Литература -->  Производство газовых тканей 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 [ 64 ] 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

состоят из сердцевины, предохранительного рукава и патронов-соединительного и ручного. Сердцевина делается из стальных проволок, изогнутых спира.тьно так. обр., чтобы


Фпг. 2.

между витками не оставалось никаких промежутков (фиг. 2). При выборе Г. в. необходимо для каждого случая установить направление вращения во избенсание раскрутки сердцевины. Есть, однако, способы зави-ва, пригодные для обоих направлений, но при этом соответственно уменьшается коэффициент полезного действия Г. в.

Передаваемый вращательный момент для калодой отдельной проволоки диаметра d приблизительно соответствует тому моменту, к-рый способна была бы передать та же проволока в раскрученном виде. Для определения этихвeличин служат следующие ф-лы:

d=/~ICM, 71620 iV

где N обозначает передаваемую работу в }Р, п - число оборотов в минуту, допустимое напряжение-равно от 300 до 1 400 кг/см, в зависимости от способа нагрузки и материала проволок (по данным К. Баха и Htitte).

Для определения всего диаметра сердцевины (io6u{. нужно умнолшть d на общее число проволок; так как, однако, число проволок в большинстве случаев неизвестно, то рекомегщуется определять do6ui. сразу для всего диаметра сердцевины и для надежности значение, полученное из приведенной выше ф-лы, увеличить на 20-30%.

Для коэффициента полезного действия Г. в. существенное значение имеет безупречное качество проволочной стали.

Употребительная длина валов: 1,5; 1,8; 2,0; 2,5: 3,0 м. Валы для передачи до Vs IP обыкновенно имеют 1,5 или 1,8 м; для передачи же более Vs берут 1,8 или 2,0 м. Наибольшие диаметры применяемых Г. в.- 100 мм, наибольшее число оборотов - 3 500.

Наименьший радиус кривизны изогнутого Г. в. в состоянии покоя равен 6-7do6ni., ио во время работы нельзя допускать радиус кривизны ни лее 12-15 do6vn. (в зависимости от качеств предохранительного рукава). При искривлении значительно увеличивается напряжение, которому подвергается вал, и соответственно уменьшается кпд.

Предохранительный рукав делается из металла и служит для защиты и направления сердцевины (фиг. 3). В некоторых случаях(например, ,в медицинских аппаратах, в сырых помещениях) рукав снабжается дополнительно кожаной или тканной оболочкой. Между предохранит, рукавом и сердцевиной для лучшей защиты и нанравления часто вставляется плоская спираль; между предо-


хранит, рукавом и проволочной сердцевиной всегда должно находиться смазоч. вещество.

Патрон для укрепления вала к мотору д. б. солидной конструкции, в виду возникающих весьма значительных напряжений на растяжение и изгиб. Сердцевина снаб-л-сается толстой соединительной цапфой, которая д. б. припаяна к ней мягким припоем; все другие способы соединения не достигают цели, а твердый припой или сварка ненрименимы потому, что при нагревании упругость закаленной стали сердцевины значительно ослабевает. Цапфа соединяется с моторным валом при помощи клина, винта или муфты. На фиг. 4 показано соединение помощью скользящей муфты. Конец предохранительного рукава привинчивается к соответствен, насадке моторного колсуха. Для предохранения вала от слишком сильного изгиба соединительный

Фиг. 3.


Фиг. 4.

патрон часто снабжается еще особой втулкой (в особенности при подвесных моторах) (фиг. 5). Ручной патрон служит для соединения с инструментом. Здесь конец сердцевины также имеет прочную цапфу, к-рая, в виду быстрого вращения и затруднительности смазки, снабжается шариковым подшипником; при очень тонких валах, как, например, в зубоврачебных бормашинах, применимы скользящ, подшипники. Внешн. конец ручного патрона обыкновенно снабжен коническ. отверстием. В валах малого диаметра цапфа таклсе может иметь коническую форму для надевания бора или же тонкую нарезку с залеим-ной муфтой.

Г. в. обыкновенно приводятся в движение непосредственно 5 электромоторами, хотя иногда и при помощи ременной передачи. В этих случаях применяются электромоторы, снаблсенные повороти, выключателем на самом моторе или тяговым выключателем при висячих моторах; при маленьких валах выключатель может находиться у ручн. патрона. При этом различают три способа присоединения: 1) Г. в. насаживается непосредственно на вал мотора (моторы на телелсках или подвесные); 2) Г. в. насаживается на свободный конец контрпривода; 3) Г. в. приводится в движение при посредстве ступенчатого




Виды инструментов и различныеслучаи применения гибких валов.

Инструменты

Применение

Примечание

а) Свободно выступающая оправка б) Шайба с рукояткой

1. Точильные круги всех видов-плоские, конические, цилиндрические

2. Полировальные и лощильные круги из материи, кожи и т. п., деревяшпле гладилки, покрытые наждаком или материей

3. Щеть-ц разных видов (круглые, конические, цилиндрич.) из проволоки или щетины

4. Сверла

5. Оправка для отвертки

6. Оправка для напильников и рашпилей всякого рода (дисковых, остроконечных, круглых, конических, шаровых и пр.)

Очистка кантов, негладко отформованных поверхностей на металле, камне снятие заусенцев и зачистка* сваренных мест

Зачистка и полировка кантов, закруглений и плоскостей на дереве, металле, камне, коже

Зачистка жестяных изделий, сосудов, труб из металла, ка.лшя, матование вощеного дерева

Сверление отверстий малых диаметров (6-ю мм) в дереве и металле

Завинчивание и отвинчивание мелких винтов, ниппелей и пр.

Опиловка форм, закруглений и углублений в дереве и мягком металле

Предохранительный кожух из кованого железа; при (б) возможны тяжелые работы на стыках рельсов и больших отливках

(б) с металлич. щетками применяется для удаления ржавчины, отложений и пр.

(б) не употребляется; в гнездо могут вставляться и другие инструменты

в) С угловой передачей и перебором скоростей (чорвяь-и и шестерни)

! 1. Точильные диски (круги I или сегменты)

2. Круги под наждачное полотно, а так/ке гибкие шайбы

3. Угловые сверла с рукояткой или натяжным винтом и внутренним конусом

4. Отвертки и ключи

1. Ударные щетки для чистки труб и плоских поверхностей

2. Накатки, гладилки

I Плоские шлифы на металле i (литье, печные плиты), дереве,

калше (мраморные плиты, тер-

раццо)

Плоская полировка мебели, мрамора, шести, поверхности экипажей, стен и пр.

Сверление дыр большого диаметра (до 28 мм) в узких местах, нарезка и выправка труб

Завинчивание и отвинчивание разных винтов с прорезью или с 4- и 6-гранными головками ! и гаек

г) Прочие конструкции

Чистка котлов, кипятильных труб до 100 мм диам. (в свету)

Полировка шпаклеванных и лакированных поверхностей.пря-мошшепными движениями

Передача скоростей до 1 :15

Специальные конструкции для длинных труб

шкива для изменения скоростей. К первым двум типам относятся и такие конструкции, в к-рых Г. в. присоединяется к свободному концу валов других машин, как, напр., ручных сверлилок, пил, полировальных, фрезерных и пр. станков. Различные виды инструментов и случаи их применения при Г. в. см. табл.

ГИБКИЕ ПЕРЕДАЧИ, передачи вращения от одного вала к другому помощью гибкой ленты, огибающей с некоторым натяжением шкивы на обоих валах (фиг. 1). В зависимости от рода гибкой ленты Г. п. разделяются на: ременные передачи, передачи проволочными и непроволочными йаната-ми, а также цепные передачи. Первые три формы представляют передачу силою трения, возникающего между лентой и рабочей

поверхностью шкивов. Лента обычно надевается с известным натяжением; иногда применяются различные натяжные приспособления, прижимающие ленту к шкиву.


Фиг. 1.

В состоянии покоя натяжение обоих концов ленты одинаково, при движении же натяжение Tj ведущего конца бо.чьше натяжения



Та ведомого конца на величину силы трения между лентой и шкивом; зависимость, связывающая силы 1\ и выражается формулой: ТТф -, где е-основание натуральных логарифмов, -коэфф-т трения и а- угол обхвата ленты. Эта зависимость получена в предположенни, что собственный вес ленты не оказывает влияния на передачу. В действительности, в ленте, лежащей на шкиве, во время движения развивается центробежная сила, стремящаяся отжать ленту от шкива и этим уменьшить силу трения. При учете веса ленты, натяжения ее концов определяются по ф-лам:

е; - 1

Т, = Р

eИ <=- 1

где д-вес погонной единицы ленты, г- скорость ее, д-ускорение силы тяжести, Р-окружное усилие.

Величина окружного усилия равна

11 д) gLo.

Из этой формулы видно, что для получения большей величины Р, при том же значении Tl, выгодно увеличивать коэфф-т трения /г и угол обхвата . Угол а зависит от расстояния между валами и от диаметров шкивов. Поэтому передаточное число, равное отношению диаметров, не следует делать большим. Чтобы получить в работе необходимые натяжения Tl и Ijj, лента долнсна иметь натя-лсение в покое Т, равное

Натяжение ленты вызывает давление в шейках валов Л, равное сумме Т1+Т2 и уменьшенное на величину центробеншой силы:

а eн <= - 1

Работа, передаваемая лентой, равна:

откуда

71 620 N

(6) (7)

где N-число IP, I)-диаметр, а п-число оборотов в мин. ведомого шкива. Из (6) видно, что при том же Р выгодно увеличивать скорость движения ленты v. Однако, такое увеличение возможно лишь до известного предела, т. к., благодаря возрастанию центробежной силы, в ленте возникают большие напряжения. При наиболее выгодной скорости напряжение от центробенсной силы равно приблизительно трети полного напряжения ленты в работе. Во всякой передаче гибкой связью неизбежна потеря некоторой части работы, а именно: 1) относительная потеря от трения в опорах ва.чов

1 -----р-------

где Qi и -радиусы шеек, а и -радиусы шкивов: 2) относительная потеря вследствие изменения в скорости, возникающая благодаря упругим свойствам ленты, т. е. изменению упругих деформаций под влия-

нием меняющихся натяжений 2j и Т, что влечет за собой разницу скоростей ведомого конца и Vi ведущего, вычисляется по ф-ле:

- V, EF EF

где F-поперечное сечегше ремня и Е--модуль упругости его; 3) потеря от перегибания ремия: при набегании на шкив лента обвивает его, на что затрачивается работа

6= ; работа движущей силы в секунду

равняется Pv, следовательно, относительная потеря для двух шкивов вычисляется так:

у - i

где I-момент инерции сечения ленты, а (Dl и а>2-угловые скорости вращения валов; 4) остальные потери-от сопротивления воздуха движению ленты и вращению шкива, от электризации ленты, жесткости ее и т. д. Учет этих потерь очень труден, так как в каждом . отдельном случае числовое значение кпд будет зависеть от целого ряда причин, как форма спиц шкива, скорость ленты, форма сечения ленты и т. д. Обычно эти потери принимаются равными- 1%.

Ременная передача. В этой передаче в качестве гибкой ленты служит ремень (см. Ремни приводные). Чаще всего встречаются ремни кожаные, разделяющиеся по форме своего сечения на плоские, круглые и трапецоидальные. Реже употребляются ремни из верблюжьей шерсти, хлопчато-бу-мажные, шелковые и т. д. Достоинством последних ремней является меньшая чувствительность к изменениям темп-ры и влажности воздуха в рабочем помещении, но срок службы их меньше. Ременные передачи применяются в разнообразных случаях передачи работы, от очень ма.тых до очень больших мощностей. Передача ремнями м. б. выполнена при произвольном расположении валов в пространстве. Если желательно иметь экономную и спокойную передачу, то расстояние между валами долж1ю быть не особенно велико; при-параллельном располонее-нии валов крайним пределом является 1.5 лс. Ведущий конец ремня, при горизонтальной или наклонной установке, располагают внизу, так как ведущий, более натянутый конец провисает немного, а верхний провисает больше, почему угол обхвата увеличивается. При установке ременной передачи обязательно выполняется требование, чтобы набегающий на шкив конец имел нанравле-ние в средней плоскости шкива, а сбегающий отклонялся от нее в сторону не свыше чем на 25°. При выполнении этих условий можно установить передачу между двумя скрещивающимися валами без направляющих роликов. Наиболее распространенные формы передач: открытая (фиг. 1), при к-рой вращение обоих валов направлено в одну сторону, и перекрестная (фиг. 2), при к-рой валы вращаются в разные стороны. В последнем случае каждый конец ремня должен по пути повернуться на 180°. При малых расстояниях между валами возможно трение кромок ремня друг о друга, вызывающее относительно быстрый износ ремня, что особенно заметно на ремнях плетеных. Угол обхвата при перекрестной передаче



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 [ 64 ] 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152