Литература -->  Производство жидкого угля 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 [ 65 ] 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153

можности правильного распределения дноуглубительных снарядов по местам работ. Общее руководство дноуглубительными снарядами и изыскательск. партиями иа данном участке реки осчцествляется спепиальным лицом-заведующим 3. Основные задачи

вперед возможно дальше по направлению прорези, а четыре остальных е (боковых) раскладывают по два в обе стороны, с передней и задней частей снаряда в бок от него (за пределы прорези), для перемещений снаряда по прорези в поперечном направлении.



Фиг. 1.

3. сводятся к поддерлсанию необходимых для судоходства глубин как на судовом ходу, так и па подходах к пристаням и в затонах. Работы по углублению судового хода, даюшце возмоленостьпроизводить перевозки грузов на данной осадке на всем протялхении участка пути, принято называть транзитными ; работы же в затонах и пристанях, и вообще не отражающиеся на увеличении глубины сквозного пупг (транзита), носят наименование внетранзитных . Общепринятым для выполнения задания методом служит прорытие в русле реки через мелкие места, посредством землечерпательных снарядов, каналов потребных для судоходства ширины и глубины. Ширина и глубина для всех прорезей на данном участке водного пути делаются вообще одинаковыми; при этом ширина прорезей устанавливается местным управлением внутренних водных путей в зависимости от размеров плавающих па данном пути судов и способов их перемещения, а глубина назначается с таким расчетом, чтобы она, при спаде воды до самого низкого мел:еннего уровня, оказалась на судовом ходе по прорези равной заданной (наименьшей потребной для судоходства).

Направления прорезей назначаются на основании инструментально снятых планов заведьтающим дноуглубительными работа-

, ми на данном уча-

77 -.. g стке водного пути, rrj2.;5 сообразуясь с наи-~ лучшим сопротивлением прорези засорению наносами с, и возможно мень-

шим объемом выемки грунта. Направление и ширина намеченной по плану прорези обозначаются на месте работ посредством устанавливаемых изыскательской партией на берегах створов а, б, в, г (фиг. 2). Этими же створами руководятся и при установке дноуглубительного снаряда на месте работ. При этом снаряд устанавливают обычно черпаковой рамой (или сосуном) против течения на пяти якорях, из которых один д ( становой ) для удерлсания снаряда на течении завозят

Для завозки якорей применяются большие устойчивые лодки, называемые завознями, которые перемещаются посредством весел, а иногда, если течение быстро, при по:\ющп обслуживающего работы парохода. Якоря, которые ук.яадыва-ются в пределах судового хода, во избежание проломов о них проходящих мимо судов, употреб.чяютс! пск.чюч1ггельно однолапые; во всех же прочих случаях-чаще всего че-тырехлапые. Для удержания снаряда на месте и для его рабочих передвиасений при.ме-ннются железные цепи или стальные (оцинкованные) тросы. Тросы-легче, но соединение их в случае обрывов затрудните.чьно; цепи- тяжелее, зато их молено легко и быстро соединять при обрывах помощью цепных замков.

Многочерпаковый снаряд для разработки какой-либо прорези должен перемещаться по становой и боковым цепям в определенной системе. При работе на реке снаряд устанавлхшают обыкновенно черпаками против течения к нижней границе намеченной прорези и удерлшвают на становом тросе. Затем черпаковую раму опускают на заданную глубину, п черпаковая цепь приводится в двилгение. Одновременно выбирают боковые цепи с одного борта, и снаряд пе-].:>вдвигается всем корпусом по дуге круга, радиус к-рого равен длине станового троса. При этом черпаки будут последовательно врезаться в грунт и наполняться им. Дойдя до кромки прорези, боковые лебедки прекращают работу, и снаряд подается вперед по становой цепи. После подачи снаряда вперед выбирают боковые цепи с другого борта, и снаряд передвигается в противоположную сторону. Таким образом, во время работ снаряд описывает ряд парал.чельных линий (фиг. 3).Такое перемещение снаряда носит название п а и и л ь он а ж а по сходству движения с полетом бабочки. Калчдый ковш работающего снаряда совершает сложное движение: 1) он двп-лсется с чернаковой цепью по нижнему барабану, описывая дугу круга, и 2) перемешается вместе со снарядом в боковом па-правлении. При равномерном движении черпаковой цепи и папильоналсных лебедок борозды, прорытые отдельными черпаками.

Фиг. 3.



будут параллельны друг другу и представятся с фронта в виде ряда полос, наклонен, в сторону двиления снаряда. Чем быстрей па-пильопаж, тем больше угол наклона борозд.

При разработке определенной прорези элементами работы являются: скорость черпания (двшкеиия резака, черпака), толщина снимаемого слоя, величина подачи снаряда вперед и скорость папильонирования. Все эти элементы связаны между собой и д. б. так подобраны, чтобы при наименьшей затрате энергии производительность снаряда была использована полностью. Скорость черпания зависит от качества срезаемого грунта, его твердости и вязкости, а таюке от тех усилий, которые необходимо затратить на преодоление инерции срезаемого грунта. Кроме того, скорость связана с другим процессом работы-с опорожнением ковша при переходе его через верхний барабан. Для опоролшения черпака необходима затрата вполне. определенного времени во избел-са-ние выпадения грунта в прорезь. По всем этим причинам практикой установлена скорость движения черпакОвой цепи в 15 - 29 м/мин; соответственно этому опоралши-вается в 1 мин. от 12 до 20 черпаков (для тяжелых и легких грунтов). Толщина слоя срезываемого грунта колеблется на практике в очень широких пределах. При производстве глубоких выемок черпаковая цепь при своем продвижении вперед подвергается обвалам подрезанного грунта, и дальнейшее папильонирование становится невозмол-ным. Поэтому в тех случаях, когда глубгша воды достаточна для продвижения снарядов вперед по становой цепи, рациональнее производить съемку грунта несколькими слоями меньшей толщины. Предельной теоретич. высотой снимаемого слоя, при к-рой не будет нависания грунта, можно считать величину ее, равную примерно расстоянию от центра барабана до внешней кромки черпака. Величина подачи снаряда вперед обусловливается вылетом черпака п не м. б. больше его, т. к. в противном случае врезавшиеся в грунт черпаки не могли бы быть перемещаемы в боковом направлении вследствие упора в грунт реборды нижнего барабана и черпаковой рамы. При небольшой высоте слоя срезываемого грунта, не превышающей вылета черпака, указанное препятствие не илюет места, и подача снаряда вперед м. б. сделана большей. В том случае, если одновременно в работе находятся несколько черпаков, предельная подача вперед выразится длиной шлейфа, т, е. длиной волочащейся по дну черпаковой цепи.

Предельное значение скорости папильо-налса определяется конструкцией самого черпака. Черпаки работающего снаряда чертят па срезываемом грунте ряд параллельных борозд, наклоненных к вертикали под определенным углом <р, величина к-рого обусловливается скоростями движения черпака по нижнему барабану-скоростью срезывания 1рунта Vr и боковым перемещением снаряда по папильонажным цепям-скоростью папильонирования F , (фиг. 4):

Рациональная работа требует, чтобы произ-


Фиг. 4.

водительпость снаряда оыла использована возмолшо пеннее и в работе не было пропусков, т. е. недоработанных мест. Это последнее условие будет выполнено, если объем ленты, срезываемой черпаком, будет равен, его емкости, т. е. когда

а - Ъ -hW, где W-емкость черпака, а-длина срезываемой ленты, Ъ-ширина и h-толщина ее;

заменяя о через , получим

а h -VW п ,

где п-чисто черпаков, проходящих в минуту. При определенной глубине выемки h скорость папильонирования будет обратно пропорциональна подаче снаряда вперед по становой цепи. Практика показывает, что вопрос о наивыгоднейшем соотношении между элементами а, h и Vn разрешается в пользу возможного уменьшения скорости папильонирования и придания предельных значений остальным элементам - высоте срезаемого слоя и величине подачи снаряда вперед.

Грунт, извлеченный дноуглубительным снарядом, в большинстве случаев не составляет непосредственной цели производства работ. Поэтому вообще он д. б. удаляем наиболее рациональным и экономически выгодным способом, при условии, чтобы он не мог попасть в вырытый канал (прорезь), быть вынесенным на фарватер или нарушать интересы прибрежных жителей. В качестве способов удаления продуктов 3. техника этих работ выработала: отводку в шаландах, отводку при помощи рефулера и удаление длинными подвесными лотками (кулуарами). Для отводки грунта шаландами последние с закрытыми люками подводятся к борту снаряда и затем, по наполнении, отводятся к месту разгрузки небольшим мелкосидящим пароходом. Здесь .тюковые цепи отдаются, грунт падает па дно, а шаланда, освобожденная от грунта, подводится вновь к снаряду для новой нагрузки. Отводка грунта обычно производится поочередно двумя шаландами, при чем в то время, как одна нагружается грунтом, другая отводится в сторону и разгруяается. Емкость и число шаланд д. б. сообразованы с производительностью снаряда и дальностью отводки грунта, чтобы простой снаряда был возможно мал. Разгрузка шаланд производится на достаточно глубоких местах с тихим течением и в стороне от судового хода, чтобы сваленный из шаланд грунт не мог быть вынесен на фарватер. Посредством шаланд можно отводить грунты всякого рода, за исключением очень лшдких (ил И.ПИ мелкий песок), которые утекают через щели затворов шаланд. Непременным условием отвода грунта шаландами является наличие на месте работ, в недалеком расстоянии, удобных для свалки мест с достаточной глубиной. Главный недостаток этого метода удаления грунта заключается в задержках в работе при смене шаланд и сильном влиянии на успешность работ атмосферных явлений (ветров, тумана



и т. п.). Посредством рефулера м. б. отводимы грунты, образующие с водой однообразную смесь, нанр. песчаные и илистые. К рефулированию извлеченного грунта приходится прибегать в тех случаях, когда удобное для разгрузки щаланд место слищ-ком удалено от пункта работ, а таюке когда извлеченный грунт необходимо бывает поднять на берег. Главный недостаток отвода грунта рефу.чером-ограниченность расстояния свалки грунта от края прорези, зависящая от длины рефулера, вследствие чего не предотвращен вынос грунта обратно в прорезь. Выбор стороны для свалки грунта в воду делают, сообразуясь с местными условиями работы. При свалке грунта на берег рефулером, для удержания грунта применяют ряд вспомогательных приспособлений: деревянные пщты, земляные валы, пчетни и т. п. Способ отвода грунта посредством кулуара является простым и деще-вым, по он не всегда допустим, т. ic. дальность отвода грунта в данном случае всецело зависит от длины кулуара, а последняя не м. б. весьма значительной в виду затруднительности сохранения при этом устойчивости снаряда. Посредством кулуара молаю удалять вообще весьма различные грунты, за исключением глины с камнем, при к-рых в кулуаре происходят завалы. Указанная ограниченность дальности отвода делает невозможным применение кулуаров на реках с широким и глубоким фарватером, зато они удобны при расчистке узких водных путей (например каналов), где применение других способов отвода грунта оказывается весьма затруднительным.

Лит.: Пауль ман М. и Блаум Р., Дноуглубительные снаряды и приспособления для их обслуживания, вып. 1, СПБ, 1913, вып. 2, СПБ, 4914; Торопов И. К., Производство речных дноуглубительных работ, Материалы для описания русских рек и история улучшения судоходных условии , Москва, 1924, вып. 2; Волжское землечерпание и его достижения . Сборник статей по вопросам землечерпания, под ред. проф. К. А. Акулова, Л., 1925; Акулов К. А., Брилинг Е.Р., Марцел-л и М. И., Курс внутренних водных сообщений, т. 1, М.-Л., 1927; Fran zl us С, Verkehrswasserbau, Berlin, 1927 (полная лит. до 1927 г.); Proetel И., See U. Seehafenbau, Handbibliothek fur Bauinge-nleure , hrsg. v. R. Otzen, T. 3, B. 2, Berlin, 1921; Krey H., Flussbau, ibid., T. 3, B. 3 (in Vorberei-tung); Teubert 0., Binnenschiffahrt, B. 1-2, Lpz., 1912-18; Handb. Ing., T. 3. B. 6-Der Flussbau, 5 Aufl., Lpz., 1921; Marquardt E., Die Methoden d. Plussbaues, В., 1922; Enaels H., Handb. d. Wasserbaues, B. 1, Lpz., 1923. H. Акупов.

ЗЕМЛЕЧЕРПАТЕЛЬНЫЕ СНАРЯДЫ и

м а ш и н ы, орудия для производства выемки и удаления значительных количеств грунта, руды, угля и т. п. Обычно 3. с. применяются для крупных работ, когда работа вручную трудно выполнима, медленна или дорога. Наибольшее применение 3. с. находят для дноуглубительных и портостроитель-ных работ, в ж.-д. строительстве, на открытых разработках бурого угля, мела, мергелей, соли, гравия и т. п. (см. Дражное дело). В зависимости от того, находятся ли извлекаемые породы под водой или нет, землечерпательные снаряды разделяют на два типа: мокрые и сухие.

Мокрые 3. с., или землечерпа-т е л ь н и ц ы, по способу отделения и подъема пород делятся на две группы: черпако-вые, отделяющие грунт при помощи черпа-

ков, и всасывающие, производяпще отделение и подъем разжиженного водой грунта насосами {сж. Землесос). При объединении в одном корпусе черпаковых и всасывающих органов получаются комбинированные 3. с. По способу отвода грунтов мокрые 3. с, делятся на три группы: л о т к о в ы е-выгружающие грунты по коротким лоткам в шаланды; кулуарные-отводящие грунты по длинным желобам, трубам или конвейерам; рефулерны е - транспортирующие разжилсенный водой грунт по длинному нловучему трубопроводу. Наконец, эти снаряды делятся еще на морские, речные и озерные.

Сухие З.с. (экскаваторы) делятся на след. типы: лселезнодорожный, револьверный, канатный, храповой, многочерпаковый, тренчер, дренажный, универсальный, башенный и др. Дальнейшее их деление: од-ночерпаковые и многочерпаковые, режущие вперед и назад, высокого и низкого копания. Многочерпаковые экскаваторы делятся еще на 3. с. со свободным, принудительным и смешанным ходом черпаковой цепи; кроме того, бывают 3. с. бункерные и транспортерные, однопортальные и двухпортальные. Экскаваторы могут перемещаться на катках, колесах или гусеницах.

Все З.с. могут быть снабжены устройствами для сортировки и промывки грунтов, лебедками для подтаскивания подвижного состава, и т. д. Многочерпаковые З.с. применяются там, где требуетсяЕ точный профиль выемки или откоса; одночерпаковые-в узких местах, при сильно меняющихся глубинах, где точный профиль значения не имеет. Производительность 3. с. вообще колеблется в пределах от 10 до 10 ООО ж/ч, при мощности машин от 8 до 3 600 IP. В качестве силовых аггрегатов применяются: паровые двигатели, двигатели внутреннего сгорания, дизели, электромоторы. Поскольку в обоих типах (мокрые и сухие) машины и рабочие органы в общем одинаковы, принято чаще всего классифицировать 3. с. по принципу работы.

I. 3. с. с прерывной подачей грунтов шш иных материалов характеризуются тем, что их рабочий орган (ковш, черпак, грейфер) имеет два хода-рабочий и холостой. В эту группу 3. с. входит следующий ряд.

а) Одночерпаковый снаряд (фиг. 1 и 2) представляет собою поворотный кран со стрелой, установленный на тележке или на понтоне, но снабженный вместо крюка захватывающим прибором в виде черпака, ковша или грейфера. Типичный одночерпаковый сухопутный снаряд в исполнении з-да Мепск & Hambrock (фиг. 1) имеет следующее устройство. Черпак а с острым ре-лсущим краем и зубьями л-сестко связан с рукояткой б; дно черпака б откидное (или отодвигаемое в сторону); рукоятка б, снабженная снизу зубчатыми рейками, выдвигается зубчатыми шестернями г, которые работают от машины; рукоятка связана со стрелой хомутом д, который не допускает расцепления реек и шестерен при всяком положении рукоятки. Черпак участвует в трех движениях: при вращении стрелы он описывает .дугу горизонтального круга; при



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 [ 65 ] 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153