Литература -->  Производство газовых тканей 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 [ 65 ] 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

значительно увеличивается. Полуперекрестная передача (фиг. 3) применяется для валов, скрещивающихся под углом


Фиг. 2.

(обычно 90°). Для установки такой передачи без направляющих роликов необходимо, чтобы расстояние между валами было не менее двойного диаметра большого шкива, иначе угол отклонения сходящего ремня получится значительным. Благодаря перекручиванию ремня и неравномерному вытягиванию его по ширине срок службы его при полуперекрестной передаче понижается. На фиг. 4 показана передача между двумя параллельными валами, но при условии,

что шкивы сдвинуты друг относительно друга. Соединение производится при помощи двух направляющих ро-.пиков, посаженных наклонно, что дает возможность вращения в обе стороны.

Расчет ременной передачи начинается с ленты. Благодаря ряду причин (неравномерная структура ленты, ие-центричное растяжение ее, изгиб ленты на выпуклом шкиве и т. п.), работающий ремень не может быть рассчитан только на основании теоретическ. зависимостей. Приходится вводить данные опыта, подтверждаемые наблюдениями над громадным количеством уже работающих установок. Обычно заданными


Фиг. 3.

Фиг. 4.

величинами являются мощность на ведомом валу и число его оборотов. Задаваясь диаметрами шкивов так, чтобы передаточное число не было выше 4-5, а наименьший диаметр 1)40 см (в случае трансмиссионной передачи), во избежание больших напряжений в ленте от изгиба, находят окружное усилие Р по формуле (7). Далее, по формуле РЪк, где Ь---щирина ремня и к-допустимое напряжение, находят Ъ. Скорости для ремня можно брать приблизительно следующие:

Л г;

При иередаче от двигателя

к главному валу .... 10-25 6-7,5 м1ск

При передаче от двигателя

к главному валу .... 25-50 7,5-15

При передаче от двигателя

к главному валу .... 50 и выше 15-25

При передаче к второстепенному валу..... <15

При передаче к станкам . 0,5-3 15-6

Толщиною ремня 6 задаются, и после этого определяется суммарное напряжение по формуле:

= 5+ 1) = + где Al-напряжение от растянения силой

1\ Т, е= (здесь т = еП, /iT-напряжение от изгиба ленты на шкиве. Суммарное напряжение Ка не д. б. вьппе допустимого предела. Значения для в кг на п. см (по Геркенсу) приведены ниж;е в таблице.

Для колш сопротивление разрыву колеблется от 260 до 460 кг/см, для тканных рем-ией 300-500 кг/см. В случае, если скорости ремня вьппе 8-10 м/ск, нужно учесть центробежную силу ремня и пользоваться


Фиг. 5.

Фиг. 6.

для значения Ti ф-лой (1). Потери в ременной передаче вычисляются по вышеприведенным форАгулам, практически же при предварительных подсчетах кпд передачи можно

Допустимые напряжения в пг на п. си для ординарных и двойных ремней.


Скорость в . 1/ск

Диам.

шкива в см

20 30 40 50 60 75 100 150 200

орд.

орд.

РД.

орд.

орд.

орд.

орд.

10,5

12,5

12,5

13,5

11,5

13,5

16,5

13,5

12,*

17,5

18,5

13,5

19,5

14,5

13,5

14,5

15,5

15,5

.



принять равным 0,94-0,98, в зависимости от качества опор, от условий смазки их, от сечения спиц и обода, и т. д. Натяжные ролики вводятся в ременную передачу для увеличения угла обхвата при больших передаточных числах и малом расстоянии между валами (фиг. 5); следствием их введения является возможность уменьшить начальное натяж:ение ленты. Устройство натяжных роликов бывает весьма разнообразно. На фиг. 5 ролик нажимает собственным весом. На фиг. 6 ролик сидит на ломаном рычаге


Фиг. 7.

с грузом Q. На фиг. 7 ролик с грузом служит также для уменьшения колебаний ремня. В некоторых случаях применяются в качестве ремня тонкие сталь-нью ленты. Большое сопроти- - вление разрываюхцему усилию позволяет передавать значительные мощности при малом сечении ленты и при больших скоростях. Обычно пользуются углеродистой сталью с врелтенным сопротивлершем на разрыв К-Хг 000-15 ООО кг1см. Толщина ленты может быть от 0,2 до 1 мм при ширине 12-250 мм. Коэффициент трения ленты о чугунный шкив Х-0,15-0,18; для его увеличения обод шкива покрывается пробковой обшивкой. Скорости в ленточных передачах доходят до 40 м1ск, при чем потеря в скорости совершенно ничтожна. Возможность пользоваться высокими скоростями позво-.яяет допускать меньшее натяжение концов ленты, благодаря чему уменьшается трение в опорах. Концы ленты скрепляются осо-бьш замком. На фиг. 8 показано американское устройство ленточной передачи в прядильном ватере для передачи вращения веретенам. Одна лента вращает 4 веретена, придавая им до 10 ООО об/м. Угол обхвата получается 90°, тем не менее установка работает вполне хорошо. Во избежание толчков концы ленты соединяются специальной сшивкой.

Канатная передача представляет собою удобное средство для раздачи и распределения работы, развиваемой главньпуг



Фиг. 8.

Фиг. 9.

двигателем, по отдельным этажам фабрики и м. б. выполнена для произво.п[ьно большой мощности. Передаточные канаты изготовляются из пеньки и хлопка и обычно бывают

круглыми, снлетенными из трех прядей, но встречаются и треугольные, четырехугольные и др. сечений. Круглый канат, ложась под действие1М силы Sb ручей шкива (фиг.9), вызывает на щеках его трение, равное

- sin Ч-cos Э Благодаря срхле трения и является возможность передать вращение и работу с ведущего на ведомый вал. Концы каната заплетаются надлине 2-3 м или соединяются различивши патентованными замками. Последние, набегая на шкив, производят удар; кроме того, замок являет-сяконцентрированнои массой и вызьшает дополнительное натяже-рше в канате под влиянием центробежной силы. Канатная передача бывает двух систем: параллельная, когда ставится несколько канатов, срощенных каждый в кольцо и работающих параллельно (фиг. 10), и последовательная, когда канат представляет одно замкнутое кольцо, при чем один и тот же канат охватывает все ручьи как на ведущем так и на ведомом шкивах (фиг. 11). В первой системе весьма трудно достигнуть одинакового натяжения параллельно работающих канатов, а следовательно, и одинаковой нагрузки на них. Расчет параллельной передачи не отличается от


Фиг. 10.


Фиг. 11.

расчета ременной. Натяжение концов находится по ф-лам (1) и (2), но для коэффициента трения, вследствие защемления каната в ручье, принимается величина Цх, определяемая по формуле:

и = и-

i sin р + cos li

где (Л имеет значения от 0,16 до 0,18; обычно fii 0,32. Предварительно канат рассчитывается по формуле:

Р = 0,62 FKi = 0,62 ~ Al,

где d-диаметр каната. Коэффициент 0,62 вводится потому, что живое сечение материала Fo меньше площади круга F = ,

и, в среднем, пршшмается Fq = 0,627*. Значения для Jfi берутся следующие: Ki - = 4,5 mlcM при Djd2,0, и iTi = 6,5- 8 mjCM при i)/cZ 5= 50. Определив диаметр



каната, находят вес его и по формулам (1) и (2) вычисляют точные значения 1\ и Т. Наиболее выгодные скорости для канатов 15-20 м/ск. Практически применяются канаты диам. в 4-5,5 см. Т. к. канатная передача располагается наклонно, то приходится принять во внимание собственный вес каната, дающий дополнительное натянение (фиг. 12). С этой поправкой ф-ла (1) принимает вид:

г. = ,+, + н,.

В последовательных передачах канат натягивается специальным оттяжным приспособлением (фиг. 11), благодаря чему ведомые концы его работают с одинаковым натяжением. Как видно из фиг. 11, ведупщй конец 2i ведомого шкива Оа, обогнув ведущий шкив, переходит в 1\, т. е. ведомый конец шкива Оз, и т. д. Для определения натяжений имеются уравнения: Ti-Т,= Тг-Т,- 1з-Т,=Т,~Т,; Т--Т,=

= 1\-Т\ li~la Т*~Izi 12 = Tt~ Тб = 1\=~-Следовательно, зная груз Q, находят все натяжения. Для предварительных расчетов потери в канатной передаче принимаются в среднем 10-8% и кпд в 0,90-0,92. Обода шкивов для канатной передачи снабжаются ручьями (фиг. 9).

Передача проволочными канатами применяется почти исключительно при парал.11ельных валах, расположен, на большом расстоянии. Проволочный канат сплетается из стальной проволоки с 0 приблизительно в 1-2 лш. Натяжение, необходимое для получения трения между канатом и ободом шкива, вызывается собственным весом каната. Поэтому рекомендуется проволочную передачу устанавливать горизонтально или под небольшим углом. Возможны две системы передач (фиг. 13): в одной канат огибает два шкива и поддеряшвается холостыми роликами, а в другой расстояние АВ


Фиг. 12.


Фиг. 13.

разбивается на отдельные участки. Верхний конец всегда работает как ведомый, т. к. вследствие больших пролетов канат сильно провисает. Провес при пролете в 100 лг принимается: / 1 = 1,5 м для ведущего vL<f=3 м для ведомого. Благодаря твердости проволочного каната его не защемляют в ручье, а кладут на дно его. Для увеличения трения дно ручья делают деревянным или ко-

жаным; коэффициент трения ix тогда получается от 0,3 до 0,38. Проволочная передача рассчитывается обычным путем, как и ременная. Скорости принимаются не ниже 25 м/ск. При горизонтальном расположении принимают кривую провеса за параболу и определяют его стрелку прогиба из соотношения: f где 8-усилие, растягивающее канат в наипизшем сечении, а I- пролет между осями. При заданном / определяется усилие S и натяжение от провеса

при чем F=z гдеz-число проволок и 6-их 0. Проволочные передачи удобны для работ на открытом воздухе, так как на них не влияет изменение влажности. Но с развитием электропередач проволочные передачи постепенно выходят из употребления.

Цепные передачи употребляются в тех случаях, когда необходимо передать точное число оборотов. Передача производится цепью, захватывающей зубцы колес, сидящих иа соединяемых валах; поэтому ведомый конец не нагружается вовсе. Благодаря этому давление на опоры равно натяжению ведущего конца, т.е. окружному усилию Р. Цепная передача завоевала себе прочное место в автомобилях, велосипедах, чесальных и других машинах. Расчет цепи производится на растягивающее усилие Ti=P, опреде-.ляемое обьшиым путем. При налегании цепи на колесо (или звездочку) ее звенья поворачиваются на штифтах; при значительном усилии и частом поворачивании возмолшо снашивание штифтов. Это ведет к нек-рому увеличению шага цепи и нарушению правильности передачи. Поэтому для роликовых цепей не рекомендуются большие окружные скорости; обычно принимают v = 3 м/ск. Потерей в цепной передаче, помимо трения в опорах, является работа трения при упомянутом повороте звеньев. Если обозначить диаметр стержня, на котором пластинки цепи поворачиваются, через d, средний диам. колес через В и коэфф. трения через /г, то добавочная нагрузка р к силе Р выразится для одного колеса соотношением: l>.Pd

Так как диаметр d зависит от условий прочности, то можно сказать, что потеря в цеп-, ной передаче будет тем меньше, чем больше диаметр колес. Пластинки д-тя цепи рассчитываются на растяжение по ведущему усилию Тг. Зубцы колес рассчитываются так же, как для зубчатых колес, с той то.яько разницей, что усилие считается приложенным не к вершине зуба, а к середине. Цепи в работе производят резкий шум, поэтому при больших скоростях применяются специальные бесшумные цепи. См. Цепные передачи.

Лит.: б о б а р ы н о в И. И., Детали машин, ч. I и II, М.-Л., 1926-27; Вер лов М. Н., Детали машин, выпуск 6, СПВ, 1911; е г о ж е. Детали машпн, Сокращенное руководство, М., 1927; Сидоров А., Курс деталей машин, ч. I и II, М.-Л., 1926-27; Bach К., Die Maschinen-Elemente, В. 1, 2, Lpz., 1922-24; L а u d i е п К., Die Maschinen-Elemente, 4 Aufl., Lpz., 1925; ROtscher F., Die Maschinen-Elemente, B. 2, В., 1928. И. Бобарыиов.

ГИБКИЕ СОЕДИНЕНИЯ валов служат для передачи вращения между пересекающимися валами; допускают относительные угловые перемещения между осями валов.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 [ 65 ] 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152