Литература -->  Водородные ионы в производстве 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 [ 106 ] 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159

принимается обычно не более 1: 3; в противном случае приходится учитывать влияние наклонного положения поверхности В. на величину расчетных напряжений. Если же по каким-либо соображениям устройство В. недопустимо, то увеличение сечения балок достигается уширением их. В отношении сопротивления балок увеличение сечения путем увеличения высоты является предпочтительным.

Лит.: Керстен К., Железобетонные сооружения, М 1927; Техническая Энциклопедия, изд. т-ва Просвещение , т. 2, СПБ; Л о л е й т А. Ф., Курс железобетона, М.-Л., 1925; Передерни Г. П., Курс железобетон, мостов. П., 1920. И. Запорожец.

ВХОДНОЙ СИГНАЛ, сигнал, устанавливаемый перед ж.-д. станцией для указания, разрешается ли вход на станцию поезду, следующему с перегона. В. с, по союзным правилам, может быть двузначным (дающим показания: стой! и путь свободен ) либо

-ArS

-АгМ -Аг£ -АгЖ

Фиг. 1.

многозначным. В последнем случае, кроме тех же показаний, он дает еще знать, на какой путь или группу путей принимается поезд. Для этой цели в СССР пользуются двукрылыми либо трехкрылыми семафорами; из них первый дает три показания, а второй-четыре ( стой! , путь свободен по главному , путь свободен на первый отклоненный , путь свободен на второй отклоненный ). Если станция настолько развита, что для точного указания пути недостаточно трехкрылого семафора, то либо ставят двукрылый входной семафор А и дополняют его маршрутными семафорами Б до Ж (фиг. 1), устанавливаемыми в начале станционных путей, либо ставят последовательно несколько многокрылых семафоров


Фиг. 2.

1-2-3, -Б 1-2-3 (фиг. 2). На приведенных фигурах литеры с индексами возле путей обозначают, какие семафоры и на сколько крыльев должны быть открыты для движения по этому пути. Всякий входной семафор рекомендуется снабжать предупредительным диском. В. с, в случае надобности, снабжаются дисками сквозного прохода и маршрутными индикаторами. В. с. устанавливается на расстоянии не менее 50 м перед опасными точками пути: перед острием входной стрелки (если она противошерст-ная), или предельным столбиком (если стрел-


ка пошерстная), или той точкой на главном пути, до к-рой доходят маневрирующие составы (если маневры производятся с вытяжкой на главный путь), или, наконец, перед местом, где останавливается хвост наиболее длинного поезда (если опять-таки он не помещается целиком в пределах станционных путей). См. Железнодорожная сигнализация.

Лит.: Общие правила сигнализации на железных дорогах, М., 1925. Н. Рогинсиий.

ВЫБО ЙНЫ Й АППАРАТ, механич. приспособление для набивки мешков мукою, применяемое на хорошо оборудованных мельницах вместо набивки мешков вручную. Преимущество механической набивки мешков заключается не только в быстроте и дешевизне этой операций, но и в более плотной набивке, что дает большую экономию в таре, так как мешки м. б. на 50- 75 мм короче. Наиболее употребительная конструкция В. а. имеет следующее устройство (фиг. 1). На деревянных стойках А укреплен на подшипниках коленчатый валик а, на одном конце к-рого насажены хстостой и рабочий шкивы б. Колено валика вместе с тягой в составляют кривошипный механизм, шатун которого сообщает колебательные движения вперед и назад деревянному щиту Б, прикрепленному к потолку двумя стальными полосами г. Рама с дверкой д для удаления набитого и закладывания нового мешка прикреплена к этому же щиту и совершает вместе с ним колебательные движения. К выпускной трубе Е мучного закрома прикреплен чугунный патрубок (фиг. 1 и 2), называемый выбойным клапаном В. Внутри патрубка находится диск, вращающийся па оси м; клапан поворачивается посредством рукоятки е. К выбойному клапану В посредством хомута или ремня прикрепляется мешок, в который ссыпается мука из выбоиной трубы. Вследствие в быстрых движений системы щита, рамы и дверки мешок все время испытывает сотрясения, благодаря которьпл мука достаточно плотно набивается в него. Передача Д служит для перевода, посредством рукоятки ж, ремня с холостого шкива на рабочий и обратно. Аппарат делает 125 об/м. Другой тип В. а. имеет внутри выбойного цилиндра, составляющего как бы продолжение выбоиной трубы, шнек, посредством к-рого мука сначала выпускается из трубы в мешок, а затем вдавливается в него до желаемой плотности. Аппараты эти не получили распространения на русских мельницах в виду

сложности их конструкции. Прокофьев.

Фиг. 1.


Фиг. 2.



ВЫВЕТРИВАНИЕ, процесс разрыхления и распада поверхностных горных пород под действием атмосферных агентов. Полный цикл работы атмосферных агентов-внешних динамическ. сил, проявляющих свое действие в изменении рельефа земной поверхности, заключается в процессах: 1) В. (в широком смысле это понятие обнимает все разнообразные изменения пород), 2) удаления и переноса продуктов разрушения и 3) отложения осадков. Процессы В. разделяются на физические, химические и органические. Физическое В. состоит в действии на горные породы солнечных лучей, ветра, воды и электрических ударов. Сильное нагревание солнечными лучами поверхностных слоев породы вызывает расширение их и затем десквамацию-отслаивание породы концентрическими кругами; охлаждаясь, нагретые за день, породы сокращаются, растрескиваются, постепенно крошатся и превращаются в песок. Вода, замерзая и увеличиваясь в объеме, раздвигает частицы породы; при повторном замерзании и оттаивании порода разрыхляется и рассыпается. Ветер удаляет все разрыхленные разнооб-разньпйи процессами В. массы, обнажая тем самым новые слои породы для распада (см. Дефляция), сильный ветер несет твердые кварцевые песчинки, с силой ударяет ими по встретившимся породам, округляет неровности, вытачивает и углубляет впадины (см. Коррозия). Химическое В.-разрыхление пород гл. обр. водой, заключающей в себе растворенные газы, к-ты и соли; сбегая по склонам рыхлых или легко растворимых пород, вода прорывает в них глубокие борозды, разделенные параллельными гребнями; иногда же образует борозды в виде сетки, узора. Органическое выветривание происходит при участии бактерий (деятельности азотных бактерий рода Nitrosomonas, например, приписывается В. многих вершин Альп), а главным образом растений: корни растений проникают в тончайшие трещины породы, расширяют их и растворяют породу выделением различных кислот. Строительные камни и стены искусственных сооружений, в особенности с шероховатьпли поверхностями, легко заселяются низшими растениями (трещинные грибы, лишаи, мхи и др.), плохо высыхают, поэтому вследствие замерзания воды скорее поддаются разрушению.

Лит.: Ог Э., Геология, т. 1, М., 1924; Ш т и н и И. и Мушкетов Д., Технич. геология, Л.-М., 1925.

ВЫГОРАНИЕ КАНАЛОВ ОРУДИЙ, явление, связанное с применением бездымного пороха. Начало выгорания характеризуется появлением на переднем коническ. скате в канале, около начала нарезов, матового кольца, к-рое, по мере продолжения стрельбы, распространяется вперед и становится все более резко выраженным. Это матовое кольцо является следствием появления сети чрезвычайно тонких и очень неглубоких трещинок на поверхности канала. Сначала сетка не имеет сомкнртьгх петель, а представляет лишь группу пересекающихся между собой отдельных веточек, из к-рых более резко выражены продольные. Такую сравнительно менее резко выраженную кар-

тину явления выгорания каналов орудий можно наблюдать в каналах орудий только в самой первоначальной стадии их выгорания. По мере дальнейшей стрельбы отдельные трещинки удлиняются, встречаются с соседними и образуют замкнутые петли в виде сплошной сетки; эта стадия развития наступает после значительного числа выстрелов. Как глубина, так и ширина первоначальных трещинок увеличиваются с увеличением числа сделанных из орудия выстрелов. Наибольшее развитие получают продольные трещины, но на полях нарезов преобладают трепщны поперечные. Как только сеть трещин получает значительное развитие, ведущий поясок снаряда начинает срывать небольшие частицы стали с ребер полей нарезов, оставляя на них неровности, которые с каждым последующим выстрелом все более и более увеличивают заедание снарядных поясков и усиливают разрушение канала. Срьшание полей нарезов иногда переходит в полное выкрашивание их целиком до глубины нарезов, а иногда даже глубже, так что на местах сорванных полей остаются борозды. Благодаря всему этому начало нарезов как бы отодвигается вперед все дальше и дальше и первоначальные размеры канала ствола в этой стадии В. к. о. являются сильно измененными. Выгорание распространяется в длину по нарезам, достигая своего максимума на некотором расстоянии от начала нарезов, а затем опять убывает почти до полного исчезновения в дульной части. Вследствие отдаления начала нарезов первоначальный объем каморы как бы увеличивается, что влечет за собой падение начальной скорости и уменьшение дальности. Изъязвление начальной части нарезов делает неоднообразным врезание в них ведущих частей снаряда или пули, что создает изменение начальных скоростей, уменьшающее меткость. При сильном выгорании м. б. также и случаи срыва снаряда с нарезов и неправильный его полет. Уменьшение дальности стрельбы от износа, вследствие падения начальной скорости, учитывается при боевых стрельбах по таблицам стрельбы. В морских и береговых орудиях (крупных) падение начальной скорости определяется по эмпирич. форл1уле в зависимости от общего числа выстрелов, сделанных из орудия; в полевых орудиях падение начальной скорости определяют прибором Высоцкого по фактической длине зарядной каморы орудия (см. Баллистические приборы).

Факторами, способствующими В. к. о., являются: t°, развивающаяся при сгорании пороха, давление пороховых газов, вес заряда, время движения снаряда в канале (длина ствола), скорость и режим стрельбы. Полигонные наблюдения за к. о. приводят к следующим практическим выводам: а) для двух подобных орудий выгорание увеличивается с увеличением калибра пропорционально его квадрату; б) при данном калибре и сорте пороха разгар больше зависит от веса заряда, чем от давления пороховых газов; в) место наибольшего развития выгорания в нарезной части не совпадает с местом наибольшего давления пороховых



газов и лежит ближе к началу нарезов; г) обтюрирующие средства, уменьшающие прорыв газов между стенками канала и снарядом, уменьшают В. к. о.; дО средства, понижающие t° пороховых газов, также уменьшают выгорание.

С развитием металлургии обращено внимание на изучение и подбор сортов стали, хорошо противостоящих В- к. о. Добавление к стали определенного % никеля, хрома, ванадия, вольфрама, молибдена, при наличии высоких механических качеств стали (большой предел упругости, высокая пластичность и вязкость), влияет на В. к. о. в сторону его уменьшения. Французы имели отдельные экземпляры 1Ъ-мм полевых орудий, выдержавших до 20 ООО выстрелов (число, примерно в 2,5-3 раза большее нормального для таких орудий) за счет гл. образом специального сорта стали. Изучение явления В. к. о. выдвинуло несколько теорий, из которых основными являются следующие.

Теория Д.К.Чернова (термическая). При воспламенении заряда в канале орудия образуется газовая среда с t° около 2 000° и более, оказывающая очень высокое давление на стенки канала (в современных орудиях иногда свыше 3 ООО кг/сж). Эта газовая среда, чрезвычайно большой плотности, представляет собою как бы огненную жидкость, плотно прилегающую к стенкам канала и очень быстро нагревающую поверхностный слой металла до высокой t°; в виду кратковременности действия толщина нагретого слоя будет выражаться в сотых и десятых долях мм. После выстрела происходит быстрое охлаждение поверхностного слоя канала вследствие охлаждающего действия остальной холодной массы металла ствола. Такие резкие изменения t° требуют от металла высокой пластичности и вязкости. При нагревании поверхностный слой канала должен расшириться, но, будучи под давлением наружных слоев, не может этого сделать, начинает морщиться и покрываться трещинами, обнаруживаемыми после некоторого числа выстрелов. По мнению Д. К. Чернова, металл ствола, для лучшего противостояния выгоранию, кроме большой пластичности и вязкости, должен иметь коэффициент теплового расширения по крайней мере такой, при к-ром наибольшее расширение металла от нагревания при выстреле не выходило бы за пределы упругих деформаций этого металла.

Теория Вьеля (динамическая). При выстреле струи пороховых газов, находясь под высоким давлением, с громадной скоростью прорываются между снарядом и поверхностью канала и, при высокой t°, размягчают или даже расплавляют металл и выносят частицы его вперед из канала.

Теория. Ш а р б о н ь е (динамическая). Пороховые газы рассматриваются как жидкая струя, к-рая действует механически, размывая канал подобно быстрому водному потоку. Как в водном потоке в месте сужения или расширения его русла возникающие вихри производят сильный размыв берегов, так и в канале ствола наиболее страдает место соединения каморы с нарезной

частью канала. Уменьшение разности диаметров каморы и нарезной части канала до минимума, по теории Шарбонье, должно благоприятно влиять на срок службы оружия.

Кроме изложенных основных исследований вопроса о выгорании, имеется целый ряд трудов, затрагивающих вопрос как с точки зрения химич. воздействия пороховых газов па металл ствола (Сиви),-в частности карбюризации его поверхностного слоя (В. В. Свешников),-так и с точки зрения влияния постоянных и случайных напряжений, имеющихся в металле (Сиви).

Лит.: Чернов Д. К., О выгорании каналов в стальн. оруд., Труды Д. К. Чернова, П., 1915; К р ы-л о в И. А., Изучение разгорания каналов огнестр. оружия, П., 1922; Матюнин А., Изнашивание орудий, Артилп. журн. , СПБ, 1910, 1-3; S v е s h-n i к о f f W., Carburization as a Faktor In the Erosion of Machine Gun Barrels, Агту Ordnance*, Wsh., 1925, 30; V i e i 1 1 e M., Etude sur, les phenomenes derosion produits par les explosifs, Memorial des poudres et salpetres*. P., 1907, t. 11; С h a r b о n-n i er P., La veine gazeuse, Memorial de rartillerie frangaise*. P., 1922, t. 1; Rivista di artiglieria e genio , Roma, 1928, 3. B. Шелков.

ВЫГРЕБА, вместилища для удаления нечистот из домов. При вывозных системах удаления нечистот (см. Ассенизация) нечистоты (фекалии) скопляются в домовых В. (резервуарах) и затем удаляются путем периодической вывозки за пределы селений; такой способ удаления нечистот называется индивидуальным. В. неизбеншы лишь в тех случаях, когда канализация требует больших денежных ассигнований на ее устройство или она невыгодна с экономич. точки зрения и удовлетворительность санитарных условий в данном месте м. б. обеспечена и при вывозной системе. Отсутствие необходимых средств в городских коммунальных хозяйствах, сельский характер населеннтх пунктов в СССР являются причиной того, что В. у нас очень распространены.

В. по устройству разделяют на подвижные и постоянные. Лучше всего располагать В. вне зданий и вне зависимости от домовых стен. Полезная емкость В. исчисляется так, чтобы при очистке их один раз в год на одного человека приходилась емкость около 0,5 jn; если В. устраивается только для твердых экскрементов, то последняя норма понижается до 0,025 м. В случае спуска в В. всех домовых вод (80-100 л на 1 чел. в сутки) полезная емкость выгреба, при прочих равных условиях, исчисляется до Зж на 1 человека, но вывоз нечистот в этих случаях нужно производить чаще, что требует ббльших затрат, и экономически такое решение вопроса неправильно: в этом случае дом следует канализировать. По гигиенич. соображениям рекомендуется очищать В. не менее одного раза в месяц. Количество выделений составляет на жителя в сутки приблизительно от 1,20 до 1,30 л, из них ншдких нечистот приходится 1,10-1,20 л, а твердых 0,10 л. Высота выгреба делается от 1,80 до 2 Л1, с расчетом, чтобы при очистке в нем мог поместиться человек (согласно постановлению Московского совета, высота выгреба, при условии очистки один раз в месяц, д. б. не более 1,42 м); т. о. высота, занятая в В. нечистотами, д. б. не более 1-1,25 м. В. придают часто квадратную или прямоугольную форму, иногда делают выгреб и круглого



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 [ 106 ] 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159