Литература -->  Производство газовых тканей 

1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

В этой части абсорбционной установки наиболее существенное значение имеют: 1) Число и размеры абсорберов. Так как абсорберы работают параллельно, то число их в гсаждой системе определяется количостпом подлелсащего переработке газа.


Ф-лг. 6.

размеры ле канодого абсорбера-гл. образом давлением, под которым газ поступает в абсорбер. Чтобы увеличить пропускную способность газопровода и всей установки, газ обыкновенно перекачивается и поступает в абсорберы под значительным давлением, до-стит-аюшим на некоторых абсорбционных заводах 17 atm и более. В таких установках, применяемых для переработки сухого газа, вышина абсорберов доходит до 9-12 м при диаметре в 0,75-1,2 м\ при работе на низком давлении размеры абсорберов м. б. значительно больше (3,5x22 и больше). 2) Состав и количество абсорбирующего масла. В качестве абсорбента чаще всего употребляется соляровое масло: обладая высокой поглотительной способностью для пароз газолина, оно в то лее время имеет достатрчно высокую начальную t nun., чем значителы о облегчается полнота последующей отгонки газолина. Вме- сто солярового масла в качестве абсорбентов были предложены и другие лсидкости, например, тетралин; однако, дешевизна и доступность солярового масла ставят этот абсорбент вне конкуренции, по крайней мере, при извлечении газолина из естественного газа. Для получения максимальных выходов на газолин средний расход масла при высоких давлениях составляет 65-90 л на 100 газа; при низких давлениях расход масла д. б. увеличен в несколько раз, т. к. с понижением давления растворимость газа в лшдкости уменьшается. Растворимость газа уменьшается такл-се вследствие нагревания масла теплотой, выделяемой газом при оясиже1гии; при переработке жирного газа масло, далеко еще не насыщенное газолином, перекачивается из вторичного абсорбера для повторной операции в первичный не непосредственгю, а через охлаждающие змеевики ..3) Скорость прохоледе-ния газа через абсорбер д. б. такова, чтобы, при максимальном использовании абсорбера, вместе с отходящим газом в газопроводную сеть не попадало масло. При правильном оборудовании абсорбера скорость прохоледения газа через него может достигать 20 Л1 в минуту и больше.

Следующей стадией работы на абсорбционной установке является отгонка газолина. Из абсорберов, работающих при высоких давлениях, насыщенное газолином масло подается сначала в сепаратор для отделения растворенных газов при давлении, примерно, атмосферном, а затем через подогреватель перекачивается в куб, где происходит отгонка газолина. Назначение подо гревател я-предварительный подогрев перекачеваемого в перегонный куб масла за счет использования теплоты горячего масла, освобожденного в перегонном кубе от газолина и направляющегося обратно из куба в абсорбер. Наиболее широко распространены двойные трубчатые подогреватели, состоящие из внутренних труб диаметром 50-(i5 мм и наружных-диаметром icO мм, обычно не изолируемых Горячев масло из куба проходит по межтрубному пространству, холодное же, насыщештое га-30лин0.м масло из абсорберов идет по внутренним трубам в противополонсном направлении. Кубы, применяемые для отгонки газолина, весьма разгюобразны. Они имеют форму либо вертикальной колонны либо обыкновенного парового котла, расположенного горизонтально (фиг. 7). В том и в другом случае внутри котла помещается несколько широких горизонтальных, с небольшим уклоном желобов, по к-рым проходят 25-лш паровые трубы. Масло поступает в верхний жолоб через а, встречает здесь нагретую поверхность паровых труб и, нагреваясь, отдает часть растворенного в нем газолина. С первого Лчолоба масло стекает на второй, затем на третий и т. д., так что, дойдя до выходного отверстия 6, масло должно отдать весь растворенный в нем газолин, который через отверстие d направляется в змеевики, орошаемые водой. Чтобы

Фиг. 7-

обеспечить отдачу газолина, иногда в кубы вводится через с открытый пар. При этом, однако, происходит эмульгирование масла, осложняющее дальнейшую работу с ним, так как: 1) эмульгированное масло имеет значительно меньший коэффициент поглощения газолиновых паров и 2) обыкновенно водяные пары попадают далее в газопровод, конденсируются здесь и в холодную погоду вызывают обмерзание труб. Чтобы избежать этих неудобств, на нек-рых Г. з. для отгонки газолина стали применять огневой подогрев, давший во всех отношениях удовлетворительные результаты. Температура, применяемая для полного выделения газолина из масла, довольно высока (200° и выше), вследствие чего небольшое количество масла в виде пара увлекается парами газолина.



Если все эти пары сконденсируются вместе, то конечная точка кипения газолина будет слишком высока. Чтобы избежать такого загрязнения газолина, кубы снабжают либо дефлегматорами того же типа, как на нефтеперегонных кубах, либо колонками более сложного типа с разного рода насадками.

Простейший и наиболее распространенный тип холодильников, применяемых в газолиновом производстве, изображен на фиг. 8. Это-ряд зигзагообразных труб (змеевики), через которые проходят газолиновые пары; снаружи же по трубам разбрызгивается и стекает холодная вода. Внизу,


Фиг. 8.

под трубами-неглубокий ящик, из к-рого собравшаяся вода отводится прочь. Так же устроены холодильники для масла, которое, проходя подогреватель, не успевает достаточно остыть, чтобы поступить сразу в абсорбер, и требует добавочного охлаждения.

До выпуска в продажу газолин, прошедший через змеевики, подвергается стабилизации, а ирюгда и очистке. Стабилизацией газолина называется освобождение его от т. н. диких газов (главн. обр, этана и пропана), к-рые, растворившись в газолине, сообщают его парам слишком большую упругость. Освобождение от диких газов производилось раньше путем выветривания газолина в сепараторах высокого, низкого и, наконец, атмосферного давления. При этом, однако, вместе с дикими газами улетучивается значительное количество газолина. Во избежание этих потерь применяются иногда специальные ректификационные колонки; существуют также способы утилизации газолина, увлекаемого дикими газами. После стабилизации газолин идет на смешение с бензином перегонки. Когда в газолине докторской пробой устанавливается присутствие сернистых соединений, то производится очистка его раствором хлорноватистокислого натрия (гипохлорит-ный процесс) или так называемым докторским раствором, т. е. щелочным раствором окиси свинца в присутствии серы (плюм-битный процесс).

III. Адсорбционные Г. з. с твердыми поглотителями. Во время войны 1914-18 гг. были найдены и разработаны способы значительного повышения адсорбционной способности древесного угля путем специальной его обработки при высокой t° (ок. 850°) водяным паром. Такой уголь получил название активированного угля. Естественный газ пропускают в адсорбер с активированньш углем до насыщения адсорбента. Затем направляют газ во второй адсорбер, в первый же пропускают перегретый пар для отгонки поглощенного в

адсорбере газолина. Пары воды и газолина отводятся в холодильник, где они конденсируются и затем разделяются. Когда газолин отогнан, адсорбер охлаждают обычтю остаточньш газом, водяной пар направляют во второй адсорбер, газ же-в третий, и таким образом заканчивается цикл работы установки. Активированный уголь готовится из плотных древесных пород (береза, дуб, самшит и пр.), в Америке-из скорлупы кокосового ореха. В последнее время в качестве адсорбента очень высокой поглотительной способности начинают применять силшагель (см.). Адсорбер представляет собою вертикальный цилиндр, диаметром ок. 1,5 м, высотою ок. 2 м. Он вмещает 1 500- 2 ООО кг активированного угля, поддерживаемого поперечными сетками. В нижней части адсорбера имеется отверстие для впуска газа и выпуска паров, в верхней- для выпуска отработанного газа и впуска водяного пара; в стенке адсорбера имеется еще отверстие с герметической крышкой для взятия пробы угля.

Система охлаждения на адсорбционных Г. 3. состоит из нескольких змеевиков различной длины: 1) змеевики для охлаждения отработанного газа, снабженные в начале и конце ловушками для воды; 2) змеевики для охлаждения водяных паров из адсорбера; здесь конденсируется ббльшая часть водяных паров, пары же газолина проходят без заметной конденсации, т. к. t° выходящих паров, путем регулирования притока охлаждающей воды, поддерживается около 80-85°; 3) змеевики для конденсации паров газолина, сильно охлаждаемые; 4) змеевики для отработанного пара. Конденсированная вода идет на питание паровых кот-.tiob. Кроме системы адсорберов и холодильников, на адсорбционном заводе имеются: а) небольшой компрессор для остаточного газа со специальным при нем холодильником; б) паровая установка; в) сборные и другие резервуары.

Преимущества адсорбционных заводов следующие: 1) кпд значительно превышает кпд Г. 3. с масляным поглощением, при чем в нек-рых случаях это превышение достигает 50 %; 2) газолин отличается высокими качествами: стойкостью при отдувке , способностью обходиться без специальной очистки для улучшения цвета; 3) сравнительная простота установки и отсутствие капитальных сооружений (при работе с небольшими давлениями нет надобности в мощных дорогих компрессорах) позволяют в случае надобности переносить заводы на новые месторождения газа без слишком больших затрат; 4) расход топлива и воды значительно меньше, чем на других газолиновых заводах.

Из недостатков адсорбционных Г. з. можно отметить: 1) высокую стоимость активированного угля; 2) неприменимость адсорбционного способа к газу, содержащему примесь воздуха, в виду возможности опасных взрывов в адсорберах.

Размеры и производительность Г. з., существующих в настоящее время в С. Ш. А., крайне разнообразны. Наряду с мощными предприятиями, перерабатывающими



1,5-2 млн. естествен, газа в сутки, существуют заводы с пропускной способностью в 15-20 тысяч м. Их производительность определяется гл. образ, характером перерабатываемого газа: если на компрессионных заводах, перерабатывающих богатый газ, выходы газолина нередко составляют 50 л и более на 100 газа, то абсорбционные заводы, работающие на бедном газе, довольствуются выходами в 2-2,5 л на 100 газа. В С. Ш. А. перерабатывается газ не из одной или нескольких ближайших к заводу скважин, а зачастую из нескольких сотен и даже тысяч скважин, при чем для этой цели к одному Г. з. прокладывается газопровод длиной в несколько десятков км. При достаточно богатом газе находят выгодным включать в сеть даже сквазкины с суточным дебитом в 5-6 м. Главная масса газолина из естественного газаидетв С. Ш.А. на смешение с бензином, чем достигается не только повышение качества последнего, но и значительное расширение общих бензиновых ресурсов. Сначала это смешение технически осуществлялось путем простого растворения газолина в тяжелом природном бензине в определенных отношениях. В настоящее время для той же цели пользуются более совершенными методами, а именно: а) вместо масла для поглощения газолина в абсорберах применяют тяжелый бензин; при этом выходы газолина резко возрастают, хотя увеличивается огнеопасность работы, так как приходится работать с громадными количествами бензина; б) с помощью особого насоса накачивают в газопровод тянселый бензин (лигроин) между компрессором и холодильником, при чем лигроин не только помогает конденсироваться газолину, НОИ растворяет такие фракции его, которые самостоятельно не осели бы в холодильнике. Полученные таким образом смеси содержат еще слишком много летучих частей; для получения из них рыночных продуктов их подвергают перегонке в кубе помощью пара при давлении около 2а/ти t° 75-77°. Пары легких углеводородов, получаемые при перегонке, направляют в небольшой компрессор, который их сжимает и передает на орошаемый хо.ю-дильник. Здесь конденсируются два товарных продукта: 1) наиболее легкий газолин с t°Kun. 4,5-27°, представляющий собою, в сущности, сжатый газ; его собирают в стальные бутыли под небольшим давлением и под именем газа в бутылях (bottled gas) пускают в продажу, при чем он успешно конкурирует с ацетиленом в сварочных работах; 2) кухонный бензин с i°>run. 22- 80°; этот продукт собирается в особых прочных бидонах, снабженных краном, и употребляется для отопления печей, плит и т. п. Остаток после отгонки сжатого газа и кухонного бензина представляет собою ул;е рыночный автомобильный бензин. В СССР газолиновое дело находится еще в начальной стадии развития. В настоящее время мы имеем пять успешно работающих газолиновых заводов различных систем: три в тресте Азнефть (Биби-Эйбат, Сураханы и Раманы) и два в тресте Грознефть (Новые Промыслы и Соленая Балка).

Лит.: Б у р р е л ь Д., Сейберт Ф. иОбер-фелль Д., Извлечение газолина из естественного газа конденсацией, П., 1921; Б у р р е л ь Д., Б и д-дисон П.иОберфелль Д., Извлечение газолипа из естественного газа путем поглощения. П., 1921; Оберфелл Г. иАлден Р., Газолин из природного газа, перевод с англнйск., М.-Л., 1926; АккерманИ. Н., Нефтяное и сланцевое хоз. , М.-Л., 1924, т. 7,9; Стриж о в И. Н., НХ , 1926, т. 2, 9, 10. 11-12; Шахназаров М. X., там же, 1926, т. 10, 3; В и г г е 1 1 G. А., The Recovery of Gasoline from Natural Gas, N. Y., 1925; L i с h-t V L. C, Measurement, Compression a. Transmission of Natural Gas, N. Y., 1924. C. Наметкин.

ГАЗОМЕРЫ, газовые счетчики, приборы для измерения количества газа, проходящего через газопроводную трубу. По своей конструкции газомеры распадаются на две большие группы: 1) для измерения газа, отпускаемого отдельным потребителям, и 2) для измерения больших потоков газа.

Первая группа газомеров измеряет расход газа по принципу объема; Г. этого типа делятся на мокрые и сухие.

Мокрый Г. (фиг. 1) состоит из барабана с четырьмя камерами А, В, С и В, зак.ггюченного в устанавливаемый на месте установки колсух; нижняя часть барабана погружена в воду, которая открывает или закрывает отверстия в нем а,Ь, с я d, сиу-л{ащие для входа газа из газопроводящей сети через трубу Е. Через незакрытые водой входные отверстия газ проникает в соответствующие камеры барабана, а из последних, после измерения, выходит через выпускные отверстия а, Ъ, с и d в трубу F, ведущую газ к потребителю. Входные и выходные из барабана отверстия располо-лены так, что в каждой отдельной камере при открытом одном из отверстий (входном или выходном) другое обязательно закрыто, т. е. через барабан не м. б. сквозного протока газа, а происходят последовательные наполнение газом или опорожнение от него каждой из камер. На фиг. 1 представлено, как заканчивается наполнение газом камеры Б и начинается наполнение камеры С; одновременно заканчивается опорожнение камеры В и продолжается опорожнение каморы А; при этом попеременном наполнении и опоролснении камер барабан, в силу разницы давлений входящего и выходящего газа на разделительные стенки его, приходит во вращение, для чего достаточно разницы давления в 2-4 мм водяного столба. Вращение барабана передается счетному механизму, который таким образ, регистрирует количество проходящего газа, обычно в объемных единицах. Схема, изображенная на фиг. 1, в практике воспроизводится несколько иначе. Главное отличие состоит в том, что входные и выходные отверстия располагаются не на цилиндрич. поверхности барабана, а на его лобовых частях, имея приблизительно радиальное расположение, при чем наружную цилиндрич. оболочку барабана делают сплошной и припаивают наглухо к разделительным стенкам барабана. Последнего типа барабан сист. Крослея (Crossley) изображен на фиг. 2 со снятой


Фиг. 1.



1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152