Литература -->  Производство жидкого угля 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 [ 40 ] 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153


Фиг. 13.

листа. Область значительных возмущений напряжений распространяется в поперечном направлении приблизительно на 1 диаметр от края отверстия, в продольном же направлении (область пониженных напряжений)-примерно на 4,5 диаметра с каждой стороны. Фиг. 13 изображает эпюру нормальных растягивающих напряжений в сечении, которое проходит через центры двух отверстий, ослабляющих полосу.

Влияние усилий, передаваемых заклепочными стержнями па напрял-сения и деформации в 3. с. Усилия, передаваемые в соединении заклепочными стержнями, оказывают не менее сильное влияние на распределение напряжений и условия работы элементов соединения, чем заклепочные отверстия. Благодаря сосредоточенной передаче усилий, действующих на срапнительно небольшой площадке, соответствующей касанию заюгепочного стержня со стенкой дыры, усилия эти вызывают большие местные напряжения в материале и сильно усложняют картину распределения напрялсений в 3. с. Фиг. 14 изображает распределение нормальных продольных напряжений в последовательных сечениях металлич. полосы с заклепкой под влиянием действующего на заклепку усилия. Приведенные эпюры соответствуют усилию, передаваемому зак.яепкой, Р = 2 ООО кг, вызывающему среднее напряжение в целом сечении


-did J\i

~0,25d К

11 лШ

fiillllJ

.+ffx 5d

Фиг. 14.

полосы 250 кг/см, в заклепке (d = 20)--ок. 640 кг/см на срезывание и 1 ООО кг1см на смятие. Из характера очертания эпюр видно, что на расстоянии около 3d от центра заклепки напряжения в полосе распределяются почти равномерно; по мере приближения к заклепке постепенно образуется область пониженных напряжений в средней части сечения и повышенных-по обе стороны отверстия. Неравномерность распределения напряжений возрастает по мере приближения к отверстию, и в сечении, проходящем через его центр, наибольшие напряжения у краев отверстия превышают более чем в 3 раза среднее напряжение в целом

сечении полосы; у краев полосы напряжения менее половины среднего. В сечении, касательном к заклепочному отверстию, т.е. проходящем через точку передачи заклепкой сосредоточенного усилия, возникают очень интенсивные напряжения сжатия, превышающие почти в 9 раз среднее напряжение в целом сечении. Растягивающие напряжения в том же сечении лишь приблизительно в 1,5 раза больше среднего.В следующих сечениях полосы позади захигепки напряжения постепенно уменьшаются и подходят к нулю на расстоянии ок. 2d от центра заклепочного отверстия. На приведенных эпюрах характерно отражается влияние сосредоточенной передачи усилия заклепочным стержнем, которое, благодаря всегда имеющейся в заклепках неплотности заполнения отверстия, действует лишь по небольшой площадке касания стенок заклепочной дыры с телом заклепки. Наличие сильно повышенных местных напряжений у заклепок не представляет опасности для прочности заклепочного соединения, т. к. при сосредоточенном смятии металла допускаемые напряжения м. б. сильно повышены. Но на.ти-чие этих перенапряжений влечет за собой обмятие заклепочных дыр и перерождение перенапряженного металла при действии ряда повторных нагрузок на 3. с, так как даже при усилиях, сравнительно небольших, действующих на соединение, местные напряжения около заклепок превышают предел пропорциональности и даже предел текучести. Фиг. 15 изображает траектории главных растягивающих (сплошные линии) и сжимающих (пунктир) напрялсений в простейшем 3. с. под действием растягивающей и сжимающей нагрузок. Траектории главных растягивающих напрялсений, являющихся основными в первом случае, обхватывают заклепку подобно канатам, перпендикулярно к которым проходят траектории сжимающих напряжений. Во втором случае траектории слсимающих напрялсений (являющихся здесь основными) представляют как бы пучок криволинейных стерженьков, поддер-лсивающих действующую нагрузку и упирающихся в заклепки; перпендикулярно к ним проходят траектории растягивающих напряжений.

Сдвиги в 3. с. В работе 3. с. под действием внешней нагрузки различают две основные стадии: 1) действующее усилие не превзошло силы трения между листами, вызванной натяжением заклепок; 2) произошли первые сдвиги, т. е. внешняя нагрузка превзошла силу трения, и началась непосредственная передача усилий телом заклепочных стержней. В течение первой стадии, соответствующей небольшим нагрузкам соединения, передача усилий происходит за счет сил трения между склепанными элементами. При напряжениях в металле порядка 300- 600 кг/см силы трения преодолеваются, и


Фиг. 15.



начинаются первые сдвиги 3. с, после к-рых наступает передача усилий путем непосредственного касания стенок дыры и заклепочного стержня. Эти сдвиги происходят за счет неизбелсного вследствие остывания заклепки ненолного заполнения ею отверстия, при чем величины сдвига в зависимости от качества клепки могут быть порядка 0,001- 0,01 мм и более. При более высоких повторных нагрузках, соответствующих второй стадии работы соединения, благодаря боль-щим местным напряжениям в месте передачи усилий заклепками, происходят обмятие и разработка 3. с, вызывающие образование сдвигов второго порядка (пластических). Факт появления сдвигов в 3. с. особенно ва-лсен для сооружений, подвергающихся действию подвижной нагрузки (мостов); 3. с, работающие под временной нагрузкой зна-копеременно, наиболее часто расщатывают-ся благодаря накоплению остаточных сдвигов второго порядка. В этом случае передача усилий заклепками при перемене направления нагрузки сопровождается сдвигами и ударами, ухудшающими работу сооружения и способствующими дальнейшему разрушению 3. с. Вообще расстройство 3. с, вызванное обмятием и сдвигами 3. с, особенно неблагоприятно отражается на динамической работе клепаных конструкций и может привести даже к преждевременному их разрушению.

Распределение усилий между отдельными заклепками одного продольного (параллельного действующему усилию) ряда при проектировании принимается равномерным. Однако, даже элементарным подсчетом можно показать, что при материале, работающем в пределах упругости, распределение усилий между заклепками д. б. крайне неравномерно. Более точные


30%:

----(йг7%

Фиг. 16.

теоретич. исследования, учитывающие возникновение деформаций и сдвигов 3. с. вследствие местных перенапряжений, обмя-тий в заклепках н пр., также показывают, что распределение усилий мелоду заклепками не одинаково, при чем наиболее нагруже-. нь1 крайние захслепки ряда за счет недогрузки средних заклепок. Неравномерность распределения усилий между заклепками возрастает с увеличением шага заклепок в ряду. Наиболее существенное влияние имеет, однако, модуль с д в и г а 3. с,т. е. величина, обратная сдвигу 3. с. на единицу действующего усилия. Чем меньше модуль сдвига, т. е. чем больше деформируется 3. с. под действием нагрузки, тем равномернее распределение усилий между заклепками, и обратно. Опытные исследования распределения усилий между заклепками ряда, произведенные несколькими исследователями, при-


Фиг. 17.

водят к результатам, близко совпадающим с изложенными выше теоретич. выводами. Фиг. 16 изображает картину распределения усилий мелоду заклепками простого однорядного стыка двух полос, по опытам Финд-ейзена. Пунктиром на чертеже нанесена линия изменения усилий, действующих на заклепки, пстученная путем теоретического подсчета по способу Блейха. Фиг. 17 изображает силовое поле в фасовке, прикрепляющей полосу, и распределение усилий мелоду отдельными заклепками прикре-п.чения, по опытам Вис-са. С увеличением нагрузки, действующей на соединение, благодаря нарастанию обмятий у заклепок, вызванных возрастающими местными напряжениями, уменьшается модуль сдвига соединения, и распределение усилий между заклепками несколько выравнивается. Выравнивание распределения усилий между заклепками, т. е. привлечение к работе средних, менее нагруженных заклепок, при возрастании нагрузки имеет большое значение, потому что приводит к одновременному разрушению всех заклепок. Следовательно, при нагрузках, близких к разрушающей, распределение усилий мелоду заклепками приближается к условиям, принимаемым при расчете.

Из различных опытных исследований над более сложными прикреплениями интересны опыты Руделофа над заклепочными прикреплениями полосы. Исследованию подверглись три типа прикреплений (фиг. 18): стык Шведлера (А), прямоугольный стык (Б) и косой стык (В). Стыки имели по 15 заклепок. Разрушение всех образцов произошло от одновременного срезывания заклепок. Результаты исследования показали, что все три типа стыков работают в общем почти одинаково, хотя возникновение пер- вых сдвигов наблюдалось при различных нагрузках. Можно считать, что наиболее благоприятные условия работы обнаружились в прямоугольном стыке, затем в косом стыке и, наконец, в стыке Шведлера. Судя по остаточным деформациям, наиболее равномерно работающим также оказался прямоугольный стык. В стыке Шведлера первая заклепка оказалась сильно перенапряженной; перенапряжения эти падают по мере увеличехшя числа заклепок в сечении. Следовательно, шведлеровский стык не имеет преимуществ ни перед прямоугольным ни перед косьпя стыком. Косой стык по условиям работы почти не уступает прямоугольному, а потому применение его на практике вполне допустимо. Сравнительные исследования стыков с двусторонним и односторонним перекрытием показывают, что работа при одностороннем перекрытии значительно хуже вследствие сильного изгиба стыка, понижающего его прочность. В стыках с не непосредственным перекрытием, когда накладка перекрывает стык через цельный лист, последний оказывается сильно



перенапряженным как от изгиба, так и от действия продольных усилий. Разрушение таких стыков часто происходит от разрыва этого .чиста при пониженном коэффициенте использования стыка. Поэтому стыков с несимметричным и не непосредственным перекрытием должно по возможности избегать.


Фиг. 18.

Применение их допустимо лишь в соединениях очень жестких пакетов, когда влияние изгиба становится незначительным. Опыты, произведенные над стыками толстых пакетов (из четырех листов), показьшают, что

-<

>-<

-45:22 f 23 -Я

--1-.

>-(

>-(

>-(

1-45-2225 Т

Фиг. 19.

прочность при различных способах стыкования оказьгоается почти одинаковой. В отношении равномерности распределения напряжений и момента наступления и величины сдвигов эти стыки также оказываются

равноценными. Результаты опытных исследований над прикреплениями уголковых и швеллерных сечений показывают, что прикрепление неплоских элементов просто внахлестку сильно ухудшает их работу, вызывая их изгиб, существенно отражающийся как на распределении напряжений в стержне, так и на работе заклепок прикрепления. Некоторое улучшение прикрепления уголковых сечений м. б. достигнуто применением


Фиг. 20а.

коротышей или увеличением длины прикрепления. В отношении распределения напряжений, сдвигов и прочности, прикрепления помощью коротышей оказываются более слабыми, чем длинные прикрепления одной полкой. По опытам Дернена, заклепки, прикрепляющие коротыши, напряжены значительно меньше, чем в основном уголке. Некоторое улучшение работы коротыша м. б. достигнуто путем увеличения количества заклепок, связьшающих его с основным уголком (фиг. 19, А). Хорошие результаты дает

\P-50t


Фиг. 206.

также прикрепление уголков одной полкой с наклонным пропилом (фиг. 19, Б). На фиг. 20а приведено силовое поле в фасонном листе маленькой фермы (фиг. 206), испытанной Виссом, при чем сплошными линиями изображены главные растягивающие, а пунктиром-сжимающие напряжения. Траектории главных напряжений в фасовке, возникаюпдах под действием усилий, передаваемых заклепками, дают полную картину передачи усилий с заклепок на заклепки, при чем характерны сгущения и разрежения силовых линий в различных частях фасовки, свидетельствующие о крайней неравномерности и слолшости работы фасо-нок, представляющих совокупность нескольких заклепочных прикреплений.

Лит.: Стрелецкий Н. С, Курс мостов. Металлические мосты, М., 1925; П а т о к Е., Железные мосты, т. 1-Фермы балочных мостов. Материалы и заклепки, 3 изд., Киев, 1913; Велихов П., Введение в курс металлических конструкций, М., 1910; Передерни Г., Материалы для проектирования железных ферм, Л., 1927; Кривошеий Г. Г., Дан-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 [ 40 ] 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153