Литература -->  Производство газовых тканей 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 [ 48 ] 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Металлические клинья, будучи электрически связаны с капотами, образуют сильную демпферную обмотку в виде беличьего колеса и в значительной мере способствуют устранению перенапряжений и влияний обратновра-щающихся полей при однофазных коротких замыканиях.

Контактные кольца располагаются по одну или обе стороны ротора; они обычно выполняются из сименс-мартеновской стали.

Распределение обмотки возбуждения производится таким образом, чтобы кривая магнитной индукции в воздушн. зазоре получилась по возможности синусоидальной. Обычно обмотка возбулодения размешается на Vs окружности; при таком расположении кривая магнитодви-жушей силы имеет вид ступенчатой трапеции (фиг. 18). За-ксом (Sachs) предложено производить распределение витков обмотки возбулс-дения на /5 окружности ротора, при чем витки, приходящиеся на кагкдый полюс, распределять иа две части; одну, содержащую в себе 0,617 всех витков, располагать в крайних, более глубоких пазах, а другую-во внутренних (фиг. 19). При подобном распределении витков является возможность получить такую магнитную индукцию в воздушном зазоре, кривая которой весьма близко подходит к синусоиде.

При изготовлении вращающейся магнитной системы быстроходных машин, ротора, приходится обращать особенное внимание

Фиг. 18.


Фиг. 1

на уравновешенность всей системы как в механическом, так и в магнитном отношениях. Неуравновешенные роторы люгут вызвать, в особенности в быстроходных машинах, сильные вибрации, делающие дальнейшую работу машины невозможной. Для достижения полной механическ. уравновешенности роторы подвергаются как статической, так и динамической балансировке. С целью достижения магнитной уравновешенности приходится обращать внимание на точность механической обработки и сборки и на однородность применяемых материалов.

Вращающаяся магнитная система, ротор, является одной из наиболее ответственных частей Г. п. т. В современных синхронных маншнах окрулшые скорости достигают 140-155 м/ск. при таких скоростях враща-

ющиеся части подвергаются большим раз-рьшньпм усилиям, и неудачная конструкция, несоответствующий подбор материала могут явиться причиной крупных катастроф.

С целью поверки механич. прочности вра-, щающаяся магнитная система подвергается испытанию на разнос . Это испытание производится при повышенной скорости; согласно нормам, скорость вращения при испытании на разнос устанавливается равной: а) для Г. п.т., приводимых в движение паровыми турбинами, двигателями внутреннего сгорания,-125% от номинальной, б) для. Г. п. т., приводимых в движение от водяных турбин,-180%-от номинальной. Испытание на разнос производится в специальных по-; мещениях или ямах.

II. Якорная система. Якорь синхронных Г. п. т., имеющих нормальную itoii-струкцию, делается неподвижным и поэтому, является статором машины. Статор состоит из станины, сердечника якоря и обмотки. В зависимости от размера машины статор выполняется целым или составным из 2-3-4 частей.

1) Станина изготовляется из чугуна; она является остовом тела якоря и в то же время слулсит частью, кожуха машины. Обычно в станине машины устраивают каналы и отверстия для подвода и отвода воз-. духа или газа, служащего для вентиляции машины.

2) Сердечник якоря набирается из сегментов листовой динамной стали, толщиной в 0,5 мм, в редких случаях-в 0,35 мм. Листы этой стали оклеивают с одной стороны тонкой бумагой, с целью изолирования их друг от друга, для уменьшения токов Фуко. В Г. п. т. повышенной частоты сердечник якоря изготовляется из весьма тонких листов (толщиной от 0,1 мм и менее) мягкого железа, обладающего малыми потерями на гистерезис. Обычно сердечник якоря составляется из отдельных пакетов, шириной от 40 до 60 мм; на внутренней цилиндрической поверхности сердечника якоря делают прорезы или пазы, в к-рых располагают обмотку якоря. Пазы бывают трех видов: открытые, полузакрытые и закрытые. Достоинство закрытых пазов состоит в том, что при наличии их поле в воздушном зазоре получается более равномерным, благодаря чему умень-, шаются потери от пульсации магнитного потока; недостатком же закрытых пазов является затруднительность закладки обмотки в эти пазы. При открытых пазах имеется возможность применения шаблонной обмотки, что в значительной мере упрощает и удешевляет изготовление ее. Так как открытые пазы вызывают сильные пульсации магнитного потока, то для уменьшения этих пульсаций мелсду головками зубцов вставляют клинья, набираемые из листовой динамной стали. Конструкция паза оказывает влияние на индуктивное сонротивление обмотки, обусловленное рассеянием потока в пазу и между головками зубцов. Закрытые и полузакрытые пазы, а также пазы, снаб-лсенные железными клиньями, создают для потоков рассеяния ббльшую проводимость, чем открытые пазы. В нек-рых случаях, с: целью увеличения индуктивного сопротив-



ления обмотки якоря, пазам придают более сложную форму. Тогда паз делается из двух частей, из которых одна предназначена для размещения обмотки, а другая служит для увеличения проводимости потоков рассеяния. Для охлаждения сердечника якоря и его обмотки в теле сердечника делаются в осевом направлении отверстия, а между отдельными пакетами оставляются щели.

2) Обмотка якоря. По конструктивному выполнению обмотки якоря синхронных машин бывают двух видов: стержневые и катушечные. Обычно стер новые обмотки применяются в тех случаях, когда в одном пазу располагают только одну или две стороны витков обмотки; такие обмотки употреб.тяются для сил тока от 600



Фиг. 20.

Фиг. 21.

ДО 1 ООО А и более; при этом стержни обмотки изолируются на полное напряжение. Стержневая обмотка чаще всего располагается в. по.тузакрытых пазах. Лобовые соединения в стержневой обмотке имеют вилкообразную (фиг. 20) или дугообразную форму (фиг. 21). Если поперечное сечение стержней превосходит 300-400 см, то для уменьшения дополнительных потерь стерлсни выполняются в виде кабеля из отдельных тонких полос, сплетенных между собой определенным образом. Конструкция таких плетеных стержней представлена на фиг. 22. Катушечные обмотки применяются для машин высокого напряжения. Катушечная обмотка выполняется вручную и по шаблону .Намотка витков вручную производится обычно тогда, когда якорь снабжен


Фиг. 22.

закрытыми или полузакрытыми пазами; такой способ выполнения обмотки ограничивается применением в машинах небольшой и средней мощности, напрялением до 5 ООО- 6 ООО V. Шаблонная катушечная обмотка, в зависимости от предполагаемого способа закладки ее в пазах, выполняется в виДе полувитков (разрезанной с одной стороны катушки) или щ.е в виде целых катушек.

Первый вид шаб.яонных обмоток применяет- ся для якорей с закрытыми или полузакрытыми пазами. Разрезанные витки таких обмоток после закладки в пазы соединяют между собой путем пайки или сварки, а обнаженные части их затем хороню изолируют.


Фиг. 23.

Такие обмотки применяются для напряжения до 8 ООО-10 ООО V. Цельные шаблонные катушки могут закладываться и в полузакрытые пазы тогда, когда ширина прореза паза такова, что неизогнутая часть катушки может свободно проходить по этому прорезу. Такие обмотки находят применение гл. обр. в четырехполюсных машинах и для напряжений до 8 000 V. Шаблонные обмотки, закладываемые в открытых пазах, бывают заранее полностью изолированными; они применяются в машинах большой мощности, с напряжением до 30 ООО V. Обмотка якоря может располагаться в один или два слоя, при чем двуслойное расположение находит место гл. обр. в стержневых обмотках и в катушечных, выполненных по типу обмоток

<!>

Фиг. 24.

постоянного тока. В многофазных машинах обмотку располагают равномерно по всей цилиндрич. поверхности сердечника якоря.


N \ Is

7WV\

Фиг. 25.

В однофазных же машинах обмотка размещается лишь на Vs окружности. Средний шаг обмотки якоря обыкновенно делают равным полюсному делению. За последнее



время, с целью уменьшения пульсаций от магнитного потока, вызванных реакцией якоря, обмотка якоря выполняется с укороченным шагом, от

Привод от паровой турби-

ffpueo

Привод от водяной турбины

0,7 ДО 0,8 ПОЛЮСНОГО деления. Головки обмоток располагаются в два или в три этажа. Схема распололсения двухэтажных обмоток изобралсепа на фиг. 23. На фиг. 24 представлена одна из схем соединений типичных обмоток, употребляемых для синхронных Г. п. т. Обмотки якоря могут соединяться из одной или нескольких параллельных ветвей. В большинстве случаев число параллельных ветвей ограничивается двумя; при этом параллельные соединения ветвей осуществляются по схемам фиг. 25.

3) Изоляция обмотки якоря по отношению к телу сердечника, а таю-ке витков ее друг от друга и отдельных частей обмотки одной фазы по отношению к частям обмотки другой, представляет сложную задачу. Для изоляции отдельных витков друг


130204 06 08 10 12 14 16 18 20 222426 28 Фиг. 26.

ЛОСЬ пространств, заполненных воздухом; при наличии последнего, вследствие озонизации, происходит разрушение изоляции. Изоляция обмоток не д. б. восприимчивой к влаге и портиться под действием воды и к-ты. Изоляция головок ббмоток достигается тем, что стороны катушек располагают на определенном расстоянии друг от друга, а места скрещивания сторон катушек двух разноимен. фаз изолируются прокладками.

4) Закрепление обмотки в пазах производится в большинстве случаев посредством клиньев из динамной листовой стали или же из пропитанного маслом или ком-паундной массой дерева (бук). На крепление головок (лобовых частей) обмотки якоря приходится обращать особенное внимание. При коротких замыканиях, когда ток в обмотке якоря увеличивается в 10-15 раз, головки обмоток могут подвергаться сильным механическим воздействиям вследствие электродинамич. эффекта. Последний особенно резко выявляется в машинах турбогенераторного типа. Обычно крепление осуществляется посредством накладок и болтов, ввертываемых в боковые крышки станины якоря или в кронштейны, прикрепленные к станине. Для образования более жесткой системы крепления иногда все накладки механически связываются между собой посредством колец. В тихоходных машинах, вследствие небольшого электродинамич. действия естественная жесткость головок обмоток


Фиг. 27.

ОТ друга применяется пропитанная хлопчатобумажная оплетка в один или два слоя. Изоляция витков по отношению к поверхности паза осуществляется посредством мика-питовых или слюдяных гильз. Изолированные катушки после пропитки д. б. хорошо спрессованы, чтобы внутри не образовыва-

бывает достаточной для того, чтобы противостоять механическим силам, возникающим при мгновенном коротком замыкании.

Развитие мощности генераторов переменного тока. На фиг. 26 представлены диаграммы, иллюстрирующие непрерывный рост единичной мощности Г. п. т., приводимых



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 [ 48 ] 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152