Литература -->  Производство жидкого угля 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 [ 28 ] 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153

сооружений по способам, употребляемым на р. Бпсле, Варшава, 1895; Транспортный Hutte, Москва, 1928, вып. 7 и 8, отд. 30 - Внутренние водные сообщенин; Е п g е I S Ы., -Handbucli d. Wasserbaues, 13 Aufl., В. 1-2, Lpz., 1923-26; D e u t s с h S., Der Wasser-bau, T. 1-2, Lp7.., 1906; van Or ii u m J. L., The Regulation ot Rivers, N. Y., 1914; F r a n с i u s O., Der Verkehrswasserbau, В., 1927. E. Близняк.

ЗАГРАЖДЕНИЯ в военном деле - искусственные преграды, устанавливаемые с целью воспрепятствовать проходу кораблей противника или для предохранения от неприятельских торпед и плаваюгцих мин. 3. ставятся как для загциты фарватеров, гаваней целых водных пространств и рек, так и для защиты отдельно стоящих военных кораблей. 3. бывают: постоянные (неподвижные), пловучие и минные.

Постоянные 3. служат самостоятельным средством обороны таких проходов и водных районов, пользование которыми не предполагается; к ним относятся: каменные наброски, плотины, молы, ряжи и эстакады. Постоянные 3. применяются только на небольшой глубине и на реках с очень тихид! течением. Простейший вид постоянного 3. представляют собою затопленные суда, загруженные балластом. Затопляемые суда после их загрузки ставят на якоря поперек фарватера, соединяют между собой и берегом цепями или стальными тросами и, открыв кингстоны, затапливают трюмы водой.

Более сложные 3. воздвигают, пользуясь ряжами или эстакадами. Последние требуют очень продолжительной работы, делаются обычно в мирное время и редко применяются на реках. Ряжи представляют собою бревенчатые срубы, наполненные глиной или камнями и погружаемые на дно под горизонт воды (см. Ряжи). Для пропуска своих судов в ряжах оставляют ворота, не доводя их (ок. 2 м) до горизонта воды. При глубинах менее 8-9 м, небольших течениях и подходящем грунте забивают в шахматном порядке куски свай, а мелоду ними натягивают пловучий бон из бревен с цепями. При крепком дне и небольшой глубине можно впускать рогатки из рельсов. Наконец, очень удобны 3. из подводных плотиков. Такие 3. были применены американцами, и сущность их заключается в следующем: 3. ставится из бревен, связанных в плотики по четыре, с промежутками между бревнами около 0,6- 1,0 м. Отдельные плотики соединяют между собой цепями и ставят один от другого на расстояние менее ширины одного корабля. Один край плотика загрулается ящиками с камнями, чтобы он плотно упирался в дно реки, другой же край поддерживается па плаву близ поверхности воды, привязанный к бревнам анкерами. Чтобы усилить действие этого 3., верхние концы бревен заостряются и снабжаются чугунными или железными наконечниками.

Пловучие 3. предназначаются гл. обр. для охраны в приморских крепостях якорных стоянок военных кораблей от атак миноносцев, подводных лодок и торпедных катеров. Пловучие 3. имеют по сравнению с постоянными то преимущество, что применимы при всяком грунте, любой глубине фарватера и скорости течения, сравнительно легко и быстро устанавливаются и снимаются и меньше стесняют плавание своего

флота. Невыгоды же пловучих 3. заключаются в том, что их сопротивление прорыву неприятельских судов гораздо меньше, чем у постоянных 3., в виду возможности их уничтоления путем взрыва. При пловучих 3. часто употребляются в качестве вспомогательных средств сети против прохода подводных лодок и торпед неприятеля.

По своей конструкции пловучие 3. разделяются на тяжелые боны и легкие якорные. К тяжелым бонам относится англ. бон (фиг. 1), звено к-рого состоит из 9 квадратн. брусьев с поперечным сечением 30 х 30 см; средний брус срезан по диагонали, и через образующиеся трехгранные отверстия пропущены три 6-дм. проволочных троса; звенья бона скреплены вдоль перекрестными л;елезными



Фиг. 1 .

Фиг. 2.

полосами, а по концам хомутами, которые для связи соединены цепями длиной 1,2 ж. Бон (фиг. 2), предложенный в свое время для защиты Антверпена, состоит из ряда плотов, поддерживающих протянутые по разным направлениям цепи. Заслуживают внимания по удобству конструкции боны системы Кольза (фиг. 3): продольные цепи поддерлш-ваются через каждые 31,7 м двумя бревнами, укрепленными на якорях; цепи, кроме того, переброшены и по диагонали. Для быстрой наводки и разводки концы якорных цепей отцепляют от бревен и удерживают на поплавках, а все 3. может быть подтянуто к берегу воротами. За пловучими 3. необходим постоянный надзор и уход, для чего требуются мощные портовые пловучие средства (буксиры, килекторы и т. п.).

Сетевое 3. состоит из сетей, подвешиваемых к пловучестям из буйков, пробковых



Фиг. 3.

Фиг. 4.

рукавов или подвешиваемых на специальных отводах к бортам судов. Противоторпедные сети, носимые кораблями, выделываются в виде круглых ячеек диам.0,5жиз стальной проволоки и имеют целью гл. обр. задержать выпущенную неприятелем в корабль торпеду. В виду громоздкости корабельных сетей ими пользуются исключительно на стоянке судов в открытых водных районах, не огражденных другими противоторпедны-Ш1 средствами.

Сети противолодочные (фиг. 4) выделыва* ются из толстого стального троса (окрулш, 50-75 мм) и состоят из четырех- или треугольных ячеек со стороной в 3-4 м. Стоимость такого 3. значительна, обращение с ним в открытом море весьма затруднительно, нужны большие пловучие буи и



тяжелые якоря (2-3 т). Легкие противолодочные сети англ. образца обычно плетутся из тонких стальных или пеньковых тросов; их ячейки имеют также квадратную форму. В виду своей легкости эти сети поддерживаются на плаву небольшими буйками, вследствие чего они отличаются .легкостью обращения и малой видимостью. Попавшая в сеть подводная лодка автоматически взрывается специальными подрывными патронами, подвешенными к сети.

Минные 3., не исключая вышеуказанных средств, служат весьма валеной и надежной преградой и обладают следующими преимуществами: а) они применимы во всяком месте, б) устанавливаются быстро и легко и в) не только задерживают неприятеля, но и наносят ему вред, разрушая подводную часть судна.

Лит.: Третьяков, Минное дело. Курс минного офиц. класса (литогр. изд.); Петров М. А., Морская тактика, ч. 1-2, Л., 1924-26. А. Аваров.

ЗАГРУЗОЧНЫЕ МАШИНЫ в металлургическом производстве, орудия для подачи, загрузки и выгрузки плавильных материалов или слитков в различного рода печи и нагревательные колодцы. Работа современных металлургич. печей не только большой, но и средней емкости, при загрузке материалов вручную, была бы совершенно невыгодна экономически и весьма затруднительна технически. Благодаря механизации загрузочных операций могли быть достигнуты те крупные размеры производств, к-рые свойственны современной металлургии. Загрузочные устройства для обслуживания доменных печей-см. Дометюе производство. Ниже говорится только о 3. м. для обслуживания мартеновских и нагревательных печей.

3. м., применяемые для загрузки печей совками, ДО.ЧЖНЫ осуществлять с;1едующие движения: 1) передвижение вдоль линии печей; 2) передвижение рабочей части мапшны перпендикулярно линии печей д.т1я вдвигания совка с 1Ш1ХТ0Й в рабочее окно печи; 3) вращение рабочей части машины в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси (не во всех типах машин); 4) вращение стержня, захватывающего совок, вокруг своей оси с целью переворачивания совка; 5) подъем и опускание на нек-рую высоту рабочей части машины; 6) наклонение стержня, захватывающего совки, в вертикальной


Фиг. 1 .

плоскости. Грузоподъемность 3. м. завис! т от емкости печей и колеблется в пределах от 2,5 до 7,5 т.

В мартеновском производстве применяются 3. м. америк. и немец, типов. Америк, тип 3. м. представляет собой платформу-тележку (фиг. 1 и2),движущуюся вдоль печей по расположенным на полу рабочей площадки рельсам. Скорости движений этих 3. м. примерно следующие; 1) скорость двиасе-

ния машины вдоль линии печей 70-f-120 м в мин.; 2) скорость движения рабочей части машины перпендикулярно линии печей ЗОЧ-50 .м. в мин.; 3) скорость вращения рабочей части машины в горизонтальной плоскости 4--6 об/м.; 4) скорость вращения стерлшя. захватывающего совок, вокруг своей оси


Фиг. 2.

10-20 об/м.; 5) скорость подъема и опускания рабочей части 610 м в мин. Преимущества мащин этой системы: 1) быстрота завалки шихты, так как последняя устанавливается вдоль печей, между рабочей площадкой и печами, и, таким образом, 3. м. не приходится поворачиваться; 2) склады материалов могут быть расположены в любом месте з-да; 3) возмолшость затепления цеха, т. к.. шихта подается и убирается из цеха через одно место,к-рое может закрываться;4)удобство взвешивания шихты, т. к. вся шихта, подаваемая к печам, проходит через одно место, где и могут быть установлены весы. Недостатки этих машин: 1) усиленное маневрирование шихтовых поездов около печей, что сильно сокращает полезную длину путей для установки шихты; 2) невозможность установить шихту к моменту завалки около самой печп, что молсет вызвать иногда перебои в работе; 3) неудобства, связанные с ремонтом печей и необходимостью располол-гения на рабочей площадке печного инструмента, строительных и других материалов; 4) необеспеченность бесперебойной работы в случае прорыва металла через порог окна мартеновской печи и порчи рельсового пути, проходящего непосредственно около самой печи; 5) удорожание здания цеха вследствие устройства солидных подкрановых балок и колонн. Это удорожание вызывается необходимостью иметь мостовой кран для транспортировки и заливки жидкого чугуна впечь, а таюке тялселой конструкцией рабочей площадки, по к-рой ходит 3. м.

Немецкая 3. м. состоит из телелски, передвигающейся по мостовому крану, располагаемому над рабочей площадкой (фиг. 3). Самый кран перемещается вдоль линии печей. К тележке прикреплена решетчатая станина, внутри к-рой помещается вращающаяся колонна, несущая на своем конце кузов (площадку) с механизмами для управления действием машины. К кузову прикреплены особые поперечины, в к-рых вращается коромысло. При загрузке материала в печь подводят коромысло к установленным на тележках лоткам с шихтой т. о., чтобы голова коромысла находилась над гнездом лоттса; сообщив машине (или коромыслу в американской машине) двилсение вниз, погрулса-ют голову коромысла в паз лотка и закрепляют его специальным штифтом, движущимся вдоль оси коромысла. Закрепив лоток,



сообщают машине (или коромыслу в америк. машине) движение вверх, кузову-движение вращательное (в американской машине это двиление отсутствует), мосту и телелке- поступательное (в америк. машине-тележке


и коромыслу) и вводят лоток в печь через окно. В печи лоток вращением коромысла вокруг горизонтальной продольной оси поворачивается и опоражнивается. Преимущества машин этой системы: 1) возможность обслуживания печей, не лежащих на одной прямой; 2) приемка и ссаживание лотков в любом месте мастерской; 3) передвижению машины не мешают разбросанные у печи материалы; 4) мостовой кран м. б. использован и для других работ (возведение новой постройки, ремонт, удаление печных настылей, заливка чугуна в печь, и т. д.); 5) свобода движения на рабочей площадке в виду отсутствия на ней путей и платформы; 6) полная обеспеченность шихтой, т. к. последняя может устанавливаться иа стеллажах в любое время, не мешая обслуживанию печи; 7) легкая и дешевая конструкция рабочей площадки и подкрановых балок; 8) отсутствие опасности перерыва в работе в случае прорыва металла через порог печи. Недостатки этих машин: 1) большой пробег кранов, подающих шихту со склада на рабочую площадку; 2) затруднения при взвешивании шихты, т. к. она подается с любого места склада в любое место площадки; 3) медленная завалка шихты, в виду большего, по сравнению с амернк. машинами, количества Д1зижений машины; 4) слолсность конструкции при меньшей мощности и производительности по сравнению с америк. машинами.

Из погрузочных устройств, обслуживающих нагревательные печи и колодцы для нагрева слитков, можно отметить следующие: 1) паровые крапы, снабженные клещами для захвата слитков,-тип машин, встречающихся еще на старых установках; 2) электрич. краны велосипедного типа, перемещающиеся

вдоль линии колодцев с достаточно большой стрелой вылета; 3) обыкновенные мостовые краны, снабженные гслещами для посадки и выгрузки слитков; 4) стрипперные краны (фиг. 4), которые не только сажают болванки в колодцы, но и выталкивают их из изложниц. Рабочий орган стрипперных кранов состоит из двигающихся по направляющим мачт, снабженных штещами. Жесткая связь позволяет работать на больших скоростях, пренебрегая силами инерции, центрировать кран точно над колодцем и избегать повреждения боковых стенок колодца. Для выталкивания слитков пользуются шпинделем а (фиг. 5), перемещающимся внутри полой мачты н приводимым в движение от электромотора; давление передается посредством выталкивающего шпинделя слитку, в то время как изложница неподви-лшо залхата клещами. Сила, с которой шпиндель давит на слиток, достигает 100 т. Клещи для захвата изложницы и для захвата слитков часто одни и те же. Эти краны часто снабжают рычагами для поднятия крышек колодцев. Благодаря возможности производить этими кранами все манипуляции со слитком (выталкивание из изложниц, посадку и выемку из колодцев, подачу к опрокидывателю, открывание и закрывание крышек) их можно считать конструктивно наилучшими из всех типов кранов, обслуживающих колодцы для нагрева слитков.

Операции подачи слитков к печи, загрузки и выгрузки их из печи или выполняются отдельными механизмами или же один механизм выполняет 2 или 3 операцииодновременно. Подача слитков на посадочную решетку перед печью производится: 1) посредством обычных мостовых кранов клещами; 2) посред-



Фиг. 4.

Фиг. 5.

ством электромагнитных кранов, магнит которых укреплен на жесткой направляющей мачте (штоке). Мачта может перемещаться в вертикальном направлении и вращаться



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 [ 28 ] 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153