози.яся в разные города России, а также за границу. См. Справочник физ., хим. и технолог, величин.

Лит.: Штини И.иМушкетов Д., Техническая геология, М.-Л., 1925; Нерудные ископаемые , сборн. КЕПС, Л., 1927, т. 3; О г Э., Геология, пер. с франц., т. 1, М., 1924.

ГАБИОНЫ ПАЛЬВИСА,заполненные галькой или камнем, плетеные из проволочной сетки ящики, устанавливаемые в гидравлических сооружениях с целью устранения недостатков каменной наброски и сухой кладки, приходящих в расстройство даже при небольших деформациях основания. Диаметр проволоки 2-6 мм; ребрами слу-яат железные прутья диаметром 5-15 мм. До сборки в форму ящика Г. П. имеет вид, изображенный на фиг. 1. Он состоит из 6 граней, обозначенных на фиг. 1 и 2 номерами I-I Vt, Тя Т; канедая грань окаймлена ребрами-прутьями, за которые заплетается сетка и около к-рых, как на петлях, может вращаться сетчатая грань ящика. Грань III служит дномяпщка, II и IV-продольными боковыми стенками, Т и Т-попереч-

т. D. т. IV.

ными стенками и грань I-крьнпкой. При перевозках габионы Пальвиса складьшают в плоское тело, а на месте укладки их собирают форму ящика (фиг. 2), при чем


Фиг. 1.

Фжг.

Фиг. 3.

ребра поперечных стенок скрепляют с ребрами продольных стенок проволокой (обвязкой). Ящик устанавливают в сооружении, связывают проволокой с соседними, ранее установленными ящиками, а также с лежащими ниже, уже заполненными ящиками, заполняют камнем и закрывают крышкой, которую тоже привязывают к стен-, кам ящика проволокой, -i Боковой распор камня деформирует ящик; поэтому, для увеличения его жесткости, устраивают промежуточные связи аа и бб (фиг. 3). Обычные размеры Г. П.: длина 2-6 м, ширина 0,5-2 м, высота 0,5-2 м. Для загрузки япщка галькой необходимо предварительно выложить дно и стены ящика камнем (фиг. 4). В настоящее время Г. П. применяются как для берегоукрепительных работ, так и для устройства водоподъемных плотин небольшой высоты. Кладка Г. П. ведется уступами, при чем в береговых укреплениях пилен, ряд делают из ящиков небольшой высоты при значительных прочих размерах. Г. П. в известной мере способны деформироваться, не разрушая своей сетчатой оболочки. Однако рассчитывать на универсальную пригодность габи-онньгх сооружений нельзя; так, например, в Средней Азии габионные дамбы, подмытые течением, почти повсюду разрушились (в 1925 году). Водосливные плотины из габионов Пальвиса успешно работают при непременном условии наличия в паводковой воде реки обильных Бзвегаенньгх наносов. Эти наносы с течением времени заполняют все пустоты между


Фиг. 4.


Фиг. 5.

камнями в габионах Пальвиса, уплотняя последние и повышая прочность и устойчивость всего сооружения. Примерами габион, сооружений могут служить: 1) плотина Нест-ле (фиг. 5), 2) плотина на р. Махунцети,



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 [ 146 ] 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159