Литература -->  Водородные ионы в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 [ 126 ] 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159

По вопросу о проведении начал новой экономической политики в области крупной гос. промышленности был издан наказ СНК от 3 августа 1921 года. Предшественником первого декрета о трестах было постановление СНК от 12 авг.уста 1921 г. под названием Основные положения о мерах к восстановлению крупной промышленности и развитию производства , согласно которому наиболее крупные и технические оборудованные, целесообразно организованные и соответственно расположенные предприятия в данной отрасли промышленности могли быть соединяемы в особое объединение, организуемое на началах хоз. расчета. На тех яе началах могли быть выделены и отделены предприятия. Расширяются права госуд. предприятий в области финансирования и распоряжения материальными ресурсами, с упрошенным сметным финансированием (декрет СНК от 16 августа 1921 года). В целях предостав.тения всем хоз. органам возможно большей самостоятельности при переходе на хоз. расчет, СНК 27 октября 1921 г. издает постановление о свободной реализации продукции предприятиями, снятыми с государственного снабжения. Для оплаты труда рабочих и служащих, для заготовки сырья, топлива и пр. расходов такие предприятия получили право сбывать продукцию по рыночным ценам. Распределительные органы (Комиссия Использования, Центральн. топливный комитет и другие) не имеют права требовать от этих предприятий безденежного отпуска готовых изделий, сырья, топлива и т. д., в отличие от такого права их по отношению к предприятиям, не снятым с гос. снабжения. Предпоследним декретом по денационализации промышленности является декрет ВЦИК и СНК от 10 декабря 1921 года О предприятиях, перешедших в собственность республики . По этому декрету признаны национализированными все предприятия, к которым до 17 мая 1921 года фактически применена национализация, признаки которой: прием предприятия по приемочному акту, назначение заведующего или организация управления, расходование госуд. средств на ведегше дела и охрану. Что касается мелких и кустарных предприятий, то они считаются собственностью государства, если предприятия эксплоати-руются -государством и если правительственные органы усилили их новым технич. оборудованием или снабжением. Все прочие предприятия принадлежат прежним их в.тгадельцам им. б. использованы послед-ршми. Президиуму ВСНХ предоставляется право по ходатайству кооперативов и частных владельцев денационализировать находящиеся в руках государства мелкие предприятия с числом рабочих до 20 человек. . На таких основах перестраивала свою работу промышленность. С 16 января 1922 г. перешел на хоз. расчет транспорт (декрет СНК). Для регулирования развертывавшейся торговли при СТО была организована комиссия по внутренней торговле-по постановлению СНК от 9 мая 1922 года (Нар-комвнуторг, как самостоятельный комиссариат, организован 9 мая 1924 года вместе С ликвидацией Наркомпрода). В январе

1923 года была организована комиссия по пересмотру трестов, 22 марта 1923 г. издан последний декрет о денационализации промышленности, которым был предоставлен 3-месячный срок для заявок, после чего денационализация предприятий прекращена. Наконец, в качестве завершающих переход к новой экономич. политике издаются два декрета о трестах: о крупных гос. трестах- 10 апреля 1923 г. и о мелких гос. местных трестах-17 июля 1923 г.

С мая 1921 года начал работать третий состав президиума ВСНХ (до мая 1923 года) с П. А. Богдановым во главе (члены: И. Т. Смилга, С. П. Середа, А. Н. Долгов, В. Н. Ипатьев, Л. К. Мартене). В связи с организацией СТО и Госплана, ВСНХ признается хозяйственным органом, ведающим только организацией, восстановлением, регулированием и управлением обрабаты-ваюшей и добьшающей промышленности . Работы по переводу промышленности на рельсы нэпа было достаточгю. Функции объединения наркоматов нес теперь СТО. Неурожай 191 года привел страну к жестокому голоду. Недостаток хлеба сильно ухудшил материальное положение рабочих. Еще 7 апреля 1921 года был издан декрет о натуральном премировании рабочих. Крестьянство захваченных засухой районов подверглось разорению и вымиранию. Кроме того, к осени 1921 года разразился сильный топливный кризис. Все это, вместе взятое, значительно ослабило промышленное и торговое оживление, начавшееся весной 1921 г. Однако промышленность продолжала перестраиваться. С мая проводилось в жизнь коллективное снабжение рабочих, срывавшееся продовольственным кризисом. Одновременно шло широкое введение сдельной оплаты труда. Зима 1921/22 г. прошла под знаком тяжелого и разорительного голода. В пораженных голодом деревнях население доходило до людоедства. Голодная смерть стала в это время нередким явлением. С этим временем совпало приглашение советского правительства на Генуэзскую конференцию. Однако и Генуэзская и Гаагская конференции, на которые возлагались надежды по привлечению иностранного капитала к восстановлению разрушенного народи, хозяйства, обнаружили, что международный капитан согласен дать советскому правительству кредиты лишь на совершенно неприемлемых для республики, кабальных условиях. Он требовал полного признания и уплаты старых долгов, а также восстановления частной собственности на ф-ки и землю. Это обстоятельство поставило перед страной задачу самостоятельно, без посторонней помощи, накоплять средства и ресурсы на восстановление разрушенного хозяйства. Вот откуда ведет начало задача индустриализировать страну. Однако блокада была уже окончательно ликвидирована, и началось развитие торговли с заграницей. В стране намечался промышленный подъем, вызванный первыми же признаками хорошего урожая 1922 г. Оживление, создавшееся с мая в форме увеличения гос. сделок, особенно сильно сказалось в июле и августе, К этому времени отно-



сится значительный рост производства в пищевой, текстильной и каменноугольной промышленности. Наоборот, кожевенная, сахарная и металлургическая промышленности находились в очень тяжелых условиях. Профсоюзы усилили тарифную работу и пытались создать максимальную увязку между заработной платой и производительностью труда. Начался переход к заключению коллективных договоров.

Результаты трестирования промышленности к ноябрю 1922 г. были таковы: по 12 отраслям (электрической, швейной, текстильной, горной, полиграфическ., химической, бумажной, деревообделочной, силикатной, металлической, кожевенной и пищевой) было организовано 430 трестов, объединявших 4 144 предприятия с 976 942 рабочими. Основным вопросом, стоявшим в центре внимания ВСНХ, был вопрос о правильном разрешении организационной проблемы промышленности. Наиболее важная в этом отношении работа проделана названной выше Центральной комиссией ВСНХ по пересмотру трестов, на обязанности которой лежало пересмотреть все крупные гос. промышленные предприятия, отобрать те из них, к-рые наиболее рационально оборудованы, жизнеспособны, рентабельно расположены и, что важнее всего, м. б. максимально загружены. Кроме Центральной комиссии, органы ВСНХ на местах образовали также местные комиссии по пересмотру трестов при промышленных бюро и губ. советах нар. хоз.

Из всего числа госпредприятий к середине 1923 г. в 478 трестов было объединено 3 561 предприятие с общим числом рабочих ок. 1 ООО ООО чел.; общее же количество рабочих составляло, по данным статистики ВСНХ, 1450 ООО чел.

Новая перестройка ВСНХ была предпринята в связи с утверясдением Союзной конституции, принятой на сессии ЦИК СССР 6 июля 1923 г. и утвержденной И Съездом советов СССР 31 января 1924 г. ВСНХ выступает в качестве объединенного союзного наркомата промышленности. Положение, утвержденное 12 ноября 1923 г., возлагает на ВСНХ СССР регулирование, руководство и управление промышленностью, а также подведомственными ему торговыми предприятиями на территории СССР. Тресты были разделены на три группы: союзного, республиканского и мести, значения. К предметам ведения ВСНХ СССР относятся: а) общее регулирование госуд. промышленности и торговой деятельности предприятий ВСНХ, наблюдение за кооперативной и частной промышленностью; б) содействие развитию промышленности на территории Союза; в) общее руководство деятельностью ВСНХ союзных республик; г) управление государственными предприятиями общесоюзного значиния, а также организация новых общесоюзных предприятий; д) составление производственного плана и бюджета промышленности; е) разработка вопросов организации производства и его рационализации, а таюке введение техьшч. улучшений; ж) разработка промышленного законодательства, издание инструкций, правил, обязательных постановлений и наблю-

дение за их исполнением; з) подготовка к сдаче промышленных предприятий в концессию; и) финансирование промышленности и ее организация; к) распоряжение капиталами предприятий; л) организация промышленной статистики совместно с Центральным статистич. управлением; м) организация научных ин-тов и учреждений для изучения различных вопросов промышленного хозяйства и руководство ими; и) созыв съездов и совещаний по вопросам промышленности и гос. торговли.

Структура аппарата ВСНХ была построена так: Председатель ВСНХ, Управление делами. Главное экономическое управление (при нем Промплан, утверждаемый председателем ВСНХ и председателем Госплана), Центральное управление гос. промышленности, Гл. управление военной промышленности, Гл. управление электрич. промышленности, Научно-технич. отдел, Геологический комитет, Гл. геодезич. управление, Редакционно-издательский отдел. Одновременно ЦИК СССР утвердил и перечень предприятий общесоюзного значения, управляемых ВСНХ СССР. Центр, управлению гос. пром. совместно с Гл. упр шлениями военной пром. и электротехн. пром. было подчинено 70 союзных трестов, охватывающих до промышленности СССР. Правовое положение трестов оформляется в ряде декретов: 10 апреля 1923 г., 17 июля 1923 г. и 12 августа 1923 г., к-рыми предусматривается и структура трестов: правление-ревизион-I пая комиссия-директор з-да. В общем эта структура продержалась до 1927 г., когда ревизионные комиссии были упразднены (со времени организации Главной инспекции).

Вопрос о взаимоотношениях треста и входящих в его состав фабрик и завод!.>в имеет также большую историю. Комиссией Центрального к-та партии 1 июня 1923 г. были утверждены тезисы ВСНХ, носящие название Основных положений по управлению промышленными предприятиями . Эти положения предусматривают юридич. оформление взаимоотношений между правлениями трестов и директорами отдельных предприятий, входящих в тресты. Теперь взаимоотношения были точно сформулированы, определенно очерчен круг компетенции правления и директоров, при чем директорам предоставлена казавшаяся по тем временам достаточной административно-хоз. инициатива, им было обеспечено участие в составлении производственных планов их П1эедприятий. В дальнейшем жизнь показала, что с развитием народного хозяйства и ростом промышленности этих прав было недостаточно, и вопрос о раскрепощении низших звеньев производственной цепи пересматривался несколько раз. Следующим актом было положение о взаимоотношении треста и предприятий от 18 ноября 1923 г., затем-положение ВСНХ от 14 мая 1924 г. Об управлении заведением , и, наконец, окончательно этот вопрос оформился в разделе ХУ Положения о гос. промышленных трестах, утвержденного ВСНХ 29 июня 1927 года (ср. ниже). Вопрос встал и начал прорабатываться с тех пор, как выдвинулась задача удешевления себестоимости



заводской продукции и рационализации производства, к-рой нельзя было разрешить без увеличения прав заводоуправлений и директоров з-дов, без расширения их свободы и самостоятельности. В качестве явления, затормозившего работу промышленности, следует отметить в 1923 г. осенний кризис cobiTa. На почве расхождения между ценами на продукты промышленности и сельского хозяйства рыночное оживление, наблюдавшееся в течение зимы 1922 г., сменилось застоем. В связи с этим хоз. органы начали продавать рабочим и служащим в кредит одежду, обувь и мануфактуру. Стремление ликвидировать финансовый кризис привело государство к сильному сокращению штатов своего организационного аппарата. Кризис сбыта 1923 г. выдвинул с исключительной остротой проблему регулирования промышленности.

После назначения А. И. Рыкова председателем СНК СССР в ВСНХ образовался новый (пятый) состав президиума с Ф. Э. Дзержинским во главе (члены: Г. Л. Пятаков, П. А. Богданов, М. П. Владимиров, В. Н. Манцев, В. И. Межлаук, А. И. Юлин, А. Н. Долгов, Г. И. Ломов, А. П. Чубаров). Этот президиум проработал с февр. 1924 г. по сентябрь 1926 г. Преодолев ножницы в области отпускных цен промышленности, ВСНХ переходит затем в 1925 г. к нажиму на розничные цены, стремясь рядом административных (напр. приказ 1 ноября 1925 г. о борьбе со спекуляцией) и экономических мероприятий овладеть рынком и занять на нем господств, положение. Всю работу промышленности ВСНХ направил под углом смычки города с деревней. К этому времени общее положение нар. хозяйства начинает выправляться. Единый с.-х. налог объединил все падающие на крестьянок, хозяйство налоги, а 11 дек. 1923 года СНК постановил прекратить взимание с.-х. налога натурой. Подготовлявшаяся к этому времени денежная реформа была проведена декретом СНК 20 февраля 1924 г. о твердой валюте. Как пережиток эпохи военного коммунизма был ликвидирован Наркомпрод и взамен был организ* ван Наркомвнуторг (Постановление ЦИК СССР от 9 мая 1924 г.).

Паратлельно с перестройкой управления промышленностью на началах коммерческого расчета ВСНХ стал перестраивать всю систему сбыта промышленных изделий и заготовки для своих предприятий. Если в 1921 г. в ВСНХ был единый снабжающий аппарат-Совет снабжения и распределения (позднее-Центроснаб), который образовался путем слияния учетно-распределительных органов эпохи военного коммунг13ма (каковы: Продрасмет, Химснабжение, Глазюп, Комиссия использования и органы на местах-облснабы, губспабы), то они сначала сменились Центральным торговым отделом ВСНХ с губторгснабами на местах. А дальше, с развитием товарооборота, ростом производства, с разделением промышленного капитала на производственный, денежный (организация Промышленного банка ВСНХ в 1922 г.) и торговый, все эти органы заменяются торговыми объединениями саМих трестов в виде синдикатов и тбргов. ВСНХ

стал организовывать эти объединения в добровольной форме, но часть была объединена в полупринудительном порядке, каковы: Нефтяной синдикат, Соляной синдикат и др. Синдикаты сначала образовались в области легкой индустрии-текстильной, спичечной, соляной, кожевенной, табачной, швейной и т. д. Синдицирование тяжелой индустрии началось позднее-с 1926 г.

Значение синдикатов для промышленности состоит в том, что они помогли упорядочить торговую деятельность предприятий, шире развернуть сбыт, организовать плановые заготовки сырья, увязать промышленность с заграничными рынками. Но самое важное заключается в том, что ВСНХ при помощи синдикатов имел возможность собрать промышленность и значительно легче ею управлять уже не только путем приказов и запрещений, а в другой форме-связи экономической, маневрируя в области сбыта, финансов и кредита, используя взаимную заинтересованность синдикатов и трестов. Весь этот процесс перехода от прежней главкистской централизации к новой централизации на синдикатских началах совершился на протяжении 1921-1924 годов. В декабре 1924 года ВСНХ созвал расширенное совещание президиумов ВСНХ союзных республик, советов нар. хозяйства и пром-бюро областей. На совещании были подведены итоги реорганизации торговой деятельности промышленности и взаимоотношений синдикатов с НКВнуторгом, был поставлен вопрос о поднятии производительности труда и признана необходимость разработки мероприятий по воспроизводству основного капитала. В лице расширен, совещания органов ВСНХ возродилась прежняя система съездов советов нар. хозяйства (III Съезд-в январе 1920 г., IY Съезд-в мае 1921 г.), и по своему значению оно м. б. названо V Съездом советов нар. хозяйства.

Уже с начала 1924 г. намечается исчерпание старого оборудования. Закгнчивался восстановительный период в промышленности, и вставал вопрос о nocTpoi ке новых заводов, о воспроизводстве основного капитала. Когда во второй половине 1923/24 г. обнаружилось оживление спроса и производственные программы на 1924/25 г, стали вырабатываться под углом зршия расширения емкости рынка и усиленного темпа промышленного развития, изношенность основного капитала промышленности и ее предельные производственные возможности, естественно, стали в центре внимания. Результаты законченного к тому времени пересмотра бездействующих предприятий показали, что они представляют весьма слабый резерв, на которьтй нельзя возлагать больших надежд, и не позже чем к 1926/27 г. промышленность окажется в весьма затруднительном положении. Поэтому 27 марта 1925 г. при ВСНХ постановлением СТО СССР было организовано Особое совещание по восстановлению и расширению основного капитала промышленности (ОСВОК), к-рому были поручены: разработка перспективного плана развертывания промышленности, изучение производственно-технического состояния госпредприятий, разработка



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 [ 126 ] 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159