Литература -->  Производство жидкого угля 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153

в этом случае запирающие детали, после того как они достигают своего низшего по-лолсения, раздвигаются клином, сидящим на шпинделе, чем и достигается необходимая плотность запора. Аналогичная этой


Фиг. 7.

конструкция изображена на фиг. 6; плотность закрытия здесь достигается пружиной а, помещенной мелсду двумя запирающими деталяш! бив, или дав.яением жидкости, проходящей в пространство между деталями б я в.

Примером конструкции 3. для перегретого пара высокого давления может служить 3. Зайферта (фиг. 7). Две запорные детали а


Фиг. 8.

и б с рабочими поверхностями, перпендикулярными к оси трубы, помещаются в своих гнездах с небольшим зазором, при чем плотность закрытия осуществляется давлением пара, прилшмающего детали а и б в зависимости от направления движения пара к од-

ному из гнезд. Головка шпинделя в охватывает детали а и б также с нек-рым зазором о/с. Линейное перемещение шпинделя осуществляется вращением маховика и связан, с ним винта. При начале подъема шпинде.пь


Фиг. 9.

штифтом г открывает клапан в, помещающийся между деталями а и б, благодаря чему давление в трубопроводе выравнивается; при дальнейшем подъеме шпинделя детали а и б, вертикально перемещаясь, открывают главный проход З.При закрывании 3. детали а и б опускаются до тех пор, пока не упрутся в кулачки д; шпиндель, продолжая опускаться, освобождает клапан е, к-рый давлением пара прилсимается к седлу и закрывает перепускные каналы. 3. Борзига (фиг. 8) по принципу работы может быть причислена к вентилю, по конструкции корпуса- igg к 3. Клапан а, сое- диненный с рычагом б, при закрывании г20 направляется особым выступом таре- ли; рычаг б шарнир-

I 80 №

т 150 гоо Z0 ж

Диакетр в им

Фиг. 10.

ным стержнем в связан с направляющим ползуном г, который перемещается вертикально по отношению к оси трубы; в закрытом состоянии клапан а прижимается плотно к седлу особым стержнем е.

Для перегретого пара высокого давления в последнее время з-дом Динглер (Германия) изготовляется 3. системы Карпат (фиг. 9). Запирающий орган выполнен в форме эластичной пластины а, которая под действием давления пара плотно прижимается к уплотняющим кольцам и компенсирует неравномерность деформаций корпуса 3. На шпинделе укреплены три кулачковых шайбы из хромоникелевой стали. Верхний и нижний кулачки б и е охватываются хомутами г и д, соединенными с пластиной а. Вращением сидящего сбоку маховичка осуществляется перемещение шпинделя, связанного с маховичком червячной передачей. Нижний хомут.



благодаря своей особой форме, первым открывает нинений край пластины а. После того как нижний конец отойдет на половину своего пути, начинает действовать и верхний кулачок, и пластина медленно отходит от гнезда. Нажимной кулачок е поворачивает после этого пластину а на 90°, давая полное открытие 3. При закрывании 3. кулачок ж. действующий на головку з рычага ti, поворачивает последний и связанную с ним пластину а. В случае, если необходимо быстро закрыть 3., червячная передача выхслючается рычагом к, я 3. закрывается совершенно одним поворотом маховика л. Так как давление пара помогает закрытию, маховик л легко вращается от руки. Эта конструкция не требует приспособлений для пред-



Фиг. 11.

Фиг. 12.

варительн. выравнивания давлений. Шпиндель и кулачки находятся в паровом потоке.


Фиг. 13.

но, при соответствующих размерах корпуса 3., это обстоятельство практически не оказывает препятствия свободному проходу пара, почему и потери давления пара при прохо-

ясдении через 3. незначительны. Сопротивление двилсению лшдкости (вода, пар, газ), оказываемое 3. этой системы, значительно меньше сопротивления нормального вентиля, что видно из фиг. 10.

3. для водоемов отличаются конструкцией корпуса и формой запирающего органа, выполняемого в форме круглой или прямоугольной пластины (фиг. 11 и 12) .Движение пластины совершается по нап] авляющим; плотность закрытия достигается действием давления жидкости, находящейся в бассейне. Размер прямоугольной пластины 3. достигает 2х2\2 м. В виду того что давление воды действует с одной стороны, подъем запирающей пластины требует значительного усилия; поэтому такие 3., как и 3. крупного размера для трубопроводов, снабжаются зубчатой передачей или приводятся в действие от электромотора. Схема общей установки передачи от электромотора с автоматическим выключателем и указателем открытия отверстия дана на фиг. 13.

Лит.: Rotscher F., Die Maschinenelemeatc, В. 1, в., 1927; D U b b с 1 II., Tasclienbuch L й. Ма-schineiibau, 4 Aufl., В. 2, В., 1924; Z. d. VDI , 1929, в. 73, 18. Б. Шпринк.

ЗАЖИГАНИЕ в двигателях внутреннего сгорания, способ воспламенения взрывчатых газов.

Виды 3. 1азличают следующие виды 3. в двигателях внутреннего сгорания: 1) 3. посредством пламени, 2) 3. каталитическое, 3) 3. нагретым телом (калильное), 4) 3. нагретым газом (воздухом), 5) 3. впрыскиванием, G) 3. электрической искрой.

1) 3. посредством перенесения пламени состоит в том, что какой-либо горящий газ поступает в цилиндры двигателя в определенный момент готовности рабочей смеси к взрыву и своим соприкосновением со взрывчатым газом производит взрыв смеси. Этот способ 3. применялся в первых газовых стационарных двигателях и в настоящее время оставлен.

2) Каталитическое 3. заключается в том, что в рабочей смеси, приходящей в соприкосновение с нек-рыми телами, напр. с губчатой платиной, наступает энергичная хим. реакция, и рабочая смесь взрывается. Ката-.яитическое 3. в современных двигателях внутреннего сгорания также оставлено (однако, этот способ широко применяется в других установках, как, напр., при зажигании газовых фонарей, горелок, и т. п.).

3) 3. нагретым телом (калильное 3.) находит довольно широкое применение в газовых и керосиновых двигателях или в двигателях, работающих на соляровом масле. Калильные тела, служащие для взрыва рабочей смеси в двигателях внутреннего сгорания, выполняются в виде полых шаров, цилиндров (трубок); этими телами могут служить также и стенки газовиков или другие части камеры сгорания, хорошо защищенные от охлаждения (см. Двигатели нефтяные мелкие). Перед пуском двигателя ка-.яильные тела разогреваются предварительно посредством бензиновых или керосиновых ламн. Дальнейший нагрев калильного тела происходит за счет тепла, выделяющегося при сгорании рабочей смеси. Иногда калильные тела применяются для 3.



рабочей смеси только во время пуска двигателя. В таких случаях калильное тело выполняется в виде спирали, нагреваемой электрическим током.

4) 3. нагретым газом, в частности нагретым воздухом, находит широкое применение в двигателях Дизеля. В этих двигателях (см. Двигатели Дгшля) нагрев воздуха производится путем сжатия до 30-35 atm; вследствие такого высокого сжатия температура воздуха повышается настолько, что впрыскиваемая горючая жидкость быстро воспламеняется.

5) 3. впрыскиванием состоит в том, что перед концом каждого хода сжатия в цилиндр двигателя внутреннего сгорания впрыскивается небсльшое количество легко воспламеняющегося вещества, как, напр., трехводородпого фосфора (РНз), содержащего следы жидкого фосфористого водорода (Р2Н4), либо смеси негорючих или горючих газов со следами л-сидкого фосфористого водорода. Этот способ практического применения не получил.

6) 3. э.лектрической искрой является наиболее распространеппым способом восп.ламе-нения взрывчатых газов. Здесь находит применение искра, получающаяся от токов низкого или высокого напряжения и высокой частоты, а также от электростатич. разрядов. В современных двигателях внутреннего сгорания на газовом или легком топливе 3. осуществляется главным образом от искры низкого или высокого папрялсения (см. Магнето высокого и низкого напряжения, Свечи заоюигательные, Электрическое зажигание). Электрическое 3. имеет преимущество перед другими видами 3. в отношении надежности действия и возможности регулировки момента вспышки.

Сущность 3. Каждый взрывчатый газ как таковой может существовать лишь в известных пределах давления и Г. Он обладает значительной потенциальной химич. энергией, к-рая освобождается, как скоро состояние газа переходит границы этой области. Для каждого газа существует особая t°, достижение к-рой всегда обусловливает собой начало реакции. Эта t° называется t° вспьппки или воспламенения и является функцией давления. Т. о., для воспламенения взрывчатой смеси необходимо довести Г газа до t° вспышки. Это достигается или путем сжатия рабочей смеси и.ли посредством соприкосновения части взрывчатого газа с те.лами, имеющими t° выше t° вспышки. Чтобы произвести взрыв, требуется затрата энергии, к-рая незиачите.льна в сравнении с энергией сильного взрыва, но различна в зависимости от того, как далеко взрывчатый газ находится от своего состояния восп.ламенения, а также в зависимости от того, каким образом эта энергия ему сообщается. Если затратой внешней энергии довести до воспламенения не всю имеющуюся массу взрывчатого газа одновременно, а .лишь какую-либо часть ее, то, хотя последовательно будут воспламеняться раз.лич-ные части, в каждый данный момент в состоянии сгорания будет находиться лишь чрезвычайно тонкий слой газовой массы. Толщина этого слоя зависит от быстроты

хода самой химич. реакции, от степени диссоциации и т. д., по она во всех действительно взрывчатых смесях настолько мала, что этот слой прхпгято называть поверхностью сгорания.

Поверхность сгорания разделяет всю имеющуюся массу газа па две части. Впереди ее находится еще не воспламенившаяся и вообще еще даже мало нагревшаяся взрывчатая смесь, позади же, вблизи поверхности сгорания, еще сильно нагретые продукты сгорания. Для того чтобы вспышка мог.ла передаваться от одного слоя к другому, необходимо, чтобы сгорающий или уже сгоревший слой отдавал прилежащему еще холодному слою достаточно энергии, чтобы довести ее до t° вспышки. В случае взрывной волны эта энергия передается в виде механической (давления, толчка) и улсе то.лько в новом слое мгновенно обращается в тепловую. В случае же обыкновенного горения энергия, требующаяся для воспламенения, передается от слоя к слою непосредственно в виде теплоты, т. е. процессом теплопроводности. Взрывание смеси происходит с различной скоростью в зависимости от теплотворной способности, чистоты, (°и степени сл-сатия газа, способа 3., формы камеры сгорания и проч. практических условий.

За последнее время основной взгляд на 3. как на причину воспламенения взрывчатых смесей, заключающуюся гл. обр. в том, чтобы тем или иным способом довести всю массу взрывчатого газа или части его до t° вспышки, начинает претерпевать изменения. Опыты, произведенные Томсоном, Торнто-ном, Уилером и друг., показывают, что в нек-рых случаях взрывчатые газы не могут взрываться под действием электрич. искр или накаленной проволоки, несмотря на то, что t° как самой искры, так и проволохси выше, чем t° вспышки. С другой стороны, опыты показывают, что можно взрывчатую смесь воспламенить и холодным телом, помещая, напр., в газовую смесь п.латиновую пластинку и действуя на нее Х-лучами. Работы этих авторов приводят к выводам, что причина 3. взрывчатых газов кроется не в <°-ном состоянии, а зависит гл. обр. от степени ионизации газа, т. е. от числа ионов, приходящихся на единицу объема. Поэтому основной задачей зажигательных устройств является производство ионизации взрывчатых газов, при чем, для того чтобы получился взрыв газовой смеси, ионизация д. б. такова, чтобы при ней в единице объема получалось пе менее определенного количества ионов, иначе взрыв не может наступить.

Лит.: Гюпьднер Г., Двигатели внутреннего сгорания, пер. с нем., М., 1 928; Михепьсон В. А., О нормальной скорости воспламенения гремучих газовых смесей, М., 1890; Simon S. А., Notes on Safety of Working Elektrical Plants in Coal Mines, Journ. of the Instit. of Electr. Engineers*. L., 1 909; Morgan J. D.. Coal Dust Explosions, Trans. of the Inrt. of Mining Engineers*, L., 1915, v. 149, p. 220; W heeler R. V., Home Office Reports on Battery-B -!l Signalling Systems, L.. 1915; Der Motorwag3n , В.; Automotive Industrie?*, N. Y. B. Купебакин.

ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА в военном деле, технические средства борьбы, действующие посредством развиваемой ими высокой температуры. Их назначение-вызывать пожары строений, складов



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153