Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Производство жидкого угля электромоторы. Грунт, подлежащий перегрузке, сваливается из ж.-д. вагонов у а, затем он захватывается черпаковой цепью б, приводимой в движение мотором в, и сбрасывается в бункер г; оттуда по ленточному транспортеру д грунт подается на загрузочный конец ленточного транспортера е. - 7000 - -тоА Фиг. 9. Последний приводится в двилсение мотором ж, при чем вращение передается верхнему натяжному барабану к при помощи червячной передачи (у мотора), длинного вала, пары конич. 3 и цилиндрических и зубчатых колес. Вся верхняя часть снаряда со стре-.дой вращается вокруг вертикальной оси; для вращения служит мотор л. Наклон стрелы м изменяется при гюмощи талей н; вес ее уравновешивается противовесом о в 28 т. в) Землесосы (см.) в качестве рабочего органа имеют сосущую трубу, через которую грунт, вместе с тройным до шесте{)-ного объемом воды, всасывается сильным центробежным насосом. г) Комбинированные мокрые снаряды составляются из черпаковых и сосущих или из сосущих и резаковых. Такие снаряды, работая одним из своих органов, смотря по грунту и требованиям работы, отводят грунты по лоткам, кулуарам или рефулерам. Из новых конструкций интересен америк. снаряд Ronaldshay, предназначенный для прорытия русел; снаряд имеет сосуны и 6 резаков для рытья траншей шириной до 13,75 м и глубиной до 9,15 м; сосуны и резаки действуют независимо. На официальных испытаниях снаряд извлек в 40 мин. 4 100 м грунта, что отвечает 6 150 лг/ч, при чем прорыл новое русло длиной 91,5 м, шириной 12,2 м и глубиной 3,31 м. Экономич. выгоды применения З.с. зависят от правильного выбора и применения этих снарядов. В практике дореволюционной России, имеются следующие разработанные данные исполнительной стоимости работ 3. с: на р. Волге (в 1911-15 гг.), при многочерпаковых снарядах, средняя стоп- fZ-г I I i --- Для изменения глубины копания черпаковой цепи служит электрич. лебедка п. Изображенный пунктиром аппарат р слулшт для подгребания падающего из транспортера грунта к подножию отвала. Такие снаряды строятся заводом Ф. Крупна. Экскаваторы рассмотренных типов строятся с паровыми машинами, электромоторами и двигателями внутреннего сгорания, часто с локомобилями; паровые котлы делаются вертикальные или локомобильного типа; передачи применяют ременные, цепные, зубчатые, реже фрикционные; нормы мощностей примерно те же, что и для мокрых многочерпаковых землечерпательных снарядов; длина рам достигает 50 м. Фиг. 10. мость извлечения 1 jvt грунта равнялась 29-36 к.; нар. Днепре (в 1911-15 гг.), при землесосах,-9,2 к.; на р. Свири, при одночерпаковых 3. с, по каменистому грунту-- 1 р. 56 к. за м. Мпогочерпаковые cyxoiin-ные экскаваторы за 3 года работы (группами и в одиночку) на Вост.-Амурской ж. д. показали следующую стоимость выработки: 1р.10к.зал*на тяжелых глинах-липунах, 41 к.-на суглинках, 17,5 к.-в песчаных карьерах. В указанные выше стоимости введены все расходы по землечерпанию и содержанию землеотвозных средств, по ремонту, амортизации и % на 1:апитал. Стоимость землечерпания в портах СССР по сметам НКПС, по данным Водного транспорта ЗЕМЛИ (Ma 1, 1925 г.), определена: в 48,1 к. за для Архангельского порта, 30,9 к. для Волго-Каспийского канала и 18,5 к. для Мариупольского порта. В Германии исполнительные стоимости, включая все расходы, до войны 1914-18 гг. составляли: 0,3 марки за 1 м для одночер-паковых мокрых 3. с, 0,25-0,30 для грейферных, 0,15-0,40 для многочерпаковых мокрых, 0,24 для землесосов, 0,09-0,12 для многочерпаковых экскаваторов. По данным Р. Мерша, стоимость разработки 1 m руд одночерпаковыми экскаваторами в Америке, согласно годовым отчетам об-в, считая все расходы, в том числе и содержание правлений, составляла (в долл.): 1911 г. 1915 г. 1917 г. 1918 Г. Nevada Consolidated Copper Co., Ruth, Nevada . 0,346 0,335 0,736 0,929 Utah Copper Co., Bingham, Utah....... 0,543 0,3665 0,814 0,946 У остальных обществ стоимость близка к указанной. См. Землесос, Элеваторы и Рефулеры. .Лит.: Акулов К. А., Б р клин г е. Р., М а р ц е л л и М. И., Курс внутр. водных сообщений, т. 1, отд. 3-Дноочистительные и дноуглубительные работы, М.-Л., 1927; Торопов И. К., Производство речных дноуглубит. работ, Материалы для описания русских рек и истории улучшения их судоходных условий , М., 1924, вып. 2; Орлов В. П., Теория многочсрпаковой цепи, Труды Моск. ин-та инженеров транспорта , М., 1927, вып. 6; Испытание судов и землечернат. снарядов на приладожских каналах в 1925 году, Труды Научн.техн.ком-таНКПС , М., 19-<6, вып. 22; М е р и н г К., Речные дноуглубит. снаряды. П., 1915; Зброжек Ф. Г., Курс внутр. водяных сообщений, 3 изд.. П., 1915; Л я х-ir и ц к и й В. е.. Основы морского портостроения, П., 1919; его же. Характеристика морских дноуглубительных снарядов. П., 1919; Борман А. П., Речные дноуглубит. снаряды, СПБ, 1903; Романовский с. е.. Современные землечерпательн. снаряды и детали их устройства, СПБ, 1905; Аверин В. К., Технич. эксплоат. характеристика пароходов и землечерпательных снарядов Волжск, упр. внутр. водных путей, Водный транспорт , М., 1925, J2; М е р ш Р., Экскаваторы и применение их при горных работах, пер. с англ., М., 1924; Добро-в о л ь с к и ii В. А., Опыт оценки работ экскаваторами на HocTpoiiKC Вост. части Амурской ж. д., Изв. Южно-русского об-ва технологов , Харьков, 1916, 7-12; Беленький И., Производство работ экскаваторами на Моск. окр. ж. д., Труды Бакинск. отдел. Русск. техн. об-ва , Баку, 1907, вып. 3; К а н-д а у р о в П. Д., Производство земляных работ экскаватором на Моск. окр. ж. д., СПБ, 1907; С у-р и н А., Производство земляных работ экскаватором, СПБ, 1910; И о дьяк о но в С. А., Производство массовых земляных работ вообще и разработка золотых россыпей в особенности с помощью экскаваторов, ГЖ , 1910, т. 2; Труды: а) Международных конгрессов по землечерпанию, б) Съездов инженеров-гидротехников, СПБ, 1892-1914, в) Съездов (с 1 по 16) русских деятелей по водяным путям, СПБ, 1894-1914; Водный транспорт , М.; Hermans Н., Grosster Trockenbagger d. Welt (Lu-beck), Dingl. , 1910, p. 283; Paul ma nn M. u. В laum M. R., Die Bagger u. d. Baggereihilfsgerute, B. 1-2, В., 1923 (библиография по снарядам); М а s-е у О. В., The Engineering of Excavation, N. Y., 1923; В ё n 6 z i t M., Cours de ports et travaux ma-ritimes, Jivre 3, P.. 1923; Z. d. VDI , 1929, B. 73, p. 577; Fordertechnik u. Frachtverkehr , Wittenberg, ab 1915; Engineer , L., 1912; Engineering News-Record , N. Y. B. Добровольский. ЗЕМЛИ, корпусные краски всех видов (масляные, акварельные, темпера и пр.), со-дерлсащие красочные пигменты мало насыщенных цветов и землистого тона. Название 3. условно: иногда одна и та же краска в каталоге одной фирмы называется 3., а в каталоге другой не имеет такого названия. По химич. составу 3. ие составляют однородной группы: к 3. относятся цветные т. Э. т. VIII. глины (см.), окращенные солями железа, марганца или хрома, нек-рые соли меди и разные виды ископаемых углей. В красочную промышленность 3. поступают либо в непосредственно добытом из земли виде либо химически переработанными, гл. обр. обожл-сенными, иногда в присутствии некоторых добавочных веществ, напр. поваренной соли. 3. характеризуются сдерлсан-ностью цветового тона ири богатстве тонких цветовых оттенков, весьма большою стойкостью в отношении света, влаги, воздуха и нек-рых химич. агентов, сравнительной дешевизной, малой укрывистостью и малой красящей способностью. Из числа красок, посяпщх на рынке название 3., известны: желтые-сиенская и кассельская; красные- поццуола и венецианская; коричневые- лскеная зеленая, жженая сиенская, лслсеная итальянская, гкл-сеная веронская, жженая богемская, а также кассельская и кельнская в натуральном виде; зеленые-богемская, веронская зеленая и т. н. зеленая 3.- основной нитрат меди. Дальнейшие сведения о 3. см. Краски минеральные, п. Флоренский. ЗЕМЛЯ НИКА ,многолетнее растение, встречается в диком и культурном состоянии, принадлежит к виду Fragaria. Ягоды 3. представляют собою .чожный плод, образовавшийся разрастанием выпуклого цветоложа. Известно много культурных промысловых сортов 3. Размножается 3. усами и семенами. Размножение семенами применяют гл. обр. при выведении новых сортов. Посадку молодых кустиков 3. производят с половины июля до конца августа. 3. предпочитает местоположение открытое, солнечное, а почву-легкий суглинок; хорошо возмещает удобрение (навоз, калийные соли, селитра, суперфосфат). Возобновление плантации происходит через 3-4 года. Ягоды 3. находят обширный спрос: для еды в свежем виде, для приготовления варенья и консервов, в кондитерском производстве и в ягодном виноделии. Химич. состав лесной 3. (Мос1совская губ.), по Ф. В. Церевитинову: 82,7 % воды, 5,8 % инвертного сахара, 1,7 % кислот, 0,3% дубильных веществ, 1,5% пектина, 0,89% золы. Состав садовой 3. (сорт Виктория): 86,5 % воды, 9,6 % Сахаров, 1,3% к-т, 0,14 % дубильных веществ, 1,5% пектина, 0,46 % золы. Лит.: к и ч у н о в II., Земляника и клубника и пх культура, 2 изд., СПБ, 1913. Н. Ракицкий. ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО, земляное основание, на к-ром помещается верхнее строение рельсового пути. 3. п., образованное посредством насыпки грунта, называется насыпью; образованное посредством удаления земли-называется выемкой. В тех случаях, когда 3. п. устроено на косогоре, оно м. б. распололгено часТью в выемке и частью в насыпи. В состав 3. п. входят также: а) откосы-боковые поверхности 3. п.; б) кюветы-канавы, устраиваемые в выемках около 3. п. для отвода воды с полотна и откосов выемки; в) нагорные канавы, устраиваемые перед выемками, и отводные канавы-перед насыпями для отвода от них воды; г) резервы, из к-рых берется земля для образования насыпи и к-рые служат одновременно д.чя осушения основания насыпи и отвода от него воды; д) насыпные бермы- плопщдки, устраиваемые в соответственных случаях вдоль нижних частей откосов насыпей для придания откосам большей устойчивости и для предупрелгдения проникновения воды к откосам и основанию насыпи; е) естественные бермы, в виде земляных полос определенной ширины, оставляемых с той же целью, что и насыпные бермы между резервом и подошвой насыпи; ж) банкеты- насыпки вдоль верхних бровок выемок с поперечным уклоном от пути для отвода дождевой воды от выемки; з) контр-банкеты-бермы, устраиваемые на косогорах вдоль нижней части откоса насыпи для большей ее устойчивости; и) кавальеры-земляные насыпи, образованные из лишней земли, вынутой при устройстве выемки, расположенные вдоль выемок и предназначенные для защиты выемок от снежных заносов (защитные валы) и для предупреждения прорыва воды с нагорной стороны к выемке. К элементам 3. п. относятся также различные дренажные устройства для осушения 3. п. и прилегающей к нему земляной полосы. Насыпи должны устраиваться из надежных грунтов, по возможности однородных, не мерзлых и не изоби.лующих органич. веществами; следует избегать употребления грунтов, содержащих гипс, синих и серых расплывчатых глин, илистых грунтов, мелких песков, обращающихся в присутствии воды в плывуны, а также молодых торфянистых грунтов. Устройство насыпей на различного рода основаниях, на косогорах, в сырых местах, на болотах и разливах, а также способы укрепления откосов см. Земляные работы. Условия устойчивости 3. п. При постройке ж. д. стремятся получить ж.-д. путь без резких изменений высоты и потому размещают массы земли так, чтобы в возвышенных местах получались выемки, а грунт из них шел в пониженные места для устройства насыпей. При таком нарушении естественного быта местности новое расположение земляных масс не м. б. устойчивым, т.к. силы природы, в виде грунтовых и поверх- постных вод, колебаний t° и влажности воздуха, будут стремиться привести искусственное расположение к первобытному виду. Не менее неблагоприятно влияет на устойчивость 3. п. воздействие поездов в виде давления на грунт и сотрясения почвы. Для устойчивости и долговечности 3. п. строители должны учесть влияние сил обеих категорий как в отношении выбора местоположения его, очертаний, способа устройства и укрепления, так и в отнопюпии содержания и ремонта полотна. Понятно, что более глубокие выемки и высокие насыпи, при прочих равных условиях, нуждаются в более бдительном надзоре и усиленном ремонте, чем сравнительно мелкие сооружения. Очертания 3. п. Вдоль пути глубина выемок и высота насыпей определяются для каждого места продольным профилем линии. Что касается поперечного очертания, то оно зависит от целого ряда местных условий. Главнейшее значение при этом имеют: 1) род, качество и напластование грунтов, из к-рых строится полотно, 3) обилие и напра- вление течения поверхностных и грунтовых вод до сооружения линий и вызываемые постройкой изменения естественных условий, 3) поперечный уклон местности, 4) степень устойчивости земляных масс в районе постройки. При постройке ж. д. нередки случаи, что выбранное первоначально направление линии не может рассчитывать на достаточную прочность и устойчивость, и потому 3. п. приходится переносить в более благоприятные местные условия. Если, однако, условия сооружения 3. п. таковы, что нет причин опасаться сползаний или внезапных просадок слоев грунта, на к-рых основывается самое полотно, и если грунтовые и поверхностные воды не угрожают полотну размывом или разрушением, а применяемые для постройки грунты надежны, б. или м. однородны и не поддаются быстрому выветриванию, то такое полотно считают находящимся в нормальных условиях. Для таких условий установлены типы нормальных поперечных профилей полотна. Нормальные поперечные профили 3. п. Если ж. д. строится одноколейной, то насыпи и выемки устраиваются таклсе под один путь, при чем, однако, при размещении отдельных частей полотна должна быть предусмотрена возможность удобной, без излишних затрат, постройки второго пути в будущем. Насыпи и выемки одноколейного пути на перегонах должны иметь нормальную ширину полотна по верху, в зависимости от толщины бал.ластного слоя и принятой длины шпал, т. е. на магистралях нормального типа не менее 5,50 м, на магистралях облегченного типа, на пионерных дорогах и на подъездных путях- 5,00 м, а при особо благоприятных условиях грунта-4,60jh. Верхней части полотна придается в середине очертание трапеции, у которой на магистралях нормального типа ширина по верху 3,00, а высота-0,10 м, на магистралях же облегченных, на пионерных дорогах и подъездных путях соответственно-2,70 и 0,08 м. При устройстве под два пути полотно д. б. по верху уширено против указан, размеров на 4,10 м. На фиг. 1 указано очертание насыпей малой высоты без резервов в предположении постройки в будущем второго пути правее первого (для нормальных магистралей). Соответственно этому ширина левой бермы между подошвой насыпи и бровкой кювета задана наименьшая-2,00 м, а правая берма оставлена шириной бЛОлг, с тем чтобы после присыпки на ней будущего второго пути на ширину 4,10 м расстояние от подошвы откоса до кювета получилось, как и слева, 2,0 м. На фиг. 2 приведено очертание двупутной насыпи малой высоты. Резервы должны иметь правильные уклоны в сторону от пути не менее 0,02 и вдоль пути к месту отвода воды от полотна не менее 0,002. Нормальная крутизна откосов для насыпей из обыкновенных однородных грунтов принимается в 1 (высота): l/g (основание). Однако, для раз- L При предположении аюш- поотробудгпути ом Прод.укпомнет! Фиг. 1.
|