![]() |
![]() ![]() |
Литература --> Производство жидкого угля порталу 3, перекрывающему прорез. Современные снаряды чаще всего имеют раму в среднем или кормовом колодце. Черпаковая бесконечная цепь д, перекинутая через два барабана-верхний (турус) ведущий е и нижний ж, несет 124-50 черпаков. Верхний ми. Звенья цепи стальные, .читые или кованые; болты и втулки-из углеродистой или марганцовистой стали. Черпаки насаживаются через звено (1 рабочее, 1 холостое); длина звена 400-М ООО мм. Верхний барабан имеет 4 или 5 граней, нижний 4-6. Барабаны стальные, литые; верхний без реборд, нижний с ребордами. Последний имеет ![]() Фиг. 5. барабан получает двилсение от главной машины 3 посредством передач: ременной (w), зубчатой,цепной или комбинированной.При опускании нижнего конца рамы черпаки к врезаются в дно водоема и при движении цепи срезают пласт грунта; опрокидываясь через верхний турус, черпаки сбрасывают грунт в грунтоприемный бункер, устроенный в башне, откуда он теми или иными приспособлениями [лотками (w), кулуарами, рефулерами] транспортируется к месту свалки. Судно при этом непрерывно перемещается посредством сильных паровых лебедок л, ж, м и тросов, прикрепленных к якорям (обычно 1 кормовой, 1 становой, 4 боковых), совершая т. и. и а п и л ь о н а ж. Эффективная производительность снаряда в среднем грунте обычно 350-900 м/ч; глубина черпания 2-21 м. Черпаки, клепаные из толстого железа или литые из стали, имеют замкнутую форму ведра, суживающегося ко дну, со стенками, наклоненными к плоскости среза грунта под небольшим углом. Емкость черпака J =50--1 ООО (обычно около 600 л), вес G =504-2 750 кг\ отношение = 1 4-0,36; толщина стенок 54-25 мм; режущий край, из специальной стали, делается гладкий заостренный и.чи воорунсается 3-5 зубья- приспособление для перемещения вдоль черпаковой рамы для натяжения цепи после износа. Черпаковая рама состоит из двух двутавровых клепаных балок, связанных креплениями; верхний конец рамы крепится на стальном валу, к-рый лелсит на опорах, иногда перемещающихся, редко рессорных. Цепь поддерживается иа раме роульсами. Дл1ша рамы выбирается так, чтобы при 45°-ном наклоне ее было обеспечено черпание на заданной глубине. Передача от машины к верхнему тур у су-ременная (с парой зубчатых колес) в случае быстроходных машин и зубчатая (с вертикальным валом и конич. шестернями)-при тихоходных. Полное передаточное отношение доходит до 1:12. Для защиты цепи от аварий при обвале грунта на раму или при налете черпаков на препятствие в передачу вводят гидравлич. или фрикционную муфту или одно из зубчатых колес делают с ободом на пружинах (эластическое). Грунт вываливается из черпака через передний край последнего в бункер, где распределительный клапан, управлггемый вручную, лебедками или пневматическим приводом, направляет грунт на лоток, транспортер, ку.чуар или в рефулер. Угол наклона лотков 30°; лотки-подъемные на тросах, для возможности менять угол наклона. иногда поворотные в горизонтальн. плоскости. На снарядах устанавливают лебедки для папильонажа л,м,н, подъема рамы р, лотков с и других работ. Лебедки ставятся обычно паровые, реверсивные, самостоятельные; групповой привод применяется редко, иногда встречаются электролебедки. Машины снаряда чаше всего паровые, вертикальные, с числом оборотов до 325 в мин.; на мелких снарядах встречаются локомобили или двигатели внутреннего сгорания. Паровые котлы чаще пароходного типа, с обратным ходом дыма; давление 8-13 atm; на больших снарядах применяют перегрев пара. Корму и нос корпуса скашивают для облегчения буксировки; осадку делают возможно большею; башню доводят до днищевых шпангоутов; стенки колодцев делают двойными; в носу и корме помещают балластные цистерны; землечерпательные снаряды этого типа делают самоходными, иногда они имеют собственные землевозные трюмы. При корпусе длиной L и наибольшей ширине В, осадке Т и высоте по миделю II обычно имеют место следующие отношения: =5,65,8; = 0,2-0,5; J= 0,60,7; -= 6-9. Вообще длина L = б 50 м. Для самохода применяют гребные винты, на стороне, противоположной черпаковому устройству, или заднее гребное колесо; боковые колеса крайне редки. У крупных снарядов ходовая машина обычно самостоятельна, у более мелких-судно получает двилсение от главной машины. Обычные данные этих 3. с: скорость черпаковой цепи F == 0,25-1-0,45 mjck; число опорожняющихся в мин. черпаков 12--25; скорость бокового перемещения снаряда при папильонаже 3--6 м в минуту. Назовем емкость черпака J м, производительность снаряда Q м/ч, коэфф. наполнения черпаков г?, скорость цепи v м/мин, длину звена I м., число опорожняющихся в минуту черпаков , уд. вес грунта у, уд. вес воды у, глубину черпания t м, высоту верхнего туруса над уровнем воды h м. Тогда (по Паульману) емкость черпака .-60., (где 7 =0,6-0,7 для песка и 0,8-0,9 для ила) и мощность главной машины в РР QiVi - V,) t 1000 + Q Уг-h 1000 60 60 75 -=-:MiVi-ydt+yJi]k. fe = Здесь коэфф. к есть отношение мощности главной машины к потребной мощности на подъем от дна до туруса; значения его, по Паульману, даны в табл. 6. Практически часто принимают 0,4-0,6 IP иа 1 м/ч выемки. По исследованиям Жиру-хина, мощность машины распределяется так: 35%-на преодоление трений механизма, 25%-на отделение (резание) грунта, 40%- на подъем грунта. Во время работы мощность машин меняется в пределах от 50 до 260% от средней нормальной. Поверхность нагрева котлов, удовлетворяющая такой на- Табл. 6.-Значения коэффициента k для мокрых многочерпаковых земле-чернательниц.
грузке, берется равной 0,35-1-0,45 м па 1 IP мощности главной машины. Всостав оборудования ивоорулшпия крупных снарядов входят: ремонтная мастерская, электрическая установка, вентиляторы, промывные приспособления, прожекторы, паровой штурвал, кранцы, кнехты, клюзы, утки, балки, шлюпки, кухня, каюты, баки и прочее. Один из крупных современных снарядов (английский, Sir William Matthews, 1925 года), приспособленный для разгрузки в открытом море, даже на волне, имеет производительность 1 ООО т/ч, при глубине черпания 13,73 м. б)Многочерпаковые экскаватор ы (сухие 3; с.) имеют большое сходство с мокрыми землечерпательницами рассмотренного типа. Снаряд помещается на платформе или портале с колесным или гусеничным ходом и движется с рабочей скоростью 0,03- 0,12 м/ск. Черпаковая рама-прямая или ломаная, на шарнирах-располагается сбоку (фиг. 6) или сзади, как у тренчера, для низкого или высокого копания; иногда имеются сразу две рамы-для низкого и высо-ьюго копания-обе с одной стороны снаряда ![]() Фиг. 6. или по одной с каледого бока. Нижний конец рамы подвешен на тросах, цепях или струнах, с буфером или без него, к неподвижной или подвижной стреле и управляется лебедкой. Вес рамы уравновешивается соответственным расположением машин,транспортеров, грунтовых бункеров и постоянным или подвижным противовесом. Большие снаряды бывают обычно неповоротные, у малых же верхнюю часть делают иногда поворотной с вращением на 360° (фиг. 7). Черпаковая цепь идет со скоростью от 0,4 до0,6ж/с?с, имея ход принудительный (фиг. 8), свободный (фиг. 6) или, при коленчатой раме, иногда смешанный; черпаки режут при ![]() Фиг. движехпп! назад, иногда-при дви;кении вперед. Форма черпака бывает закрытая, применяется у коротко не иных, ренсуших вперед верхний край, опрокидываясь через верхний турус. Черпак помещается на каждом 4-12-м звене цепи, в зависимости от рода грунта. Погрузка грунта в подвижной состав происходит из бокового бункера или через портал (фиг. 6-8) или по транспортеру (фиг. 9 и 10) со сбрасывающей тележкой или без таковой. Для ориентировки в табл. 7 приведены данные снарядов завода Lubecker Maschinenbaugesellscliaft Co. Снаряд, представленный на фиг. 9, построен Путиловским з-дом,в количестве 7шт. для Вост.-Амурской ж. д.; снаряд-паровой, производительностью в 100 ж/ч, с черпаками емкостью в 100 л, с рамой в 14,5 м длины и транспортером для грунта. На фиг. 10 показан перегружающий экскаватор для перегрузки и переброски подвозимых поездами масс в насыпи высотой до 20 ж над уровнем стояния экскаватора. Снаряды этого типа имеют производительность до 1 500 лг/ч и транспортер д.чин. до 60 ж; часто они имеют поворотное верхнее строение (220° и более) и наклоняющийся в вертикальной ![]() снарядов, и открытая, без спинки,-у всех режчцих назад (фиг. 6-8). У последних грунт высыпается через открытую заднюю сторону черпака, когда последний подходит к верхнему турусу, и перевертывается через него, в отличие от черпаков мокрых снарядов и короткоцепных с закрытыми черпаками, к-рые сбрасывают грунт через задний плоскости транспортер; ход их-колесный, по 4 рельсам, ири числе ко.чес до 64 (8 теле-лсек); в качестве движущей силы применяют Табл. 7. - Основные данные .3. с. .завода Liibecker MascliinenbaHgcsellschaft Тип Данные Теоретич. производ. в .и v . { 1 000-300 Действит. I в легк. грунте . 700-250 производ. { средн. 600-220 в м1ч I тяжел. . ! 500-160 Глубина копания в .и . . . . i 22-16 Высота м . . . . 17-10 Объем черпака в л..... 500-250 Мощи, машин в IP ..... 300-120 Поверхн. нагрева котла в .vi 100-47 Емкость ж.-д. вагонов в . 4-3 КО.ЛИЧ. обслуж. персонала . 4-3 Служебный вес в m.....I 240-80 270-240 180 150 120 10 10 180 ВО-80 41 2.5 3-2 60-55 210-168 120 100 80 9 60-55 27 2 3-2 45-40 150-120 100 80 60 8 S 100 50-45 20 1,75-1,5 3-2 36-33 SO-70 60 50 40 60 35-30 15 0,75 2-1 23-21 55-35 2.5 22 15 40 25-20 10 0.5 1 13-11 30 20 l. -, 10 4 4 25 12-10 7 0,33 10-9
|