Литература -->  Водородные ионы в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 [ 128 ] 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159

фин.-эконом. отдела упразднился, и в ГЭУ был создан самостоятельный транспортн. отдел. Т. о. ГЭУ включает следующие отделы: финансово-экономический, правовой, экономики труда, стандартизации и рационализации, комиссию по рабочему изобретательству, торговой политики, иностранный, профессионально - технического образования, кустарной и кооперативной промышленности, строительный, статистический, национальный и транспортный. Кроме ГЭУ и Промплана в аппарате ВСНХ организуются два управления: Научно-техническое и Отчетно-ревизионное. В области руководства отде.тьными отраслями промышленности перед ВСНХ встает новая задача-более широкого охвата всей промышленности. В результате двухлетней работы Цугпрома была выполнена задача создания единого управления предприятиями общесоюзного значения. ВСНХ выходит из замкнутого круга предприятий только общесоюзного значения и начинает вовлекать в орбиту своей планирующей и регулирующей деятельности всю промышленность, в том числе республиканскую и местную. Для выполнения этой задачи Цугпром был заменен системой главных управлений, охватывающих в совокупности все промыиг-ленные отрасли, подчиненные прежде Цуг-прому. В окончательном виде реорганизация ВСНХ была намечена и проведена приказом по ВСНХ от 4 сентября 1927 г.

Общее руководство ВСНХ стало осущест-влятюя председателем ВСНХ, к-рый руководит работой президиума в составе 11 членов (включая председателя и двух его заместителей) и Совета в составе 85 членов. В состав совета входят представители наиболее крупных отраслей промышленности, представители крупных промышленных и Сырьевых районов и областей, представители Наркомторга, Наркомтруда, Центросоюза и ВЦСПС, персонально назначаемые СНК СССР.

Вопрос о долгосрочном кредитовании промышленности разрабатывался на большом протяжении времени, при чем первое оформленге его в 1926 г. выразилось в учреждении Отдела долгосрочного кредитования промышленности (ОДК) при Промбанке. В третьем квартале 1927 года СНК издал постановление О мероприятиях по организации долгосрочного кредитования и финансирования промышленности . К этой нее группе мер относится выпуск, по постановлению ЦИК и СНК 24 августа 1927 года, государственного внутреннего займа ин-дустриальзапии народного хозяйства, имев-шзгг- большой успех и покрытого с избытком. В 1923 году выпущен 2-й заем индустриализации на сумму 500 млн. руб. (в 2Va раза ббльшую, чем первый), в задачу которого входчт охват и сельского хозяйства. - В целях дальнейшего раскрепощения промышленной системы, 29 июня 1927 г. СНК было утверждено разработанное ВСНХ новое Положение о государственных промышленных трестах, устанавливающее организационные формы управления промышленностью в соответствии с новыми народнохозяйственными задачами. Определяя по-

нятие государствен, промышленного треста, новое Полож;ение упраздняет ранее действовавшую формулу о работе треста с целью извлечепия прибыли, устанавливая, что деятельность треста протекает на основе коммерческого расчета в соответствии с плановыми заданиями. Усиливая т. о. плановое начало в управлении промышленностью, новое Положение вводит в то жз время чрезвычайно важные изменения в организационные формы трестов. Положение расширяет права треста в области само. тоя-> тельного дооборудования, переоборудования, капитального ремонта предприятий и т. д. и распоряжения имуществом на основе утвернеденного промышленно-фина со-вого плана, в то нее время ограждая тресты от мелочной опеки выше стоящих учреждении. Права учреждений, в ведении которых находятся те или иные тресты, ограничиваются общим руководством и плано-во-регулирующими функциями. Вне оговоренных в законе м )кентов тресты проводят свою оперативную и атминистративную работу совершенно самостоятельно. Большая самостоятельность придана также и предприятиям, входящим в состав треста. Директор, непосредственно управляющий отдельным производственным предприят .ем, действуя на пача-лах единоличия в пределах предоставленнь X ему правлением треста полномочий, имеет право открывать по данному предприятию на имя треста текущие счета в кредитных учреж ениях, выдавать векселя и т. д. Положение особо подчеркивает, что никакие органы и лица, кроме тех, к-рым это право предоставлено действующими законами и уставом треста, не имеют права вмешиваться в административную и хоз. жизнь предприятия, входящего в состав треста, а также требовать сведений и отчетов. Существенное значение в новом Положении имеет пункт, устанавливающий, что полученная в результате деятельности предприятия (без понижения качества продукции) экономия, выражающаяся в разнице между себестоимостью про;-укции, установленной в наряде-заказе на основании предварительнсй калькуляции, и действительной себестоимостью, установленной на основе окончательной калькуляции,-в определенной части поступает в распоряжение директора. При этом, согласно Положению, особой инструкцией определяется, на какие цели и в каком порядке расходуется эта часть экономии. Этот момент, поднимая коллективную заинтересованность каждого производственного предприятия в обших результатах работы, тем самым является стимулом к всемерной рационализации производства. В области торговой деятельности треста новое Положение устанавливает, что товары, цены на которые не нормированы, отпускаются по ценам, устанавливаемым трестом по соглашению с покупата/тями или продавцами. Обязательные же для треста отпускные цены устанавливаются учреждением, в ведении к-рого находится трест, с соблюдением действующих законов. Гос. регулирование отпускных цен ограничивает т. о. право трестов самостоятельно устанав-



ливать продажную цену, подчиняя их коммерческие интересы соображениям общегосударственного порядка. Положением допускается занаряживание* продукции треста в пользу гос. органов по ценам ниже рыночных, но не ниже себестоимости с начислением средней прибыли. Список общесоюзных предприятий был еще раз пересмотрен в целях наиболее целесообразного распр деления их между С01СЗНЫМ ВСНХ и ВСНХ союзных республик и утвержден постановлением ЦИК и СНК 6 июля 1927 г.

V. Новейший период: усиленной рационализации и сокращенного рабочего дня.

Наконец, последним и важнейщим постановлением в области промыщлснности и работы ВСНХ, открывающим новую эпоху их развития, является манифест юбилейной сессии ЦИК СССР от 15 октября 1927 года: В отнол]ении производственных фабрично-заводских рабочих обеспечить на протяжении ближайших лет переход от восьмичасового рабочего дня к семичасовому рабочему дню без уменьшения заработной платы, для чего обязать президиум ЦИК и СНК СССР приступить не позже че.1 через год к постепенному осуществлению этого постановления но отношению к отдель-Нош отраслям промышленности, в соответствии с ходом переоборудования и рационализации фабрично-заводских предприятий и ростом производительности труда . Для разработки вопроса о введении семичасового рабочего дня была образована 11 ноября 1927 года Правительственная комиссия. Трудности перевода заключаются в том, что за счет уменьшения продолжител! ности рабочего времени на Vs нужно на такую же величину увеличить выработку (на 12V2%), без чего не может быть сохранен прежний уровень заработной платы. Здесь уже с полной очевидностью выступает необходимость и неизбежность рационализации производственного процесса, и становится ясным значение эконо ного расходования средств, снижения себестоимости для расширения сбыта и т. п. мероприятий. В этом постановлении правительства под технич. рехон-струкцию подведена . определенная экономич. база, а для техники дана принципиально новая установка (вне погони за голой прибылрю) и поставлена сложнейпая, интересней пая, но и благодарная задача, к-рая должна двинуть наше техническ. развитие значительно дальше, в сравнении с с стоявшем его при капиталистическом строе.

Работавший в декабре 1927 г. ХУ Съезд партии конкретизировал задачи индустриализации народного хозяйства и наметил директивы по составлению нового пятилетнего народно-хозяйственного плана, где должно быть увязано развитие промышленности с возможно более быстрым темпом развития сельского хозяйства, современное положение которого таково, что в одной трети мелких крестьянских дворов из-за нерентабельности невыгодно содержание даже лошади, не гоьоря уже о том, что и для сельского хозяйства, как и для промышленности, действительным является закон о понижении себестоимости и затраты труда на

е:иницу продукта по мере укрупнения хозяйства. Здесь важно подчеркнуть, что коллективизация сельского хозяйства и создание крупных советских, в первую очередь- зерновых, хозяйств, коптрактаиия крестьянских посевов и т. п. мероприятия по концентрации с.-х. произво ства, поднятие индивидуального крестьянского хозяйства на основе повей машинной техники и другие шаги, пре принятые в развитие полонсений ХУ Съезда партии, находят базу в том курсе, который уже был намечен раньше, еще на Х1У Съезде, в направлении индустриа-лизацпи страны, развития тяжелой индустрии и производства средств производства, ТАК как без собственного машиностроения нельзя обеспечить нужный для страны темп развития товарности сель.кого хозяйства.

Согласно постановлен ю ХУ Съезда пар-тли, основньпй орудием поднятия нар. хозяйства должна явиться самая энергичная, самая напряженная работа по рационализации,-по рационализации индустрии, в первую очередь, - рационализации торгового аппарата, рационализации государственного аппарата и т. п. .

Работы по рационализации производства, которые по линии ВСНХ СССР находятся в ведении отдела рационализации и стандартизации Научно-техническ. > правления (см. схему), вышли из стадии предварительных разрозненных начинании отдельных предприятий и трестов и переходят в настоящее время в стадию широкой и плановой реконструкции промышленности. Это обстоятельство ставит на очередь вопрос о планомерном руководстве ими, об объединении их в стройную систему мероприятий, увязанных с общим перспективным планом развития промышленности. Среди наметившихся направлений в области рационализации роветского промышленного хозяйства й в ряду крупных конкретных мероприятий д. б. названы следуюнцее. Прежде всего организовано тщательное изучение состояния промышленности для определения главнейших потерь в пролзводстве и для создания предпосылок к составлению плана узловых мероприятий по рационализации и реконструкции пром. хозяйства. До сих пор планы по развитию хозяйства обосновывались статистико-экономич. показателями количественного и качественного роста. Теперь, по определению ХУ Съезда партии, в планы д. б. включаемы показатели основных технико-производственных линий развития промышленности и показатели конкретных рационализаторских мероприятий. Планы должны стать фактором техни шской революции, должны говорить о способах повышения утилизации наличного оборудования, о рациональном использовании существующих и о нахождении новых видов сырья, топлива, материалов. В промышленности накопился уже достаточный опыт по научной разработке организационных вопросов: для хозяйственников и для трудящихся масс стало ясным и на опыте проверенным положение, что простая установка даже новейшего оборудования сама по себе еще не обеспечивает полного производственного эффекта и что последний



ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР

зависит от подготовки всей окружающей обстановки. С организационной точки зрения главнейшей задачей промышленности является построение такой системы, чтобы производственнью, снабженческие и распределительные предприятия работали, как единый механизм, согласованный с остальными отраслями народного хозяйства. Для разрешения этой проблемы нача.11И в широком масштабе применяться, как более эффективные, методы серийного и массового производства, концентрация производства, отбор наиболее сильных и организационно-здоровых предприятий, специализация по продукции и районам, кооперирование, комбинирование предприятий, разделение труда между отдельными производствами и т. д. В связи со специализацией сильное развитие получила стандартизация (см.), к-рая облегчает переход на массовое производство, ведет к типизации изде.чий и сокращению товарных ассортиментов. Особенно большое значение и развитие получает, как основа для стандартизации всех остальных отраслей, стандартизация в отраслях производства средств производства. Промышленность играет в стандартизации доминирующую роль, сосредоточивая у себя разработку подавляющего большинства всех стандартов: так, из 323 утвержденных на 1 августа 1928 года общесоюзных стандартов-300 стандартов, т. е. 93%, разработаны и внесены промышленностью через ВСНХ СССР. (По количеству утверноденных стандартов СССР в настоящее время обогнал эяд капиталистических стран, уступая лишь Гер.мании, С.Ш.А. и Англии, где работы начались раньше: в Англии с 1902 г., в Германии с 1917 г., и т. д.) Поставлены на очередь мероприятия против недостаточно рационального использования технических си.71 и оторванности их от новейшей техники и достижений 3. Европы и Америки, а 1%кже для повышения уровня их технич. и организационных знаний.

Подчеркивая трудности работ по рационализации. Пленум ЦКК (сент. 1928 г.) намечает: для создания на предприятиях условий, наиболее благоприятствующих развитию творчества и инициативы со стороны тех1гаческого ру1;оводящего персонала, а также и широких рабочих масс, предложить органам BGHX, согласованно с ВЦСПС, проработать вопрос об узаконении в определенных пределах производственного риска при проведении тех или иных рационализаторских мероприятий и системы премирования инженерно-технического персонала, отдельных рабочих и групп их за фактические достижения-в изыскании новых производственных методов, в сокращении расходования сырья и материалов, в проведении организационно-технических работ, обусловливающих: повышение производительности труда, увеличение выпуска, снижение себестоимости и улучшение качества продукции. При этом каждая премия должна назначаться за вполне конкретные, точно указанные достижения. Наряду с материальным премированием должен быть разработан вопрос о системе специальных карт, выдаваемых инженерно-техническому и руководящему персоналу, куда должны вноситься наилучшие их достижения в деле рационализации производства (профессиональный рекоо д) . В. В. Куйбышев по этому поводу говорит: Производственный риск должен быть допущен и даже поощряем, иначе мы неизбежно встанем перед консерватизмом научно-технич. мысли, перед излишней технической осторожностью, известным застоем в техническом прогрессе .

В промыгпленности имеются достижения по вопросам внутренней организации производств , по анализу и изучению существую-

щих форм управления промышленностью; имеются достинсения и в области работ по улучшению технолог. процеЬсов, по организации внутризавод. Транспорта и контроля, по перестройке производства по принципу непрерывного потока (иногда в смысле частичного применения конвейерной системы- для отдельных частей производства по мере создания на месте организационно-технич. к юму предпосылок); по рационализации вспомогательн. и обслуживающих хозяйств (центра.тизация инструментального дела, реорганизация складского хозяйства и снаб-женческ. дела, широкое применение новых приспособлений, улучшение транспортных средств); по рационализации энергетич. хозяйства (улучшение эксплоатации наличн. установок,упорядочение топливоснабжения, использование отбросов и отходов производства, комбинирование работы тепловых и силовых установо! для повышения их эффективности); по введению целесообразн. и сравнимых форм калькуляции (для получения показателей эконом, состояния производства и отдельных его частей); по повышению качества бухгалтерского и техническ. учета и его упрощению (доступность для широких кругов хозяйственников и производственников). С другой стороны, в области повышения производительности и улучшения условий труда в промышленности накоплен опыт по подготовке рабочей силы (введение научно-разработанных методов производственного обучения в соответствии сновьпйи условиями труда в производстве); по повышению трудовой дисциплины; по сокращению прогулов и простоев; по уменьшению текучести рабочего состава; по техническ. нормированию (детальное изучение рабочего процесса, оборудования и обстановки труда, переход от суммарного нормирования к нормированию по отдельным операциям, усиление исслед. работы по технич. нормированию); по технике безопасности; по промышленной гигиене и санитарии; по охране труда; по борьбе с несчастными случаями (подготовка пятилетнего плана по оздоровлению условий труда, увязанного с планом развития промышленности).

Особое значение для развития работ по рационализации имеют: изучение достижений иностранной науки и техники, внедрение техническ. и организационных знаний в среду работников промышленности, использование заграничных командировок для повышения квалификации, заимствование иностранного опыта (путем привлечения иностранных специалистов, заключения договоров о технич. помощи, перенесения на наши предприятия опыта лучших концессий). Внешняя торговля и заграничн. связи и заказы используются с таким расчетом, чтобы попутно шло обучение-наших инженеров и квалифицированных рабочих на соответ-ствуюхцрх иностранных з-дах, а нашими работниками приобретались знания в порядке инструктирования их монтерами и специалистами иностранных фирм при сдаче установок и в самом процессе эксплоатации. Но нельзя попросту заимствовать образцы из 3. Европы и Америки. Надо их критически перзрабатывать т. к. 1) большинство



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 [ 128 ] 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159