Литература -->  Производство жидкого угля 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 [ 73 ] 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153

затем, отпуская ленточный тормоз, освобождают шестерню Е и дают возможность черпаку под влиянием силы тяжести опуститься в положение 2. После этого цепью


Фиг. 4.

F постепенно поднимают черпак до пололсения 3, все время плотно прижимая его к разрабатываемому откосу путем нажима шестерен Е на рукоятку. Благодаря этому зубья черпака врезаются в откос, и черпак наполняется землею. Затем, отпустив ленточный тормоз, освобождают щестерню Е и приводят черпак в положение II, так чтобы черпак пришелся над вагоном или вагонеткою для отвозки зем.чи, и открывают дниш,е черпака, дергая за особую веревку. После этого днище черпака захлопывается, и работа возобновляется в том же порядке. Одна такая операция обычно занимает около Va мин. Все манипуляции производятся двумя машинистами, из к-рых один находится у паровой машины К и управляет подъемом и поворотом черпака, а второй стоит на площадке Я у паровой машины О и управляет выдвиганием и втягиванием черпака. Такой порядок обслулшвания требует от обоих машинистов большой опытности и согласованности работы. По разработке всего грунта, доступно1о при данной стоянке, экскаватор передвигается по рельсовому пути (или по грунту, если экскаватор имеет гусеничный ход) при помощи паровой машины К. На новом месте экскаватор- закрепляется широко раставленными домкратами Р для придания ему боковой устойчивости. В зависимости от перерывов работы, обусловленных перестановками машины и подачей подвижного состава для отвозки земли, коэфф. использования (по времени) экскаватора бывает обыкновенно 0,45-0,50 и лишь в редких случаях достигает 0,60. Кроме того, каждый ковш подает грунт в объеме меньшем против его теоретич. емкости (0,55-0,80) вследствие промежутков между комьями и прилипания к стенкам ковша (табл. 6).

Табл. 6 .-С уточная нроизводительность пакового экскаватора (в mjh).

новенно на тракторном ходу. Разработка экскаваторами бывает выгодной при сосредоточенных в одном месте работах объемом не менее 150-200 тыс. ж. При большой глубине выемки (не менее 5 ж) и в тяжелых грунтах более выгодны экскаваторы с ковшами в 2-3 ж (см. Землечерпательпые снаряды).

Стоимость работы экскаватора складывается из расходов на капитал (проценты и погашение), накладных расходов (доставка на место работ, сборка, разборка, хранение) и эксплоатационных расходов. Экскаваторы быстро изнашиваются, а потому погашение их должно происходить не более,чем в 12 лет. Заграничная практика рекомендует погашать их в еще меньшие сроки, а именно в 7 лет, а при двухсменной работе-даже в 5 лет. При этом в первые годы процент погашения должен приниматься более высоким, чем в последние. Накладные расходы составляют обычно около 20 % от эксп.чоатацион-ных расходов. Эксплоатационные расходы


о д н о ч е р-

Наименование грунта

Емкость ковша в .и

0,75

Песок, чернозем, легкий суглинок ............

Тяжелые суглинки и жирные

i глины............

1 Скальные породы, предварительно раздробленные . . .

180-225 120-150 60-90

150-188 100-125 50-75

120-150 80-100 40-60

80-110 53-68

44-53

Примерный вес экскаваторов, при емкости ковша в 3; 2,5; 2; 1,5 и 0,75 ж , равен соответственно 85; 70; 60; 50 и 28 т. Небольшие экскаваторы (с ковшом 0,75 ж*) делаются обык-

Фиг. 5.

СОСТОЯТ из: стоимости топлива--ок. 1 т хорошего уг.чя на 1 ж емкости ковша в 8-часовой рабочий день; воды, расход к-рой в 6-Юраз больше расхода угля; смазки, обтирки и пр. расходов по содержанию, состав.чяющих 20-- 25% от стоимости топ.чива; содержания бригады (машинист, его помощник, кочега]), смазчик, ночной сторож и ок. 8 чел. путевых рабочих); ремонта машины, состав.чяющего в рабочий сезон (ок. 175 рабочих дней) 15- 18% от первоначальной стоимости экскаватора. Последний расход меньше для нового экскаватора и больше в последние годы его работы.

Кроме описанного типа одио-ковшевых экскаваторов с лге-сткою рукояткою, имеются и другие типы. Главнейшие из них следующие. Скребковые экскаваторы с ковшом, подвешенным на стальных канатах, и со стрелою до 50 ж длины. Эти экскаваторы приспособлены для поднятия грунта с большой глубины и складывания его далеко в сторону; они применяются для рытья каналов. Грейферные экскаваторы с



грейфером (си.; фиг. 6). Этот экскаватор удобен для поднятия грунта на большую высоту, напр.при рытье глубоких котлованов. Мно-гочерпак. овые пенные экскаваторы с небольшими ковшами, емкостью не более 0,15-1,25 м, образующими замкнутую пень. Стрела этого экскаватора может выдвигаться на разную длину и принимать положение под разными углами к горизонту. Эти экскаваторы удобны для разработки глубоких откосов, которые при этом получаются совершенно правильной формы. Наконец, в колесных экскаваторах черпаки вместо цепи укрепляются на колесе диаметром от 1,5 до 6 ж (фиг. 7). Эти экскаваторы являются универсальными машинами. Они


Фиг. 6.


Фиг. 7.

могут рыть откос с торца и быть опущенными в глубокую траншею. Производительность их бывает от 25 до 100 м/ч, по есть машины, достигающие производительности 400 м/ч.

Транспортирование грунта. Способы перемещения выкопанного грунта зависят от объема работ, дальности перемещения, рода грунта и пр. местных устовий. При неболь-1ПИХ расстояниях с успехом применяют возку тачками. Дешевизна оборудования и удобство нагрузки и выгрузки составляют достоинства тачечной возки. Недостатком ее является то,что рабочий, поддерживая оглобли тачки, часть груза, а именно 1 = (фиг. 8)

должен нести на себе. Для облегчения рабочего иногда пользуются лямками, к-рые перекидываются через плечо рабочего, а в к-b -прошитые концы пропускают ручки оглобель. Для уменьшения сопротивления движению гонка тачек производится по катальным доскам 6x2040 см, на которые для уменьшения трения и износа досок полезно набивать железные полосы 0,5x8 см. При негоризонтальной местности катальные доски можно укладывать с уклоном до 0,04. При больших уклонах необходимо прибегать к помощи крючников-иеших при уклоне не круче 0,12 и конных при уклоне не круче 0,33. При этом желательно на возможно большем протяжении делать уклоны не больше 0,04, более же крутые уклоны сосредоточивать в одном месте, делая их не


положе 0,08. Для каждой артели тачечников в 20 чел. устраивается особый гон. Катальные доски укладываются от места свалки до разрабатываемого откоса, со спецп-альными откосками для постановки каждой тачки. Тачки ставятся на откоски и иа-гружаются или самими каталями или специальными навальщиками. У места свалки обыкновенно ставят особых равневщпков. В русской тачке нормально везется около 100 кг земли, при весе самой тачки ок. 35- 50 кг. Указанному весу соответствует около 0,07 м разрыхленной земли среднего веса. Продолжительность выгрузки тачки около 4 м., продолжительность нагрузки 1-4 м. В среднем нагрузка и выгрузка продолжаются 3-ЗУа м. при нагрузке самим каталем и* 12-2 м., если нагрузка производится особыми навальщиками, так что каталь, поставив порожнюю тачку для нагрузки, может взять другую, уже нагруженную тачку. Скорость гона тачек в среднем составляет 40-50 м/мин. Примерная производительность тачечной возки приведена в табл. 7.

Т а б л. 7.-Д невная производительность работы тачки емкостью в 0,07 .н.

При нагрузке каталями

При нагрузке навальщиками

расстояние

производи-

расстояние

производп-

возки в .vt

тельн. в м

возки в м

тельн. в .vt

17,7

14.6

12,5

10,9

С К р е п е р ы - В О Л О К у ш И и колесные скреперы дают возможность применять лошадиную тягу. Лошади впрягаются спереди. Рабочий на месте нагрузки слегка приподнимает задний конец скрепера-волокуши за ручки, при чем переднее ребро скрепера врезьшается в грунт, к-рый и наполняет скрепер. На месте выгрузки рабочий резко приподнимает заднюю часть скрепера; переднее ребро его зацепляется за землю, и скрепер опрокидывается. Скреперы иногда устраиваются на колесах или на полозьях. От места нагрузки до места выгрузки совок колесного скрепера находится в приподнятом состоянии (на 25-20 см над грунтом). Опускание совка для погрузки и опрокидывание его для выгрузки производятся при гюмощи особого рычага. При каждом скрепере имеется погонщик, направляющий лошадь. Нагрузка и выгрузка б. ч. производятся особыми рабочими. Скреперы-встоку-ши делаются обыкновенно емкостью от 0,14 до 0,2 м; практически они нагружаются не более чем на /g-Скреперы применяются при дальности возки 7-40 м, при чем делают оборот в РД-IV2 м. и за день перерабатывают 30-50 м грунта. Для удешевления погрузки и выгрузки скреперы работают группами до 6 шт.При дальности возки 50-150 м применяются скреперы на полозьях или на колесах, теоретич. емкостью в 0,25-0,50 м. Они могут перерабатывать в



среднем 20-60 грунта в день. В последнее время в Америке употребляют большие колесные скреперы емкостью 0,5-1,0 для тракторной тяги, при чем два-три таких скрепера йрипрягаются к трактору в 20IP. При дальности возки ок. 100 л1, трактор молсет перевезти 150-200 грунта в день. Легкие супесчаные грунты могут забираться скреперами непосредственно. Плотные и щебенистые грунты требуют предварительного разрыхления, что наиболее экономично производится спещтальными плугами с конною или тракторною тягою.

Табл. 8.-производительность подводы емкостью в 0,35 At.

Расстояние возки Б At

Число оборотов подводы в 8-час. раб. день

Производи-тельи.возки г, .и в день

а) При навалке одним погонщиком

100 200 300 400 500

1 ООО 1500

2 000

25 22 19 17 ]5 11

8,8 7.7 6,6 6,0 5,3 3,8 2,9 2,1

С) При навалке погонщиком и тремя навальщиками

100 200 300 400 500 1 ООО

1 500

2 000

45 35 28 25 14

10,5 8

15,8 12.3

4,9 3,7 2.8

С увеличением расстояния возки становится выгодным применять возку земли подводами. Наиболее распространенными типами подвод у нас являются грабарки, представляющие собою дроги с длинным нешироким ящиком, состоящим из неподвижного дна и двух съемных боковых стенок, снимаемых при выгрузке, и к о л ы Л1 а ж-к и, нредставляюпше собою дроги с поставленным на них опрокидывающимся коробом. Емкость грабарки ок. 0,5 Jti, кстымаж-ки-около 0,33 м. Достоинства и недостатки обоих типов уравниваются, и их можно считать равноценными. Скорость двилсения подводы: груженой ок. 50, порожней-ок. 90 JW в минуту, про-доллсительиость разгрузки 2- Змин., продо.тжительность нагрузки ок. 1,5 в час на одного рабочего. Число навальщиков не более 3 на подводу, кроме погонщика. Число подвод и навальщиков д. б. так рассчитано, чтобы навальщики не стояли без работы и чтобы по мере ухода груженых подвод подходили порожние. Средняя производительность подводы емкостью 0,35 ж* приведена в табл. 8.

При расстояниях возки 1- 3 км и небольшом объеме работ иногда может с выгодою

т. .9. т. VIII.

применяться возка автомобилями, которые в этом случае снабжаются опрокидывающимся назад кузовом или соединяются с подобным же прицепом. Для автомобильной возки земли в Америке применяются деревянные дороги в виде двух по.чос (колей) из продольных лежней по 2-3 в ряд, на шпалах, по земляному полотну.

Значительное улучшение условий зем.чя-ной возки достигается при применении рельсового пути. В виду большой стоимости оборудования (путь и подвижной состав) применение возки по рельсовьвуг путям, однако, выгодно лишь при достаточно большом объеме работ. Кроме того, рельсовые пути допускают .чишь пологие уклоны. Необходимая для перемещения 1 т груза сила тяги определяется ф-лой Tf+i, где /-удельное (т. е. на единицу перемещаемого груза) сопротивление движению но горизонтальному пути, а г-донолнителыюе удельное сопротивление движению на подъеме. Средн1ге значения коэфф-та / для различных дорог приведены в табл. 9. Дополнительное удельное сопротивление движению

Табл. 9. - в е л и ч и н а удельного сопротивления движению п о гор и з о н т а л ь-н о м у пут и.

Характеристика пути

Песчаная дорога ......

Обычная грунтовая дорога. Плотная, сухая грунтовая

рога в хорошем состоянии . . . Снежная дорога (на сапях) . . .

Деревянная мостовая .......

Железнодорожный путь:

/временный, впло-1 хом состоянии . . узкой колеи; временный, в хо-I рошем состоянии постоянный . . . широкой колеи-постоянный . .

О 15 0,10-0,08

0,05 0.035-0,02 0,018-0,013

0,015-0,013

0.012-0,010 0,010-0,005 0.003-0.0025

на подъеме равно тангенсу угла наклонения п\ти к горизонту, независимо от рода пути. Например, при крутизне подъема пути 0,03, г = 0,03, или 0,03 т на 1 т перемещаемого груза. Сравните.чьные данные о силе тяги живых и паровых двигателей приведены нилсе в табл. 10.

Табл. 10 .-С ила тяги двигателей.

Средн. вес переме-

Средн. ско-

1 Род

Способ возки

щаемого

рость груж. хода в .м/ск

Сила тяги

грунта но

двигателя

горизон-

1 в кг

тальн. пути в т

Человек

Тачкою .........

В вагонетке по узкоколейному рельсовому

0,165

1,21

пути..........

1,0 ,

0,52

Лошадь

В упряжке по хорошей горизонтальной грун-

товой дороге .....

0,5-1,0

1,31

45-82

1 0

В вагонетках по горизонтальному узкоколейному рельсовому

пути.........

3,2-5,8

1,40

45-82

Паровоз уз-

кой колеи

в вагонетках (скорость

6 Kvt/ч)........

130-260

1,67

1 500-3 250

1 Паровоз ши-

рокой колеи

в вагонах-платформах

(скорость 10 К-И/Ч) . .

770-970

2,78

8 ООО-10000



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 [ 73 ] 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153