Литература -->  Водородные ионы в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 [ 125 ] 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159

ЁЫСШИЙ СОЁЁТ ЙЛРОДНОРО ХОЗЯЙСТЙА ОССР

ресурсах (в продовольствии, сырье, топливе, металле). Хотя районы, поставлявшие сырье,топливо и пр.,оказались отрезанными от центра уле с начала лета 1918 г., однако, результаты этого сказались несколько позднее. Республика Советов и в 1919 г. продолжала находиться под концентрическим натиском империалистов, окруживших ее кольцом блокады со всех сторон. И все же аппарат нового государства, аппарат управления хозяйством страны уже успел сложиться. На II Всерос. съезде профсоюзов (янв. 1919 г.) В. И. Ленин об участии масс в управлении говорит: Создателями нового обшества м. б. только многомиллионные массы; как сотни были создателями в эпоху крепостного права, как тысячи и десятки тысяч строили государство в эпоху капитализма, так и теперь социалистический переворот м. б. сделан только при активном, непосредственном, практич. участии в управлении государства десятков миллионов. Мы к этому подошли, но мы до этого не дошли . На первых норах хозяйство, несомненно, в деловом отношении страдало крупнейшими дефектами, но, как неоднократно подчеркивал т. Ленин, все же впервые в истории был создан аппарат гос. власти руками рабочих и крестьян.

Увеличение числа гос. предприятий, естественно, заставило ВСНХ видоизменить построение своих органов, и система центров, занимавшихся преимушественно регулированием промышленной деятельности, постепенно уступила место системе главков, преимущественно управлявших промышленными предприятиями, непосредственно или через свои вспомогательные органы. Последними являлись групповые, или Кустовые, объединения предприятий, связанных между собой или однородностью производства при географич. близости или последовательностью технологич. процесса, при котором продукты производства одного предприятия являются полуфабрикатами для другого. Такие объединения получили широкое распространение в текстильн. промышленности и, отчасти, в металлической, где существовали, например, Центральное правление тяжелой индустрии юга России (Цепти), Гос. объединение московских металлич. з-дов (Гомомез) и др. Задачей каждого отдела, главка и его подсобных органов являлась в этот период всесторонняя забота о нуждах данной отрасли промышленности и всех предприятий, к ней относящихся. Поэтому, если не в ведении, то па учете нек-рых из этих главков (как, напр., Главмуки или Главрасмасла) находились многие тысячи предприятий, для к-рых главки должны были определять размер производства, вырабатывать и проводить в жизнь планы снабжения их материалами, сырьем, полуфабрикатами, топливом и денежными средствами, а впоследствии вырабатывать для них, хотя бы частично, и планы распределения готовых изделий. Конечно, в непосредственном управлении главков находилась лишь небольшая доля национализированных предприятий. Огромное большинство их было подчинено местным органам ВСНХ-губ. советам нар. хоз. и областным

промбюро, к-рых к 1920 г., согласно схеме, приведенной в Отчете ВСНХ VIII Съезду советов , насчитьша.пось всего 74 (68 советов и 6 промбюро).

На 1 октября 1919 года органами ВСНХ было национализировано 2 522 предприятия, не считая горной и горнозаводской промышленности, с общим числом рабочих 750 ООО, из 6 755 учтенных предприятий, на-считьшавших 1 185 500 рабочих. Вся эта масса предприятий должна была управляться в тяжелой обстановке гражданской войны, которая требовала от промышленности напряженной работы по снабжению армии и укреплению тыла. Национализированные предприятия в эту эпоху главкизма раз-деля.т1ись на три группы: наиболее крупные предприятия 1-й группы управлялись из центра, средние, 2-й группы, были под двойным подчинением: губернских советов народного хозяйства и центра и, наконец, в ведении мест были самые мелкие заводы и фабрики 3-й группы. В виду организационной слабости большинства местных советов нар. хоз. главкам удалось подчинить своему управлению почти целиком и предприятия 2-й группы. Однако сведения, имевшиеся в центре, о всех многочисленных предприятиях, объединяемых главками, были весьма скудны и носили в большинстве случаев лишь формальный характер. Следить за ходом производства было в высшей степени трудно, особенно в отдаленных предприятиях. Исключение составляли лишь заводы военной промышленности и немногие крупные предприятия металлическ. и химическ. промышленности, признанные особо важными для государства. Следствием недостаточной осведомленности главков было то, что директивы, даваемые ими на места, часто не отвечали действительному положению вещей или опаздывали и создавали на местах только путаницу. Естественно, что отчасти на этой почве, а гл. обр. на почве различного понимания задач и возможностей данных производственных единиц со стороны центра и мест, между губ. советами нар. хоз. и главками ВСНХ возникал целый ряд коллизий. Местные органы ВСНХ, которым действительная л-сизнь данного предприятия бы.та виднее, чем главкам, весьма часто не соглашались с директивами последних, опротестовывали их в президиум ВСНХ или направляли работу данного предприятия так, как находили нужным и возможным -в данных конкретных условиях. Вообще местные исполнит, к-ты и губ. советы нар. хоз. настойчиво стремились расширить свои права в отношении предприятий, расположен, на их территории, и добились в этом отношении больших успехов, особенно по окончании работ Комиссии ВЦИК (1920 г.), к-рая весьма значительно разгрузила списки предприятий 1-й и 2-й групп.

Одной из существенных задач главков и центров ВСНХ в первый период их деятельности было финансирование пром. предприятий, производившееся как в порядке выдачи авансов, так и в сметном порядке, для чего при отделах и крупных главках были учреждены особые комиссии, проверявшие и утверждавшие сметы соответствующих



ЁЫСШИЙ СОВЕТ МАРОДПОГО ХОЗЛЙСТВА СССР

предприятий. Однако, с течением времени, по мере перехода к системе безденежн. расчетов, натуральному снабжению и натуральному товарообмену, деньги стали играть в промышленности второстепенную роль; естественно поэтому, что и функции финансирования промышленных предприятий, выполнявшиеся глав, управлениями, чрезвычайно сократились, а в некоторых случаях и вовсе отмерли. Зато все большее и большее значение приобретали функции натурального снабжения и распределения как внутри промышленности, так и вне ее. Эта задача первоначально выполнялась частью некоторыми производственными центрами и главками, частью специальными органами, существовавшими в составе ВСНХ. Таковыми были: Главный к-т по топливу (Главтоп) с его местными органами, ведавший распределением различных видов топлива между всеми потребителями (а не только промышленными предприятиями), К-т по продаже и распределению металлов (Продрасмет), ведавший распределением и некоторых видов металлич. изделий, и др. Однако лишь часть этих органов была самостоятельна в своей работе, как, напр., Главтоп; остальные стечением времени становились все больше и больше исполнителями планов, составлявшихся Комиссией использования. IX съезд РКП (23/III-4/IV 1920 г.) признал создавшееся положение ненормальным и весьма опасным для дальнейшего хозяйственного строительства. Создавшаяся система превратила промышленность,-говорится в резолюции съезда,-в ряд могущественных вертикальных объединений, хозяйственно изолированных друг от друга и только на верхушке связанных ВСНХ. В то время как при капитализме каждое трестированное предприятие могло приобретать многие материалы, рабочую силу и пр. на ближайшем рьпше, те же предприятия в настоящих условиях должны получать все им необходимое по нарядам центральных органов объединенного хозяйства. Между тем, при огромности страны, крайней неопределенности и изменчивости основных факторов производства, при расстроенном транспорте и крайне слабых средствах связи, при чрезвычайной еще неточности приемов и результатов хозяйствен, учета, те методы централизма, к-рые явились результатом первой эпохи экспроприации буржуазной промышленности и которые неизбежно привели к разобщенности предприятий на местах, имели своим последствием чудовищные формы волокиты, которые наносят непоправимый ущерб нашему хозяйству. Организационная задача состоит в том, чтобы, сохраняя и развивая вертикальный централизм по линии главков, сочетать его с горизонтальным соподчинением предприятий по линии хоз. районов, где предприятия различных отраслей промышленности и разного хозяйственного значения вынуждены питаться одними и теми же источниками местного сырья, транспортных средств, рабочей силы и пр. . В таком направлении было намечено ослабление централизации.

В ряде постановлений конца 1920 г. (года наибольшего упадка крупной промышлен-

ности) красной нитью проходит стремление приобщить кустарную и мелкую частную промышленность к государственной, заставить ее служить нуждам государства, связать по возможности в организационном отношении кустарную промышленность с хоз. регулирующими органами. Основной декрет от 7 сентября 1920 г. издан в целях более правильного и регулярного снабжения Красной армии и населения продуктами кустарной, ремесленной и мелкой промышленности, а также в целях борьбы со спекуляцией таковыми .

Со времени облегчения положения на фронтах централизм, вынужденный обороной, постепенно ослабевает. Промышленность переходит к децентрализации, но не к простой передаче власти на места, а с сохранением за ВСНХ общего руководства при децентрализации управления, т. к. к этому времени аппарат ВСНХ уже сложился и сильно окреп. Роль местных советов нар. хоз. усиливается. Идет передача им ряда предприятий, разгрузка центра. Работала созданная для этого специальная Комиссия ВЦИК (ср. выше). В ведение мест к 1 ноября 1920 г. перешло предприятий, в центре осталась только Vs- К 1920 г. были ликвидированы существовавшие кое-где уездные советы нар. хоз., функции которых были переданы экономическим отделам уездных исполнительных комитетов. В ведении главков остались крупные и особо важные для государства предприятия, а также уникумы,

управлявшиеся иной раз через групповые или кустовые объединения (характерно для текстильной промышленности), и тресты. Таких объединений и трестов в 1920 г. бы- по 179. Вряд ли термин трестирование в применении к этой эпохе может считаться удачным. Речь шла, конечно, не о создании мощных группировок целых отраслей промышленности по горизонтали и вертикали, дающих монополию на рынке; скорее, это было желание объединить ряд предприятий под единым управлением с вытекающими отсюда возможностями переброски запасов топлива, сырья, материалов, рабочей силы и даже оборудования. Подавляющее большинство трестов возникло в 1919 году; в одних лишь металлических главках имеется около 40% трестов, образованных в 1918 году. По постановлению УIII Съезда советов главки начали преобразовываться из органов, работавших по принципу от

. предприятия берется все, что им произведено, предприятию дается все, что ему для производства нулно ,-в органы, руководящие производством, дающие задания, регулирующие и контролирующие работу местных советов нар. хоз., на основе производственного плана, разрабатываемого Центральной производственной комиссией ВСНХ с 1920 года. Число главков стало сокращать-

ся. К концу 1920 года было еще 52 главка; в 1921 году вместо них было организовано 16 главных управлений по отраслям промышленности. За местами, наконец, было признано их значение, взята даже линия равнения на места и их инициативу. Советскому государству пришлось, однако, в этот период пережить новый хозяйственно-



Крупная промышленность СССР.

Валовая продукция в миллионах рублей по довоенным ценам. 6830


1913год1914 1915 1916 1917 1918 1919 J920 J921 1922 22-23 23-24 24-25 25-26 26-27 27-28год

экономический кризис, нодготовлеиный нарастающим процессом распада единого пролетарского натурального хозяйства и приведший к кризису политическому (крестьянские восстания, Кронштадт), которые заставили пересмотреть всю систему общественно-экономических отношений, по иному поставить решение проблемы взаимоотношения города и деревни, выдвинуть и в промышленности и в сельском хозяйстве принципы новой экономической политики (нэп).

III. Работа ВСНХ в восстановительный период развития промышленности.

Нужно было во что бы то ни стало пойти навстречу крестьянству, тем более, что если раньше крестьянство шло на жертвы из боязни помещичьей реставрации, то теперь, с разгромом белогвардейских армий, такая опасность перед тгам уже не стояла. С другой стороны, город и промышленность не могли существовать без хлеба, и нельзя бьшо рассчитывать на их восстановление, не сдвинув сельского хозяйства с мертвой точки, не создавши личной заинтересованности крестьянина в увеличении его продукции и не предоставив ему права самому распоряжаться своими излишками. На X Съезде партии была принята резолюция о замене разверстки продналогом и о возможности распоряжаться излишками в пре- делах местного оборота. Из этой одной меры развернулась вся новая экономическая политика, начиная с декрета ВЦИК от 21 марта 1921 года. Новую экономическую политику мы проводим всерьез и надолго, но, конечно, не навсегда (Ленин). Исходя из основной нашей задачи-увеличения количества продуктов,- пролетариат идет на рост непролетарских (мелкобур-нсуазцых и крупнобуржуазных) форм хозяйствования для того, чтобы сохранить, подкрепить, развить формы пролетарского хозяйства, социализированную крупную машинную индустрию (Бухарин). Переход

к новой экономической политике в области промьппленности совершался постепенно на протяжении двух лет. Нужно было увязать промышл иное развитие с развитием сельского хозяйства в условиях свободы рынка. Нужно было приноровить к этой свободе рынка всю промьпнленную политику и организацию, обеспечить промышленности руководящую роль в новых условиях. Взаимоотношение, какое существует у нас между рабочим классом и крестьянством, - говорится в резолюции XII Съезда партии,-опирается в последнем счете на взаимоотношение между промышленностью и сельским хозяйством. Свое руководящее положение рабочий класс может в последнем счете сохранить и укрепить не через аппарат государства, не через армию, а через промышленность, которая воспроизводит самый пролетариат. Партия, профсоюзы, союзы молодежи, наши школы и проч. имеют задачей воспитание и подготовку новых поколений рабочего класса. Но вся эта работа оказалась бы построенной на песке, если бы не имела под собой растущей промышленной базы. Только развитие промышленности создает незыблемую основу пролетарской диктатуры .

Переход к нэпу в области промышленности проводился в следующей последовательности. Декретом СНК от 17 мая 1921 г. был отменен ряд постановлений, стеснявших раз итие мелкой и кустарной промышленности. С этого декрета началась денационализация промышленности и освобождение ВСНХ от мелких предприятий. Постановлением ВЦИК от 30 июня 1921 г. было ут-вернедено положение об экономических совещаниях-областных, губернских, уездных и волостных. В качестве инструкции для проведения нэпа СНК и СТО издали Наказ мести, советским учреждениям от 30 ноября 1921 г. Порядок сдачи в аренду предприятий, по т,в( домствен. ВСНХ, был определен постановлением СНК от 5 июля 1921 г.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 [ 125 ] 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159