Литература -->  Производство газовых тканей 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 [ 51 ] 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

В частях проводников, лежащих вне пазов, распределение плотности переменного ,тока нормальной частоты, в 50 пер/ск., происходит в больпшнстве случаев б. или м. равномерно. Только в машинах большой мощности, имеющих большие головки обмоток и большие сечения проводов, увеличение сопротивления в лобовых частях может достигать весьма значительных размеров. Для токов нормальной частоты средний коэфф. уве-летения сопротивления последовательно соединенных проводников, заложенных в лазы и имеющих прямоугольное сечение, м. б. вычислен по ф-ле

I. -, . т - 0,2 (-2.

здесь т-число рядов проводов, лежащих друг под другом (фиг. 37), а -отвлеченное число, так называемая приведенная высота провода, равная а 7<, где

(в последнем выражении п-число проводов в каждом горизонтальном ряду, Ъ-глубина провода в см, а-ширина паза, f-частота


Фиг. 37.

Фиг. 38.

переменного тока, q-кудельное сопротивление в й мм(м). Для проводников с кругл ы м сечением

15,25

при этом для вычисления принимается h=b=d. Коэфф-ты увеличения сопротивления последовательно соединенных проводников в части, находящейся вне пазов, определяются по формулам: для проводгшков с прямоугольным сечением

А- - 1 4- -1 fii hg - i -f- 3g s ,

для проводников с круглым сечением (см. фиг. 38)

при больших значениях числа проводников и

*. = i + ,i-f.

Для медных проводников и для 50-периодно-то переменного тока

где х = п-

На основании вышеприведенных ф-л средний коэфф. увеличения сопротивления к для всей обмотки определяется так:

hj I + hs Is hj + kg )-

/с =

I + и

где I-длина якоря, -средняя длина головки витков и Я = у . С целью уменьшения в современных машинах часть обмотки, заложенной в пазах, выполняют слоями (фиг. 22), а капоты и крепления головок обмотки статора делают из немагнитных материалов.

Приблизительные значения = для

современных рационально сконструированных машин указаны в табл.2. Самоиндукция

Табл. 2. -Значения kw.

Число фаз

Машины с явно выраженными полюсами

Машины сне-! явно выра-н!енными полюсами

1,2-1,6 1,1-1,5

1.2-1,6 1,1-1,4

обмотки якоря, обусловленная потоками рассеяния, создает т. н. реактивное сопротивление якоря Xg = Lg ш = 2.7t f Lg, или p e-актанц рассеяния. Реактанц рассеяния обмотки якоря состоит из следующих частей: 1) из реактанца рассеяния потоков паза xj, 2) из реактанца рассеяния потоков головок зубцов Xj и 3) из реактанца рассеяния лобовых частей обмоток Xg. Т. о.,

= + Щ + х-Реактанц, обусловленный потоками рассеяния паза и головок зубцов, вычисляется по формуле:

и >-jv + Ч v я.

где f-частота тока в пер/ск., iv--число витков в фазовой обмотке, li-т. н. идеальная длина якоря, р-число пар полюсов, q-число активных пазов, приходящихся на полюс и фазу, P.JY-проводимость для потоков паза и Я-проводимость потоков головок зубцов. Проводимости Ajv и вычисляются по приведенным ниже формулам. Проводимость паза:

а) для однослойной об:моткп

б) для двуслойной обмотки

+ 04 а.

Проводимость потоков зубцов:

а) для машин с неявно выраженными полюсами

4 = -

б) для машин с л юса ми

Яа = 0,321п

явно выраженными по-

---Ь0,64 In-

4( - а.

Здесь 4-ширина црореза головки паза магнитной системы, воздушный зазор, t-зубцовый шаг якорной системы, t- зубцовый шаг магнитной системы.

Если в якоре применяются закрытые пазы, то эдс, к-рая наводится в обмотке якоря потоками рассеяния, замыкающимися через перемычку, м. б. учтена в предположении,

т. Э. т. V.



что перемычка в магнитном отношении насы-шена до 22 500 максвелл/с.и. В этом случае = 4,44 / . rtf г,- 2 22 500 Ю =

= Тоз - h. (h вольт,

где (1-толщина перемычки.

Реактанц, обусловленный потоками рассеяния головок обмоток, вычисляется по следующей формуле:

где Ig-длипа головки обмотки [обычно 1 = =(2,22,8) т] и Ig-проводимость потоков рассеяния лобовых частей обмотки; приблизительное значение Ig может быть принято равным 0,8-- , где s = .

Векторные диаграммы синхронных генераторов переменного тока. В нагруженном синхронном Г. п. т. напряжение на зажимах машины при постоянных значениях скорости вращения и силы тока возбуждения отличается от того, какое имела машина при холостом ходе, по трем причинам: а) вследствие падения напряжения, вызываемого наличием эффективного и индуктивт-юго сопротивлений обмоток якоря; б) вследствие реакции якоря или влияния ноля якоря на основное поле машины, создаваемое обмоткой возбуждения; в) вследствие изменения коэффициента рассеяния магнитного потока обмотки возбуждения с изменением значения и характера нагрузки генератора.

Влияние всех этих факторов на напрялсе-ние Г. п. т. лучше всего уясняется при помощи векторных диаграмм. Ниже приведены построения векторных диаграмм только для многофазных синхронных машин, имеющих симметричную обмотку якоря и равномерную нагрузку каждой фазной обмотки якоря, при чем построение диаграмм выполнено для цепи одной фазы. Если же в некоторых случаях встречается необходимость в построении векторных диаграмм не для фазовых напряжений, а для напряжения плеча сети, т. е. для сопряженного или междуфазового напрялсения (что представляет практический интерес, когда машина имеет обмотку, соединенную в звезду), то при построении диаграмм напряжений непосредственно для плеча сети нужно лишь умно-лшть полное сопротивление обмотки якоря Z на /3 и пользоваться характеристикой холостого хода, снятой тоже для напряжения сети, а не для фазы.

Что касается векторных диаграмм напря-лсений для однофазных альтернаторов, то построение таких диаграмм производится так лее, как и для многофазных синхронных машин; здесь необходимо только надлелса-щим образом учитывать реакцию якоря, а именно-при определении изменений напрялсения следует принимать во внимание ампер-витки только синхронно вращающегося поля якоря. В этом случае амплитуда этих ампер-витков

AWa = 0,W-w- 1.

I. Диаграмма Блонде ль - Арнольд- Ла-Кура (Б.-А.-К.) для синхронных Г. п. т. Эта диаграмма

применяется в тех случаях, когда синхронные машины имеют магнитную систему с явно выралсенными полюсами.

Пусть отрезок 01 представляет вектор силы тока фазной цепи якоря (фиг. 39). Внешняя цень машины состоит н:з эффективного и индукт. сопротивлений, и вектор силы тока отстает от вектора напряжения на зажимах машины на . Из точки О проводят вектор эдс OEi наводимой при холостом ходе машины, под углом \i> к вектору О/, при чем этот угол откладывают в направлении вращения векторов.


Фиг. 39.

Вектор основного потока, или потока возбуждения 0Ф должен опережать вектор

OEq на угол ~, поэтому вектор ампер-витков основного поля возбулсдения AW отк,та-дывают перпендикулярно к отрезку ОЕо. Для нахождения вектора эдс якоря ОЕ, наводимой результирующим магнитным потоком якоря, необходимо учесть влияние реакции якоря. В этом случае поле якоря следует разложить на две составляющие: поперечное поле, сдвинутое в пространстве

под углом в Y относительно основного поля,

и продольное поле, совпадающее с направлением основного поля, при чем первое поле пропорционально I cos ф, а второе I sin tp. Поперечно действующее поле ослабляет основное поле машины-генератора под набегающими краями полюсов и усиливает под сбегающими, вследствие чего результирующее поле сдвигается в сторону, обратную вращению машины. Продольное поле, создаваемое составляющей тока,

отстающей от эдс на угол -, действует навстречу 0СН0ВН0Л1У полю, отчего происходит размагничивание машины; при оперелсаю-

щей на +1- составляющей происходит усиление основного поля.

Т. к. в машинах с явно выралсепными полюсами магнитное сопротивление для потока якоря неодинаково по окружности якоря, то это обстоятельство должно быть принято во внимание. Амплитуды ампер-витков поперечного и продольного нолей якоря AW и AWg могут быть вычислены по формулам: AWq = \ 0,9т W 4j 7 cos 1/) =

т IV

fu; - I - COS = . AWa COS xp.



AW = Я = к т

0,9т - W f I sin хр =

I - sin tp = Хд AW,j- sin г/..

где m-число фаз, tv-число витков в фазовой обмотке якоря, -амплитудный обмоточный коэфф-т. Яд и kg-коэфф-ты, учитывающие уменьшение действия поперечных и продольных ампер-витков якоря, происходящее из-за наличия воздушных промежутков между явно выраженными полюсами машины, AWa-полные ампер-витки якоря; значения коэффициентов kg и kg приведены ранее на диаграмме (фиг. 36). Вычислив значения ампер-витков AWg и AWg, откладывают векторы их соответственно по направлениям векторов J-cosip и 1-втхр.

Поперечные и продольные ампер-витки якоря TFg и AWg создают магнитные поля и Фд, которые, в свою очередь, наводят в оомотке якоря эдс Е ш Eg, отстающие по фазе от соответствующих магнитных потоков на угол Векторы магнитных потоков

Фд И Фд, вследствие явления гистерезиса, несколько отстают от векторов ампер-витков AWq v. AWg. Эти углы отставания очень малы, и практически при построении векторных диаграмм векторы Фд и Фд направляют

соответственно по векторам AW и AW.

Из векторной диаграммы видно, что

= tgrp; /cos 9 °

мелсду тем, вследствие неодинакового магнитного сопротивления для потоков Фд и Фд

(Яяр, отношение может быть больше

или меньше tgi, т. е. -tgtp.

В таком же соотношении должны находиться и эдс:

Е, = Чв-П

f W фд 10~8 вольт, f w Фд 10-8 вольт.

аименно: tgxp. Вследствие этого вектор,

равный сумме векторов Ед+Ед, не образует прямого угла с вектором силы тока I. Т. о., результирующая эдс якоря Е представляется геометр, суммойтрехдс: Ео, EgVL Ед,т.е.

Еа = Ео +Ед -f Eg .

Для нахождения напряжения на зажимах машины Eji необходимо учесть падения напряжения от активного сопротивления обмотки якоря Ег=1-Ву, и от индуктивного сопротивления обмотки якоря или от влияния потоков рассеяния

Вектор Ег должен иметь направление, обратное вектору J, а вектор Eg должен отставать от вектора I на угол

Из векторной диаграммы, данной фиг. 39, следуетчто

Ejf = Eg -\- Ед-\- Eg -\- Eg-h Еу . Совершенно таким же образом можно построить диаграмму напрялсения Г. п. т. для емкостной нагрузки, когда сила тока I опережает эдс Eq. в этом случае вектор напрялсения Ek может получиться ббльшим, чем вектор Ео (фиг. 40).

Для построения векторной диаграммы Б.-А.-К. необходимо иметь данные относи-

тельно обмотки машины и ее сопротивлений Гд и Же и уметь находить эдс Eg и Eg. Поперечный поток Фд, индуктирующий эдс Eg, замыкается главн. обр. через воздух; поэтому можно принять,что Фд, а следовательно, и Eg, пропорциональны ампер-виткам AWg, т. е. Eg ~ AWg. На основании этого для нахождения по AWg

значения эдс Eg можно воспользоваться характерно-THKoii холостого хода машины, а именно ее прямолинейной частью, к-рая определяется глав, обр. числом ампер-витков, потребных для проведения основного магнитного потока через междужелезное пространство (фиг. 41). При определении Eg необходимо учитывать насыщение машины и находить Eg как разность двух эдс, а именно: эдс, соответствующей ампер-виткам возбуждения AW , и эдс, соответствующей разности AW-AWg (для индукционной нагрузки) или сумме AW-t--\-AWg (для емкостей нагрузки).Нахождение эдс Eg и Eg для г. ц. т. осложняется еще



Фиг. 41.

и тем обстоятельством, что для определения AWg и AWg необходимо знать угол хр, равный <р+в. Угол между векторами напря-ж.ения на зажимах машины и вектором си-лЬг тока обычно известен; он определяется характером нагрузки и задается указанием коэффициента мощности. Угол в, а следовательно, и угол г/; могут быть найдены лишь из векторной диаграммы напряжения, а потому для построения последней приходится применять искусственные методы.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 [ 51 ] 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152