Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Водородные ионы в производстве фин.-эконом. отдела упразднился, и в ГЭУ был создан самостоятельный транспортн. отдел. Т. о. ГЭУ включает следующие отделы: финансово-экономический, правовой, экономики труда, стандартизации и рационализации, комиссию по рабочему изобретательству, торговой политики, иностранный, профессионально - технического образования, кустарной и кооперативной промышленности, строительный, статистический, национальный и транспортный. Кроме ГЭУ и Промплана в аппарате ВСНХ организуются два управления: Научно-техническое и Отчетно-ревизионное. В области руководства отде.тьными отраслями промышленности перед ВСНХ встает новая задача-более широкого охвата всей промышленности. В результате двухлетней работы Цугпрома была выполнена задача создания единого управления предприятиями общесоюзного значения. ВСНХ выходит из замкнутого круга предприятий только общесоюзного значения и начинает вовлекать в орбиту своей планирующей и регулирующей деятельности всю промышленность, в том числе республиканскую и местную. Для выполнения этой задачи Цугпром был заменен системой главных управлений, охватывающих в совокупности все промыиг-ленные отрасли, подчиненные прежде Цуг-прому. В окончательном виде реорганизация ВСНХ была намечена и проведена приказом по ВСНХ от 4 сентября 1927 г. Общее руководство ВСНХ стало осущест-влятюя председателем ВСНХ, к-рый руководит работой президиума в составе 11 членов (включая председателя и двух его заместителей) и Совета в составе 85 членов. В состав совета входят представители наиболее крупных отраслей промышленности, представители крупных промышленных и Сырьевых районов и областей, представители Наркомторга, Наркомтруда, Центросоюза и ВЦСПС, персонально назначаемые СНК СССР. Вопрос о долгосрочном кредитовании промышленности разрабатывался на большом протяжении времени, при чем первое оформленге его в 1926 г. выразилось в учреждении Отдела долгосрочного кредитования промышленности (ОДК) при Промбанке. В третьем квартале 1927 года СНК издал постановление О мероприятиях по организации долгосрочного кредитования и финансирования промышленности . К этой нее группе мер относится выпуск, по постановлению ЦИК и СНК 24 августа 1927 года, государственного внутреннего займа ин-дустриальзапии народного хозяйства, имев-шзгг- большой успех и покрытого с избытком. В 1923 году выпущен 2-й заем индустриализации на сумму 500 млн. руб. (в 2Va раза ббльшую, чем первый), в задачу которого входчт охват и сельского хозяйства. - В целях дальнейшего раскрепощения промышленной системы, 29 июня 1927 г. СНК было утверждено разработанное ВСНХ новое Положение о государственных промышленных трестах, устанавливающее организационные формы управления промышленностью в соответствии с новыми народнохозяйственными задачами. Определяя по- нятие государствен, промышленного треста, новое Полож;ение упраздняет ранее действовавшую формулу о работе треста с целью извлечепия прибыли, устанавливая, что деятельность треста протекает на основе коммерческого расчета в соответствии с плановыми заданиями. Усиливая т. о. плановое начало в управлении промышленностью, новое Положение вводит в то жз время чрезвычайно важные изменения в организационные формы трестов. Положение расширяет права треста в области само. тоя-> тельного дооборудования, переоборудования, капитального ремонта предприятий и т. д. и распоряжения имуществом на основе утвернеденного промышленно-фина со-вого плана, в то нее время ограждая тресты от мелочной опеки выше стоящих учреждении. Права учреждений, в ведении которых находятся те или иные тресты, ограничиваются общим руководством и плано-во-регулирующими функциями. Вне оговоренных в законе м )кентов тресты проводят свою оперативную и атминистративную работу совершенно самостоятельно. Большая самостоятельность придана также и предприятиям, входящим в состав треста. Директор, непосредственно управляющий отдельным производственным предприят .ем, действуя на пача-лах единоличия в пределах предоставленнь X ему правлением треста полномочий, имеет право открывать по данному предприятию на имя треста текущие счета в кредитных учреж ениях, выдавать векселя и т. д. Положение особо подчеркивает, что никакие органы и лица, кроме тех, к-рым это право предоставлено действующими законами и уставом треста, не имеют права вмешиваться в административную и хоз. жизнь предприятия, входящего в состав треста, а также требовать сведений и отчетов. Существенное значение в новом Положении имеет пункт, устанавливающий, что полученная в результате деятельности предприятия (без понижения качества продукции) экономия, выражающаяся в разнице между себестоимостью про;-укции, установленной в наряде-заказе на основании предварительнсй калькуляции, и действительной себестоимостью, установленной на основе окончательной калькуляции,-в определенной части поступает в распоряжение директора. При этом, согласно Положению, особой инструкцией определяется, на какие цели и в каком порядке расходуется эта часть экономии. Этот момент, поднимая коллективную заинтересованность каждого производственного предприятия в обших результатах работы, тем самым является стимулом к всемерной рационализации производства. В области торговой деятельности треста новое Положение устанавливает, что товары, цены на которые не нормированы, отпускаются по ценам, устанавливаемым трестом по соглашению с покупата/тями или продавцами. Обязательные же для треста отпускные цены устанавливаются учреждением, в ведении к-рого находится трест, с соблюдением действующих законов. Гос. регулирование отпускных цен ограничивает т. о. право трестов самостоятельно устанав- ливать продажную цену, подчиняя их коммерческие интересы соображениям общегосударственного порядка. Положением допускается занаряживание* продукции треста в пользу гос. органов по ценам ниже рыночных, но не ниже себестоимости с начислением средней прибыли. Список общесоюзных предприятий был еще раз пересмотрен в целях наиболее целесообразного распр деления их между С01СЗНЫМ ВСНХ и ВСНХ союзных республик и утвержден постановлением ЦИК и СНК 6 июля 1927 г. V. Новейший период: усиленной рационализации и сокращенного рабочего дня. Наконец, последним и важнейщим постановлением в области промыщлснности и работы ВСНХ, открывающим новую эпоху их развития, является манифест юбилейной сессии ЦИК СССР от 15 октября 1927 года: В отнол]ении производственных фабрично-заводских рабочих обеспечить на протяжении ближайших лет переход от восьмичасового рабочего дня к семичасовому рабочему дню без уменьшения заработной платы, для чего обязать президиум ЦИК и СНК СССР приступить не позже че.1 через год к постепенному осуществлению этого постановления но отношению к отдель-Нош отраслям промышленности, в соответствии с ходом переоборудования и рационализации фабрично-заводских предприятий и ростом производительности труда . Для разработки вопроса о введении семичасового рабочего дня была образована 11 ноября 1927 года Правительственная комиссия. Трудности перевода заключаются в том, что за счет уменьшения продолжител! ности рабочего времени на Vs нужно на такую же величину увеличить выработку (на 12V2%), без чего не может быть сохранен прежний уровень заработной платы. Здесь уже с полной очевидностью выступает необходимость и неизбежность рационализации производственного процесса, и становится ясным значение эконо ного расходования средств, снижения себестоимости для расширения сбыта и т. п. мероприятий. В этом постановлении правительства под технич. рехон-струкцию подведена . определенная экономич. база, а для техники дана принципиально новая установка (вне погони за голой прибылрю) и поставлена сложнейпая, интересней пая, но и благодарная задача, к-рая должна двинуть наше техническ. развитие значительно дальше, в сравнении с с стоявшем его при капиталистическом строе. Работавший в декабре 1927 г. ХУ Съезд партии конкретизировал задачи индустриализации народного хозяйства и наметил директивы по составлению нового пятилетнего народно-хозяйственного плана, где должно быть увязано развитие промышленности с возможно более быстрым темпом развития сельского хозяйства, современное положение которого таково, что в одной трети мелких крестьянских дворов из-за нерентабельности невыгодно содержание даже лошади, не гоьоря уже о том, что и для сельского хозяйства, как и для промышленности, действительным является закон о понижении себестоимости и затраты труда на е:иницу продукта по мере укрупнения хозяйства. Здесь важно подчеркнуть, что коллективизация сельского хозяйства и создание крупных советских, в первую очередь- зерновых, хозяйств, коптрактаиия крестьянских посевов и т. п. мероприятия по концентрации с.-х. произво ства, поднятие индивидуального крестьянского хозяйства на основе повей машинной техники и другие шаги, пре принятые в развитие полонсений ХУ Съезда партии, находят базу в том курсе, который уже был намечен раньше, еще на Х1У Съезде, в направлении индустриа-лизацпи страны, развития тяжелой индустрии и производства средств производства, ТАК как без собственного машиностроения нельзя обеспечить нужный для страны темп развития товарности сель.кого хозяйства. Согласно постановлен ю ХУ Съезда пар-тли, основньпй орудием поднятия нар. хозяйства должна явиться самая энергичная, самая напряженная работа по рационализации,-по рационализации индустрии, в первую очередь, - рационализации торгового аппарата, рационализации государственного аппарата и т. п. . Работы по рационализации производства, которые по линии ВСНХ СССР находятся в ведении отдела рационализации и стандартизации Научно-техническ. > правления (см. схему), вышли из стадии предварительных разрозненных начинании отдельных предприятий и трестов и переходят в настоящее время в стадию широкой и плановой реконструкции промышленности. Это обстоятельство ставит на очередь вопрос о планомерном руководстве ими, об объединении их в стройную систему мероприятий, увязанных с общим перспективным планом развития промышленности. Среди наметившихся направлений в области рационализации роветского промышленного хозяйства й в ряду крупных конкретных мероприятий д. б. названы следуюнцее. Прежде всего организовано тщательное изучение состояния промышленности для определения главнейших потерь в пролзводстве и для создания предпосылок к составлению плана узловых мероприятий по рационализации и реконструкции пром. хозяйства. До сих пор планы по развитию хозяйства обосновывались статистико-экономич. показателями количественного и качественного роста. Теперь, по определению ХУ Съезда партии, в планы д. б. включаемы показатели основных технико-производственных линий развития промышленности и показатели конкретных рационализаторских мероприятий. Планы должны стать фактором техни шской революции, должны говорить о способах повышения утилизации наличного оборудования, о рациональном использовании существующих и о нахождении новых видов сырья, топлива, материалов. В промышленности накопился уже достаточный опыт по научной разработке организационных вопросов: для хозяйственников и для трудящихся масс стало ясным и на опыте проверенным положение, что простая установка даже новейшего оборудования сама по себе еще не обеспечивает полного производственного эффекта и что последний ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР зависит от подготовки всей окружающей обстановки. С организационной точки зрения главнейшей задачей промышленности является построение такой системы, чтобы производственнью, снабженческие и распределительные предприятия работали, как единый механизм, согласованный с остальными отраслями народного хозяйства. Для разрешения этой проблемы нача.11И в широком масштабе применяться, как более эффективные, методы серийного и массового производства, концентрация производства, отбор наиболее сильных и организационно-здоровых предприятий, специализация по продукции и районам, кооперирование, комбинирование предприятий, разделение труда между отдельными производствами и т. д. В связи со специализацией сильное развитие получила стандартизация (см.), к-рая облегчает переход на массовое производство, ведет к типизации изде.чий и сокращению товарных ассортиментов. Особенно большое значение и развитие получает, как основа для стандартизации всех остальных отраслей, стандартизация в отраслях производства средств производства. Промышленность играет в стандартизации доминирующую роль, сосредоточивая у себя разработку подавляющего большинства всех стандартов: так, из 323 утвержденных на 1 августа 1928 года общесоюзных стандартов-300 стандартов, т. е. 93%, разработаны и внесены промышленностью через ВСНХ СССР. (По количеству утверноденных стандартов СССР в настоящее время обогнал эяд капиталистических стран, уступая лишь Гер.мании, С.Ш.А. и Англии, где работы начались раньше: в Англии с 1902 г., в Германии с 1917 г., и т. д.) Поставлены на очередь мероприятия против недостаточно рационального использования технических си.71 и оторванности их от новейшей техники и достижений 3. Европы и Америки, а 1%кже для повышения уровня их технич. и организационных знаний. Подчеркивая трудности работ по рационализации. Пленум ЦКК (сент. 1928 г.) намечает: для создания на предприятиях условий, наиболее благоприятствующих развитию творчества и инициативы со стороны тех1гаческого ру1;оводящего персонала, а также и широких рабочих масс, предложить органам BGHX, согласованно с ВЦСПС, проработать вопрос об узаконении в определенных пределах производственного риска при проведении тех или иных рационализаторских мероприятий и системы премирования инженерно-технического персонала, отдельных рабочих и групп их за фактические достижения-в изыскании новых производственных методов, в сокращении расходования сырья и материалов, в проведении организационно-технических работ, обусловливающих: повышение производительности труда, увеличение выпуска, снижение себестоимости и улучшение качества продукции. При этом каждая премия должна назначаться за вполне конкретные, точно указанные достижения. Наряду с материальным премированием должен быть разработан вопрос о системе специальных карт, выдаваемых инженерно-техническому и руководящему персоналу, куда должны вноситься наилучшие их достижения в деле рационализации производства (профессиональный рекоо д) . В. В. Куйбышев по этому поводу говорит: Производственный риск должен быть допущен и даже поощряем, иначе мы неизбежно встанем перед консерватизмом научно-технич. мысли, перед излишней технической осторожностью, известным застоем в техническом прогрессе . В промыгпленности имеются достижения по вопросам внутренней организации производств , по анализу и изучению существую- щих форм управления промышленностью; имеются достинсения и в области работ по улучшению технолог. процеЬсов, по организации внутризавод. Транспорта и контроля, по перестройке производства по принципу непрерывного потока (иногда в смысле частичного применения конвейерной системы- для отдельных частей производства по мере создания на месте организационно-технич. к юму предпосылок); по рационализации вспомогательн. и обслуживающих хозяйств (центра.тизация инструментального дела, реорганизация складского хозяйства и снаб-женческ. дела, широкое применение новых приспособлений, улучшение транспортных средств); по рационализации энергетич. хозяйства (улучшение эксплоатации наличн. установок,упорядочение топливоснабжения, использование отбросов и отходов производства, комбинирование работы тепловых и силовых установо! для повышения их эффективности); по введению целесообразн. и сравнимых форм калькуляции (для получения показателей эконом, состояния производства и отдельных его частей); по повышению качества бухгалтерского и техническ. учета и его упрощению (доступность для широких кругов хозяйственников и производственников). С другой стороны, в области повышения производительности и улучшения условий труда в промышленности накоплен опыт по подготовке рабочей силы (введение научно-разработанных методов производственного обучения в соответствии сновьпйи условиями труда в производстве); по повышению трудовой дисциплины; по сокращению прогулов и простоев; по уменьшению текучести рабочего состава; по техническ. нормированию (детальное изучение рабочего процесса, оборудования и обстановки труда, переход от суммарного нормирования к нормированию по отдельным операциям, усиление исслед. работы по технич. нормированию); по технике безопасности; по промышленной гигиене и санитарии; по охране труда; по борьбе с несчастными случаями (подготовка пятилетнего плана по оздоровлению условий труда, увязанного с планом развития промышленности). Особое значение для развития работ по рационализации имеют: изучение достижений иностранной науки и техники, внедрение техническ. и организационных знаний в среду работников промышленности, использование заграничных командировок для повышения квалификации, заимствование иностранного опыта (путем привлечения иностранных специалистов, заключения договоров о технич. помощи, перенесения на наши предприятия опыта лучших концессий). Внешняя торговля и заграничн. связи и заказы используются с таким расчетом, чтобы попутно шло обучение-наших инженеров и квалифицированных рабочих на соответ-ствуюхцрх иностранных з-дах, а нашими работниками приобретались знания в порядке инструктирования их монтерами и специалистами иностранных фирм при сдаче установок и в самом процессе эксплоатации. Но нельзя попросту заимствовать образцы из 3. Европы и Америки. Надо их критически перзрабатывать т. к. 1) большинство
|