Литература -->  Производство газовых тканей 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 [ 83 ] 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

ГМДРОЛОРОПЛАН


Гидроаэроплан поплавковый DH 50 с мотором Спдлей-Пума 230 HP.


Гидроаэроплан лодочный (металлический) Рорбах-Ромар с 3 моторами BMW-VI 7,3 Z

по 500 HP.



Гидроаэроплан лодочного типа с жабрами Дорнре-Сюперпаль с 4 моторами Юпитер по 480 HP.

Гидроаэроплан Амфибия Seagull с мотором Непир .,Lion 450 HP.

Т. Э.



Обычный Г. может садиться только на водную поверхность; лишь с некоторым риском легкие Г. могут сесть иа мокрую густую траву или болото, а таюке и на снег. Однако, при частом применении таких посадок, Г. весьма скоро расшатается и выйдет из строя, даже при самых искусных посадках. Это очень суживает область применения Г., и поэтому вполне естественно, что при достаточном развитии конструктивных форм Г. были сделаны попытки приспособить к нему сухопутное шасси. Такие


Фиг. 16.

Г. называются амфибиями. По внешнему виду амфибии являются обычными Г. лодочного тппа, для посадки же па землю имеется специальное шасси, к-рое при взлете или посадке на воду убирается, пртки-маясь вместе с колесами и осями к лодке или крыльям, чтобы пе создавать в воде добавочного лобового сопротивления.

В военной авиации, для обслуживания линейных кораб-тей и для взлетов с авианосцев (см.), применяются аппараты особого типа, являющегося переходным от типа Г. к типу сухопутных аэропланов. Для взлета с кораблей, у которых пе имеется достаточно большой площадки для разбега аэроплана, приходится первоначальный импульс при взлете давать помощью специального ириспособления, так наз. катапульты (см.). В этом случае применяются или одиопоплав-ковыо Г. или гидролодки, при чем тележ?са катапульты захватывает Г. около редана. С авианосцев или с больших кораблей, на к-рых молено сделать площадку, достаточную для взлета легкого самолета, возможны попеты и обычных сухопутных аэропланов, имеющих плавательные приспособления в виде надувающихся перед посадкой баллонов, которые и сообщают аэроплану необходимую пловучесть. В этих же случаях применимы такл-се и аэропланы, снабжеп-Н1>ю сбрасываемым шасси, при чем фюзелялс таких аэропланов имеет форму, примерно сходную с гпдролодкой, и делается водонепроницаемым. На аэроплане такого устройства молаю производить только посадку, после чего его поднимают краном на судно. Амфибии таклсе могут базироваться па авианосец и делать па нем посадку и взлеты.

.Пит.: Б е р x е н С, Основы гидроавиации, М., 192R; Крылов А. И.. Учебник теории корабли. СПБ, 1912; Н е в р а ж и н В., Теория корабля, СПБ, 1911-13; Ш и м а н с к и й ТО. Л. и Гардении М. Ф.. Справочная книга для корабельных иня[е-нрров. П., 1916; (.Flights, 1928, 8, 13; Journal оГ the Royal Aeronaut. Soc. , L., 1927, COl: Janes А11 the Worlds Air-caftv, L., 1927-28. B. Александров.

ГИДРОГЕЛЬ, см. Коллоиды.

ГИДРОГЕНИЗАЦИЯ ЖИРОВ, превращение лсидкнх масе.т1 в твердые жиры путем присоединения водорода к непрэдельным глицеридам. Все нснровые вещества (см. Жи,-ры и масла) в химич. отгюшении представля-

Т. о. т. V.

ЮТ собою глицериды лшрных к-т, т. е. сложные эфиры глицерина с упомянутыми кислотами. Разница между твердыми лсирами и жидкими маслами заключается в том, что в составе первых преобладают глицериды насыщенных к-т с обшей ф-лой С Н2и02 (стеариновой CigHneOoH пальмитиновой СщНзаОо), в Ж1ЩКИХ jKe маслах преобладают глицериды ненасыщенных кислот с общими ф-лами CJI 202,С Н, ,02,С Н., еОг и т.д. (олеиновой CisH3402 И др.). Так как с приростом населения и с развитием техники потребление твердых лшров сильно возросло и их уисе нехватало для мыловарения, производства стеарина и т. п. и так как расшире-пне культуры масличных растений является задачей, разрешимой скорее,чем задача более усиленного разведения скота,то понятно, что идея получения твердых жиров из лшдких растительных масел путем гидроге-иизации заинтересовала весьма многих выдающихся химиков. Эта идея была блестяще осуществлена французским химиком Сабатье (см. Гидрирование). Водород для гидрогенизации нсиров получают или из водяного газа или электролитическим путем (см. Водород).

Гидрогенизацию растительных масе.л в заводском масштабе впервые осуществил в 1905 г. Норман на заводе Joseph Crossfield а. Sons в Варрпнгтопе. В Германии по патенту Нормана в 1908 году стал работать завод GermaHia в Эммерихе. В этом же году под руководством Вильбушевича была пущена гидрогенизационная установка на маслобойном заводе Персица в Н.-Новгороде, расширенная в 1909 году до выпуска 50 ш готового продукта в месяц. Появившиеся затем миогочисленные видоизменения способов Г. ж., по Уббелоде, сведены к трем типам: 1) катализатор суспеьщирован в масле, и водород пропускается через эту суспен-зпю в виде мелких пузырьков (способ Нормана); 2) катализатор, расиределеншлй иа очень большой поверхности в атмосфере, насыщенной водородом, обливают маслом (способ Эрдмана); 3) катализатор паходится в виде масляной суснензии, и эта суспензия в виде мельчайших капель проходит через атмосферу водорода. На большинстве з-дов, в том числе и русских, работают так. обр., что молекулярный металлич. Ni,осаледенный на поверхности инфузорной земли, растирают в краскотерке с небольшим количеством масла; эту смесь помещают в автоклав, в котором находится подлежащее гидрированию масло, нагретое до определенной температуры (190-220°), и через авток.тав пропускают струю водорода. Тагсим обрлзом производство распадается на два этапа: приготовление катализатора и собственно гидрогенизацию.

Приготовление катализатора. Исходным материалом является сернокислый никель NiSO .? НоО. Его растворяют в воде до 14° Вё и к раствору прибавляют двойное количество мелко пзмолотой инфузорной земли; смесь помещают в облолсенный



свинцом чан и осаждают содой углекислый никель, образующийся по след. уравнению:

NiSOi + Na/JOa = NiCO, + NaSO,.

Инфузорную землю с осалоденным на ней углекислым никелем отфильтровывают при помощи фильтр-пресса, тщательно промывают водой до исчезновения реакции на серную кислоту, затем высушивают, прокаливают и образовавшуюся окись никеля восстанавливают в струе водорода в металлический никель:

NiCOa = NiO + СОз и NiO + Н, = Ni + НО.

Высушивание, прокаливание и восстановление производят в аппарате Вильбушевича (фиг. 1), представляющем собою цилиндрическую горизонтальную реторту В, медленно вращающуюся на роликах Ж. Реторта окру-лоена колеухом О; в пространстве между ретортой и кожухом помещены нефтяные форсунки Y, нагревающие реторту до 500°. Водород входит в реторту через трубу А; избыток водорода с образующимися при реакции парами воды выходит из реторты через пылеуловитель С, холодильник F, сосуды: G с H2SO4 и Cij с NaOH, и, наконец, через насос Н водород снова поступает в реторту. Восстановление никеля в реторте Вильбушевича длится 8-12 ч., затем реторту охлаждают и, во избежание окисления никеля, к-рое иногда сопровождается взрывом, через реторту пропускают в течение 5 мин. струю углекислого газа. После этого катализатор г


Фиг. 1 .

выгружают из реторты и тотчас же растираютв краскотерке с маслом (на 100 кг Ni идет 130-140 кг масла). Растертый с маслом катализатор хорошо сохраняется.

Подготовка масла для гидрогенизации. Для того, чтобы процесс Г. ж. происходил быстро и совершенно, необходимо, чтобы подлежащее обработке масло было по возможности свободно как от механических примесей, так и от растворенных в нем белков, смолистых, слизистых и красящих веществ, а равно и свободных жирных кислот. Наиболее загрязненными являются льняное масло и масло рыжика (Camelina sa-tiva), которые приходится очищать взбалтыванием с H2SO4 (IV4-V2%) и NaOH (1,5- 2% в 17° Вё); остальные масла обьгано очищают инфузорной землей и различными глинами (флоридин, каолин).

Процесс гидрогенизации. Очи-тценное масло подогревают в котлах до 190- 220° и переводят в автоклав; последний

(фиг. 2) представляет собою вертикальный цилиндрический клепаный или сваренный железный котел с конусообразным днищем, снабженный кранами для наполнения и опо-рагкнивания, лазом для чистки, манометром


,Фиг. 2.

С предохранительным клапаном, термометром и трубами для притока водорода Н и для отвода его избытка Hp Часто встречаются установки и из 2, 3 или 4 автоклавов. В этом случае не вошедший в реакцию в первом автоклаве водород поступает во 2-й автоклав, из 2-го-в 3-й, и т. д. Приводящая водород труба в автоклаве обьгано разветвляется; ответвления снабжены рядом мелких отверстий, благодаря чему поступаю-пщй водород производит размешивание гидрируемого масла, и применение механическ. мешалки оказывается ненужным. После наполнения автоклава (по трубе А) подогретым маслом в него спускают приготовленный, как сказано выше, катализатор (насосы В, Bz, Bs перекачивают массу из одного автоклава в другой) и начинают пропускать водород. Реакция гидрирования экзотермическая, и темн-ра масла может подняться выше 300°, что, однако, устраняют (во избежание дегидрирования и разложения глицеридов), пропуская в окружающий автоклав кожух пар, нагретый до t° 120-150°. Обычно автоклав делают в 1 jh диам. и ок. 4,5 л* высотой; масла набирают ок. 2 ООО кг, а катализатора (никель-f инфузорная земля) ок. 30-35 кг, т. е. 1,5%, -следовательно, никеля около 0,5% по весу масла. Продолжительность гидрирования и расход катализатора зависят от активности катализатора, от степени чистоты масла и степени насыщенности входящих в его состав жирных к-т. Активного катализатора достаточно 0,2% по весу масла. Чистое хлопковое и подсолнечное масла гидрируют в течение 2-27 ч.; для гидрирования льняного требуется 5-6 часов. Кроме того, продолжительность гидрирования зависит от степени насыщения, до которой желают довести масло. Если вести гидрирование до конца, то все ненасыщенные кислоты превратятся в стеариновую к-ту, но можно (например, для жиров, идущих для приготовления пищевых продуктов) производить гидрирование неполностью и получать жиры, близкие по своим свойствам к натуральным животным жирам. Степень гидрирования



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 [ 83 ] 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152