Литература -->  Производство газовых тканей 

1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Berlin, 1923; Т г е n к 1 е г П., Urteergevvinnung bei d. Gaserzeugung, Z. d. VDI , 1920, B. 64, 48, p. 997; Fischer F., Kraftgas, 2 Auflage, Leipzig, 1921; Hermanns H., Gasgeneratoren und Gasfeuerungen, 2 Aufl., Halle, 1924 (обширный литературный указатель); Marc his L., Production et utilisation des gaz pauvres. P., 1908; I h e г i n g A., Die Gasmaschl-nen, Lpz., 1923; Entgasen u. Vergasen, Z. d. VDI , 1926, B. 69, Sonderlieft; G w о s d z J., Generatorgas, Halle a/S., 1921; Gwosdz J., Die Warme, p. 247, 1922, Berlin. M. Пильник.

Техника безопасности. В помещениях для газогенераторных установок д. б. устроены два больших вегггиляционных, постоянно открытых отверстия: одно у потолка и другое у пола, и не менее трех дверей, открывающихся наружу. Подвальное зольнико-вое помещение д. б. соединено с рабочим помещением металлическими лестницами. Вход в зольниковое помещение до.?1жен быть снабжен плотной крышкой, свободно открывающейся сверху и снизу. Особые люки (ля удаления шлаков и золы должны устраиваться вне помещения для Г. Для обслуживания верхних частей генераторов и скрубберов должны быть устроены специальные несгораемые площадки с перилами. Каждый генератор, скруббер и очиститель должен иметь отдельный кран или задвижку для их включения и выключения. Во избежание ожогов все доступные для рабочих нагревающиеся части должны быть изолированы. Деревянные части здания во избежание пожара д. б. отделены от газогенератора и газопровода расстоянием не менее 1 ж до скруббера и не менее 0,5м за ним. Газогенераторная установка должна быть снабжена измерительными приборами для давления. При наличии нагнетательных устройств должна быть обеспечена полная герметичность всего устройства. Все стыки должны быть монтированы на непроницаемых асбестовых прокладках. На питающем двигатель газопроводе, возможно ближе к двигателю, д. б. поставлен клапан для предупреждения распространения взрыва от двигателя. Если помещение для Г. совершенно обособлено от помещения для двигателя, нужно иметь два клапана (или задвижки;: один в начале газопровода, другой-ближе к двигателю. Доступ внутрь газопровода и в другие части устройства допускается только при совершенно погасшем генераторе. Т. к. опасность отравления газом всегда возможна, то станция д. б. снаб-лсена необходимыми медикаментами и аппаратами для оживления пострадавших помощью кислорода. Вода из скрубберов должна отводиться таким способом, чтобы газы не могли проникнуть в рабочее помещение. При этом на установках для двигателей мощностью свыше 50 HP вода должна предварительно очищаться в особых устройствах во избежание заражения ею окрестных водоемов. На установках для менее мощных двигателей разрешается спуск скрубберной воды в поглощающие колодцы.

Лит.: см. Двигатели газовые, Техника безопасности. П. Синев.

ГАЗОКАЛИЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ основано на способности нек-рых тел (смеси окисей тория и церия с небольшими примесями окисей бериллия, алюминия или магния) развивать, при нагревании их в несветящем газовом пламени до белого каления, высокую световую лучеиспускаемость. См. Освещение.


ГАЗОЛИН, продукт получаемый из сырой нефти отгонкой наиболее легких ее фракций или из естественного газа путем его конденсации. Такое значение придается этому термину только в СССР, в других же стра -нах он имеет иной смысл. Так, по американской номенклатуре, Г. - синоним нашего бензина. Америк, спецификация различает следующие виды Г.: авиационный военный (fighting), авиационный для внутреннего рынка (domestic) и моторный для двигателей внутреннего сгорания (motor gasoline). Последний ,наиболее распространенный .приготовляется обычно смешением естественного бензина, получаемого отгонкой наиболее легких фракций нефти, с беизином-крекипг (см.), соответственно чему американский Г. отличается от нашего бензина:

а) значительным содержанием непредельных углеводородов (до 20%) и

б) несколько повышен, содержанием ароматич. соединений (до 10%). Кривые разгонок американок, газолина также существенно отличаются от кривых разгонок наших бензинов. На диаграмме (по Энг-леру) представлены две кривые для америк. моторн. Г. и две для наших бензинов 2-го сорта: 1-з-дов Texas С и Sinclair Ref. С, 5-з-дов Standart Oil С* и Tide Water Oil С , 3-для грозненского бензина и 4-для бакинского. Кривые американских Г. приближаются к прямой либо имеют лишь небольшие искривления, что указывает на значительную равномерность их состава; для наших же бензинов кривые разгонок имеют резко изогнутую форму, что указывает на крайне неравномерное содержание в них отдельных фракций (особенно в бакинском бензине). Указанные различия заставляют ставить современные америк. Г. выше наших бензинов, так как повышенное содержание в них непредельных и ароматич. соединений делает их более устойчивыми при компрессии в отношении детонации, ббльшая же равномерность их состава обусловливает более равномерную и полную сгораемость горючего в моторе и, соответственно, лучшую тяговую силу. В отношении выкипаемости современные америк. Г. ближе всего подходят к грозненскому бензину 2-го сорта.

По номенклатуре нек-рых немецких авторов, Г. или петролейным эфиром называют один из наиболее легких типов бензина, а именно с удельным весом до 0,660. В новейшей нефтяной литературе газолином или природным газолином называют также бензин из газа (см.).

В СССР Г. употребляется гл. обр. для получения бензина. Отбор производится при t° до 150° в Баку и до 220° в Грозном. Кроме бензиновых погонов, такой Г. содержит не-



которое количество лигроиновых, а также легких керосиновых фракций. Для получения из газолина рыночного бензина его подвергают вторичной перегонке в аппаратах с ректификационной колонкой, после чего, в случае надобности, следует обычная очистка серной кислотой. В последнее время наши нефтеперегонные заводы, по образцу американских, стремятся, путем снабжения первых кубов батареи ректификационными колонками, получить первой гонкой рыночный бензин надлежащего качества.

Лит.: см. Газолиновые заводы, Газ естественный, Газ нефтяной. С. Наметкин.

ГАЗОЛИНОВЫЕ ЗАВОДЫ, заводы для получения природного газолина (см.) или бензина из газа (см.). Добываемый из газовых или нефтяных скважин естественный газ для отделения от нефти направляется в резервуары особой конструкции, называемые трапами, или сепараторами, д-м нефти и газа. Трапы бывают различных конструкций, хотя основной их принцип действия весьма прост: смесь газа и нефти пропускают через камеру, достаточно большую, чтобы понизить скорость смеси до величины, при которой нефть отделяется от газа; газ собирается в верхней части трапа, нефть-в нижней. На фиг. 1 изображен сепаратор сист. Балларда. Подача газа производится через трубу а, находящуюся на середине высоты вертикального сепаратора. В верхней части находятся выводные отверстия b для газа, в нижней-отверстия с для нефти. Чтобы газ не попал в нефтепровод, а нефть в газопровод, сепараторы обыкновенно снабжаются


Фиг. 1.

Фиг. 2.

автоматич. регулирующими клапанами. Примером может служить устройство сепаратора Вашингтона (фиг. 2), в котором при подъеме нефти вьппе определенного уровня верхний поплавок поднимается и запирает выходное отверстие Ь для газа; наоборот, при опускании нефти ниже известного уровня опускается нижний поплавок, запирая выходное отверстие с для нефти. Вертикальные цилиндрические сепараторы неприменимы при фонтанных скважинах большой мощности, где развиваются большие давления. В таких случаях пользуются горизонтальными трубчатыми сепараторами различных систем (Старка, Белла и других).

Из сепараторов газ направляется по газовым магистралям на Г. 3. При этом в газопроводах скопляются газолин, а также вода и нефть, увлекаемые газом. Во избежание понижения пропускгюй способности газопровода, вследствие скопления в нем лсид-костей, их удаляют с помощью особого рода ловушек (фиг. 3). Последние присоединяются к магистрали а в


Фиг. 3.

наиболее низких местах газопроводн. линий (куда жидкости собираются самотеком) с помощью особого седла Ъ; по мере накопления в них яотдкости они опоражниваются через выводи, трубу с. Для той же цели служат баки специальной конструкции, так наз. скрубберы, помещаемые на газопроводных магистралях впереди компрессоров, а иногда на газопроводе, идущем от компрессоров, впереди холодильников для газа.

Г. 3. бьшают трех типов: компрессионные, абсорбционные (на жидких растворителях), и адсорбционные (на твердых поглотителях). Обпще схемы соответствующих установок- см. Бензин из газа.

I. Компрессионные Г. з. Конденсация газолина из естественного газа-процесс чисто физический. На Г. з. его осуществляют путем сжатия газа с последующим охлансдением водой или воздухом; реле пользуются охлаждением газа с помощью холодильных машин. Для сжатия газа до 8-10 aim применяются одноступенчатые компрессоры. При сжатии до более высоких давлений температура газа может подняться слишком высоко; в таких случаях предпочитают пользоваться двухступенч. компрессорами. В результате сильного сжатия (до 17-25 atm) и охлаждения газа происходит конденсация его с образованием газолина. Последний состоит гл. обр. из бутана it°nun. 1°), пентана {t°Kun. 36,4°) и отчасти пропана {t°Kun. -45°) и гексапа {1°кип. 68,9°); кроме того, здесь же могут оказаться гептан, а также нек-рое количество метана и этана, растворившихся в жидком конденсате. Кроме углеводородов ряда метана, в газолине могут находиться также некоторые нафтены, как то: циклопентан CgHjo it\un. 49,5°), метилци-клопентан CHg-CsHe {t\un. 72°), цшлогек-сан CfiHia (кun. 81,4°) и т. д.

Схема компрессионной установки для извлечения газолина из естественного газа изображена на фиг. 4. Газ из буровых скважин отсасывается вакуум-насосами Б; пройдя сепаратор А, холодильник В и сепаратор Г, газ поступает в компрессор низкого давления Д, а затем в компрессор высокого давления 3, пройдя холодильник Е и сепаратор Ж, в котором снова выделяется часть газолина. После этого газ идет в третий холодильник И и третий сепаратор К, а затем через 2 рефрилератора Л, М, состоящие из батарей внутренних 3 и наружных 5 труб и охлаждаемые двумя холодильными



машинами П. Р. Газ в линию отсасывается вакуум-насоса.\.и Т, Ф Направление дьи-жрния газа через рефрижераторы, сепараторы Я и О и холодильные машины указано стрелками. Из сепараторов газолин

тайный па компрессионных устагювках, можно еще с большой выгодой перерабатывать на газолин при работе абсорбционным способом. Этот способ извлече1шя газолина из естественного газа состоит в том, что газ

Лгз из Дуровых

Схема компрессионной установки для извлечения газолина из естественного газа.


Фиг. 4.

поступает в сборник С. Значительная часть газа, в зависимости от его начальной влажности, остается неконденсированной; это- т. н. отработанный газ, к-рый идет на освещение или направляется обратгю на промысла для приведения в действие моторов. По сравнению с исходным газом такой отработанный газ обладает рядом крупных прак-тич. преимуществ: он дает менее коптящее пламя и благодаря отсутствию газолиновых паров не вызывает преждевременного воспламенения в цилиндрах газовых моторов. Описанный компрессионный тип Г.з. является наиболее распространенным. Значительно реже вместо сжатия газа прибегают к искусственному охлаждению его с помощью холодильных машин (обыкгювенно с жидким аммиаком). Так, на одном Г. з. в Калифорнии, с пропускной способностью* свыше 8 500 jh газа в сутки, для конденсации газа устроено семь змеевиков, расположенных в ряд и соединенных между собой стояками. В двух первых змеевиках значительн. понижение t° достигается одним расширением газа без упо -требления аммиака. Затем, постепенно понижаясь, t° достигает в седьмом змеевике 10° ниже нуля. Из первого змеевика стекает наиболее тяжелый конденсат, из последнего-наиболее легкий. Затем все конденсаты смешиваются в определенных пропорциях для получения требуемого газолипа. В указанных условиях могут конденсироваться только бутан и высшие его гомологи, тогда как пропан может лишь раствориться в конденсате, сам же конденсироваться в данных условиях не может.

И. Абсорбционные Г. з. с жидкими поглотителями. Компрессионный метод получения газолина из естественного газа выгодно применять лишь к <богатому> ( жирному газу с содержанием не менее 12 л газолина на 100 ж газа. Более бедный ( сухой ) газ, а равно газ, отрабо-

приводится в соприкосновение с более тяжелым, чем газолин, маслом (соляровое масло и т. п.), которое извлекает из газа находящийся в нем газолин (см. Бензин из газа).

Абсорбционный Г. 3. и работу на г!ем организуют следующим образом. Подлелсащий переработке газ поступает из газопровода сначала в систему нескольких первичных абсорберов, работающих параллельно. Эти абсорберы (фиг. 5) представляют собою высокие цилиндрическ. железные башни, достаточной прочности для сопротивления давлению, под которым они работают. Для увеличения поверхности орошения абсорберы разделяются рсобыми внутренними перегородками на секции, заполняемые битым кирпичом, стеклом, в последнее же время-специальными кольцами и спиралями (напр., кольца Рашига, спирали Брежа, фиг. 6). Входные отверстия а для газа (фиг, 5) находятся внизу абсорберов, сверху же, через d, навстречу току газа стекает абсорбирующее масло. Выходное отверстие b для отработанного газа помещается в верхней части абсорберов, для жидкости же с-в их нияней части. Прой а дя через первичные абсорбе- ры, в к-рых поглощается 80- 90% газолина, газ в том же порядке проходит систему вторичных абсорберов, где абсорбируется остальной газолин, после чего отработанный газ поступает в газопровод для утилизации в качестве топлива, осветительного материала и т. п.

Фиг. 5.



1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152