Литература -->  Водородные ионы в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 [ 127 ] 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159

вопросов организации новых производств, установление финансовьгх ресурсов, установление методов оценки основного капитала и общее наблюдение за проведением инвентаризации. В мае 1925 г. второе расширенное совещание президиума ВСНХ СССР с местными органами (к-рое можно назвать YI Съездом советов нар. хозяйства) утвердило порядок работ ОСВОК по выработке плана развертывания промышленности, и работа ОСВОК продолжалась до 1926 г., вылившись в пятилетние (1925/26- 1929/30 годы) гипотезы развития промышленности (по отдельным отраслям издано 29 книг). Наряду с проблемой количественного увеличения промышленной продукции перед ВСНХ встал вопрос о качестве продукции. Здесь имелись уже нек-рые достижения. Из организационных мероприятий в области промышленности надо отметить изменение структуры ВСНХ. Постановлением ЦИК и СНК 12 июня 1925 г. ВСНХ дополнен новым Управлением металлич. промышленности. Управление делами реорганизовано в Админ.-финанс. управление, а Ред.-издат. отдел-в Центральное управление промышленной пропаганды и печати.

На протяжении 1925 г. ВСНХ совместно с профсоюзами развернул новую кампанию по поднятию производительности труда. Первые мероприятия были направлены по линии поднятия трудовой дисциплины, создания воли к труду и повышению интенсивности труда. Здесь были достигнуты большие результаты. Одновременно с этим началась работа по рационализации процессов труда, Ботл устранен целый ряд недостатков и несообразностей в производственной жизни предприятий, и в значительной мере было оздоровлено производство. Производственные совещания и сдельщина выявили и помогли изжить огромное количество дефектов, которых раньше не замечали, к которым привыкли. Проведен был и ряд мероприятий более крупного значения, имевших большой экономич, результат-сокращение ассортиментов, специализация предприятий, концентрация их. На ряде предприятий удалось изжить недостаточную нагрузку. Однако работа по поднятию производительности труда, чем дальше, тем становится сложнее, т. к. дальнейшее развитие упирается в необходимость технич. переоборудования. Крупные мрроприятия по рационализации производства (см, ниже), на к-рые перенесен центр тяжести работы по повышению производительности труда, тоже требуют часто значительных затрат.

В связи с вопросом о поднятии производительности труда встал во весь рост вопрос о воспроизводстве квалифицированной р.бочей силы. Рост и расширение производства начали обгонять поступление новых квалифицированных кадров в промыш-ленюсто; ВСНХ в приказе от 28 февраля 1925 г. О подготовке квалифицированной рабочей силы наметил ряд мероприятий, которые должны были на основании пятилетнего, примерно, плана, по отраслям производства и по каждой специальности и профессии, выявить количество квалифицированной рабочей силы, необходимое для пол-

ной нагрузки предприятий, для полного удовлетворения потребности населения в продукции соответственного производства и для полного удовлетворения внутреннего рынка и экспортной программы-минимум. Работа по выявлению рабочей силы должна также значительно облегчить работу по выяснению потребного технического и руководящего персонала и сделать возможным анализ сети наших высших и средних технических уч. заведений под этим углом зрения (еще в 1920 г, ВСНХ предъявил Глав-профобру требование на 2 000 инженеров). Предварительная работа по определению основного типа инженера-экономиста и ин-женера-индустриалиста была уже выполнена ВСНХ в 1925 г, и передана на рассмотрение Гос, ученого совета. Вопрос о типе инженера для промышленности с этого времени не перестает занимать ВСНХ до самого последнего времени, и летом 1928 г. привел к передаче части втузов из Нарком-проса в ведение ВСНХ (ср. ниже). В интересах повышения качества продукции и поднятия производительности труда была опубликована инструкция СТО от 20 июля 1925 года О порядке приобретения гос. учреждениями и предприятиями патентов на изобретения , 2 августа 1925 года ВСНХ издал приказ О мерах поощрения рабочего изобретательства на фгбпиклх и заводах , а 15 сентября 1925 г. СТО утвердил два положения: О К-те по стандартизации при СТО и О Центральном бюро по стандартизации при НКРКИ СССР . К-т по стандартизации руководит работой союзных ведомств по установлению стандартных форм, размеров, типов, спецификаций и технических условий для различных материалов и изделий, утверждает и опубликовывает как обязательные, так и рекомендуемые стандарты, устанавливает связь с иностранными организациями по стандартизации и т. д. Бюро же производит предварительное согласование и рассмотрение работ по стандартизации, ведет наблюдение за исполнением пос.ановлении К-та по стандартизации и выполняет все функции секретариата этого К-та, Промышленные стандарты разрабатываются в ВСНХ и утверждаются К-том.

IV. ВСНХ в период реконструкции промышленности и индустриализации всего нар. хозяйства.

Поворотным пунктом в развитии ВСНХ, как и в развитии всего народного хозяйства, были решения Х1У партийного съезда (декабрь 1925 г.) об индустриализации страны, предписывающие: вести экономическое строительство под таким углом зрения, чтобы СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, превратить в страну, производящую машины и оборудование; чтобы т.о. СССР в обстановке капиталистич. окружения отнюдь не мог превратиться в экономич. придаток капиталистич. мирового хозяйства, а представлял собою самостоятельную экономическую единицу, строящуюся по-социалистически и способную, благодаря своему экономическому росту, служить могучим средством революционизирования рабочих всех стран и угнетен, колоний и полуколоний . Этот новейший период в истории



деятельности ВСНХ характеризуется окончательным завершением восстановительного процесса в промышленности и переходом ее на более высокую стадию развития- радикального переоборудования сушествую-щих и постройки новых ф-к и заводов, организуемых по последнему слову техники.

С течением времени в работе ВСНХ все больше и больше отводится места задачам плановой увязки отдельных отраслей промышленности между собою в их перспективном развитии, а равно и всей промышленности в целом, с остальными частями народного хозяйства. Таким обр. встала задача составления многолетних промышленных

технических ин-тов к нуждам промышленности и создаются новые ин-ты (ср. ниже).

Внутри самой гос. промышленности осуществляются мероприятия, которые должны обеспечить рост производительности труда, для чего проводится новая кампания по поднятию производительности труда. Начиная с 26 февраля 1926 года проводится режим экономии. СТО 18 мая 1926 года издает постановление о поднятии производительности труда в промышленности и на транспорте; ЦИК и СНК 11 июня 1926 г. издают-постановлеиие о режиме экономии для усиления внутренних ресурсов социалистич накопления, дополненное постановлением

Табл. 2.-Положение промышленного экспорта в общей структуре экспорта

(по всем границам).

Объекты экспорта

1923/24 Г.

1924/25 Г.

1925/26 Г.

1926/27 Г.

. р.

2 Э !S

3 о с Ен о д

о О) С СГ

>. о

PQ к

ft й 5 s

§&

о W S

. о g

W Н Cf

> и о

PQ s

>.

t. о

Весь промышл. экспорт ....

в том числе: лес.......

нефть .....

марганец . . .

сахар .....

изделия .... пр.пром. товары

Весь с.-х. экспорт.......

В том числе: хлеб.....

158 278 70 436 37 345 14 366 6 560 9 538 20 033364 357 191 977

30,3 13,5 7,2 2,7 1,3 1,8 3,8 69,7 36,7

216 206 72 689 66 612 17 891 13 964 16 871 28 179

342 426 52 456

38,7 13,0 11,9 3,2 2,5 3,0 5,1 61,3 9,4

136,6 103,2 178,4 124,5 212,9 176,0 140,7 94,0 27,3

247 521 58 240 75 969 21 285 18 962 30 302 42 763 429 099 160 103

36,6 8,6

11,2 3,2 2,8 4,5 6,3

63,4

23,7

121,1 80,1 114,0 119,0 135,8 179,6 151,8 125,3 305,2

298 839 79 777 89 213 24 090 4 215 31 195 70 349 471 704 207 192

38,8 61,2

120,7 137,0 117,4 113,2

109,9 129,4

Итого.......

522 635

100,0

558 632

100,0

106,9

676 620

100,0 j 121,1

770 543

100,0.

113,9

планов, в частности - пятилетнего плана развития промышленности, нашедшая первое выражение в работах ОСВОК. В этот же период ВСНХ закладывает и материально-технические основы индустриализации, начинает интенсивнейшим образом разв р-тывать внутреннее машиностроение, создает целый ряд новых производств и перестраивает внешнеторговые связи с заграничными рынками через сйециальные экспортно-импортные общества (Экспортлес, Промэкспорт, Химимпорт, Металлоимпорт,

18 июля 1926 года. К этой же группе мероприятий относятся приказы ВСНХ 17 июня 1926 г. о мерах к сокращению числа комиссий и совещаний и 10 июля 1926 г. об улучшении работы ВСНХ и устранении бюрократизма в работе органов промышленности.

Среди других задач, разрешенных в этот период, надо указать на реорганизацию всей постановки капитального строительства. Устанавливается порядок прохождения и утверждения проектов новых металлических заводов, учреждается Гипромез (Гос. ин-т

Табл. 3.-Положение

промышленного импорта (по всем границам).

в общей структуре импорта

1923/24 Г.

1924/25 Г.

1925/26 Г.

1926,27 Г.

Объекты импорта

о <D

сз Я-

>>

PQ д

от В Hf

&

d И И Cf

>>

d о я g

Й о

Еч д

° аз И В tr

Весь промышл. импорт . . . В том числе: оборуд. пром. .

потреб, трансп.

сырье.....

полуфабрикаты топливо .... потреб, сел.хоз. в томчис.с.-х. маш. и тракт.

Весь потреб, импорт.....

Прочие товары...... .

366 579 18 980 29 472

223 645 75 994 6 330 12 158

6 064 68 563 4 230

83,4 4,3 6,7 50,9 17,3 1,4 2,8

1,4 15,6 1,0

470 925 50 387 20 987 244 071 112 927 837 41 716

32 242 240 395 12 181

65,1 7,0 2,9 33,7 15,6 0,1 5,8

4,6 33,2 1,7

128,5 265,5

71,2 109,1 148,6

13,2 343,1

531,7 350,6 288,0

590 503 84 265 23 308 273 878 145 924 3 715 59 413

48 430 153 492 12 337

78,1 11,1 3,1 36,2 19,3 0,5 7,9

6,4 20,3 1,6

125,4 167,2 111,1 112,2 129,2 443,8 142,4

151,6 63,8 101,3

607 758

l50 403

329 090 91 177 5 584 31 504

23 794 82 893 22 040

85,3

21,1

46,2 12,8 0,8 4,4

3,3 11,6 3,1

102,9 139,8

120,1 62,5

150,3 53,0

48,7 54,0 51,9

Итого ......

439 372

100,0

723 501

100,0

164,7

756 332

100,0

104,5

712 691

100,0

94,2

Текстильторг и другие), чем подводится база под индустриализацию (см. табл. 2 и 3). Точно так же в интересах индустриализации проводится приспособление научно-

проектирования металлозаводов), организуется научная экспертиза проектов, привлекается иностранная техническая помощь, создаются специальные строительные орга-



низации в разных отраслях промышленности и т. д. СТО 24 мая 1926 г. издает постановление О проектах промышленного строительства, подлежащих утверждению ВСНХ СССР , СНК 12 июня 1926 г.- О льготных условиях допущения иностранного капитала к производству строительных работ в СССР и, наконец, ЦИК и СНК 24 июля 1926 года- Об общем порядке утверждения промышленных строительных проектов, производимых ВСНХ и подведомственными ему предприятиями . Параллельно с задачей максимального бережного отношения и производительного использования всех имеющихся наличных средств ВСНХ ставит перед промышленностью задачу снижения себестоимости в целях создания внутри самой промышленности новых масс прибавочного продукта, опираясь на который, в самой промышленности можно было бы иметь базу для расширенного воспроизводства основного капитала. Здесь в основу положена целая система мер: а) всемерная рационализация производственно-технических процессов в промышленности, б) материальная заинтересованность предприятий в удешевлении себестоимости и в) намеченная реформа управления промышленностью снизу до верху путем его упрощения и улучшения на основе децентрализации управления при централизации планирования. Эта реорганизация ВСНХ проведена уже после смерти Ф. Э. Дзержинского новым составом президиума ВСНХ во главе с В. В. Куйбышевым (члены: Э. И. Квиринг, М. Л. Рухимович, А. П. Серебров-ский, В.П. Манцев, А. Ф. Толоконцев, В. И. Межлаук, А. Б. Штерн, А. Н. Долгов).

Одним из последних намерений Ф. Э. Дзержинского было объединение ВСНХ и Наркомторга, создание объединенного Комиссариата торговли и промышленности. Я не раз приходил,-сказал т. Дзержинский в последней речи,-к председателю СТО и СНК и говорил: дайте мне отставку или передайте мне Наркомторг, или передайте мне из Госбанка кое-что, или передайте мне и то и другое... я уверен глубочайшим образом, что, если бы Наркомторг был в одном комиссариате с нами, мы гораздо скорее двинули бы дело снилгения розничных цен и улучшения аппарата .

Последняя реорганизация центрального аппарата ВСНХ вызвана расширением и усложнением задач управления промышленностью. Те задачи, к-рые за последнее время стояли перед ВСНХ, к этому периоду можно было считать разрешенными. В процессе работы основных органов ВСНХ оформлено управление капиталами промышленности, разграничены взаимоотношения между трестами и предприятиями, синдикатами и тбргами; выработаны правила отчетности трестов и синдикатов; организованы калькуляционные работы по всей промышленности, а также выполнен ряд других крупных работ в области использования экспортно-импортных планов, использования иностранных кредитов, руководства и регулирования политикой цен, увязки работы промышленности с кооперацией и т. д. По мере разрешения этих

задач поступательный ход развития промышленности и всего народного хозяйства СССР выдвигает новые, более широкие задачи, для разрешения которых существующая структура ВСНХ представляется уже не вполне пригодной. В процессе разрешения этих задач ВСНХ неоднократно приходилось производить некоторые изменения своего организационного аппарата. Но эти изменения носили частичный характер и не могли устранить несоответствий между новьши задачами народного хозяйства, поставленными XIV Съездом партии, и старыми организационными формами. Реорганизация аппарата ВСНХ в докладе председателя ВСНХ, т. Куйбышева, в СНК 24 августа 1926 года намечалась по трем основным линиям: по линии усиления функций планирования промышленности, по линии более широкого охвата руководством отдельных отраслей промышленности и, наконец, по линии расширения функций регулятивного органа ВСНХ, ведающего вопросами текущей промышленной политики. Опыт работы показал, что планирование выходит уже за пределы руководства только годовой плановой деятельностью предприятий и органически связывается с более отдаленными перспективами социалистического строительства. Госпромышленность практически подошла к исчерпанию своего основного капитала на 100%. Наряду с проблемой управления и улучшения существующих предприятий возникает проблема создания в плановом порядке новых промышленных предприятий, проблема капитальной реконструкции существующих, создания промышленных организмов такой мощи и качества, которые были бы достаточной базой социалистического преобразования страны. Задачи перспективного планирования и органич. претворения его в годовой текущей оперативной работе требуют соответственного аппарата промышленности, приспособленного для достижения этих целей. В связи с этим встает вопрос о преобразовании планово-отчетного управления в плановое управление, с выделением из него специальных отчетных и регулятивных функций и с передачей их другим управлениям. С другой стороны, плановое управление, как орган, имеющий целью планирование всей промышленности в целом и разработку перспективных планов промышленного развития, должно включать в круг своих задач общую увязку планов и контроль над их выполнением. Таким образом в состав планового унравлегшя должны входить секции: промышленных ресурсов, промышленной географии, энергетики, сельского хозяйства и учета. В связи с изменением функций планового управления основные задачи Главного экономич. управления, как регулятивного органа, решено было расширить и в составе экономич. управления образовать финансово-экономический отдел, которому передать, помимо общефинансовых вопросов, также общие вопросы в области промышленности и экономики. Пром.-экономический совет Главного эконом, управления (ГЭУ), который раньше ведал этими вопросами, по образовании



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 [ 127 ] 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159