Литература -->  Производство жидкого угля 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 [ 68 ] 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153

электромоторы. Грунт, подлежащий перегрузке, сваливается из ж.-д. вагонов у а, затем он захватывается черпаковой цепью б, приводимой в движение мотором в, и сбрасывается в бункер г; оттуда по ленточному транспортеру д грунт подается на загрузочный конец ленточного транспортера е.


- 7000 -

-тоА

Фиг. 9.

Последний приводится в двилсение мотором ж, при чем вращение передается верхнему натяжному барабану к при помощи червячной передачи (у мотора), длинного вала, пары конич. 3 и цилиндрических и зубчатых колес. Вся верхняя часть снаряда со стре-.дой вращается вокруг вертикальной оси; для вращения служит мотор л. Наклон стрелы м изменяется при гюмощи талей н; вес ее уравновешивается противовесом о в 28 т.

в) Землесосы (см.) в качестве рабочего органа имеют сосущую трубу, через которую грунт, вместе с тройным до шесте{)-ного объемом воды, всасывается сильным центробежным насосом.

г) Комбинированные мокрые снаряды составляются из черпаковых и сосущих или из сосущих и резаковых. Такие снаряды, работая одним из своих органов, смотря по грунту и требованиям работы, отводят грунты по лоткам, кулуарам или рефулерам. Из новых конструкций интересен америк. снаряд Ronaldshay, предназначенный для прорытия русел; снаряд имеет сосуны и 6 резаков для рытья траншей шириной до 13,75 м и глубиной до 9,15 м; сосуны и резаки действуют независимо. На официальных испытаниях снаряд извлек в 40 мин. 4 100 м грунта, что отвечает 6 150 лг/ч, при чем прорыл новое русло длиной 91,5 м, шириной 12,2 м и глубиной 3,31 м.

Экономич. выгоды применения З.с. зависят от правильного выбора и применения этих снарядов. В практике дореволюционной России, имеются следующие разработанные данные исполнительной стоимости работ 3. с: на р. Волге (в 1911-15 гг.), при многочерпаковых снарядах, средняя стоп-


fZ-г

I I i ---

Для изменения глубины копания черпаковой цепи служит электрич. лебедка п. Изображенный пунктиром аппарат р слулшт для подгребания падающего из транспортера грунта к подножию отвала. Такие снаряды строятся заводом Ф. Крупна.

Экскаваторы рассмотренных типов строятся с паровыми машинами, электромоторами и двигателями внутреннего сгорания, часто с локомобилями; паровые котлы делаются вертикальные или локомобильного типа; передачи применяют ременные, цепные, зубчатые, реже фрикционные; нормы мощностей примерно те же, что и для мокрых многочерпаковых землечерпательных снарядов; длина рам достигает 50 м.

Фиг. 10.

мость извлечения 1 jvt грунта равнялась 29-36 к.; нар. Днепре (в 1911-15 гг.), при землесосах,-9,2 к.; на р. Свири, при одночерпаковых 3. с, по каменистому грунту-- 1 р. 56 к. за м. Мпогочерпаковые cyxoiin-ные экскаваторы за 3 года работы (группами и в одиночку) на Вост.-Амурской ж. д. показали следующую стоимость выработки: 1р.10к.зал*на тяжелых глинах-липунах, 41 к.-на суглинках, 17,5 к.-в песчаных карьерах. В указанные выше стоимости введены все расходы по землечерпанию и содержанию землеотвозных средств, по ремонту, амортизации и % на 1:апитал. Стоимость землечерпания в портах СССР по сметам НКПС, по данным Водного транспорта



ЗЕМЛИ

(Ma 1, 1925 г.), определена: в 48,1 к. за для Архангельского порта, 30,9 к. для Волго-Каспийского канала и 18,5 к. для Мариупольского порта.

В Германии исполнительные стоимости, включая все расходы, до войны 1914-18 гг. составляли: 0,3 марки за 1 м для одночер-паковых мокрых 3. с, 0,25-0,30 для грейферных, 0,15-0,40 для многочерпаковых мокрых, 0,24 для землесосов, 0,09-0,12 для многочерпаковых экскаваторов.

По данным Р. Мерша, стоимость разработки 1 m руд одночерпаковыми экскаваторами в Америке, согласно годовым отчетам об-в, считая все расходы, в том числе и содержание правлений, составляла (в долл.):

1911 г. 1915 г. 1917 г. 1918 Г.

Nevada Consolidated Copper Co., Ruth, Nevada . 0,346 0,335 0,736 0,929

Utah Copper Co., Bingham, Utah....... 0,543 0,3665 0,814 0,946

У остальных обществ стоимость близка к указанной. См. Землесос, Элеваторы и Рефулеры.

.Лит.: Акулов К. А., Б р клин г е. Р., М а р ц е л л и М. И., Курс внутр. водных сообщений, т. 1, отд. 3-Дноочистительные и дноуглубительные работы, М.-Л., 1927; Торопов И. К., Производство речных дноуглубит. работ, Материалы для описания русских рек и истории улучшения их судоходных условий , М., 1924, вып. 2; Орлов В. П., Теория многочсрпаковой цепи, Труды Моск. ин-та инженеров транспорта , М., 1927, вып. 6; Испытание судов и землечернат. снарядов на приладожских каналах в 1925 году, Труды Научн.техн.ком-таНКПС , М., 19-<6, вып. 22; М е р и н г К., Речные дноуглубит. снаряды. П., 1915; Зброжек Ф. Г., Курс внутр. водяных сообщений, 3 изд.. П., 1915; Л я х-ir и ц к и й В. е.. Основы морского портостроения, П., 1919; его же. Характеристика морских дноуглубительных снарядов. П., 1919; Борман А. П., Речные дноуглубит. снаряды, СПБ, 1903; Романовский с. е.. Современные землечерпательн. снаряды и детали их устройства, СПБ, 1905; Аверин В. К., Технич. эксплоат. характеристика пароходов и землечерпательных снарядов Волжск, упр. внутр. водных путей, Водный транспорт , М., 1925, J2; М е р ш Р., Экскаваторы и применение их при горных работах, пер. с англ., М., 1924; Добро-в о л ь с к и ii В. А., Опыт оценки работ экскаваторами на HocTpoiiKC Вост. части Амурской ж. д., Изв. Южно-русского об-ва технологов , Харьков, 1916, 7-12; Беленький И., Производство работ экскаваторами на Моск. окр. ж. д., Труды Бакинск. отдел. Русск. техн. об-ва , Баку, 1907, вып. 3; К а н-д а у р о в П. Д., Производство земляных работ экскаватором на Моск. окр. ж. д., СПБ, 1907; С у-р и н А., Производство земляных работ экскаватором, СПБ, 1910; И о дьяк о но в С. А., Производство массовых земляных работ вообще и разработка золотых россыпей в особенности с помощью экскаваторов, ГЖ , 1910, т. 2; Труды: а) Международных конгрессов по землечерпанию, б) Съездов инженеров-гидротехников, СПБ, 1892-1914, в) Съездов (с 1 по 16) русских деятелей по водяным путям, СПБ, 1894-1914; Водный транспорт , М.; Hermans Н., Grosster Trockenbagger d. Welt (Lu-beck), Dingl. , 1910, p. 283; Paul ma nn M. u. В laum M. R., Die Bagger u. d. Baggereihilfsgerute, B. 1-2, В., 1923 (библиография по снарядам); М а s-е у О. В., The Engineering of Excavation, N. Y., 1923; В ё n 6 z i t M., Cours de ports et travaux ma-ritimes, Jivre 3, P.. 1923; Z. d. VDI , 1929, B. 73, p. 577; Fordertechnik u. Frachtverkehr , Wittenberg, ab 1915; Engineer , L., 1912; Engineering News-Record , N. Y. B. Добровольский.

ЗЕМЛИ, корпусные краски всех видов (масляные, акварельные, темпера и пр.), со-дерлсащие красочные пигменты мало насыщенных цветов и землистого тона. Название 3. условно: иногда одна и та же краска в каталоге одной фирмы называется 3., а в каталоге другой не имеет такого названия. По химич. составу 3. ие составляют однородной группы: к 3. относятся цветные

т. Э. т. VIII.

глины (см.), окращенные солями железа, марганца или хрома, нек-рые соли меди и разные виды ископаемых углей. В красочную промышленность 3. поступают либо в непосредственно добытом из земли виде либо химически переработанными, гл. обр. обожл-сенными, иногда в присутствии некоторых добавочных веществ, напр. поваренной соли. 3. характеризуются сдерлсан-ностью цветового тона ири богатстве тонких цветовых оттенков, весьма большою стойкостью в отношении света, влаги, воздуха и нек-рых химич. агентов, сравнительной дешевизной, малой укрывистостью и малой красящей способностью. Из числа красок, посяпщх на рынке название 3., известны: желтые-сиенская и кассельская; красные- поццуола и венецианская; коричневые- лскеная зеленая, жженая сиенская, лслсеная итальянская, гкл-сеная веронская, жженая богемская, а также кассельская и кельнская в натуральном виде; зеленые-богемская, веронская зеленая и т. н. зеленая 3.- основной нитрат меди. Дальнейшие сведения о 3. см. Краски минеральные, п. Флоренский.

ЗЕМЛЯ НИКА ,многолетнее растение, встречается в диком и культурном состоянии, принадлежит к виду Fragaria. Ягоды 3. представляют собою .чожный плод, образовавшийся разрастанием выпуклого цветоложа. Известно много культурных промысловых сортов 3. Размножается 3. усами и семенами. Размножение семенами применяют гл. обр. при выведении новых сортов. Посадку молодых кустиков 3. производят с половины июля до конца августа. 3. предпочитает местоположение открытое, солнечное, а почву-легкий суглинок; хорошо возмещает удобрение (навоз, калийные соли, селитра, суперфосфат). Возобновление плантации происходит через 3-4 года. Ягоды 3. находят обширный спрос: для еды в свежем виде, для приготовления варенья и консервов, в кондитерском производстве и в ягодном виноделии. Химич. состав лесной 3. (Мос1совская губ.), по Ф. В. Церевитинову: 82,7 % воды, 5,8 % инвертного сахара, 1,7 % кислот, 0,3% дубильных веществ, 1,5% пектина, 0,89% золы. Состав садовой 3. (сорт Виктория): 86,5 % воды, 9,6 % Сахаров, 1,3% к-т, 0,14 % дубильных веществ, 1,5% пектина, 0,46 % золы.

Лит.: к и ч у н о в II., Земляника и клубника и пх культура, 2 изд., СПБ, 1913. Н. Ракицкий.

ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО, земляное основание, на к-ром помещается верхнее строение рельсового пути. 3. п., образованное посредством насыпки грунта, называется насыпью; образованное посредством удаления земли-называется выемкой. В тех случаях, когда 3. п. устроено на косогоре, оно м. б. распололгено часТью в выемке и частью в насыпи. В состав 3. п. входят также: а) откосы-боковые поверхности 3. п.; б) кюветы-канавы, устраиваемые в выемках около 3. п. для отвода воды с полотна и откосов выемки; в) нагорные канавы, устраиваемые перед выемками, и отводные канавы-перед насыпями для отвода от них воды; г) резервы, из к-рых берется земля для образования насыпи и к-рые служат одновременно д.чя осушения основания насыпи



и отвода от него воды; д) насыпные бермы- плопщдки, устраиваемые в соответственных случаях вдоль нижних частей откосов насыпей для придания откосам большей устойчивости и для предупрелгдения проникновения воды к откосам и основанию насыпи; е) естественные бермы, в виде земляных полос определенной ширины, оставляемых с той же целью, что и насыпные бермы между резервом и подошвой насыпи; ж) банкеты- насыпки вдоль верхних бровок выемок с поперечным уклоном от пути для отвода дождевой воды от выемки; з) контр-банкеты-бермы, устраиваемые на косогорах вдоль нижней части откоса насыпи для большей ее устойчивости; и) кавальеры-земляные насыпи, образованные из лишней земли, вынутой при устройстве выемки, расположенные вдоль выемок и предназначенные для защиты выемок от снежных заносов (защитные валы) и для предупреждения прорыва воды с нагорной стороны к выемке. К элементам 3. п. относятся также различные дренажные устройства для осушения 3. п. и прилегающей к нему земляной полосы.

Насыпи должны устраиваться из надежных грунтов, по возможности однородных, не мерзлых и не изоби.лующих органич. веществами; следует избегать употребления грунтов, содержащих гипс, синих и серых расплывчатых глин, илистых грунтов, мелких песков, обращающихся в присутствии воды в плывуны, а также молодых торфянистых грунтов. Устройство насыпей на различного рода основаниях, на косогорах, в сырых местах, на болотах и разливах, а также способы укрепления откосов см. Земляные работы.

Условия устойчивости 3. п. При постройке ж. д. стремятся получить ж.-д. путь без резких изменений высоты и потому размещают массы земли так, чтобы в возвышенных местах получались выемки, а грунт из них шел в пониженные места для устройства насыпей. При таком нарушении естественного быта местности новое расположение земляных масс не м. б. устойчивым, т.к. силы природы, в виде грунтовых и поверх- постных вод, колебаний t° и влажности воздуха, будут стремиться привести искусственное расположение к первобытному виду. Не менее неблагоприятно влияет на устойчивость 3. п. воздействие поездов в виде давления на грунт и сотрясения почвы. Для устойчивости и долговечности 3. п. строители должны учесть влияние сил обеих категорий как в отношении выбора местоположения его, очертаний, способа устройства и укрепления, так и в отнопюпии содержания и ремонта полотна. Понятно, что более глубокие выемки и высокие насыпи, при прочих равных условиях, нуждаются в более бдительном надзоре и усиленном ремонте, чем сравнительно мелкие сооружения.

Очертания 3. п. Вдоль пути глубина выемок и высота насыпей определяются для каждого места продольным профилем линии. Что касается поперечного очертания, то оно зависит от целого ряда местных условий. Главнейшее значение при этом имеют: 1) род, качество и напластование грунтов, из к-рых строится полотно, 3) обилие и напра-

вление течения поверхностных и грунтовых вод до сооружения линий и вызываемые постройкой изменения естественных условий, 3) поперечный уклон местности, 4) степень устойчивости земляных масс в районе постройки. При постройке ж. д. нередки случаи, что выбранное первоначально направление линии не может рассчитывать на достаточную прочность и устойчивость, и потому 3. п. приходится переносить в более благоприятные местные условия. Если, однако, условия сооружения 3. п. таковы, что нет причин опасаться сползаний или внезапных просадок слоев грунта, на к-рых основывается самое полотно, и если грунтовые и поверхностные воды не угрожают полотну размывом или разрушением, а применяемые для постройки грунты надежны, б. или м. однородны и не поддаются быстрому выветриванию, то такое полотно считают находящимся в нормальных условиях. Для таких условий установлены типы нормальных поперечных профилей полотна.

Нормальные поперечные профили 3. п. Если ж. д. строится одноколейной, то насыпи и выемки устраиваются таклсе под один путь, при чем, однако, при размещении отдельных частей полотна должна быть предусмотрена возможность удобной, без излишних затрат, постройки второго пути в будущем. Насыпи и выемки одноколейного пути на перегонах должны иметь нормальную ширину полотна по верху, в зависимости от толщины бал.ластного слоя и принятой длины шпал, т. е. на магистралях нормального типа не менее 5,50 м, на магистралях облегченного типа, на пионерных дорогах и на подъездных путях- 5,00 м, а при особо благоприятных условиях грунта-4,60jh. Верхней части полотна придается в середине очертание трапеции, у которой на магистралях нормального типа ширина по верху 3,00, а высота-0,10 м, на магистралях же облегченных, на пионерных дорогах и подъездных путях соответственно-2,70 и 0,08 м. При устройстве под два пути полотно д. б. по верху уширено против указан, размеров на 4,10 м. На фиг. 1 указано очертание насыпей малой высоты без резервов в предположении постройки в будущем второго пути правее первого (для нормальных магистралей). Соответственно этому ширина левой бермы между подошвой насыпи и бровкой кювета задана наименьшая-2,00 м, а правая берма оставлена шириной бЛОлг, с тем чтобы после присыпки на ней будущего второго пути на ширину 4,10 м расстояние от подошвы откоса до кювета получилось, как и слева, 2,0 м. На фиг. 2 приведено очертание двупутной насыпи малой высоты. Резервы должны иметь правильные уклоны в сторону от пути не менее 0,02 и вдоль пути к месту отвода воды от полотна не менее 0,002. Нормальная крутизна откосов для насыпей из обыкновенных однородных грунтов принимается в 1 (высота): l/g (основание). Однако, для раз-

L При предположении аюш- поотробудгпути

ом Прод.укпомнет!

Фиг. 1.




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 [ 68 ] 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153