Литература -->  Производство жидкого угля 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 [ 102 ] 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153

о супорта п, помещающегося вместе с рейт-штоком (не изображенным на фиг. 27) на столе к, который может передвигаться в поперечном направлении помощью винта л и маховичка м. Это движение совершается вручную и служит .чишь для установки резцов на надлежащую глубину зубца в начале работы. Обрабатываемое зубчатое колесо, кроме того, совершает движение обкатывания под действием передачи YI41IX -

XI ~ . Сменные колеса и служат

для изменения числа ходов салазок (от 32 до 200 в мин.) и подачи (V3000 До 7зоо оборота



Фиг. -27

р зца за 1 ход салазок); колеса Cg, Сб, с, и Сд служат для изменения передачи мел-еду резцами и обрабатываемым ко.чесом в зависимости от их чисел зубцов z uZ. Общая пере-

10 8 fi 11 с-х. 13 15

дача резец-шпиндель . - - =

120 44 24 25 сс, 24J j, С5С, z

Т 22 6 40 CeCe 10180 с,с, ~Z ®*

леса Сз-СдД. б. подобраны так, что ~ =


Фиг. 28.

Время обработки одного зубца т=6 мм, шириной 50 мм, составляет 0,3+ мин., т. е. почти равно времени обработки на 3. с. Феллоу.

Совершенно на тех же принципах, что и описанные выше, основана конструкция З.с.

д.чя нарезки точньгх зубцов конич. шестерен по принципу обкатывания, с той лишь разницей, что здесь основным профилем является не зубчатая рейка, а плоское колесо, т. е. конич. зубчатое колесо с углом при вершине нача.льного конуса равным 180°. За боковую поверхность зубцов п.лоского колеса принимают плоскость, проходящую через вершину начального конуса и наклоненную к начальной поверхности под углом 90° -а, где а-угол зацепления. Хотя такая форма зубцов и не является математически точной эвольвентой (см. Зубчатые колеса), но это отражается лишь на некотором искривлении линии зацепления, само же зацепление двух октоидных колес, полученных обкатыванием с одним и тем же плоским колесом, совершенно точно. Эта основная поверхность зубцов плоского колеса обладает тем чрезвычайно удобным свойством, что м. б. легко осуществлена движением прямолинейного резца по -- направлению к центру 1 начального конуса (фиг. 29, А). Правильность зацепления не нарушится, если отдельные сечения зубца будут сдвинуты одно относительно другого. Этим обычно пользуются при обработке конических зубчатых колес с косыми (фиг. 29, Б), УГ.ЧОВЫМИ и криволинейными (фиг. 29, В) зубцами. В последи, случае форма образующей кривой зависит от соотношения между г./1авным и добавочным движениями резца.

Одним из первых 3. с, работающих по принципу обкатывания, был станок системы Бильгрема; способ работы его изображен нафиг. 30а, а конструкция-на фиг. 31. Резец а с прямолинейным острием, обрабатывающим за каждый проход лишь одну боковую поверхность зубца, совершает прямолинейное переменно-возвратное движение, при чем нижняя кромка его всегда проходит через центр О начального конуса ОАВ. Все движения подачи, обкатывания и деления совершает обрабатываемое колесо б, насаженное на оправку в, вращающуюся в под-шиппиках г; подшипники устанавливаются под углом, равным половине угла а при вершине начального конуса, и закрепляются в этом пололсении на секторах д; последние связаны с червячным колесом е, служащим для придания всей средней части колебательного движения вокруг оси о-Оз, проходящей через вершину начального конуса. Оправка в соединена через посредство делительного механизма эю с эллипсоидальным сектором 3 (сектор Бильгрема, фиг. 306), к-рый при посредстве двух стальных лент и и к связан с линейкой л, укрепленной на станине станка. Сектор составляет часть поверхности продолженного начального конуса OCD. При вращении всей системы вокруг оси Oj-Og сектор з заставляет колесо совершать движение обкатывания по отношению к начальной поверхпости плоского



колеса, изображаемой плоскостью, проходящей через верхнюю кромку линейки л и центр конуса О. Смещая путь резца парал-



Фиг. 29.

лельно самому себе в горизонтальном направлении на величину д, можно обрабатывать конические шестерни с косыми зубцами по типу фит. 29, Б. Станок получает движение от шкива м; далее оно передается через коробку Нортона н на кривошип п, сообщающий переменно-возвратное движение ползуну р с укрепленным в нем резцом а. На боковой поверхности зубчатого колеса с, сидящего на одном валу с кривошипом, вырезана фигурная канавка т, служащая для


Фиг. ЗОа.

Фиг. 306.

поднятия резца при обратном ходе; делительный аппарат ою получает движение от оси перебора через ряд шестеренок посредством валика у и ряда сменных передач х. Станок работает т. о., что после каждого хода резца обрабатываемое колесо поворачивается на один зубец, а после полного оборота колеса вступает в действие механизм подачи обкатывания ц, к-рый поворачивает на небольшой угол всю центральную систему вокруг


Фиг. 31.

вертикальной оси; т. о., здесь применен принцип параллельной обработки зубцов. По окончании всего движения обкатывания оказывается обработанной одна боковая поверхность всех зубцов колеса; для обработки другой меняют резец и направление движения обкатьшания. Как и большинство З.с, 3. с. Бильгрема для точной обработки требу-

ет предварительного чернового нарезания зубцов. В виду того что от этой операции не требуется особой точности, она совершает-------ся обычно при помощи

нормальн. дисковых фре-\ зеров или фасонных рез-1 цов; на фиг. 32 изобра-/ жена рабочая часть 3. с. для предварительной обработки сате.члитных шестеренок для автомобильного дифференциала. Обработке подвергается шесть зубчаток за раз; производительность машины весьма велика; так, напр., обработка шестеренки из стали с 12 зубцами модуля 2,5 мм, шириной 20 мм, продолжается, включая время на зажим и простой машины, лишь 1,1 мин. Совершенно аналогично описанному выше 3. с. Бильгрема для строгания зубцов конических шестерен строятся шлифовальные станки той же системы; вся разница состоит лишь в том, что резец заменяется небольшим наждачным кругом а (фиг. 33),

боковые поверхности которого обточены под надлежащими углами и поддерживаются в точном состоянии посредством трех алмазов б, б, в, ходящих в неподвижных


Фиг. 32.


Фиг. 33.

направляющих г, г, д. Круг приводится во вращение сидящим на ползуне электромотором посредством ременной передачи. Движение обкатьшания, кроме описанного выше способа Бильгрема, мол-сет быть осуществлено одновременным поворотом вокруг соответствующих осей обрабатываемой шестерни и воображаемого плоского колеса помощью зубчатых шестерен. На этом принципе основаны нек-рые модели З.с. Глисона, Гейденрейха и Гарбека,Бранденбергера и др.

Вертикальный разрез 3. с. системы Бран-денбергера изображен на фиг. 34, принцип обработки - на фиг. 35, а общая схема приводного механизма-на фиг. 36. Этот 3. с интересен тем, что на нем нарезаются настоящие спиральные зубцы, вследствие того что резец при рабочем движении получает нек-рое добавочное движение в плоскости основного плоского колеса. Машина приводится в движение трехступенчатым ременным шкивом а; рабочее движение салазки б-б



с резцом е получают через передачу I II

кулисный механизм ж, не изображенный па схеме, вал III, кривошип г и шатун 0. Салазки помещаются на диске е, соединенном с червячным колесом 32; последнее


Фиг. 34.

5 7 9

6 8 16

получает вращение через передачу I

11 13 14

1211 ТЕ переоор и ряд сменных передач, включаемых подвилшой шпоико!! к, вал

муфту ж,

V II у7 ИЛИ

£8 li

iilif vttt - 21 22 24 26

27 29 V 31

32 Быстрое

вращение диск передачи

14 34 27 29

33 35

е получает через

X . Обрабатываемое колесо получает вращение через передачу с дифференпиалом з:

VJ3 35 IX 37 Jy] 1 41 ТЗ Л

7 V VI. Принцип работы станка состоит в следующем: диск е в своем вращении оперелсает или отстает от воображаемого плоского колеса, сечение зубцов к-рого изображается режущими кромками двух резцов; вследствие этого при равномерном движении резцов к; центру колеса они опишут режущими кромками поверхность зубца спиральной формы, определяемой в полярных координатах ур-ием q = = а-(р. Вследствие того, что во время обратного хода обрабатываемое колесо продолжает вращаться, резцы встречают поверхность его в другой точке (фиг. 35); подбирая соответственным образом время обращения диска и скорость колеса, можно достигнуть того, что резцы будут встречать обрабатываемое колесо как раз в точках деления. Этого достигают тогда, когда отношение числа оборотов колеса и диска выражается дробью п, знаменатель которой равен числу зубцов обрабатываемого


колеса; тогда числитель покажет, сколько зубцов пропускает резец, прежде чем снова придет в соприкосновение с колесом. Делая числитель и знаменатель взаимно простыми, мы достигнем парал.дельной обработки зубцов (на фиг. 35-колесо с

15 зубцами, n=jg. Для

осуществления подачи необходимо к этому рабочему двилсению присовокупить медленное движение обкатывания обрабатываемой шестерни и воображаемого плоского колеса. Полная передача от диска с к обрабатываемому коле-

32 30 28 (35 33

су равна: -- (-з:

J6 сСз \ 4(1 42 4£ Cg ~ зУ CjC, 39)~41~43 44 CoCg 45 46 48

jj- Jg . Сменные колеса

С5-Cg подбираются так, чтобы угловая скорость вращения колеса 48 отвечала вышеуказанному отношению п. Подбором же сменных шестерен -достигаем медленного вращения обкатывания. О производительности станка дает представление следующий пример: колесо модуля 6 мм, шириной 50 мм,жг литой стали с временным сопротивлением на разрыв 60-65 кг/мм потребовало при выработке из цельного обода по 160 ск. на 1 зубец.

В станках Г л и с о н а (фиг. 37) для обработки конических колес с круговыми зубцами рабочим инструментом является фрезер особой формы, представляющий режущей кромкой своих зубьев поверхность зубца плоского колеса с образующими в виде

-Рабт. ход - - - Обрати, мд

Фиг. 35.


Фиг. 36.

дуги круга. ВЗ.с. Глисона новейшей конструкции фрезер совершает лишь рабочее движение; движения лее обкатывания и деления совершаются обрабатываемым зубчатым колесом. Фрезер а получает вращение непосредственно от электромотора б через передачу . Обрабатываемое колесо в сидит на

шпинделе г, помещающемся в люльке д; люлька может качаться в кольцевых направляющих вокруг оси, к-рая совпадает с горизонтальной образующей начального конуса колеса. Колебательное движение люльки



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 [ 102 ] 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153