Литература -->  Водородные ионы в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 [ 124 ] 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159

государственное значение для промышленности или обороны. И только с весны 1918 г. начинается планомерная национализация целых отраслей промышленности.

Рабочий контроль послужил школой, которая подготовила рабочее управление промышлен. предприятиями. Он ускорил также и национализацию. К моменту организации ВСНХ ряд хозяйственных наркоматов уже работал. Однако наиболее близкий к ВСНХ по смыслу названия Народный комиссариат торговли и промышленности не занимался организацией и управлением промышленностью, а развернул свою работу в сторону торгового надзора и контроля над торгово-промышленными предприятиями. Он также не был и комиссариатом торговли, т. к. торговля во все время его деятельности свёртывалась, а при переходе к новой экономической политике ( нэп ) была организована (в-1922 г.) при СТО Комиссия повнтр. торговле, преобразованная позднее (в 1924 г.) в Народный комиссариат внутр. торговли. Наркомат торговли и промышленности постепенно свернул свою деятельность на протяжении первых двух с половиной лет существования сов. власти.

В выработке первого положения о ВСНХ принимали участие профессиональные союзы, центральные органы рабочего контроля и группа деятелей по специальному правительственному назначению (Н. И. Бухарин, В. В. Оболенский, М. А. Савельев, В. П. Милютин и др.). Положение было утверждено ВЦИК 14 декабря, а 18 декабря 1917 года опубликовано. ВСНХ был создан как орган с более широкими задачами, чем тот, каким он сделался потом. Задачей ВСНХ является организация народного хозяйства и государственных финансов -было сказано в Положении.- С этой целью ВСНХ вырабатывает общие нормы и план регулирования экономическ. жизни страны, согласует и объединяет деятельность центральных и местных регулирующих органов (совещания по топливу, металлу, транспорту, центральный продовольственный комитет и пр.) соответствующих народных комиссариатов (торговли и промышленности, продовольствия, земледелия, финансов, военно-морского и т. д.). Всероссийского совета рабочего контроля, а также соответственную деятельность фабрично-заводских и профессиональных организаций рабочего класса . ВСНХ предоставлялось право конфискации, реквизиции, секвестра, принудительного синдицирования различных отраслей промышленности и торговли и прочих мероприятий в области производства и государственных финансов. Этим декретом все существующие учреждения по регулированию хозяйства подчинялись ВСНХ, к-рому предоставлено было право их реформирования. ВСНХ образовался: 1) из Всероссийского совета рабочего контроля, 2) из представителей всех народных комиссариатов, 3) из сведущих лиц, приглашаемых с совещательным голосом. Все законопроекты и крупные мероприятия имеющие отношение к регулированию народного хозяйства в его целом, вносились, по декрету, в СНК через ВСНХ. ВСНХ должен был

объединять и направлять работу экономич. отделов Советов раб., солд. и кр. депутатов, а при отсутствии таких отделов имел право создавать свои местные органы. Любопытно отметить, что в одном из декретов ВЦИК (о назначении В. В. Оболенского первым председателем ВСНХ) ВСНХ был назван Народным комиссариатом по организации и урегулированию производства . Позднее ВСНХ так-не назывался. До I Всероссийского съезда советов нар. хоз. (май 1918 г.) ВСНХ находился в периоде организации. Структура ВСНХ в этот период была следующая: председатель (В. В. Оболенский), президиум (состав его: т.т. Бухарин, Смирнов, Антипов, Савельев, Чубаров, Шмидт, Амосов, Милютин, Ларин, Ломов, Сокольников, Смидович, но часть их очень скоро отошла от работы в ВСНХ); в составе ВСНХ образуется ряд производственных отделов и секций, ведающих отраслями и группами промышленности: гос. хозяйства и банков, хоз. политики (с подотделом финансирования предприятий), транспорта, топлива, горный, металла, волокнистых веществ, химический и др. По перезде в Москву (12 марта 1918 года) был создан целый ряд новых органов: комиссия по внешней торговле, отдел организации производства, отдел снабжения и нормирования, отдел контроля. Пищевой ин-т и Научно-технич. совет. Отдел транспорта создал в своем составе секции: жел.-дор., шоссейных дорог, автомобильную и главное управление водных сообщений; другие же производственные отделы стали выделять из себя главн. комитеты (будущие главки и центры ): Главсахар, Главкость, Центротекстиль, Центромыло и другие. В общем эта структура действовала до новой экономической политики. Отделы ведали и управлением предприятиями и распределением их продукции: по мере проведения национализации торговли вырабатываемые промышленными предприятиями изделия широкого потребления передавались Нар-компроду, который и распределял их как в порядке сп9,бжения, так и в порядке товарообмена (Главпродукт при Наркомпро-де). ВСНХ до самого введения новой экономической политики постепенно освобождался от ряда функций и превращался в чисто производственный наркомат.

С весны 1918 года в ВСНХ начал работать второй состав президиума (председатель А. И. Рыков, члены: В. П. Милютин, Г. И. Ломов, Л. Я. Карпов, Я. Э. Руд-зутак, Л. Б. Красин, Ю. Вейнберг, А. В. Шотман, В. Я. Чубарь). В работе ВСНХ этого периода принимал близкое участие В. И. Ленин, который придавал развитию деятельности ВСНХ огромное значение. В качестве программы работ для ВСНХ он внес (еще в середине декабря 1917 г.) в Бюро президиума ВСНХ свой проект о национализации народного хозяйства,-документ, ясно показьшающий, как В. И. Ленин представлял себе предварительные условия для успешной организации народного хозяйства и выхода из разрухи. Критическое положение продовольствия,-говорится в проекте,-угроза голодовки, созданная спекуляцией, саботажем капкта-



листов и чиновников, а равно общей разрухой, делают необходимьпди чрезвьлайные реколюционные меры для борьбы с этим злом; чтобы все трудящиеся классы... могли немедленно со всех сторон, не останавливаясь ни перед чем и действуя наиболее революционным путем, взяться за такую борьбу и налаживание правильной хозяйственной жизни страны, постановляются следующие правила: все акционерные предприятия объявляются собственностью государства: весь административный персонал акционерных обществ обязан в полном порядке продолжать ведение дел, представляя еженедельные отчеты в местные советы. Гос. займы, внешние и внутренние, аннулируются (уничтожаются); вводится всеобщая трудовая повинность , ИТ. д. ВСНХ не издал этого декрета одновременно и целиком. Декрет был проведен в жизнь по частям, разными ведомствами и в разное время. В частности, основная чась этой программы-декрета-национализация промышленности-была декретирована 28 июня 1918 г., а фактически закончилась лишь к концу 1920 года.

II. Период военного коммунизма в работе ВСНХ.

Процесс национализации отдельных отраслей народного хозяйства проводился сов. властью очень осторожно. Банки были национализированы 27 декабря 1917 г., капиталы частных банков конфискованы 8 февраля 1918 г.; в тот же день был национализирован торговый флот, 15 февраля 1918 г.- крупнейшие зернохранилища, 22 февраля 1918 г.-внешняя торговля, 2 мая 1918 г.- сахарная промышленность. Ряд предприятий и крупных промышленных объединений был в индивидуальном порядке национализирован на протяжении с ноября 1917 года до июня 1918 года. Центральная власть при такой национализации также предписывает всему административному и техническому персоналу оставаться на местах и продолжать свою работу на прежних основаниях, при чем делает попытки бороться с самочинными национализациями, производящимися местными органами, считая дело национализации прерогативою центральной власти. К 1 июня 1918 года постановлением центральных органов было национализировано всего 100 предприятий. Кроме того, 38 предприятий было отобрано в наказание за нарушение декретов советской власти. В это время созывается I Всероссийский съезд советов народного хозяйства (25/У- 4/У1 1918 года). Он подвел итоги предшествующему периоду работы ВСНХ и отразил все многообразие функций, к-рые были возложены на ВСНХ первого периода. Насколько широко мыслился размах работы ВСНХ, видно из принятого съездом (утвержденного СНК, в несколько измененном виде, 13 августа 1918 года) Положения о ВСНХ, где говорится: Все комиссариаты в вопросах, касающихся народно-хозяйственной жизни, подчинены ВСНХ, и их хоз. аппараты вливаются в соответственные производственные отделы ВСНХ .

Проект реорганизации ВСНХ, принятый съездом, намечает привлечение к не-

г. э. т. IV.

посредственной работе ВСНХ представителей с мест. Вскоре после этого съезда СНК издал декрет О национализации крупнейших предприятий по горной, металлургич. и металлообрабатывающей, текстильной, электротехнич., лесопильной, деревообделочной и пр. отраслям промышленности (28 июня 1918 г.)-декрет, с изданием к-рого началась новая полоса в работе ВСНХ. Декрет этот отодвинул на второй план прежнюю роль ВСНХ как органа общехозяйственной политики государства. В этом декрете для определения предприятия, подлежащего национализации, вводится объективный признак-размер основного капитала предприятия (величина которого колеблется в зависимости от отрасли производства). Декрет о национализации указывает, что до особых постановлений национализированные предприятия остаются во временном арендном пользовании прежних владельцев. В дополнение к этому общему декрету впоследствии издается инструкция о проведении национализации, обращенная к фабрично-заводским к-там (а не к бывшим владельцам предприятий); эта инструкция в значительной степени конкретизирует декрет и, оставляя за владельцами номинальное право на получение дивиденда, вводит такую систему управления и снабжения предприятий и реализации их продукции, к-рая ничем по существу не отличается от системы, применяемой в предприятиях, находящихся в управлении советских органов. Впоследствии как центральные, так и местные органы окончательно устранили старую фабр .-зав. администрацию на нацио-- нализированных предприятиях, ввели свое управление и так. образом завершили задачу, поставленную декретом. Овладев механизмом управления национализированных и конфискованных предприятий, советская власть одновременно накладывает свою руку и на запасы сырья и готового продукта в национализированных предприятиях, вводит учет, воспрещает продажу и перевозку товара, объявляет реквизиции и конфискации, устанавливает государственную монополию на торговлю металлами, и т. д.

В конце концов государству пришлось сосредоточить в своих руках монополию на заготовку и распределение продовольствия и окончательно запретить свободную торговлю. Этот период-вторая половина 1918 г.- м. б. охарактеризован как период организационного строительства промышленности, проводимого на фоне острой гражданской войны. Декретом ВЦИК от 2 сентября 1918 г. Советская республика провозглашена военным лагерем; 30 ноября 1918 г. организуется Совет рабочей и крестьянской обороны, к-рому и предоставляется вся полнота власти в деле обороны страны. Советская республика находилась под сильным давлением германского империализма, душившего ее после Брестского мира; одновременно начался натиск империалистич. держав Согласия (мятеж чехо-словаков, оккупация черноморских портов, захват Севера англичанами, ярославский мятеж и т. д.), который значительно усилился после краха германского империализма. Топливный



кризис этого периода объясняется гл. обр. необходимостью перейти сплогаь на дровяное отопление в связи с захватом белыми войсками каменноугольной промышленности Юга и Сибири (см. табл. 1). Этот кризис Табл. 1. - Топливный баланс стран ы (в %).

Годы

Уголь

Нефть

Дрова

Итого

1913........

65,2

21,7

13,1

1918........

22,7

25,5

51,8

1919........

88,1

1920 ........

29,9

64,2

1921........

24,5

25,3

50,2

автоматически влечет за собою дальнейший распад транспорта. Остатки транспортных средств всецело брошены на обслуживание армии и военной промышленности. Мирная промышленность поневоле замирает, и процесс ее разложения ускоряется в этот период новым кризисом, до тех пор неизвестным,-кризисом рабочей силы. Самая передовая, самая сознательная часть рабочих отозвана в Красную армию либо переброшена на милитаризованные заводы и фабрики, работающие на нужды государственной обороны.

Новое Положение о ВСНХ, принятое на 1 Съезде СНХ и утвержденное СНК 13 августа 1918 г., уже в значительной мере разнится от первого положения. Основной ра-ботой для ВСНХ называется промышленное производство, но, с другой стороны, за ВСНХ сохраняются еще черты надве-домственного учреждения. ВСНХ является экономическим отделом ВЦИК,-говорится в Положении,-ответственным перед ним и СНК. ВСНХ регулирует и организует производство, распределение и управление всеми предприятиями республики, при чем все декреты о распределении продуктов через Наркомпрод и Наркомзем сохраняют силу. Через ВСНХ перед внесением в СНК проходят все сметы гос. бюджета. Через ВСНХ же совместно с НКФ и Контролем производится финансирование всех отраслей народного хозяйства . В Положении был установлен пленум ВСНХ в составе 69 чел.: от ВЦИК-10, от профсоюзов-30, от областных советов нар. хоз.- 10-20 чел.; от с.-х. потребительской и промысловой кооперации-5 и по 1 от хоз. наркоматов. Пленум собирался раз в месяц. Руководство работою ВСНХ вел президиум из 11 человек, утверждаемый СНК, при чем председатель и его два заместителя избирались ВЦИК. По характеру отраслей хозяйства ВСНХ делился на производственные и функциональные отделы. Главки и центры, охватывающие целые крупные производства, наделены были правами производственных отделов. Во главе производственных отделов стояли коллегии из 3- 9 лиц, назначаемых президиумом ВСНХ, по согласованию с ВЦСПС.

Необходимо отметить, что в своей работе ВСНХ в целом был все время теснейшим образом связан с проф. организациями, участвовавшими через своих представителей

во всех руководящих его органах как центральных, так и местных. В первоначальном пленуме ВСНХ Всеросс. проф. производственным объединениям было предоставлено около Vz всех мест; коллегии отделов и главков ВСНХ обычно назначались по соглашению с соответствующим профсоюзом; иногда этому предшествовал выбор кандидатов на соответствующих съездах профсоюзов. Аналогичное положение имело место в губ. советах нар. хоз. Помимо этого, по всем сколько-нибудь существенным вопросам, возникавшим по ходу работы, ВСНХ всегда имел общение и с центральными к-тами профсоюзов и с ВЦСПС. Нечего и говорить, что заводоуправления, в свою очередь, были тесно связаны в своей работе с соответствующими рабочими организациями.

К концу 1918 г. ВСНХ имел следующие отделы: а) функциональные-комитет хоз-политики, отдел организации производства, комиссию проектов, отдел изобретений, отдел снабжения и нормирования, отдел экономич. исследований, комитет твердых цен, кооперативный отдел, комитет гос. сооружений, главное управление водного транспорта, финансово-экономический отдел с комиссией смет и статистику снабжения; б) производственные отделы-химический, металла, волокнистых веществ, обработки пищевых и вкусовых веществ, топливный горный, электротехнический и полиграфический. Через полгода (19-27 декабря 1918 г.) состоялся II Всерос. съезд советов народи, хозяйства, к-рый констатирует, что национализация промышленности в основном является уже завершенной, и в качестве дальнейших мероприятий называет гос. трестирование отдельных отраслей промышленности, необходимость поднятия производительности труда, большее привлечение профсоюзов к делу разрешения важнейших вопросов хоз. деятельности. По докладу президиума ВСНХ съезд указал на необходимость упрощения аппарата эконоМич. управления. Выступавший на съезде В. И. Ленин говорил о переходе от коллегиального управления и ответственности к ответственности личной, а также о своевременности отказа от прежних предрассудков в деле привлечения всех нужных нам для промышленности специалистов. Впоследствии он указывает, как на явно утопическую, на задачу создать новый строй только руками коммунистов, без привлечения специалистов. Второй съезд СНХ продолжает еще смотреть на ВСНХ, как на организацию типа будущего СТО: это отразилось и в резолюциях и в Положении о ВСНХ, принятом съездом, к-рый детализировал Положение СНК от 13/VIII 1918 г. В работах этого съезда наметились все основные моменты политики последующего периода военного коммунизма . Уже ярко проводится линия централизации управления: объявляется война сепаратизму и местничеству; губернские советы нар. хозяйства превращаются в исполнительные органы ВСНХ (ранее они были лишь отделами губернских исполнительных комитетов).

След. 1919 г. был для нар. хозяйства не- риодом острого недостатка в материальных



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 [ 124 ] 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159