Литература -->  Водородные ионы в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 [ 121 ] 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159

генератор постоянного тока, В. ч. м. системы Бетено могут включаться параллельно, однако на практике это применяется редко. Машины этой системы являются самыми распространенными; они установлены на станциях: в Сент-Ассизё, Лионе, Сайгоне, Кольтано, Браццавиле, Тананариве, Бам-мако, Бухаресте и др.

Система В. ч. м. Вологдина. Машина этой системы также индукторного типа, с полюсами одного наименования. Особенности системы заключаются в сравнительно высокой частоте, получаемой непосредственно от машины (15 ООО-20 ООО),


Фиг. б.

и в применении умножителей всего лишь с коэфф-том 2 или 3. На фиг. 6 показана машина в 3 kW с 20 ООО пер/ск. Ротор машины массивный, в виде тела равного сопротивления. Промежутки между зубцами заполнены алюминием, чем уменьшена потеря на вентиляцию. Статор имеет полузакрытые канавки, число к-рых равно /аХ2р, где р-число одноименных полюсов. В этой машине полюсы имеют лишь одно наименование, например N, тогда как другая полярность заменена одним кольцевым полюсом и в работе активно не участвует. Форма канавки в машинах этой системы изображена на фиг. 7 и имеет ту особенность, что в зубцах статора с кривым очертанием поток почти не пульсирует, т. к. шаг этих зубцов по зазору равен 2а, почему потери в зубцах весьма малы и сосредоточены почти исключительно в прямьгх зубцах. Такая система дает значительное увеличение коэффициента полезного действия машины. Две намагничивающих катушки дают магнитодви-жупще силы, направленные навстречу одна другой, почему и нет продольного намагничивания вала, как в других индукторных

Фиг. 7.

машинах. Машина в 50 kW имеет несколько другую конструкцию, показанную на фиг. 8. Здесь также .хорошо использован ротор. Эта машина, как и машина в 3 kW, работает с зубчатой передачей. Охлаждение статора производится водой, циркулирующей по


Фиг. 8.

медным трубкам, уложенным в железе статора. Активное железо, толщиной в 0,06 jujh, собрано в отдельные купоны. В качестве изоляции применен лак цапон. Машина в 50 kW установлена на Октябрьской радиостанции и работает с трансформатором частоты 1 : 2, давая волну ок. 7 500 м. На той же станции установлена машина в 150 kW с 15 000 пер/ск. Общий вид этой-машины показан на фиг. 9. Машина предназначена для работы помощью трансформаторов-умножителей с коэфф-том трансформации 1 : 2


Фиг. 9.

и 1:3. В качестве двигателя в машинах мощностью в 50 kW и 150 kW применены двигатели трехфазного тока; в машине мощностью в 150 kW двигатель имеет непосред ственное. соединение. Манипуляция при работе машины достигается путем расстройки



первичного контура умножителя. Основные данные машины высокой частоты системы Вологдина приведены в табл. 7.

Табл. 7-Д анные машин высокой частоты системы Вологдина.

Мощность маши-

ны в kW....

Число об/м. . . .

10 000/1 ООО

4 000/1 ООО

3 ООО

Частота (пер/ск.)

20 ООО

20 ООО

15 ООО

Диаметр ротора

в мм......

1 ООО

Ширина активн.

железа в мм . .

75X2=150

185X2=370

Число полюсов

ротора .....

Окружи, скорость

ротора в м1ск .

Междужел. про-

странство в мм

Мощность двига-

теля в kW . . .

2X185

Кпдмапганы выс.

част, в % . . .

Система В. ч. м. Александер-с о н а. Эти машины отличаются от других индукторных машин тем, что ротор их имеет форму диска равного сопротивления, при чем боковые стороны диска являются активной его частью; для этого венец диска снабжен большим числом зубцов, промежутки между к-рыми заполнены немагнитным материалом. Принятая форма ротора позволяет довести окружную скорость до 300 м в минуту и выше, почему эти машины и могут давать непосредственно нужную частоту. Якорь, лежанщй с боков диска, состоит из двух половин, из которых каждая собрана из тонкого железа, толщиной в 0,037 мм, в виде ленты, намотанной концентр ично с ротором. Канавки лежат радиально. Обмотка якоря разделена на 64 отдельные секции, которые все вместе составляют первичные обмотки трансформатора напряжения. Такое устройство позволяет понизить напряжение якоря до 100 V на секцию, при токе в секции 30 А. Статор охлаждается водой, проходящей по медным трубкам, уложенным в железе. Особенностью машины является также устройство упорных подшипников, имеющих автоматич. приспособление, позволяющее ротору все время оставаться в таком положении, при к-ром каждый из боковых зазоров имеет одинаковую величину; благодаря этому ротор не будет оказывать чрезмерного осевого давления на подшипники, к-рое, при зазоре, равном 1 мм, и значительной окружной скорости, могло бы повлечь за собой касание между статором и ротором. Нормальные типы машин Александерсона, строящиеся американской фирмой Radio-Corporation, имеют мощности: 2 kW при 100 ООО пер/ск., 50 kW при 50 ООО пер/ск. и 200 kW при 25 ООО пер/ск. Наибольшее практич. значение имеет машина B200kW. Установленная в Нью Брунсвике машина этого типа дает волну в 13 600 л*. Машина приводится во вращение двухфазным двигателем мощностью в 600 КР, с напряжением 2 300 V и частотой 60 пер/ск.; зубчатая передача (1 : 2,97) сообщает ротору 2 170 об/м. Подшипники машины имеют смазку под давлением и сигнализацион. приспособления, указывающие на недостаточное

давление масла. Отдача машины сравнительно низка, как видно из следующих данных:

Двига- Вспомог.

тель

170 kW 420

устр.

40 kW 40

Итого

210 kW

460

Ключ поднят .... Ключ опущен .... Телеграфная нагрузка при 25 словах в м. 290 40 330

Указанные данные относятся к работе на антенну при С=52.200 cjhи 1=780 А.

Двигатели для В. ч. м. В качестве двигателя для вращения В. ч. м. применяются двигатели как переменного, так и постоянного тока. При переменном токе пригоден исключительно асинхронный двигатель, т. к. он дает возможность в пределах 7-10% менять число оборотов, делая этим скорость независимой от частоты питающего тока. Синхронный двигатель по этой причине неприменим, тем более, что качания его при переменной нагрузке также мешают работе. При постоянном токе применяется двигатель с шунтовым и с независимым возбуждением. Преимущества асинхронного индукционного двигателя:

а) простота и надежность; б) более высокая отдача всей системы, т. к. отпадает, в случае питания от общей сети, специальный аггрегат (экономия в энергии=15-20%); в) более дешевое устройство. Недостатки: а) необходимость наличия устойчивой частоты питающей сети (0,5-1 %); б) невозможность изменения длины волны путем изменения числа оборотов в более широких пределах, чем 8-10%; в) большие трудности, связанные с конструкцией регулирующего устройства, и сравнительная сложность его; г) необходимость строить машину лишь на 1 000-1 500 или 3 ООО об/м., при 50 пер/ск., если не применялась зубчатая передача. Преимущества применения двигателя постоянного тока: а) регулировка числа оборотов и изменение волны в весьма широких пределах; б) простота регулирующих устройств; в) большая независимость от изменений частоты сети, питающей преобразователь (допускает колебание частоты сети до 12%); г) возможность получения весьма высокого постоянства длины волны (свыше 0,01 %). Недостат-к и двигателя постоянного тока: а) меньшая надежность, в виду наличия коллектора;

б) меньшая отдача устройства; в) большая стоимость устройства. Несмотря на ряд преимуществ двигателя переменного тока, в последнее время замечается переход на двигатель постоянного тока, даже в системах, которые ранее работали на переменном токе (Телефункен). В настоящее время на переменном токе работают: Александерсон, об-во Телефункен, Вологдин. На постоянном токе работают: Франц. генеральная компания, Лоренц-Шмит и новые установки об-ва Телефункен (Рим, Япония). Что касается мощности двигателя, то он д. б. взят с большим запасом (от полт орной до трехкратной мощности В. ч. м.).

Регуляторы скорости В. ч. м. являются самой важной частью установки, т. к. получение устойчивой волны при сравнительно коротких волнах (порядка 500- 600 jn) представляет большие затруднения (допускаемые колебания скорости при этой



волне-ок. 0,005%). При длинных волнах задача решается значительно легче (требуемая устойчивость при Л=30 ООО ж не превосходит 0,1%). Регулятор должен, с одной стороны, исправить те отклонения от заданной скорости, которые происходят из-за изменения частоты и напряжения питающего двигатель тока при переменном токе и напряжения-при постоянном токе, и, с другой стороны, компенсировать изменения скорости, происшедшие из-за изменения нагрузки. Первая задача представляет значительно меньшие затруднения, чем вторая, так как изменения нагрузки при радиотелеграфной работе составляют почти 100%, при весьма большой скорости этих изменений. Регулирующее устройство состоит из двух частей: прибора, к-рыЙ указывает на отклонения от заданной скорости и дает корректирующие посылки тока, и устройства, непосредственно воздействующего на электродвигатель в смысле изменения или сохранения его скорости. Наиболее простое регулирующее устройство-у машин сист. Бетено-Латур. Указателем скорости здесь служит центробежный регулятор сист. Тюри (фиг. 10), к-рый при увеличении скорости дает контакт между вращаюпщмся медным диском и угольной щеткой, чем замыкает часть реостата, включенного в возбуждение

двигателя. Величина реостата подбирается таким образом, чтобы при раз-IJ мыкании двигатель -Ц- давал число оборотов, превышающее ллллДллл!\л требуемое, а при замыкании это число падало ниже заданного. При этом машина все время меняет свое число оборотов в весьма узких пределах, которые не превышают в некоторых случаях 0,02%. Поправка на изменение нагрузки в машинах мощностью 25 kW достигается включением в якорь сопротивления помощью электромагнитного реле, работающего от ключа. У больших машин этой поправки нет, так как при быстрой работе колебания нагрузки сглаживает большой маховой момент машины, при медленной же работе их выравнивает регулятор. Мощность двигателя берется с таким большим запасом, что при нем не получается большого изменения числа оборотов при переходе от холостого хода к нагрузке. Напряжение постоянного тока, питающего двигатель, сохраняется постоянным помощью регулятора напряжения системы- Тюри.

Регулирующее устройство сист. Алексан-дерсона (фиг. И) имеет указатель, состоящий из контура I с малыми потерями, который возбуждается от В. ч.м. и настраивается на частоту, немного более высокую, чем частота машины, почему при увеличении частоты машины сила тока в контуре увеличивается. Этот контур слабо связан с контуром II, в котором имеется какой-либо выпрямитель, выпрямляющий ток этого контура для питания им обмотки реле, к-рое включает возбуждение особой динамо постоянного тока;


Фиг. 10.

к якорю динамо приключена вторая обмотка реле, действующая в противойоложном смысле относительно первой обмотки. Такое устройство заставляет реле вибрировать со скоростью ок. 50 пер/ск. (фиг. 11), Время

Швшй двигатель В.чм.

©

Генератор выс. част.

Фиг. 11.

замыкания реле будет тем продолжительнее, чем меньше сила тока в контуре II и, значит, чем меньше число оборотов В. ч. м. Самая регулировка скорости двигателя производится путем уменьшения напряжения статора, что достигается увеличением самоиндукции дросселей, включенньгх в статор, йри уменьшении постоянного тока, насыщающего эти дроссели. Постоянный ток получается от упомянутой вьппе динамо, почему последняя и передает на двигатель те воздействия, к-рые будут обусловлены указателем. Двигатели для В. ч. м. применяют двухфазные. Поправка на ключ производится включением в ротор соответствующих сопротивлений. Постоянство волны, достигаемое этцм устройством, доходит до 0,5%.

Регулирующее устройство В. ч. м, системы Вологдина состоит из указателя, в качестве которого взят центробежный регулятор Тюри 1 (фиг. 12), и системы сопротивлений 8, и, 12, включенных в ротор. Регулятор 1 при понижении скорости В. ч. м.


Фиг. 12.

включает реле 3, которое замыкает сопротивление 8. Величина этого сопротивления подобрана т. о., чтобы при его включении скорость двигателя была на 0,1% больше, чем нормальная, а при выключении-на 0,1% ниже нормальной. При таком подборе, если частота и напряжение сети и нагрузка машины будут меняться весьма мало (частота менее 0,2%), двигатель В. ч. м. все



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 [ 121 ] 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159