Литература -->  Производство жидкого угля 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 [ 106 ] 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153

по МК = ММ-МК, где

MiM2 = (ri + r,)tga и МК =r.g fi .

Так как cos fi = Ьг где -радиус па-чальной окружности колёса 2 и /ig-высота головки зубца на нем, то

Уыралеаем валшейшие размеры через модуль т:

R.> =

замечая, что

= -cosа 2

г, =

cos а и

= /с, получаем:

tg ею - (1 + /О tg а -Полагая tgejn=0, т. е.

(1 + fc) tg U - к

cos а

находим выражение для наименьшего числа 2i зубцов, работающих без подрезания: . 9 + fe+(i + 2ft)-siH

Для случая рейки, т. е. прп к = ос, получим: 2i = -. Табл. 1 дает значения z, округленные до целых чисел, при изменении к от 1 до оо Д.ЛЯ а =15° и а = 20° для зубцов с высотами головки: Уа = 1 и У2=0,8.

Из рассмотрения табл. 1 следует, что прп а = 15° и у=1 нача.льному ко.;шсу ряда тео-1 етически следует дать 30 зубцов, если желательно совершенно исключить подрезание. Практически прн .31 = 28 подрезание почти исключается, т. к. значение к в наборе сменных колес обычно не достигает 10. В метал-.тообрабатываюших станках наименьшему 1хОлесу дается 20, 22, а чаще всего 24 зубца. Т. к. в этом случае fe пе превосходит 5, то при 24 зубцах прави.льпая работа колес получится прп значениях fe = 1 -- 2 и работа с

Табл. 1.

того, что в Америке давно уже нашел применение угол а в 20°, в особенности в тех


31 и II и м а л Ы1 ы с а= 15 и 20°

числа зубцов шестерни при

для k = 1 -Н со.

Углы

i = 15

= 20°

Г2=1

;2=о,8

Г2 = 1

-/2=0,8

Фиг. 9.

случаях, где требование компактности передачи является основным (автомобили и т. п.). Дальнейшее стрем.ление к уменьшению Zi повело к применению укороченных зубцов.

с высотой головки h = -0,8 т. При выработке стандарта на зубчатые колеса Германия приняла а=20° и /t = m; в Гол-;1андии эти величины установлены: а = 20° и /1 = = 0,8 т.

П р о д о л ж и т е .л ь -ность зацепления определена выше ф-лой:

пек-рым подрезанием-при fc = 2 4- 5. Прп начальном колесе с 20 зубцами во всех случаях работа связана с подрезанием. Увеличение угла а до 20° значительно уменьшает значение величины ггхдля начального колеса, такое же влияние оказывает уменьшение высоты головкп при неизменном а. Уменьшение числа и связанное с ним уменьшение раз-моров ко.лес является главной причиной

Д.лина е линии зацепления равна KL (фиг. 9). KL = MjMa - (Mj<: + + LM2); но MjMa - }\ (1 + fe) tg а; МК = = 1\ (1 + к) tg а-г., tg fi,: LM2-= ri(l + fe)tg a~ - Г1 tg fii, откуда

e = t-i [(tg fi, + tg fi,) - (1 + fe) tg a .

Продолжительность зацепления

< = £ [(tg fiг + к tg /?.,)- (1 + fe) tg z],



при чем

-- - 1 ,

на колесах, К ... hi

где у\ и Уз-высоты головок

выраженные в отношениях: у = и Уа

о- зависит от Zx, к, а, ух и у. Д.чя случая рейки и колеса соответствующую ф-лу следует вывести самостоятельно. Предельный случай, соответствующий зацеплению рейки с рейкой, дает: 1) для а= 15° и у= 1, а = 2,54; 2) для а = 20° и / == 1, (Г= 1,98. Кривые, данные на фиг. 10, выражают зависи-.мость а от Zl при разных значениях кч а.

Относительное сколь же н и е тгредставляет собою главную характеристику износа зубцов, зависящую от формы и элементов ирофи.чя. Рассматривая зубцы в начале зацешгения (фиг. 9), отмечаем, что точка ведущего профи.тя, находящаяся в этот момент в зацеплении, определяется уг-.том = tg , а соответствующая точка ве-до.мого профи.тя, т. е. его вершина, углом jg. Угол (pi поворота ведущего ко.теса будем отсчитывать от радиуса OiKi, а угол (р поворота ведомого колеса-от радиуса 0<К. Если профили будут касаться один другого в нек-рой точке Е на линии зацепления, то



Фшг. 10.

положение соответствующей точки на ведущей эвольвенте будет определяться углом #10 + а на ведомой-уг.чом #2 - 92 > соответствующие длины дуг эвольвенты:

Переходя квеличинез относительного скольжения, получим две следующие формулы.

1) Для ведущего профиля

2) для ведомого (т. к. dq>i==-г.. (1<р)

Пз фиг. 9 следует:

Подстав.чяя это значение #2 в ф-лы для и gfg и замечая, что (pi=kq>2, по выполнении всех действий получим следующее выражение для удельного скольжения на ведущем и ведомом профи.чях в ф-ии угла поворота ведущего колеса:

L+ (Je i] .

1 k W+Рг V

(ft + i)

~ tail

в начале зацептения ?i=0, и мы шхиучаем:

с увеличением передаточного числа к относительное скольжение уменьпщется. Угол

<7

Диаграмма относительного скотженияс/, намолом колесе в функции от угла поворота.


0.2 0.3

Фиг. Иа.

(Pi из.меняется, за время зацеп.чепия одной

пары зубцов от ??1 = 0 до Ф=- а. Если #io=0,

т.е. ножка ведущего профиля вступает в зацепление той точкой эвольвенты, к-рая лежит на основном круге, то grio=oo, чему будет соответствовать весьма сильный износ ножки. Такого счучая следует избегать. Диаграмма (фиг. 11а) дает представление об относительном скольжении д для передачи при 211=28 и /с=1, 2, 3, 4, 5. Определяющее значение для передашг имеет величина д относительного скольжения на профиле ножки малого колеса. Диаграмма (фиг. 116) дает



----

. н

I г 3

Фиг. 116.

зависимость этой величины от fc для шестерни с г;1=28. При постоянном угле а величина зависит только от ю+У*!, т. е. в конечном счете от

Наименьшее число зубцов, которое можно назначить на малом колесе передачи или набора сменных колес, зависит от всех исследованных выше факторов, т. е. от подрезания, продолжительности зацепления и относительного скольжения, и определяется характером работы передачи. Для передач, работаюпдих с малой окружной скоростью, допускается сг < 2. Износ при малых скоростях, особенно в передачах, работающих с перерывами, также теряет свое значение. Поэтому для колес, зубцы к-рых изготовляются отливкой и обработке не подвергаются, наименьшее z- доводят в лебедках до 10-11, при условии применения циклоидальных профилей или эвольвентных, но с увеличением угла а или уменьшением высоты головки большого колеса. В исключительных случаях .г доводят до 4, как, напр., для шестерен домкрата, работающих с рейкой; профили-циклоидальные. Для трансмиссионных передач наименьшее число зубцов на малом колесе должно удовлетворять условию сг=2, что дает для Zi числа 28-30, при к-рых практически удо-в.четворя1отся также и условия подрезания, как можно видеть из вышеприведенной таблицы. Величина у=2 обусловливает также наибольшую равномерность.

Наибольшее передаточное число пары колес к определяется наименьшими значениями z. В крановых передачах с ручным приводом к доходит до 10, в моторных передачах-до 6, что для числа г;2 на большом колесе дает значения ок. 120. Приведенные для fc пределы основаны на чисто практич. соображениях о компактности передачи и удобствах производства колес.

Трение на зубцах. При передаче работы, между ведущим и ведомым профилями будет действовать нормальное давление N (фиг. 12), направленное по общей нормали к профилям, при чем для ведомого профиля оно будет направлено в сторону движения, а для ведущего-против. Для эвольвентных профилей N будет иметь постоянное направление по касательной к основным кругам обоих колес. При отсутствии трения моменты обоих колес Ml =Nr-i и M2=iVr2, так

что-=*= fc. Сила трения fN, в соответ-

ш. 1 Ti

ствии с направлением скорости скольжения, будет направлена на ведущем профиле: 1) к основанию зубца--при работе перед линией центров и 2) к вершине зубца-за линией центров. Перемена направления силы трения происходит в точке С. Предполагая движение установившимся, из условий равновесия ведущего колеса определяем нормальное давление следующим образом.

1) Перед линией центров

Ri cos а + / (Hi sin a - x)

2) за линией центров

АГ =

Ri COS a - / (i?, sin a + X)

Выражая все линейные размеры через m и пользуясь соотношением между длиной х линии зацепления и углом поворота

получим для N следующее выражение, справедливое для работы профилей как перед линией центров, так и за ней:

N== ?

COSa [l-/(d

Отсюда заключаем, что нормальное давление и сила трения суть ф-ии угла q>i поворота ведущего колеса.

Коэффициент полезного действия Г] пары 3. к. вычисляют обычно

в предположении, что N=

т. е. пре-

небрегают влиянием трения на величину N. В результате получается выражение

или, приближенно,

где Zi й Zi-числа зубцов, т и -продолжительность зацепления перед и за линией центров, а-полная продолжительность зацепления; коэфф-т трения /= 0,1-0,25.

/ /

\ ?----

Фиг. 12.

Опытом установлены следующие средние значения г], включая трение в опорах: 1) для новых литых и необработанных зубцов-от 0,85 до 0,88; 2) для обработанных- 0,92; 3) для очень хорошо обработанных- 0,95. Опыты Каммерера и Кранца с трамвайными 3. к. показали, что tj зависит от смазки и ее сорта, нагрузки на зубцы и ок-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 [ 106 ] 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153