Литература -->  Производство жидкого угля 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 [ 64 ] 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153

вместилища (грунтовый ящик) 3. отходит от места работ и вываливает грунт на указанное в проекте работ глубокое место вне ходового фарватера. Такие 3. называют грунтоотвоз-ньпйи. В случаях необходимости далекого отвода смеси от 3. нередко рефулирование смеси производят при помощи второго 3., сосун которого подводится к выводному патрубку первого рабочего 3. Этим достигается значительное увеличение располагаемого напора Н, а следовательно, и соответственное увеличение длины рефулирования и высоты подъема смеси.

Полный напор, к-рый необходим для нормальной работы 3., можно представить в виде суммы

где Ну-максимальный напор, необходимый для поднятия смеси грунта и воды со дна ложа реки или бассейна, Н-наивысганй подъем грунта, измеряемый от центра насоса до наивысшей точки подъема центра струи смеси, и Н-напор, соответствующий потерям в трубопроводах при заданной длине рефу-черной трубы. Исходя из величины полного напора Н, индикаторную мощность главных машин 3. определяют по ф-ле:

ЛГ y-ti 1 ООО

где -общий кпд землесосного устройства (машины, насоса, трубопровода), оцениваемый, по данным испытаний на реках СССР, в пределах 22-+30%; у-уд. вес смеси (изменяющийся в зависимости от свойств грунтов), q-объем подаваемой смеси в м/ск.

имеют колесные или винтовые движители, приводимые в действие или от главных машин, при помощи ряда передач, или от специальной машины (фиг. 4). Несамоходные 3. перемещаются обычно буксированием отдельным паро- или теплоходом. Морские 3. строят обьгано самоходными. Речные 3. постройки последних лет все несамоходны, так как самоходные устройства утяжеляют снаряд, увеличивают его осадку и увеличивают тесноту в машинных отделениях. Кпд всех самоходных устройств на снарядах значительно ниже, чем на пароходах, вследствие специального устройства и очертания их корпусов. У морских 3. корпуса по своим очертаниям весьма близки к пароходным, т. к. у этих 3. обычно допускаются большие осадки; поэтому самоходные устройства там работают с б. или м. удовлетворительным эффектом. Корпуса речных 3., в целях достижеиия меньших осадок, строят большей частью ящикообразной формы, с весьма невыгодными линиями обтекания, вследствие чего стоимость км пробега, в случае устройства самохода, получается нерентабельной.

Главные машины 3. бывают б. ч. вертикального типа, паровые двойного или тройного расширения, непосредственно спаренные с всасывающим или рефулерным насосом. Машины строят с числом оборотов 120-300 в мин., б. ч. с поверхностной конденсацией, при чем циркуляционная вода, достигающая f 40-45°, применяется для питания котлов. В последнее время в качестве двигательной силы на 3. применяют

Табл. 1 .-г лавнейшие данные некоторых исполненных и работающих

землесосов.

Наименование снаряда и место работ

Часовая произво-дитсльн. в .и

Мощн. главн. машины в РР

Волжский 8, р. Волга . . .

1 500

Днепровский 14, р. Днепр.

Волжская 6, р. Во,лга. . . .

i Волжская 12, р. Волга. . . Мсрсей............

е 500

80 2 500

Без названия, судостроит. з-да Конрад для работы в Аргентине........

3 600

1 ООО

Число об/м. гл. машины

125 ISO 150

150 150

Конденсатор

Поверхи.

Смешив.

Диаметр ко.песа насоса в м

2,13 1.98 1,12

0.61 2,2

Система разрыхлителя

Система

Бете Без разрыхлит. Винтов.

Резцовые Без разрыхлит.

Без раз-pj>txnHT.

Мощн. машины разрыхл. вН

От главн. матпины 30

Наименование снаряда и место работ

Волжский 8, р. Волга . .

I Днепровский 14, р. Днепр Волжская 6, р. Волга . .

Волжская 12, р. Волга. . I Мереей...........

Без названия, судостроит.

з-да Конрад для работы в Аргентине........

Длина, ширина и осадка корпуса в м

65,4x9,6X1,7

38,7X7,6X1,4 48,5x9.1x0,93 42.7x9,1x1,24 142x21,03x7,01

84,5x14x4,8

Способ передвижения

Самох.

Буксир.

Самох.

Мощн.

Число об. машины самохода

600 130

1000

Пап- больш.

опускание сосуда в м

5,71

8,23 3,0 5,68 21.3

14,0

Подъем грунта в конце рефулера! в м

5,47

Длина рефулирования

в JH

322,5

3,0 : 300 2,13 I 200 2,13 I 256 Грунтоотвозный

Диам. в свету рефул. трубопровода в л*

0,838

0,60 О,.394 0,3fi2 1,07

3 тру-бопр.

по 0,7

в табл. 1 указаны основные величины, характеризующие ряд исполненных 3.

По способу перемещения 3. разделяются на самоходные и несамоходные. Самоходные

двигатели внутреннего сгорания. Центробежный насос 3. отличается от обыкновенного водяного центробежного насоса более прочной конструкцией крыльев, а также



специальной облицовкой тех поверхностей кожуха, к-рые находятся под ударом струй смеси. Смесь воды с грунтом, поступающая


Фиг. 4.

в насос из всасывающей трубы с значительными скоростями (2-6 м/ск), ударяет в стенку, противопо.чожную входному отверстию, и далее, под влиянием центробежной силы, отбрасывается к окрулсности кожуха с еще более значительньтхи скоростями. Эти части кожуха чрезвычайно быстро изнашиваются, в виду чего в настоящее время обычно все они снаблсаются сменной облицовкой из специальных сортов стали, хорошо сопротив-.чяюпщхся изнашиванию (хромоникелевые, высокомарганцовистые стали).

Сосуны и грунтовые трубопроводы 3. изготовляются в виде стальных клепаных труб б. ч. круглого сечения, диаметром от 250 до 800 мм в свету, в зависимости от часовой производительности 3. Размеры труб и сосуна подсчитхлваЮт, исходя из допускаемых скоростей смеси 2-3,5 м/ск. Нижний конец сосуна несет на себе головку. Головке придаются весьма разнообразные формы в зависимости от способов работы 3. и от его типа. Головки сосунов 3. без разрыхлителя делаются в виде уширения сосуновой трубы или же в виде козырька с режущим краем. На конце ставится простая решетка из стальных полос для удержания камней, кусков дерева и других крупных предметов от попадания во всасывающую трубу. У 3. с раз-рых.г[ителями форма гсяовки зависит от расположения и системы разрыхлителей, но в общем эта форма мало отличается от вышеописанных. Чрезвычайно валшое значение для работы 3. имеет устройство в конце сосуна обратного клапана, к-рый при остановках 3. задерлсивает оставшуюся в сосуне воду, вследствие чего при последующем пуске в ход не приходится производить заливку сосуна водой.

Обычно 3. получают рабочие перемеш,е-ния при помощи лебедок и закрепленных на якорях тросов или цепей. Лебедки имеют ручной или механический привод. Работа молсет производиться по двум основным схемам-папильонажем (фиг. 5) и траншеями (фиг. 6). По назначению лебедки разделяют на: 1) переднюю становую, 2) передние боковые, 3) задние боковые, 4) заднюю становую, 5) рамоподъемную, 6) для судового якоря.

Путем комбинащхи работ лебедок 3. заставляют двигаться в желаемьгх направлениях. Смотря по способу производства работ некоторые из этих лебедок могут отсутствовать. Лебедки бывают отдельные для каждого троса или цепи, с отдельным самостоятель-ньш управлением,и централизованные, в которых унрав.чение передвижениями снаряда производится с одного места и барабаны тросов или цепей приводятся в двилсение от одного общего двигателя, при чем каждый из барабанов может включаться или выключаться при помощи специальных гидравлич., пневматических или электрических смыкателей,управляемых с одного определенного места. Нередко применяются отдельные лебедки с самостоятельными двигателями, но с централизованным управлением. Общая мощность лебедок обычно составляет 30-50 % от мощности г.чавных машин. Двигатели лебедок в большинстве счучаев паровые, как наиболее легко допускающие перемену хода и изменение числа оборотов. В последнее лее время появились 3. с электрифицированным силовым оборудованием, в которых все механизмы как главные, так и вспомогательные работают от электромоторов, получающих энергию от центральной электрич. установки. Пока такие 3. общего признания не получили, так как экономич. выгодность их, по сравнению с другими типами, является спорной.

Стоимость извлечения 3. 1 м грунта находится в зависимости от условий работы его и от схюсоба отделения грунта от дна (с разрыхлителем и.чи без него). Эта стоимость находится прелсде всего в прямой зависимости от Н: она будет тем больше, чем глубже опускание сосуна (Н), выню подъем


Фиг. 5.


Фиг. 6.

грунта (Hg) и длиннее рефулерный трубопровод (Нз). При легких илистых и песчаных грунтах, когда работа производится без разрыхлителя, применение 3. является бесспорно более выгодным, чем применение прочих типов дноуглубительных снарядов. На тяжелых глинистых и с камнями грунтах, а также на плотной печине работа 3. нерациональна, а часто и невозможна, вследствие частых забоев как разрыхлите.чьного



устройства, так и всех грунтовых трубопроводов. Стоимость одного вынутого песчаного или песчано-илистого грунта в современных условиях колеблется от 15 до 30 коп.

Иногда на дноуглубительных работах при различных грунтах применяются комбинированные снаряды, представляющие соединения 3. с черпаковыми или резаковыми снарядами. Такие снаряды, в зависимости от грунта, позволяют применять в калсдом случае наиболее экономичный и рациональный способ работы.

Для нормальной работы калодый 3. снабжается соответствующим такелажем и оборудованием, к которому относятся якоря и тросы или цепи, лодки или завозни для завозки якорей. Обслуживающая 3. команда состоит из двух основных штатов: штата палубной команды, во главе которой стоит рсомандир 3. или ответственный багермейстер, и штата машинной команды, во главе с механиком или машинистом. На обязанио-сти палубной команды лелшт обслуживание лебедок, завозка якорей, перекладка их и другие операции во время работы 3. На обязанности машинной команды лежит обслуживание котлов, машин и механизмов, их ремонт и содержание в порядке.

Табл. 2. - Навигационные штаты землесосов, работающих на 3 (2) смены.

Наименование должностей

Часовая производительность землесосов (в м)

500 1 500

Палубная команда

Ко1мандир........

Ответств. багермейстер .

Багермейстер......

1-й пом. багермейстера . 1-1* 2-й .1 2-1

3-it . 1-1

Старшие матросы.....3-2

Младшие .... 12-8

Лебедчики........ 9-6

Кашевары........2-1

Артельщик........1-1

Водолив брандвахты . .1-1

Машинная команда

Механик......... -

Машинист........ 1

1-й помощи, машиниста.! i-i 2-й . .1 2-1 Электротехник . . . 1- ; масленщики . . .

2-е .....I 3-2

Старшие кочегары . . . ; - Кочегары........1 3-2

1-1 1-1 1-1

1-1 1-1 1-1

18-12 21-14 9-6 : 9-6

2-1 : 2-1

1-1 1-1

1-1 3-2

1-1 1-1

1-1 2-1

3-2 3-2

1-1 9-6 30-20 12-8 2-1 1-1 1-1

3-2 3-2 1-1 5-4 6-4 3-2 12-8

* Первая цифра относится к случаю работы в 3 смены, вторая-в 2 смены.

Как видно из табл. 2, состав команды зависит от производительности снаряда. К команде 3. обычно относят также водоливов и матросов с приписанной к 3. брандвахты (для жилья команды).

Лит.: см. Звм.1ечерпательные снаряды. К. Акулов.

ЗЕМЛЕЧЕРПАНИЕ, один из методов улучшения судоходных условий рек и портов, заключающийся в том, что особым снарядом производится механически углубление дна в реке, где это требуется для судоходства. Первые дноуглубительные снаряды появились у нас на р. Волге в 1864 г. и особого пеха не имели: до 1893 г. на р. Волге

насчитывалось всего 24 снаряда с общей производительностью 800 м/ч. Лишь с этого времени стали поступать снаряды значительной производительности (в 250 м/ч), хорошо зарекомендовавшие себя в работе, и речной дноуглубительный ф.лот стал быстро расти. Каждый дноуглубительный снаряд представляет собою подъемную машину, установленную на судне, и должен: 1) извлекать со дна реки грунт, 2) удалять изв.леченныя грунт в сторону от фа1эватера, 3) легко перемещаться с одного места работ па другое. Главных типов дноуглубительных снарядов два: черпакбвые снаряды (с одним или ббльшим числом черпаков) и землесосы (см. Землечерпательные снаряды и Землесос).

Для отвода грунта, вычерпываемого черпаковыми снарядами, пользуются особыми судами-шаландами (фиг. 1), которые имеют в своих корпусах грунтовый ящик с откидными днищами; промежутки между стенками ящиков и бортами шаланд являются воздушными камерами, необходимыми для придания шаландам иловучести; помещения на носу и корме играют роль тех же камер. Закрытие и открытие откидных днищ совершается помощью цепей, наматываемых на барабаны, насаженные на вал, проходящий по всей длине шаланды и приводимый во вращение от лебедки. Шаланды строят с грунтовыми ящиками емкостью 20-150 мК К вспомогательным судам, обслуживающим дноуглубительн. снаряды, относятся: брандвахты, нефтянки, дровянки, угольн. гончаки, понтоны для поддерлжи станового троса, завозни для завозки якорей, третники для склада запасных частей и разъездные лодки.

Осуществление основной цели 3.-увеличения глубины судового хода-достигается обычно при посредстве специальной организации, в ведение которой передается известное протяжение водного пути (участок, плёс) вместе с определенным количествохм дноуглубительных снарядов. Для перемещения их с одного места работ на другое, а равно для обслулшвания их во время работ, в соответствии с числом имеющихся снарядов и протяжением участка водного пути, назначается потребное количество пароходов, мощность которых сообразуется с характером работы, подлежащей выполнению. Непременными элементами каждой рационально поставленной землечерпательной организации являются также слулбы: изыскательная и оповещения (т.н. курьерская). Ро.ль первой из этих служб заключается в заблаговременном обследовании перекатов и других затруднительных для судоходства мест данного водного пути, в съемке планов и прочих подготовительных работах, предшествующих приступу и производству 3.; изыскательская партия помещается на специальном, приспособленном для жилья судно (т. п. брандвахте), которое перемещается с одного места работ на другое при помощи небольшого парохода или моторной лодки. Курьерская служба путем рейсировапия на пассажирских пароходах собирает сведения о состоянии глубин на отдельных перекатах (руководствуясь вывесками на сигнальных мачтах) и оповещает о них как судоходство, так и организацию, ведающую 3., для воз-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 [ 64 ] 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153